Упражнение «рассказчик в зеркале» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «рассказчик в зеркале»



Сядьте перед зеркалом. Всмотритесь в себя. Изучите себя, свое лицо, глаза, улыбку. Теперь начните сами себе рассказывать одну из притч. При этом старайтесь смотреть


41

себе прямо в глаза. Расскажите своему отражению в зер­кале притчу.

П

Редательство

Это было давно.

Одну женщину обвинили в том, что она ведьма, и приговорили к сожжению на костре. По обычаю этой страны всем жителям города надо было подтвердить, что она — ведьма. Если не соглашался или даже просто молчал хотя бы один человек, то обвиняемую должны были отпустить.

И вот огромная толпа собралась на площади у столба, к которому была привязана женщина. И все кричали: «Ведьма!» Только один человек — ее сын — стоял молча в толпе. Он не знал, что делать, как помочь матери.

Вдруг кто-то в толпе заметил молчащего сына и закри­чал: «Он — сын ведьмы, а значит, и он сатана! Сжечь и его!»

«Сжечь мать и сына!» — подхватила толпа. Несчаст­ная женщина что было сил крикнула: «Это не мой сын! Мой сын не пришел смотреть на ваше безумие! Это — не мой сын!»

И в этот момент ее сын, возмущенный услышанным, громко закричал: «Ведьма!»

Теперь все признали, что женщина, привязанная к столбу, — ведьма. И человек, специально отслеживающий в толпе тех, кто молчал или был не согласен, теперь мог бросить горящий факел в кучу хвороста и дров, сложен­ных у ног несчастной. И он бросил свой факел, и вмиг вспыхнуло пламя. Огонь коснулся тела женщины, но не эта боль обжигала сердце матери. Вспомнила женщина тот миг, когда впервые под ее сердцем шевельнулось ее дитя. Вспомнила, как родила она долгожданного ребеноч­ка и как его крик, такой сладостно-тревожный, возвестил о появлении нового человека на этот свет. Вспомнила, как ребенок впервые прикоснулся к ее груди, как он впервые сказал «мама», как неуклюже сделал первый шаг.


42

Вспомнилось все, что радовало ее когда-то. Охваченная огнем, женщина вспоминала и смотрела в родное лицо сына, кричавшего: «Ведьма!» Женщина уже не могла слышать. Слезы ручьями катились по ее щекам, но эти ручьи не могли погасить огонь.

Когда костер погас, удовлетворенная толпа разошлась. На площади остался лишь сын сожженной. Он стоял на площади до тех пор, пока его не прогнали оттуда. Тогда он пошел куда глаза глядят. И отовсюду его гнали. Бывало, что и избивали. И чем тяжелее ему было, тем все чаще и чаще вспоминал он свою мать. «Мне так не хватает твоих нежных рук, твоего милого голоса. Я не могу жить без твоей нежности и любви», — не раз кричал он, упав на колени и воздев руки к небу. Когда в очередной раз он, стоя на коленях, воскликнул: «Мир жесток! Он отнял у меня то, что было мне всего дороже, — мою мать!», в тот же миг он услышал внутри себя голос: «Это не мир отнял у тебя самое дорогое. Это ты сам отрекся от того, что было тебе дороже жизни, чтобы сохранить жизнь себе».

Так и жил он с вечным укором совести из-за содеян­ного. Шло время, и женщину оправдали. А ее сын так и был гоним отовсюду. И не было у него жизни, и смерть к нему достойная не пришла...

Обратили ли вы внимание на свою мимику во время рас­сказывания притчи? Использовали ли вы жесты? Если нет, то расскажите притчу сами себе еще раз, обязательно жести­кулируя при этом. Теперь же обратите внимание на то, не злоупотребляете ли вы жестами при рассказывании притчи.

Как правило, с первого раза выполнить это упражнение безукоризненно не получается — вы не можете смотреть себе в глаза, смущаетесь, смеетесь, жесты вас или не устраивают вовсе или раздражают.

Но после нескольких попыток трудностей у вас будет становиться все меньше и меньше. И в конце концов их не станет вовсе.


