Общая характеристика эпохи преромантизма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика эпохи преромантизма.



Эта эпоха занимает временной отрезок конца XVIII - начала XIX века. Очень важное историческое событие - Великая французская революция, - является ключевым в данную эпоху. После революции в Париже вышел указ "Об отмене монополии на театральные зрелища". Следовательно появляются театры, составившие конкуренцию Парижской опере, театру Comedy Frances, итальянское опере. Появляется антреприза гражданки Монтансье - национальный театр. Главным балетмейстером стал Себастьян Галле. В этом театре в качестве танцовщика работал Шарль Дидло, ведущий балетмейстер эпохи преромантизма. Репертуар национального театра включал в себя героические спектакли, комедийные спектакли, в которых артисты показывали новую балетную технику. Конкуренция с Парижское оперой была настолько велика, что по ложному доносу гражданку Монтансье арестовали, здание отобрали и труппа вынуждена была давать спектакли в полутёмном помещении и вскоре распалась.

Антреприза - частная труппа, которая собирается не на постоянную работу, а на временную.

Также на окраинах Парижа появляется огромное количество небольших театров, так называемых театры на бульварах, в которых идут представления с лихо закрученным сюжетом, танцами, музыкой, пантомимой и огромным количеством спецэффектов. Самые известные из них театр Гете, театр Порт Сен-Мартен, театр Барьете. В этих театрах начинал свою работу Жуль Перруо, один из ведущих хореографов Эпохи романтизма.

Великая французская революция внесла изменения в быловую одежду. Ушли пудренные парики, жёсткие корсеты и жёсткие юбки-панье.

Мода начала и первой трети XIX века.

Женская: лёгкое платье с высокой талией (под грудью).

Мужская: брюки, фраки.

Следоваетельно произошло изменение и балетном костюме.

Женский костюм для деми-характерных ролей представлял собой широкую мягкую юбку, мягкий корсаж, мягкую блузку с коротким рукавом. Для серьёзных благородных балетов был костюм, похожий на греческую тунику. Обувь представляла собой мягкие сандилии из кожанных ремешков с хорошо гнущейся подошвой.

Такой костюм дал возможность исполнять более широкие движения, увеличить амплитуду движений, поднять ноги на большую высоту (до 90 градусов), исполнять большие прыжки, туры в большие позы, освободить движения рук, поднять танцующих на высокие полупальцы.

Сиволом эпохи преромантизма является атетют. Красивая, витиеватая, но устойчивая поза классического танца. Орнаментальность стала неотъемлемой частью танцев эпохи преромантизма.

В эпоху преромантизма партнёр и партнёрша в танце равноправны, появляется большое количество переходов подобных до-за-до, в которых оба танцовщика равны. В эпоху романтизма на первый план выйдет балерина на долго отодвинув партнёра назад.

Появляются зачатки дуэтного танца с поддержками, когда один партнёр поддерживает другого. Появляются элементы пальцевой техники на уровне трюковых движений.

Австрийские танцовщицы сёстры Коблер поддерживали друг друга, фиксируя положение на пальцах. Они же, экспериментируя с высокими полупальцами, пытались найти положение на пальцах.

Все новшества хореографической техники балетмейстер и педагог Карло Блазис записал в своём трактате о танце.

Меняется содержание балетного спектакля и его образы. На смену хореодрамам Новера приходят лёгкие, полные танцев спектакли Пьера Горделя - балетмейстера Парижской оперы.

Пьер Гордель сумел сохранить Парижскую оперу как театр при всех революционных изменениях в стране. Его обвиняли в том, что он пишет доносы на артистов оперы, но слухи не имеют документального подтверждения.

Самыми яркими балетмейстерами эпохи преромантизма считаются:

- Жан Доберваль начал свою карьеру до Великой французской революци, в его балетах "Дизертир" и "Ветренный паж" очень важна социальная тема - тема социального неравенства и утверждение того, что все люди равны от рождения.

- Шарль Дидло; тонкие психологические портреты Шарля Дидло, неоднозначность его образов и большое количесво танцев делали его нобычайно популярным; тонкий психологизм и красивые танцы - отличительная черта его творчества.

- Сальваторе Вигано - певец сильной героической личности; взаимодействие личности и окружения, влияние личности на исторический процесс - основная тема балетов Вигано.

