Практические упражнения для выработки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практические упражнения для выработки



НАВЫКОВ И СПОЛЬЗОВАНИЯ П РИТЧ.................................................... 33

Упражнение «Превращение»........................................................................ 34

Упражнение «Волшебная палочка»........................................................... 36

Упражнение «Автобиография».................................................................... 38

Упражнение «Рассказчик в зеркале»......................................................... 40

Упражнение «Чтец в зеркале»...................................................................... 43

Упражнение «Интонация»............................................................................ 45

Упражнение «Резюме»................................................................................... 48

Упражнение «Украшение»............................................................................ 51

Упражнение «Сочини историю»................................................................. 52

Упражнение «Продолжи историю»............................................................ 54

Упражнение «Увеличиваем-украшаем»................................................... 56

Упражнение «Главное»................................................................................. 59

Упражнение «Стихотворение».................................................................... 62

Упражнение «Ассоциация № 1».................................................................. 62

Упражнение «Ассоциация № 2».................................................................. 63

Упражнение «Почувствовать монету»...................................................... 67

Упражнение «Марафон»............................................................................... 69

Упражнение «Заполни середину»............................................................... 71

Упражнение «Хорошее в плохом».............................................................. 74

Упражнение «Тихо-громко»......................................................................... 76

Упражнение «С чувством, с толком, с расстановкой...»....................... 77

Упражнение «Переводим с японского на русский»............................... 79

Упражнение «Интерпретация».................................................................... 83

Упражнение «Паузы»..................................................................................... 84

Упражнение «О чем?».................................................................................... 87


4

Упражнение «По этому поводу есть притча...»...................................... 89

Упражнение «Качества психолога».......................................................... 94

Упражнение «Афоризмы»............................................................................. 97

Упражнение «Если бы я был...»................................................................. 100

Упражнение «Сам себе режиссер»........................................................... 102

Упражнение «Что? Где? Когда?».............................................................. 104

Упражнение «Эпитафия»............................................................................ 108

Упражнение «Неделя»................................................................................. 110

Упражнение «О чем эта история?»........................................................... 112

Упражнение «Вы поняли, о чем эта притча?»...................................... 114

Упражнение «Эссе»...................................................................................... 116

Упражнение «Крылатая фраза»............................................................... 118

Упражнение «Движение глаз»................................................................... 119

Упражнение «Законы трех "П"»................................................................ 121

Упражнение «Тест с подтекстом»............................................................. 125

Упражнение «Изъятие морали»................................................................. 127

Упражнение «Газетная вырезка».............................................................. 128

Упражнение «Рисуем как Микеланджело»............................................ 132

Упражнение «Кто я?»................................................................................... 135

Упражнение «Поиграем в ассоциации».................................................. 137

Упражнение «Зебра».................................................................................... 138

Упражнение «Парадокс»............................................................................ 139

Упражнение «Видение и вера».................................................................. 141

Техника «Логические уровни восприятия»............................................ 144

Глава 3.

ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИТЧ........................... 148

Случай первый.............................................................................................. 149

Случай второй............................................................................................... 151

Случай третий............................................................................................... 155

Случай четвертый........................................................................................ 157

Случай пятый................................................................................................. 159

Случай шестой.............................................................................................. 161

Случай седьмой............................................................................................. 163

Случай восьмой............................................................................................. 164

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ.................................................................. 167

БОНУС.................................................................................................................... 173


Глава 1.

ПРИТЧИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ

КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

В начале было Слово...

Евангелие от Иоанна, 1:1-5

Написано: «В начале было Слово»

И вот уже одно препятствие готово:

Я слово не могу так высоко ценить.

Да, в переводе текст я должен изменить,

Когда мне верно чувство подсказало,

Я напишу, что Мысльвсему начало.

Стой, не спеши, чтоб первая строка

От истины была недалека!

Ведь мысль творить и действовать не может!

Не Сила линачало всех начал?

Пишу,и вновь я колебаться стал,

И вновь сомненье душу мне тревожит,

Но свет блеснул,и выход вижу я:

В Деянии начало бытия!

