Творчество Филиппо и Марии Тальони. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творчество Филиппо и Марии Тальони.



Филиппо Тальони происходит из семьи потомственных балетных танцоров. Учиться танцам начал у своего отца. Вместе с братом и сестрой Тальони давал концерты и гастролировал, он блестяще владел итальянской техникой танца: виртуозность, чёткость поз, резкость, порывистость, техничность. Вместе с сестрой Луизой Тальони едет в Париж, поступает в класс Жана-Франсуа Кулона, овладевая всеми примудростями французской школы танца: видимая безусильность исполнения даже самых сложных движений, мягкость, легатированность.

В будущем соединение этих двух школ позволило создать феномен танца Марии Тальони: блестящая техника танца на пальцах (под техникой мы понимаем апломб, устойчивость без виртуозных скачков и тур де форсов). Таней Марии Тальони растворялся в воздухе, зрителям казалось, что естественно парить над сценой на кончиках пальцев. Филиппо Тальони занимался дочерью самостоятельно, начиная сценой 16 лет. До этого она обучалась в школе при Парижской опере в классе того же ЖанаЖана-Франсуа Кулона. Но благодаря невзрачной внешности перспектив стать хорошей балетной танцовщицей у неё не было.

Шведские корни (мать) повлияли на темперамент танцовщицы, чуть отстранённая, самоуглублённая манера исполнения в будущем позволила создать Марии Тальони образы неземных фантастических существ. Её Сильфида открыла новую эпоху в истории балетного театра.

Урок Филиппо Тальони длился много часов, состоял из огромного количества движений, которые исполнялись с целью максимально укрепить мышцы ног и спины, чтобы можно было выполнять долгие задержки на пальцах и лёгкие прыжки. Излюбленным отдыхом во время урока было адажио. "Меняя одну позу на другую - пишет сама Тальони - я отдыхала." Урок Тальони сохранился самой Марии Тальони, так как Филиппо Тальони не намерен был раскрывать секреты мастерства. Как педагог он был жёсткий, требовательный, принципиальный.

Как балетмейстер Филиппо Тальони был противоречив. С одной стороны он придумал образ воздушной Сельфиды, с другой стороны у Тальони не было чёткой балетмейстерской концепции. Во многом балеты расчитаны на талант дочери, который он старался повыгоднее продать. В его балетах не было танцующих мужских образов, так как он не хотел создавать конкуренцию своей дочери. Тальони не придерживался романтической концепции спектакля, скорее он шёл на поводу у вкусов и интересов публики. Основные его балеты: "Сильфида", "Натали, или швейцарская молочница".

Во всех балетах Тальони продвигал уникальность исполнения своей дочери, как изюминку каждого балета.

История создания балета "Сильфида".

Либретто. Адольф Нури. Музыка - Шнейцхоффера (в редакции Бурнонвиля - Левинцхольд). Балетмейстер - Филиппо Тальони.

Главные действующие лица.

Сильфида (первая премьера - Мария Тальони)

Джеймс (Джозеф Мазилье)

Эффи (Полина Монтесю)

Колдунья Мэдж

Гюрн

В основу либретто легла новелла Шарля Надье "Трильби". Шотландская легенда о волшебном существе Трильби, который влюбился в жену рыбака, рассказывал ей (как дух) о своей любви. Мотив любви существа фантастического и существа земного стал основой спетакля "Сильфида".

Внешний облик Сельфиды, то есть танцующая девушка в белой тунике появилась на сцене чуть раньше. В 1829 году в опере Миербера "Роберт дьявол" так выглядели мёртвые монахини в монастыре. По команде предводительницы, аббатисы Елены, они поднимались из гробов и обольщали рыцаря. Мария Тальони исполняла роль этой самой аббатисы. Роль ей не удавалась потому что по природе своей она не была роковой женщиной. Контуры зарождающегося стиля - танца Сельфид - родились в этой самой опере.

 

Творчество Жюля Перро.

Родился в 1810 году в Лионе, в семье краснодеревщика и ткачихи.

Балетное образование получил в школе Лионского балетного театра. От природы не был наделен красотой и благородной внешностью, но был необыкновенно гибок, подвижен, имел высокий и лёгкий прыжок. Эти задатки обеспечивали ему будущее виртуозного гротескного танцовщика. С такой внешностью стать премьером в спектакле Парижской оперы было невозможно. На формирование исполнительского стиля Перо повлияли два известных артиста и один знаменитый педагог.

Сначала на гастроли в Лион приезжает гротесковый танцовщик Жарль Мазюрье, выразительный и гибкий, он был великолепным акробатом и первокласном пантомимным артистом. От Мазюрье Перро взял гротесковую выразительность, акробатизм.