43

УПРАЖНЕНИЕ «ЧТЕЦ В ЗЕРКАЛЕ»

Устройтесь максимально удобно перед зеркалом. Не имеет значения, будете вы стоять или сидеть. В ваших ру­ках — только лист с текстом любой выбранной вами притчи. Например, вы можете использовать эту притчу.

К

Руговорот любви

Ранним утром в двери монастыря постучал кре­стьянин. Хранитель ворот открыл дверь. Крестьянин протянул ему великолепнейшую гроздь винограда:

— Дорогой хранитель ворот, я принес тебе лучшую гроздь из своего виноградника. Это мой подарок тебе!

— Спасибо! — ответил хранитель. — Я отнесу ее на­стоятелю монастыря.

— Нет-нет! Я принес ее тебе!

— Мне?! — удивился хранитель. — Но я не достоин этого удивительного творения природы!

— Ты уже несколько лет отворяешь мне монастырские двери. В любую погоду, в дождь, снег или жару, ты всегда на своем месте. Я хочу, чтобы эта виноградная гроздь, эта частичка совершенного Богом чуда, подарила тебе частичку любви.

Хранитель взял гроздь, но все-таки не посмел съесть ни одной ягодки. Он любовался виноградом, который по­истине был великолепен. И он отнес гроздь настоятелю монастыря.

—  Твои слова придавали и придают мне силу, — сказал хранитель ворот, протягивая настоятелю гроздь.

Настоятель был восхищен гроздью, но также не съел ни одной ягодки. Он вдруг вспомнил о больном монахе, который уже больше года не поднимался с постели. «Я от­дам эту чудесную гроздь ему, — решил настоятель. — Это его непременно ободрит».

В полдень великолепную гроздь в своих руках дер­жал больной монах. И когда повар принес больному еду, монах протянул гроздь ему:


44

—  Ты — повар и как никто другой знаешь, что делать с этим чудом! Я дарю ее тебе!

Повар пришел в восхищение от этой грозди и препод­нес ее в дар монаху, чья мудрость, по его мнению, была безгранична. Монах этот и в самом деле был истинным мудрецом. На закате дня мудрец любовался виноградом: совершеннее грозди он не видел. И вспомнился вдруг мудрецу тот день, когда много лет назад он пришел впервые в этот монастырь. И дверь ему тогда открыл тот самый хранитель ворот, что и сегодня открывает ворота. Тогда хранитель не прогнал его, оборванного и голодного, а проводил к настоятелю монастыря. «А ведь благодаря хранителю ворот, — подумал мудрец, — я принадлежу теперь к немногочисленному кругу мудрецов». И ровно в полночь мудрец отнес гроздь хранителю ворот:

—  Ты большую часть своей жизни проводишь у дверей монастыря. С этим чудесным виноградом тебе сегодня ночью будет веселей.

Понял хранитель ворот, что эта гроздь и в самом деле предназначалась ему. И он, в последний раз полюбовав­шись гроздью, насладился вкусом чудесных ягод. И в эту ночь все были счастливы.

Итак, теперь, когда вы ознакомились с содержанием притчи, вам предстоит перейти к выполнению самого упраж­нения. Инструкция такова: начните читать притчу своему отражению в зеркале. При этом максимально внимательно (насколько это возможно) наблюдайте за отражением.

Как вам понравился чтец в зеркале? Что понравилось? Что — нет?

Теперь вам предстоит абстрагироваться от самого (самой) себя и сосредоточиться только на чтеце в зеркале. Вы — слушатель притчи, а ваше отражение — чтец. Какие у вас ощущения, когда вы слушаете притчу, читаемую с листа?

Продолжите следующие фразы:

«Мне не понравилось, что чтец в зеркале читает притчу, а не рассказывает, потому что...»


45

«Мне не понравилось, что притчу читают, так как...» Можете ли вы продолжить следующую фразу: «Мне нравится слушать, как притчу читают, а не рас­ сказывают, потому что...»?

Насколько сложным оказалось для вас выполнение этого упражнения?

Захотелось ли вам после выполнения этого упражнения читать притчу своему клиенту? А рассказывать?