И.-В. Гете. Фауст

Участники мастер-классов и тренингов по применению притч в психологическом консультировании не раз высказы­вали пожелание, чтобы я записал и передал им упражнения и собственно притчи, использованные на тренинге. Одна из участниц даже процитировала латинскую пословицу: «Verba volant, scripta manent», что на русский язык переводится как «Слова улетают, написанное остается». Вот так и появилась идея написать эту книгу.


6

1.1. ПРИТЧА:

ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ

И ЛИ ПРОСТО И НСТРУМЕНТ?

Достаточно часто приходится встречать (читать, слы­шать...) строки из стихотворения В. С. Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Действительно, слово обладает неве­роятным могуществом. Но можем ли мы оценить степень этого могущества? Когда кого-то просят «подать признаки жизни», от него ждут, чтобы он не только и не столько на­чал двигаться, сколько заговорил. «Заговори, чтобы я тебя увидел», — говорил величайший мудрец античности Сократ. В самом деле, только словом человек может выразить свои чувства, ощущения. А чувства — это ли не главнейший по­казатель жизни?

«Жизнь — это притча, а ты ее смысл». Эту фразу в качестве эпиграфа использует И. Вагин в введении к своей книге «Ты. Практическая психология» (Вагин, 2001). Развивая свою мысль, автор отмечает, что «каждый из нас — кос­мос, состоящий из хаоса, сочетающего свет и тьму, вину и предательство, отчаяние и стойкость, злобу и доброту, ненависть и любовь...».

Словарь «От Ромула до наших дней» (Макаров, Матвее­ва, 1993) определяет притчу как «иносказательный рассказ с нравоучением, басню».

Притча относится к жанру, где человек соотносится не столько с жизнью общества, сколько с космическими нача­лами, универсальными законами миропорядка и высшими силами бытия (Хализев, 2000).

О. А. Седакова в своей статье «Притча и русский ро­ман» («Искусство кино», 1994. № 4, с. 12) отмечает, что «в глубине русского романа обыкновенно лежит нечто по­добное притче». Достаточно вспомнить романы Л. Н. Тол­стого, Ф. М. Достоевского, М. А. Булгакова и многих других русских писателей.


7

В классическом понимании притча (слав. притъка — случай, происшествие) — это краткий иносказательный, образный рассказ, часто употребляемый в религиозно-философских учениях для изложения назидательных истин.

Притчу можно сравнить с айсбергом, лишь незначитель­ная часть которого находится на поверхности. Рассмотрим пласты «айсберга притчи» (рис. 1).

Рис. 1

1. Функциональный пласт — самый верхний. Это то, что лежит на поверхности, та верхушка, которая видна клиенту (он слышит вашу притчу). Собственно говоря, это знакомство с притчей (услышал, прочитал и т. п.).

2. Физиологический пласт. К нему относятся ваши жесты при рассказывании притчи (передвижение в момент рассказа, поза, движения рук, ладоней и т. п.).

3. Психологический пласт (целевая диагностика). Здесь подразумевается влияние притчи на психику человека (развитие памяти, внимания, мышления, воображения).

4. Личностный пласт — это то, что относится к от­ороченному результату, приводящему к личностному раз­витию того, кто слушает (слышал) притчу. Этот результат проявляется значительно позже знакомства с притчей.

Суждения и споры о роли притчи в жизни человека, литературе и искусстве начались уже давно. В 1874 году


8

в «Русском вестнике» (№ 5, с. 35-36) глава русской мифо­логической школы Ф. И. Буслаев отмечал: «Общие всему человечеству законы логики и психологии, общие явления в быту семейном и практической жизни, наконец, общие пути в развитии культуры, естественно, должны были отразиться и одинаково выражаться в мифе, сказке, предании, притче или пословице».

Притча обращалась и продолжает обращаться к аб­страктному пространству. Но это абстрактное пространство черпает детали из действительности реальной. Заложенная в притчах мудрость учит нас находить решение проблем, развивает мышление, интуицию и воображение. Одни прит­чи несут вдохновение, другие побуждают смеяться, третьи заставляют задуматься.