Кроме них в Парижской опере в это время работают Жан Омер и Луи Нелон. В творчестве этих балетмейстеров определяются черты будущего романтического балета. В балете "Сомнамбула" молодой человек пиезжает в замок и влюбляется в призрак девушки, которая ходит ночью как во сне.

В балете "Нина, или сумасшедшая от любви" обозначена та же проблема, что и в балете "Жизель". Влюблённый граф не может жениться на девушки не благородного происхождения.

В целом эпоха преромантизма определила те пути и выразительные средства, которыми будут пользоваться в эпоху романтизма.

Жан Доберваль начинал в Парижской опере как танцовщик деми-характерного жанра. Был необычайно популярен благодаря необычайнойтехнике и обаянию. Карьера танцовщика ему быстро надоела и он стал балетмейстером. Свои балетмейстерские работы он ставил в театре города Бардо, куда переехал после женитьбы на танцовщице французской оперы Мари Мадлен Креспе, сценическое прозвище - Теодор. Несмотря на разницу в возрасте в 20 лет брак был счастилвым. Она была не только любимой женой, но и музой Доберваля, исполнительницей главных ролей в его балетах "Тщетная предосторожность" (Лиза), "Дизертир" (роль Луизы - невесты Алексиса). Её исполнение было выразительным и очень техничным. Она была хорошо образована, много читала, переписывалась с философом и деятелем культуры того времени.

Балет "Тщетная предосторожность" был поставлен в Бардо. Замысел возник от увиденной гравюры, на которой мать ругала девушку, а ковалер удирал в окно. Балет был поставлен в год Великой французской революции. И вообще всё творчество Доберваля проходило до Великой французской революции, но по проблематике и выразительным средствам его относят к преромантизму.

Главные действующие лица:

Лиза, крестьянка

Марцелина (матушка Симона), её мать

Кален, возлубленный Лизы

Ален, жених Лизы

Отец жениха

Мамаша Симона хочет выдать свою доч Лизу за сына богатого виноградыря. Но у лизы есть возлюбленный, у которого нет денег. Несмотря на все предосторожности случай соединяет влюблённых, и Мамаша Симона благославляет их.

Это весёлый балет полный пантомимных сцен, поставленный в деми-характерном жанре.

Тема любви Лизы и Калена.

Тема алчности.

Тема "выдать дочку за богатого жениха", тема брака по расчёту.

Тема первой любви.

В балете "Дизертир" главным является социальный конфликт.

Герцогиня, разозлившись на то, что один из её слуг Алексис без её разрешения вступил в ополчение, разыгрывает мнимую свадьбу невесты Алексиса Луизы с её кузеном. Алексис, видя свадебную процессию бросает оружие и его арестовывают как дизертира. Его должны расстрелять. Луиза бежит к королю за помилованием для своего жениха. Король даёт помилование и женит влюблённых.

Внимание к остросоциальным проблемам и тщательная разработка драматургии у Доберваля появилась под влиянием Новера.

Когда Новер работал в Штутгарте и писал свои письма о танце, Доберваль приезжал туда на гастроли в труппу Новера для исполнения главных ролей.

Традиции новеровских спектаклей были переданы балетмейстером более позднего периода. Дидло и Вигано работали у Доберваля в Бардо в качестве танцовщиков.

Сальваторе Вигано. Итальянский балетмейстер, который пошёл по пути новеровских спектаклей, развивая не чистый, абстрактный танец, а он ставил спектакли по принципу новеровских хореодрам. Пантомима была очень важна в спектаклях Вигано, так как драматургия являлась там ведущей. Все его балеты можно разделить на несколько групп:

1. Балеты, посвящённые взаимоотношению личности и истории (балет "Стрельцы" о русской истории при Петре I; балет "Прометей" в обеих редакциях. Первая редакция посвящена Наполеону 1801 год, вторая 1813.)

2. Балеты о сильных женщинах ("Мирра" и "Весталка"). В этих балетах показана судьба женщины, которая противится обстоятельствам своей жизни и не сумев победить эти обстоятельства предпочитает смерть.

3. Волшебные балеты Вигано ("Беневендское ореховое дерево").