УПРАЖНЕНИЕ «ИНТОНАЦИЯ»

Прежде чем вы приступите к знакомству с самим упраж­нением, я приведу «фразу к сведению»: «Если гласные — река, а согласные — берега, то надо укреплять последние, чтобы не происходило разливов».

Теперь вспомните три-четыре скороговорки.

Например, «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Если бы Карл у Клары не крал ко­раллы, то Клара у Карла не крала б кларнет»; «Тридцать три корабля лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, да не вылавировали»; «От топота копыт пыль по полю летит»; «Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне ку­кушонок смешон».

Теперь, когда вы определились со скороговорками, расскажите каждую из скороговорок по очереди так, слов­но это:

• главная сплетня вашего двора;

• большая тайна.

А теперь скажите скороговорки с пренебрежительной интонацией. С восхищением. Еле сдерживая злость. С за­вистью.

Получилось?

Приведу фрагмент из теоретического труда велико­го театрального режиссера К. С. Станиславского «Работа актера над собой» (1990, с. 227): «...а какие необычайные


46

внешние трюки, совершенно изменяющие исполнителя роли, можно проделать с голосом, речью и произношением, осо­бенно согласных. Правда, голос требует при изменении речи хорошей, правильной постановки и обработки. Без нее нельзя безнаказанно говорить долго на очень высоких или, наоборот, на очень низких нотах своего голоса. Что же касается изменения произношения, и особенно со­гласных букв, то это делается очень просто: втяните язык внутрь, то есть сделайте его короче, и тотчас у вас полу­чится особая манера говорить, напоминающая английское произношение согласных; или, напротив, удлините язык, выпустив его слегка вперед за зубы, и у вас получится вы­говор придурковато-шепелявый, при надлежащей доработке пригодный для Недоросля или Бальзаминова».

Теперь, используя вышеуказанные интонации, расска­жите следующую притчу.

М

Ощь любви

Прекрасный цветок рос на опушке леса. Однажды ветер встретил этот цветок и влюбился в него. Ветер ла­скал цветок, и тот отвечал ему нежностью и любовью. Но однажды ветру вдруг всего этого показалось недостаточно. «А ведь если я дам цветку всю свою мощь, всю энергию и силу, то и цветок одарит меня чем-то еще большим: большей нежностью, ярчайшим цветом и невероятным ароматом». И ветер направил на цветок всю мощь своей любви, подул на него со всей силы. И не вынес цветок этой страсти ветра и сломался. Ветер, увидев, что произо­шло, попытался поднять цветок. Но не смог. И как ни старался ветер, цветок был недвижим. Он умер. И тогда ветер закричал: «Всю силу, всю мощь своей любви я от­дал тебе, но ты сломался. Значит, не было в тебе силы любви ко мне, значит, ты не любил». И ветер унесся прочь. Тот, кто любит, должен понимать, что не силой и страстью измеряют любовь, а нежностью, трепетным отношением. А потому лучше семь раз сдержаться, чем один раз сломать.


47

О чем думает человек, что он чувствует в тот момент, когда механически произносит слова? Для ответа на этот вопрос обратимся к теории Станиславского. Константин Сергеевич пишет (1990, с. 78, 79): «Ничего не думает и ничего не чувствует касающегося их сути. Они вырыва­ются из нас сами собой, в то время когда мы отвлечены другими переживаниями и мыслями... пока актер болтает слова роли, он думает о посторонних делах и говорит без удержу, чтоб заполнить пустые, непережитые места роли и чтоб чем-нибудь занять внимание зрителей, которые могут соскучиться. В такие моменты актеры говорят, чтоб говорить и не останавливаться, не заботясь при этом ни о звуке, ни о внутреннем смысле слов, а о том лишь, чтоб процесс говорения выполнялся оживленно и горячо.

Для таких актеров самые чувства и идеи роли — па­сынки, а настоящие их дети — слова текста. Вначале, когда впервые читается пьеса, слова, как свои, так и других парт­неров, кажутся интересными, новыми, нужными. Но, после того как к ним прислушаются, после того как их затреплют на репетициях, слова теряют сущность, смысл и остаются не в сознании, не в сердце того, кто их произносит, а лишь в мускулах речевого аппарата. С этого момента не важно то, что говорит сам актер или другие. Важно болтать текст роли так, чтоб ни разу не остановиться.