ВИДЫ ПРИТЧ

СУФИЙСКИЕ ПРИТЧИ

Суфизм (араб, тасаввуф) — это мистическое течение, зародившееся в исламе в VIII веке и к X веку сложившееся в самостоятельное религиозно-философское учение. Счита­ется, что суфизм зародился на территории современного Ирака и Сирии. Самый известный суфий XX века Идрис Шах (родился в 1924 году, его родословная восходит к пророку Мухаммеду и персидской династии Сасанидов) говорил: «Суфизм — это „наука" об успокоении того, что должно быть успокоено, и о пробуждении того, что может быть пробуждено; о том, как научиться не думать, буд­то вы способны успокоить или пробудить, когда это вам не по силам». Суфисты считают своей целью духовное и нравственное очищение, интуитивное познание Истины и Бога с помощью Любви и Преданности. Суфисты активно использовали притчи, чтобы закрепить в уме не верова­ние, но образец, который помогает человеческому созна­нию действовать «новым» образом. Современные суфисты


9

утверждают, что вопрос: «Где и когда зародился суфийский образ мышления?» — не имеет реального смысла, поскольку «место» суфизма — внутри человечества. Вот одна из суфийских притч.

П

Ритча о слоне

Слон, принадлежавший группе бродячих арти­стов, оказался неподалеку от города, где никогда раньше слона не видели. Услышав о таком чуде, четверо любо­пытных горожан решили добиться разрешения посмотреть на слона раньше других. Но поскольку в стойле, где содержали слона, не было света, изучение диковинного животного должно было происходить в темноте.

Дотронувшись до хобота, один из них решил, что это создание напоминает шланг. Второй ощупал ухо и пришел к выводу, что слон похож на опахало. Третий решил, что нога животного — это живая колонна. Чет­вертый, положив руку на спину слона, был уверен, что он напоминает собой трон.

Никто из них не мог составить полной картины, ис­ходя из того, что он сумел познать. Каждый ссылался на свой опыт, употребляя при этом названия уже знакомых ему вещей. И каждый был уверен, что прав именно он, но никто из остальных горожан не мог понять, что же случилось и что в действительности произошло с ис­следователями.

Истории о Насреддине

Эти истории относятся к разряду суфийских притч. Мул­ла (мастер) Насреддин (у различных народов он упоминается также как Ходжа Насреддин или Насреддин Афанди) — клас­сический персонаж, придуманный дервишами для фиксации ситуаций и более отчетливого проявления определенных состояний ума. Кроме того, суфии использовали юмор как специфическое обучающее и диагностическое средство.


10

Нам неизвестно, кем был Насреддин, где и когда он жил. Да это и не имеет значения, ведь в данном случае важна идея, а не человек.

Насреддин играет роль непосвященного человека, что делает истину более яркой. Бытовые ситуации предстают в новом ракурсе и приобретают новый (часто весьма глу­бокий) философский смысл.

Истории о Насреддине можно понимать на различных философских уровнях. Эти истории помогают расширить границы человеческого сознания и сделать мышление более многомерным. Вот пример одной из историй о Насреддине, в которой ограниченное шаблонное мышление меняется и появляется на свет житейская мудрость.

П

Ритча об осле

Насреддин ежедневно переводил через границу своего осла, нагруженного корзинами с соломой. Так как все знали, что он промышляет контрабандой, по­граничники обыскивали его с ног до головы каждый раз, когда он возвращался домой. Они обыскивали самого Насреддина, осматривали солому, погружали ее в воду, время от времени даже сжигали ее, но сам Насреддин жил все лучше и лучше.

Через много лет он отошел от дел и перебрался на жительство в другую страну. Однажды Насреддина встре­тил один из таможенников. Он сказал:

— Теперь тебе нечего скрывать, Насреддин. Расскажи мне, что ты перевозил через границу, когда мы никак не могли поймать тебя?

— Ослов, — ответил Насреддин.

А вот иной, осовремененный вариант этой притчи.

С

овременный вариант притчи об осле

Для борьбы с хищениями на стройке вокруг строительной площадки был возведен высокий забор,


11

поставлены крепкие ворота и нанят сторож, который должен был следить, чтобы рабочие ничего не выносили. Когда на выход направился человек, толкающий перед собой тачку, сторож остановил его и спросил, что тот вы­возит со стройки. Затем, заглянув в тачку и убедившись, что она пуста, открыл ворота и выпустил человека на улицу. Оказавшись за пределами стройплощадки, работник усмехнулся и проговорил: «Что вывозишь, что вывозишь... Вот эту тачку и вывожу! В хозяйстве пригодится».