Проблема влияния личности на ход мировой истории и вообще оценка человеческой личности ярко проявилась в балетах о Прометее. Обе редакции касались всем известного мифа, но разница концепций в переосмыслении образа олимпийских богов.

В первой версии 1801 года "Прометей, или власть музыки и танца" Прометей несется с божественным (священным) огнем в руках на землю, видит глиняные статуи мужчины и женщины, поднося к ним огонь, оживляет их, но люди неуклюжие и бесчувственные. Прометей приводит их на Олимп, где олимпийские боги передают им своё искусство, что делает людей людьми. В балете была использована только музыка Бетховена, специально написанная для этого балета.

Бетховен тоже интересовался влиянием сильной и активной личности на исторические события. И Бетховен, и Вигано одно время были увлечены личностью Наполеона.

Но после того, как Наполеон провозгласил себя императором разочаровались в нём. После неудачных событий войны с Россией в 1813 году Вигано делает вторую редакцию этого балета "Большой Прометей".

Содержание.

На земле холодно и неуютно. Люди, похожие на больших обезьян, живут в состоянии диких нравов, они дерутся друг с другом, обижают слабых, и это видит Прометей. Его удручает такое состояние человека. Прометей протягивает яблоко одному из людей, и между ними начинается борьба. Сильнейший вырывает яблоко, забирается с ним на скалу и ест его. Прометей хочет вдохнуть в людей душу, вывести их из дикого, животного состояния. Он пробирается на Олимп, забирает волшебный огонь и несется несется ним на землю. Зевс посылает за Прометеем погоню. Прометей бросает огонь на землю, искорки попадают к людям, и каждый из них становится одухотворённым и человечным. Но Прометея настигают и приковывают к одной из вершин Кавказских гор. Балет заканчивается символически - на сценической площадке одновременно показаны:

1. Прикованный к скале и мучающийся Прометей.

2. Шествие славящих Прометея людей.

3. И Геракл, как герой, пришедший освободить Прометея.

В этих двух редакциях совершенно разная роль Олимпийских Богов.

В первой Боги - благодетели, и человек полностью зависит от их воли, он не самостоятелен. Прометей не идёт на конфликт с богами, он признает их первенство и полностью подчинён их воле.

Во второй редакции Боги во главе с Зевсом не простили Прометею его поступка, возмездие было жестоким, неподчинение их воле каралось. Попутно во второй редакции затрагивает тема человека, идущего на перекор судьбе и обстоятельствам.

Борьба добра и зла, а также романтические мотивы, взаимодействие фантастического и реального миров чётко обозначены в балете "Беневендское ореховое дерево".

Балет поставлен по мотивам произведений Карло Гоцци с точным соблюдением принципов его эстетики, то есть красочность, зрелищность, волшебные образы, волшебные превращения, мистика, гротеск, отсутствие реалистичности в персонажах или волшебные действия реалистичных персонажей.

Содержание.

В начале спектакля на сцене стоит Беневендский дуб. На его ветвях сидят феи. Внизу на земле находятся демоны, они приглашают фей потанцевать, но те отказываются. Демоны танцуют, и феи в конце концов нехотя присоединяются к их пляске. Они так топают, что начинается гроза, демоны хватают фей и растаскивают их по разным концам света. Под ветвями Беневендского дуба прячутся от грозы рыцарь Роберто и его жена Дарила. Они засыпают, и появляются две феи добрая (Мартиница) и злая (Канидия). Они спорят кто сильнее. Злая фея заколдовывает жену Роберто в оленя, Мартиница уходит с поля битвы и прячется в волшебном фонаре. Чудесным образом Роберто расколдовывает свою жену, и добро побеждает.

В целом творчество Вигано очень важно. Постепенно появляющиеся романтические мотивы, наработка выразительных средств, выбор сюжетов помогли становлению романтического балета.

 

Шарль Луи Дидло.

Родился в Стокгольме, в семье балетных танцовщиков. Обучаться танцам начал у своего отца. Затем переезжает в Париж. Какое-то время работает в Парижской опере в качестве исполнителя отдельных номеров. Балетмейстерскую карьеру начинает в Лондоне в труппе Новера. Затем работает в Бордо в труппе Доберваля. Затем работает в Лионе, где ставит первую редакцию балета "Метаморфоза".