Как бессмысленно, когда актер на сцене, не дослушав того, что ему говорят, или того, что спрашивают, или не дав договорить другому самой важной мысли, уже торопится оборвать говорящего с ним партнера. Бывает и так, что самое важное слово реплики комкается и не доходит до слушателя, отчего вся мысль теряет смысл, и тогда не на что отвечать. Хочется переспросить партнера, но это бесцельно, так как он сам не понимает того, о чем спрашивает. Все эти неправды создают условности, штамп, которые убива­ют веру в произносимое и самое переживание. Еще хуже, когда актеры сознательно дают словам роли неправильное назначение. Всем известно, что многие из нас пользуются текстом для того, чтоб показать слушателям качество своего


48

звукового материала, дикцию, манеру декламировать и технику речевого аппарата. Такие актеры имеют мало от­ношения к искусству».

И пусть вас не пугает, что в этом фрагменте речь идет о театре. В самом деле, разве эти и нижеследующие слова касаются только актеров? Вчитайтесь в то, что должен за­помнить каждый уважающий себя психолог: «Пусть каждый добывает эту внешнюю характерность из себя, от других, из реальной и воображаемой жизни, по интуиции или из наблюдений над самим собой или другими, из житейского опыта, от знакомых, из картин, гравюр, рисунков, книг, повестей, романов или от простого случая — все равно. Только при всех этих внешних исканиях не теряйте внут­ренне самого себя» (Станиславский, 1990, с. 229).

УПРАЖНЕНИЕ «РЕЗЮМЕ»

Это упражнение посложнее предыдущих.

Внимательно прочтите дзенскую притчу. Источник, от­куда я ее взял, свидетельствует, что она так и называет­ся — «Притча».

П

Ритча

В сутре Будда рассказал притчу: «Человек пере­секал поле, на котором жил тигр. Он бежал со всех ног. Тигр за ним. Подбежав к обрыву, он стал карабкаться по склону, уцепившись за корень дикой лозы, и повис на нем. Тигр фыркал на него сверху. Дрожа, человек смотрел вниз, где немного ниже другой тигр поджидал его, чтобы съесть. Только лоза удерживала его.

Две мышки, одна белая, другая черная, понемногу ста­ли подгрызать лозу. Человек увидел возле себя ароматную землянику. Уцепившись одной рукой за лозу, другой он стал рвать землянику. Какая же она была сладкая!»


49

Какие мысли появились у вас при чтении этой притчи? Что вы чувствуете?

Теперь вам нужно вывести резюме этой притчи. Ины­ми словами, определите, какую мысль доносит до нас эта притча.

Подсказка. Тигр, который гнался за человеком по полю, символизирует прошлое. Ведь в самом деле, когда человек висит на склоне обрыва, уцепившись за лозу, бежавший тигр остался в прошлом. Другой тигр, поджидающий человека внизу, символизирует будущее. Ведь в самом деле, когда человек висит на склоне обрыва, уцепившись за лозу, тигр внизу еще не опасен. Он станет опасен, когда человек упа­дет вниз. Но сейчас человек висит.

Две мышки, подгрызающие лозу, символизируют насто­ящее. И в этом настоящем человек вдруг видит ароматную землянику. В самом деле, весьма глупо в этой ситуации не насладиться прекрасными сладкими ягодами. И человек насладился: «Какая же она была сладкая!»

Резюме. Прошлого уже нет, будущего еще нет. Есть только настоящее, и его надо ценить.

Постскриптум. Реакция одной из женщин на эту притчу: «Очень уж умно. Да и грустно» — подвигла меня на созда­ние ее оптимистического продолжения.

Вот что получилось.