ВОСТОЧНЫЕ ПРИТЧИ

Восточные притчи в большей степени отражают элемен­ты повседневной жизни человека и его внутреннего мира. Многие восточные притчи сопровождаются краткими поясни­тельными комментариями, облегчающими их понимание.

Восточные истории направлены на расширение жиз­ненного опыта человека, повышение его уверенности в себе. Пожалуй, главная направленность восточных притч — при­нятие человеком ответственности за собственную жизнь.

Б

Абочка

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них од­нажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошел на цвету­щий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая
или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Все в твоих руках.


12

А вот прилагаемый к притче комментарий: «Все ваши жизненные обстоятельства находятся в ваших руках. И в лю­бой момент времени у каждого из вас есть выбор — сжать ладони и уничтожить возможности или раскрыть их».

Или вот еще пример восточной притчи.

Т

Рудолюбие или судьба?

Однажды во время государственного совета па­дишах Акбар спросил у своих советников:

— Что важнее в жизни: судьба или трудолюбие? Все в один голос ответили:

— Владыка мира! Конечно, трудолюбие важнее.. Один только первый министр Бирбал думал по-другому и не побоялся возразить:

— Махаражда! По-моему, главное — судьба. Если судьба не пошлет удачи, то и трудолюбие не поможет.

— Но что может судьба, если человек сам не действует, не старается? Ну, скажем, будет ли он сыт, если понаде­ется на судьбу и станет сидеть сложа руки? — урезонил падишах Бирбала.

— Как ни старайся, а вопреки воле судьбы ничего не получишь — не судьба, значит. Такое часто видеть при­ходится. Потому-то я и думаю, что главное — судьба.

Тут в разговор вмешался один из советников:

— Владыка мира! Пусть Бирбал на деле докажет, что главное — это судьба.

— Да-да, Бирбал, докажи, что главное — это судь­ба, — подхватил падишах.

— Владыка мира! Не такое простое это дело. До­казательства в узелке не носят, чтобы вдруг развязать да выложить. Но раз вы так хотите, то я вам в скором времени это докажу.

Через несколько дней в погожий вечер падишах с придворными поехали кататься на лодке по реке Ямуне. Выплыла лодка на середину реки, и тут падишаху вспом­нился недавний спор.


13

— — Ну что, Бирбал, уразумел ты наконец, что к чему? Признаешь, что трудолюбие важнее судьбы? Говори! — приказал падишах.

— Но Бирбал ответил так же, как и в прошлый раз. Разгневался падишах, сорвал с пальца перстень, бросил его в воду и сказал:

— — Ладно же, Бирбал! Пусть теперь твоя судьба тебе поможет! Принеси мне перстень через месяц, а то не сносить тебе головы.

— Все в лодке притихли. Ведь река Ямуна в этом месте была очень глубока, и достать со дна перстень не было никакой возможности. Пропал Бирбал, нет ему теперь спасения! Но Бирбал ничего не ответил, промолчал.

— Лодка пристала к берегу. Падишах вернулся во дворец и приказал поставить у реки стражу, чтобы она день и ночь караулила и Бирбала к воде не подпускала. Раз он надеется на судьбу, пусть она его теперь и выручает.

— А Бирбал положился на судьбу и помалкивал. Прошло двадцать семь дней.

— Ну что, Бирбал, где мой перстень? — спрашивает падишах.

— Нет у меня перстня, повелитель, — отвечает Бирбал.

— Последний раз говорю тебе, Бирбал, признай, что трудолюбие важнее судьбы, и я отменю приговор!

— — Владыка мира! Трудолюбие трудолюбием, а от судьбы не уйдешь, — упрямо стоял на своем Бирбал. — Известна пословица: «В одночасье дом сгорит, да вдруг и счастье привалит». Осталось еще три дня, за это время все может перемениться.

— Будто масла подлили в огонь гнева падишаха, но он сдержал себя и промолчал. На четвертый день снова по­требовал падишах у Бирбала кольцо.

— Владыка мира! Видно, не судьба мне получить перстень! — признался Бирбал.