В Петербуржской редакции балет назывался "Зефир и Флора". Эта история о ветреном Зефире, который будучи влюблён во Флору, волочился за всеми нимфами.

Содержание.

Зефир грустит ожидая Флору. Она приходит, он объясняется ей в любви, но Флора не хочет его слушать, она даже не разрешает к себе приближаться, положив между собой и Зефиром гирлянду из цветов. Флора удаляется. Зефир опять грустит, но появляется Амурская. Чтобы Зефир не грустил, Амурская показывает ему спящих нимф. Зефир заигрывает с ними, но нимфы разлетаются. Зефир гоняется за ними и ловит понравившуюся ему, пытаясь объясниться ей в любви. Нимфа улетает. Появляется Флора. Нимфы окружают её и жалуются ей на Зефира. Задумывают месть. Понравившаяся Зефиру нимфа зовёт его в тихое укромное место и, чтобы её не узнали, накрывается покрывалом. Зефир обещает прийти, но под покрывалом его ждёт не нимфа а Флора. Зефир объясняется девушке под покрывалом в любви, думая, что это понравившаяся ему нимфа, но она снимает покрывало, и изумлённый Зефир видит Флору. Он смущен, появляются остальные нимфы, ругают Зефира, и Амур отбирает у него крылья, все удаляются, и лишенный крыльев Зефир в отчаянии. Через какое-то время Флора возвращается, они мирятся, она возвращает ему крылья, и они взлетают в храм Гименея и женятся.

В этом сюжете не только тонкая психологическая проработка характеров, но и сам сюжет предполагает большое количество танцев и взаимодействий танцевальных групп.

Романтические мотивы очень ярко проступают в балете "Счастливое кораблекрушение". Действие происходит в Шотландии. В балете присутствует два мира. Мир людей: фермер МакДональд, его дочь Дженни, её жених Джемми. Фантастический мир: три морские ведьмы.

Содержание.

Фермер МакДональд не разрешает своей дочери Дженни выйти замуж за крестьянина Джемми, потому что он беден. Джемми нанимается матросом на корабль, чтобы заработать денег. Корабль терпит крушение, все гибнут, но три морские ведьмы спасают Джемми, и узнав о его беде помогают найти клад. Джемми возвращается в Шотландию, приходит к МакДональду, спасает его от напавших разбойников, и фермер благославляет Дженни и Джемми.

Данный балет очень близок к балету "Сильфида", в котором волшебные силы вмешиваются в жизнь человека, но разрушают её и губят. Джеймс выгоняет колдунью Мэдж, она мстит ему, погубив его любовь Сельфиду. Проблемы и тематика "Сельфиды" гораздо сложнее. Важен факт вмешательства волшебной силы в жизнь человека.

Дидло работает в России два периода. С 1801 по 1811-1812 и с 1815 по 1837 (год смерти).

Во время работы в России он экспериментирует с чистым танцем, работая над созданием оригинальных танцующих групп в балете, изучает русские танцы. Ставит балеты на исторические и мифологические сюжеты.

Между двумя периодами работы в России Дидло работает в Лондоне. Добираясь до Лондона он попадает в кораблекрушение, но не счастливое. Утонули все ноты и записи балетов и в Лондоне Дидло пришлось начинать всё сначала под новую музыку. Он ставит балет на русскую тему "Качели" и самый известный балет этого периода "Венгерская хижина".

Сюжет балета "Венгерская хижина" основан на реальных исторических событиях. Венгерский граф Рагоци сражался против представителей австрийской монархии Габсбургов.

Граф Рагоци спасается от преследования австрийских властей в хижине своего бывшего слуги. Когда приходят австрийские солдаты они путают приютившего своего бывшего хозяина слугу с хозяином. И забирают его. Но Рагоци благородный человек, он сдаётся австрийским войскам, требуя освободить ни в чём неповинного слугу. Видя такое благородство Габсбурги милуют Рагоци и между ними воцаряется мир.

В этом балете есть несколько не основных, но комичных персонажей: дочка старого слуги и влюблённый в неё деревенский ухажор. Он комично за ней ухаживает, добиваясь её любви и в конце балета они женятся.

В целом творчество Дидло, также как и творчество Вигано и Доберваля, открыло путь в романтический балет, впустив на сцену тематику и выразительные средства романтических спектаклей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.135.21 (0.025 с.)