«Съев землянику, человек выразил сам себе сожаление, что ягод было так мало. Но вдруг он увидел еще один кустик земляники чуть правее и выше первого. Человек раскачался на лозе, за которую держался, прыгнул и уцепился за дру­гую лозу, что свисала прямо около увиденной им земляни­ки. Съев эти ягоды, он увидел еще кустик — выше и еще правее. Добираясь от одного кустика земляники до другого, человек оказался возле пещеры. Пещера вела к реке, что была на другой стороне обрыва. Так желание насладиться спелой земляникой спасло человека от тигров»

Или же еще один вариант (попроще).

«Насладившись земляникой, человек ощутил неверо­ятный прилив жизненных сил. Казалось, что он съел не


50

землянику, а выпил некий эликсир силы с побочным эф­фектом терпения. Человек висел и висел. Не падал и не поднимался вверх. В конце концов тигры проголодались и пошли на поиски пищи. А человек спустился вниз (под­нялся наверх) по лозе и ушел туда, куда шел изначально до встречи с тигром на поле»

Сформулируйте резюме для этой дзенской притчи.

М

Гновение дороже сокровища

Важный господин попросил Такуана, дзенского учителя, сказать ему, как ему нужно проводить время. Он чувствовал, что дни его слишком посвящены работе.

Такуан написал восемь китайских символов и дал их человеку:

— Этот день не повторится дважды.

— Мгновение дороже сокровищ.

— Этот день больше не придет.

— Каждая минута — бесценное сокровище.

Думаю, что вывести резюме этой притчи для вас не составило особого труда. Поэтому повторите упражнение еще с одной притчей.

Ч

Ашка чая

Нан-ин, японский учитель дзен, живший в эру Мейдзи (1868-1912), принимал у себя университетского профессора, пришедшего узнать, что такое дзен. Нан-ин пригласил его на чай. Он налил гостю чашку доверху и продолжал лить дальше.

Профессор следил за тем, как переполняется чашка, и наконец не выдержал: «Она же переполнена. Больше уже не войдет!»

«Так же, как эта чашка, — сказал Нан-ин, — вы полны собственных мнений и размышлений. Как же я смогу пока­зать вам дзен, если вы сначала не опустошили вашу чашу?»


51

Какие мысли появились у вас при чтении этой притчи? Что вы чувствуете?

Теперь вам нужно вывести резюме этой притчи. Какую мысль доносит до нас эта притча?

УПРАЖНЕНИЕ «УКРАШЕНИЕ»

Вспомните, как вы под Новый год принесли домой елку (в самом деле, какой же Новый год без зеленой красавицы!). Елку, независимо от того, живая она или искусственная, нужно украсить. В ход идут бусы, гирлянды, шары, дождик — в общем, вся новогодняя мишура и игрушки. И вот ваша елка действительно красавица!

Упражнение, которое вам предстоит выполнить, напо­минает украшение новогодней елки. Возьмите чистый лист бумаги и напишите на нем любые 10 слов, какие только придут вам на ум (неважно, какие это будут части речи).

Например, вам пришли на ум следующие слова: ябло­ ко, снег, машина, радость, ехать, спать, смеяться, мороз, газета, собака.

Ваши слова — это та самая «новогодняя елка». Украсьте же ее! Добавьте к каждому из записанных вами слов еще одно слово так, чтобы получилось словосочетание. И не важно, какими частями речи будут добавляемые вами сло­ва — прилагательными, глаголами, существительными.

Например: спелое + яблоко = спелое яблоко; первый + снег = первый снег.

Следуя такой простой формуле, мы получаем, к при­меру, следующее: асфальтоукладочная машина; долгождан­ ная радость; ехать домой; хочется спать; устал смеяться; сильный мороз; свежая газета; лохматая собака.

Как видите, упражнение несложное. А раз так, то его необходимо усложнить. Желательно, чтобы рядом с вами был человек, который следил бы за временем, ведь вре­мя выполнения этого упражнения ограничено — 3 минуты. Итак, начали.


52

Теперь запишите 10 существительных и составьте из них словосочетания.

Теперь запишите 10 прилагательных и составьте из них словосочетания.

Запишите 10 глаголов и составьте из них словосоче­тания.

Справились? Замечательно!

Какие сложности возникли у вас при выполнении этого упражнения?