— Если так, готовься к смерти, — грозно сказал па­дишах.


14


Без страха в душе стоял Бирбал перед падишахом. Он уже заранее приготовился спокойно встретить все, что пошлет судьба. Связали ему руки за спиной. Еще раз смилостивился над ним падишах:

— Бирбал, вот тебе последний шанс спастись: признай свою ошибку, и я тебя прощу.

— Покровитель бедных! Негоже бить лежачего. Прика­жите палачу сделать свое дело, — твердо ответил Бирбал.

— Да будет так, несчастный упрямец! — воскликнул падишах, позвал палача и приказал отвести Бирбала на место казни.

Встревожился народ, видя, как Бирбала со связанны­ми руками ведут на казнь. Ведь когда Бирбал был при дворе, простые люди считали, что живут в раю, народ благоденствовал.

Помертвели лица у людей, а родные Бирбала и вовсе стояли чуть живые от горя. Поначалу крепились они, молчали, а потом залились горючими слезами.

Бирбалу велели взойти на помост. По обычаю палач спросил его:

— Скажи, каково твое последнее желание?

Не успел Бирбал рта раскрыть, как вдруг рядом с ним появился бродячий мудрец — факир. Никто и не заметил, откуда он взялся, будто из-под земли вырос. И сказал факир:

— Бирбал! Ты понадеялся на судьбу, поспорил с пади­шахом и, наверное, скоро распрощаешься с жизнью. Так перед смертью сделай святое дело: накорми меня. Исста­ри люди говорят: «Нет лучше подаяния, чем накормить голодного». Я хочу рыбы — свари же хорошую рыбу и дай мне поесть, а за это Всевышний исполнит все твои желания и желания твоих детей и внуков!

В великое затруднение попал Бирбал: смерть рядом, а тут факир есть просит, да еще рыбы!

— Факир-сахиб! Тебе ведь должно быть известно, что я из высокой брахманской касты. Мы ведь рыбу в пищу


15

не употребляем и не готовим ее на своих очагах. Как же я могу накормить тебя рыбой?

Но все стали просить Бирбала исполнить просьбу факира. Уступил Бирбал, послушался народа.

Побежал слуга Бирбала на базар и купил у рыбака свежую рыбу. Сел Бирбал и начал ее чистить.

Тем временем падишах выглянул из окна и увидел, как Бирбал беседует с факиром. Видел он и то, как Бир­бал чистит рыбу. А тот, когда стал ее потрошить, вдруг нащупал у нее в желудке что-то твердое. Распорол он ножом желудок, глядь — а там перстень, что падишах в реку бросил!

Взял Бирбал перстень, зажал его в кулак, поднялся и ищет глазами факира. А того и след простыл!

— Вот мое последнее желание: я хотел бы еще раз повидаться с падишахом, — сказал Бирбал стражникам.

Люди заметили, что Бирбал что-то вынул из рыбы. Но что? Повела его стража к падишаху, а они следом пошли.

Когда падишах увидел Бирбала, он решил ни за что не прощать упрямца. Бирбал вошел и поклонился пади­шаху.

— Бирбал! Не трудись понапрасну. Даже если бы ты и признал теперь, что трудолюбие важнее судьбы, все равно поздно. Я не изменю своего приказа.

— Повелитель! Послушайте сначала, что я вам скажу. Я пришел не каяться. Наоборот, теперь я до конца уверен, что судьба важнее.

— Что ж, говори!

— Вот ваш перстень, возьмите!

Падишах взял кольцо, посмотрел и замер, пораженный. Это и впрямь был его перстень с его печатью. Что за чу­деса! Ведь он сам бросил его в бездонную пучину Ямуны! Вертел он кольцо, и так, и эдак разглядывал. Сомнений быть не могло: это был его собственный перстень.

— Бирбал! Как ты его нашел?!

— О, покровитель бедных! Я его не искал — мне принесла его моя судьба.


16

И Бирбал рассказал падишаху, как было дело. Изу­мился и всей душой порадовался падишах и на радостях щедро одарил Бирбала.

ДАОССКИЕ ПРИТЧИ

Даосизм — одно из древних религиозно-философских учений, возникшее в Китае в VI-V вв. до н. э. Основополож­ником даосизма считается старший современник Конфуция китайский мудрец Лао-цзы (VI в. до н. э.), о котором прак­тически ничего не известно.

Согласно легендам, мать вынашивала Лао-цзы не один десяток лет. Родился Лао-цзы седым, и имя его означает «Престарелый младенец». Иероглифический знак «цзы» означает одновременно и понятие «философ», поэтому имя Лао-цзы часто переводят как «Старый философ». Трактат Лао-цзы «Дао дэ цзин» («Трактат о Пути (Дао) и Доброде­тели (Дэ)») является основой даосизма и считается одним из наиболее значительных философских трудов.

Даосизм рассматривает все сущее во Вселенной как единое целое, стремящееся к гармонизации. В Дао отме­чается равновесие и взаимодействие противоположностей Инь и Ян (женского и мужского начал, Земли и Неба), символизирующих две полярности, которые существуют в каждой вещи, противореча и одновременно дополняя друг друга1.

Обратимся к классической даосской притче.

П

Ритча о петухе

Син-цзы растил бойцового петуха для государя. Прошло десять дней.

— Ну, как, — спросил царь, — мой петух готов к бою?

— Пока нет. Он слишком самонадеян, попусту кичится. Его нельзя выпускать!

Прошло еще десять дней.

1 Рекомендую прочитать книгу Б. Акунина «Инь и Ян». — Примет. Авт.


17

— Ну а теперь?

— Еще рановато. Он очень нервный, на все реагиру­ет. Бросается на каждую тень, откликается на каждый звук. Чуть где какой петух крикнет, он все принимает на свой счет.

Прошло еще десять дней.

— А теперь?

— Нет, еще рано. Взгляд петуха еще полон ненависти, и сила бьет через край. Его нельзя выпускать.

Прошло еще десять дней.

— Ну а теперь готов?

— Теперь почти готов. Он неподвижен и словно вы­резан из дерева. На чужие крики не реагирует. Но дру­гие петухи не хотят с ним драться и, едва завидев его, с криком убегают прочь!

Что говорить: мудро!

БУДДИЙСКИЕ ПРИТЧИ

Буддизм — учение, возникшее в древней Индии в VI-V в. до н. э. и ставшее, наряду с христианством и ис­ламом, одной из трех мировых религий.

Трудно сказать, что такое буддизм по своей сути — ре­лигия, философия или образ жизни. Приверженцы буддизма отмечают, что это ориентир, следуя которому человек может добиться определенных результатов.

«Будда» в переводе с санскрита означает «будить, про­буждать, знать, воспринимать». Проще говоря, Будда значит «просветленный».

Основателем буддизма считается реальная историческая личность — принц Сиддхартха Гаутама (560-480 гг. до н. э.). Он родился в северной Индии и получил впоследствии имя Будда. Гаутама умер в возрасте 80 лет, заранее предсказав свою смерть. Последнее слово, сказанное Буддой людям, было «Простите».


18

Учение Будды передавалось устно в виде притч, охва­тывающих значительный круг тем. До нас учение Будды дошло благодаря его ученикам и последователям.

Буддисты верят в Колесо Перевоплощений и счита­ют, что человек рождается на Земле, живет на Земле и, умерев, возвращается на Землю в другом теле. Буддисты утверждают, что человеку суждено перерождаться, чтобы повторно выучивать те уроки, которые он пропустил, не усвоил в прошлых жизнях; что во всех своих страданиях виноват сам человек. Поэтому следует смиренно сносить все мучения и стараться избегать их в будущем.

В буддизме важно освободиться от желаний и потреб­ностей, поскольку именно в них Будда видел причины не­счастий в мире.

Для примера приведу две буддийские притчи.

Л

Юбовь к мастеру

Манджушри был первым учеником Будды, кото­рый стал просветленным. Когда это случилось, он начал скрываться от Будды.

— Где Манджушри? — спрашивал Будда каждый день. Но тот избегал встречи. Наконец Будде удалось найти

его. Это было ночью, когда Манджушри спал.

— Я знаю, что произошло, — сказал Будда. Тебе не нужно скрывать от меня этот факт! Так почему ты избега­ешь меня? Тебе бы следовало прийти за подтверждением.