УПРАЖНЕНИЕ «СОЧИНИ ИСТОРИЮ»

Запишите любые 10 слов. Например, вы записали сле­дующие слова: книга, место, гром, небо, солнце, картина, колодец, стул, карандаш, конфета.

Теперь вам предстоит опробовать свои возможности в сочинении сказочной истории. Количество предложений не ограничено, но лучше, если на каждое записанное вами слово придется одно предложение. Падежная форма запи­санных вами слов в сочиненной истории может меняться. И не расстраивайтесь, если сочиненная история при ее прочтении покажется вам бессмысленной.

В случае с указанными выше словами у меня, к при­меру, получилась такая история: «В заброшенном доме на чердаке мальчик нашел старую-старую книгу. Он начал ее читать и вскоре заметил, что каждая страница этой книги начинается с одного и того же слова и слово это «место». Когда мальчик дочитал до 77-й страницы, вдруг раздался страшный гром. Небо все заволокло страшными черными тучами. Солнце исчезло, и в небе вдруг появилась раду­га. Ее цвета разлились по всему небу, и чья-то невидимая рука нарисовала в небе картину. На ней четко был виден колодец, из которого лилась вода. Вода прямо с неба ру­чьем стекала во двор того дома, где мальчик нашел книгу, к валявшемуся в кустах старому сломанному стулу. Маль­чик подошел к этому стулу и увидел лежащий около него


53

разноцветный карандаш. Он взял его в руки, и из него, из этого маленького карандаша, непонятно как, но вдруг выпала большая конфета...»

А по каким ключевым десяти словам вы могли бы со­чинить эту притчу?

И

Гра в прятки

Давным-давно было на земле место, где жили духовные ценности человека.

Были у них свои радости, была у них своя жизнь.

Раз в неделю каждая из ценностей приглашала другие ценности к себе в гости. И вот настал черед встречать гостей Безумию. Как водится, пришли все. После традици­онного чаепития и пустой болтовни Безумие предложило сыграть в саду в прятки. Гостям эта игра не была знакома, но когда выяснилось, что ее правила очень просты, все согласились играть. Только Лень и Страх отказались.

— Мне страшно играть в незнакомую мне игру, — сказал Страх.

— А мне лень, — сказала Лень.

— Итак, — громогласно объявило Безумие, — я счи­таю до ста, а вы прячетесь. Потом я иду искать, и кто не спрятался, я не виновато.

И Безумие начало счет. Первой куда попало начала прятаться Паника. Радость радостно забегала по саду в поисках хорошего места, где можно было бы спрятаться. Грусть, спрятавшись, заплакала: ей стало грустно. Зависть завидовала тем, кто уже спрятался, и не знала, что ей делать. Отчаяние отчаялось найти хорошее место, для того чтобы спрятаться.

— Сто! — громко крикнуло Безумие.

Первым было найдено Любопытство: оно выглядывало из своего укрытия, чтобы увидеть, кого найдут первым.

На заборе было обнаружено Сомнение: оно никак не могло выбрать, по какую сторону забора ему все же лучше спрятаться. Вскоре были найдены все, кроме Любви. В по­исках Любви Безумие забрело в глубь сада. Тишина. Вдруг


54

Безумие услышало легкий шорох в кустах роз. Осторожно подойдя к кусту, Безумие резко раздвинуло ветви.

— Попалась! — крикнуло Безумие.

Но его крик был заглушен отчаянным криком обна­руженной Любви: шипы раздвинутых ветвей прокололи ей глаза. Все прибежали на крик. Безумие металось, не находя себе места, на коленях молило о прощении.

— Это моя вина, — безумствовало Безумие. — Утра­
ченное не вернуть, и я обещаю при всех, что раз уж я
виновато, то я всегда буду рядом с тобой.

Так как Любовь теперь не могла быть одна, чтобы позаботиться о себе, она согласилась.

С тех пор ходят слепая Любовь и Безумие вместе.

Что вы чувствуете, выполнив данное упражнение? Какие трудности возникли у вас при выполнении этого упражнения? С чем они связаны? Как вы преодолели эти трудности?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.091 с.)