Манджушри ответил:

— Я знаю, что это случилось, но я не хочу подтверж­дения, потому что подтверждение означает, что ты ска­жешь: «Манджушри, уходи! Неси мое Слово людям». А я не хочу никуда идти. Я хочу остаться с тобой. Поэтому, пожалуйста, не считай меня просветленным.

С

Начала помоги себе

Человек пришел к Будде и сказал:

— Я очень богат, у меня нет детей, моя жена умерла. Я хотел бы сделать какую-нибудь работу для заслуги. Что я могу сделать для бедных и униженных?


19

Услышав это, Будда стал очень печален, и слеза скати­лась по его щеке. Человек был озадачен такой реакцией и спросил:

— В твоих глазах слезы? Почему ты вдруг опечалился?

— К сожалению, ты не сможешь никому помочь до тех пор, пока не поможешь себе, — сказал Будда. — Твой основной «металл» еще не стал золотом, ты не можешь сделать ничего сострадательного, ибо твои энергии в самом низу. Ты хочешь помочь людям, но в тебе еще недостаточно осознанности. Ты не имеешь подлинного центра, откуда может струиться сострадание. Сначала поддержи себя.

ДЗЕНСКИЕ ПРИТЧИ

Согласно философии дзен, взмах крыльев бабочки на одной стороне земного шара может вызвать ураган на другой его стороне.

Дзен можно назвать внутренним искусством жителей востока. Основы дзен в Китае были заложены Бодхидхармой, который пришел в Китай из Индии в VI веке. Впоследствии, в XII столетии, учение дзен проникло и в Японию. Дзен описывали так: «Особое учение без священных текстов, вне слов и букв, которое учит о сущности человеческого разума, проникая прямо в его природу, и ведет к просвет­лению».

Дзен — это японское название школы буддизма махая­ны. Оно представляет собой видоизмененную форму буд­дизма и восходит к своему индийскому основателю Будде Шакьямуни. Видоизменившись в Китае, буддизм получил в Японии свое дальнейшее развитие. Усовершенствованный китайскими и японскими жрецами, дзен-буддизм стал весь­ма значительно отличаться от изначального буддизма. Есть утверждения, что дзен-буддизм в действительности вовсе не является буддизмом в общепринятом смысле.

Практика дзен появилась в Японии еще в VII веке, одна­ко распространение дзен как самостоятельного направления японского буддизма началось в конце XII века.


20

Расцвет дзен приходится на период Муромати (XIV-XVI вв.). В это время дзенские монастыри становятся центрами религиозной, политической и культурной жизни страны, а собственно дзен превращается в философию жизни, оказавшую существенное влияние на стиль мышления и образ жизни японцев.

Дзен означает «все делать совершенно»: совершенно заблуждаться, совершенно выигрывать и проигрывать, со­вершенно быть уверенным и сомневаться...

Может быть, на вопрос, что такое дзен, ответит притча?

Ч

То такое дзен?

Один человек спросил у настоятеля храма:

— Что такое дзен?

Настоятель приложил палец к губам и прошептал:

— Мы не разговариваем в комнате для медитации.

Когда человек проследовал за настоятелем в библиоте­ку, то попытался снова задать настоятелю тот же вопрос. Но настоятель приложил палец к губам и сказал:

— Здесь мы читаем книги в тишине.

Когда они пришли на кухню, настоятель даже не дал возможности посетителю задать свой вопрос и сказал:

— Мы готовим здесь молча и едим без разговоров. Когда настоятель открывал посетителю дверь на выход

и пожимал ему руку, тот, задыхаясь, спросил:

— Так что же такое дзен?!

Тому, кто хочет понять суть буддизма, советую прочи­тать роман Б. Акунина «Алмазная колесница» (серия «При­ключения Эраста Фандорина»). Вот краткая выдержка из этого романа (глава «Так сказал Тамба»).

С

вет и тьма Мир состоит из Света и Тьмы, из Добра и Зла. Тот, кто придерживается одного Добра, несвободен, похож


21

на путника, осмеливающегося путешествовать только сре­ди бела дня, или на корабль, умеющий плыть лишь при попутном ветре. Истинно силен и свободен тот, кто не боится бродить по темной чаще ночью. Темная чаща — это мир во всей его полноте, это человеческая душа во всей ее противоречивости.

У того же Акунина на последней странице романа «Ф. М.» приведен дзенский коан, один из вопросов которого я выделил особо и нередко использую в своей работе. Вот он: «Человек съел плод, внутри которого зародыш проказы. Кто кого съел?»

А теперь еще несколько дзенских притч.

К

Аменный разум

Хоген, китайский мастер дзен, жил один в ма­леньком храме в деревне. Однажды четыре странствующих монаха попросили его разрешить им разжечь костер и обогреться.

Когда они устроили костер, Хоген услышал, что они спорят об объективности и субъективности. Он присоеди­нился к ним и сказал:

— Вот большой камень. Как вы считаете, находится он внутри или вне нашего сознания?

Один из монахов ответил:

— С буддийской точки зрения, всякая вещь является воплощением сознания, так что, по-моему, камень на­ходится внутри сознания.

— Твоя голова, должно быть, очень тяжелая, — ска­зал Хоген, — если ты таскаешь в своем сознании такие камни.

Н

Ичего не существует

Ямаока Тесю, будучи молодым учеником дзен, посещал одного учителя за другим. Однажды он пришел к Докуону из Се-коку.


22

Желая показать свои знания, он сказал:

— Разум, Будда, чувственное бытие в конце концов не существуют. Истинная природа явлений — пустота. Не существует ни воплощения, ни заблуждений, ни му­дрости, ни посредственности. Ничто нельзя дать, ничего нельзя взять.

Докуон, который спокойно курил, ничего не сказал. Внезапно он сильно ударил Ямаоку бамбуковой трубкой. Юноша очень разозлился.

— Если ничего не существует, — сказал Докуон, — откуда же эта злость?

Д

Зен Будды

Будда сказал: «Я считаю королей и правителей пы­линками праха. Я смотрю на сокровища, золото и жемчуг как на кирпич и гальку. Я смотрю на лучшие шелковые одежды как на рваные лохмотья. Я вижу мириады миров Вселенной как маленькие зернышки, а самое большое озеро в Индии — как капельку масла на моей ноге.

Я понимаю, что учение о мире — это иллюзии фокус­ников.

Я различаю высшее понятие освобождения как золотую ткань во сне и смотрю на святую дорогу среди освещенных дорог как на цветы перед глазами. Я вижу медитацию как опору горы. Нирвану — как ночное сновидение среди дня.

Я смотрю на суждения о верном и неверном как на коварный танец дракона, а на зарождение и гибель убеж­дений — как на слезы, оставляемые четырьмя временами года».

ХРИСТИАНСКИЕ ПРИТЧИ

Предания об Иисусе Христе собраны и детально изло­жены в четырех Евангелиях: от Марка, от Матфея, от Луки и от Иоанна. Собранные вместе, эти Евангелия составляют основу христианского Нового Завета.


23

В христианстве Иисус Христос совмещает в себе как божественную, так и человеческую природу.

Главная книга христиан — Библия. Она включает в себя Ветхий Завет и Новый Завет. Христианские заповеди о человеке занимают в Библии одно из центральных мест. Свои притчи Христос обычно заканчивал словами: «Имеющий уши слышать да услышит».

Важнейшая идея христианства — идея греха и спасе­ния человека; принятие себя как образа Божия, сохранение души и достижение Царства Божьего.

Для этого человеку необходимо осознать грешность жизни, принять свой путь и следовать по нему с соблюде­нием божественных законов всю жизнь. Стоит отметить, что путь христианина выходит за рамки его жизни.

Ключевым в христианстве является понятие «прощение», что делает христианство религией уникальной, ведь о по­каянии и прощении не говорит больше ни одна из мировых религий.

Для изложения поучительных истин в христианстве употребляются притчи. Они содержатся в трех Евангелиях из четырех — от Матфея, Марка и Луки — и несут в себе доброту и любовь к Богу и людям.

Одна из самых известных христианских притч — притча о сеятеле (Евангелие от Матфея, 13:3-9):

П

Ритча о сеятеле

...Вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где не много было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да услышит!


24



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.203 с.)