Чуть позже на гастроли приезжает танцовщик Парижской оперы, яркий представитель благородного стиля Антуан Поль. Приезжает со своей сестрой Полиной Монтесю (во время Парижского дебюта Перо Монтесю была его партнёршей. В Парижской опере).

Перро пророчили стать вторым Мазюрье, но он мечтал стать, как Антуан Поль и в 13 лет отправляется в Париж.

Сначала он работает в одном из театров на бульварах, составляет конкуренцию самому Мазюрье. Начинает свою работу в театре Гете, а после смерти Мазюрье занимает его место в театре "Port-sen-Marten".

Одновременно с этим он учится в школе при опере у Огюста Вестриса. Именно Огюст создаёт стиль "летающего Перро", который стал основой мужского классического танца XIX-XX веков.

Жюль Перро работая в театре "Port-sen-Marten" знакомится со знаменитым актёром Фредериком Леметром.

Драматический театр того времени был театром ведущего актёра, а не режиссёра. Ведущий актёр исполняя главную роль давал трактовку пьесе и организовывал взаимоотношения с партнёрами на сцене.

Благодаря дружбе с Лефевром Жюль Перро вырабатывает свою собственную концепцию многоактного балетного спектакля с хорошо продуманой и целостной драматургией. Его балеты "Катарина дочь разбойника", "Эсмиральда", "Наяда и рыбак" рассказывают о страстях, о любви, о ревности, о предательстве, о мести. Хотя следуя традициям своего времени даже балет "Эсмиральда" был с положительным финалом.

Жюль Перро едет работать в Италию, где знакомится со своей будущей женой Карлоттой Гризи. Ей было 16 лет и она не знала, что выбрать: пение или танцы. Жюль Перпо уговорил её танцевать. Много занимался с ней и сделал из неё звезду.

В 1841 году состоялась премьера балета "Жизель" с Карлоттой Гризи и Люсьеном Петипа в главных ролях.

Периодизация творчества Жюля Перро.

1. Учится в школе Лионских театров.

Находится под влиянием гротеска Мазюрье и благородного танцовщика Антуана Поля.

2. Париж.

Работает в театре "Гете", затем в театре "Port-sen-Marten" под влиянием драматического актёра Фредерика Леметра. Анализируя драматургию, все виды мелодрамы. Учится в классе у Огюста Вестриса. Вестрис устраивает его работать в Парижскую оперу, где Перро исполняет вставные pas de deux, покоряя виртуозной техникой публику. В балете "Зефир и Флора" исполняет роль Зефира, возлюбленного Флоры, разделив с примадонной успех спектакля, что было по тем временам чудом.

3. Италия.

Театр "Ла скала" - оплот хореодрамы (Сальваторе Вигано). Встречает свою будущую жену Карлотту Гризи.

4. Вена.

Ставит свой первый крупный балет "Кобольд".

Кобольд - фантастическое существо, его звали Фолли. Он влюбился в смертную девушку Иолу. Отказался от бессмертия, тем самым обретя человеческое сердце, и женился на Иоле. Роль Иолы исполняла Карлотта Гризи, Кобольд Фолли - Жюль Перро.

5. Париж.

Его приглашает работать театр "Ренессанс". Одновременно с этим его приглашает Парижская опера, но без партнёрши. Перро отказывается.

6. Лондон.

После этого Карлотту Гризи приглашают в Парижскую оперу, и она соглашается. И даже не ставит Перро в известность.

В Парижской опере в это время ставят "Жизель". Официальный балетмейстер Жан Коралли. Композитор Адольф Адан. Главные роли исполняли: Карлотта Гризи и Люсьен Петипа. Либретто - Теофиль Готье и Сен-Жорж.

История создания балета "Жизель".

В основу либретто легла легенда о Велисах из книги Генриха Гейне о Германии.

Велисы - девушки, умершие до свадьбы не выдержав обмана возлюбленного.

До романа Готье Велисы относились к разным странам и национальностям.

Второй автор либретто Сен-Жорж унифицировал образы Велис и вместо представительниц разных стран и народов во втором акте появлялись одетые в белые тюники группы белого балета. Между Велисами и Сильфидами огромная разница: и те, и другие относятся к миру неземных существ, но Велисы - это оборотни, которые призваны уничтожать и убивать. С образом предводительницы Велис Миртой связана тема власти. Хореографическое её воплощение - сисон фуэтэ в первый арабэск и скользящее продвижение в первом арабэске кардебалета Велис. В этом хореографическом контексте первый арабэск не летящее романтичное движение, а стелящийся туман и тяжелая поступь Велис. Картины Велис редактировал Мариус Иванович Петипа. Он внёс академически-стройные переходы, убрал лишнюю пантомиму, в которой Велисы терзали и мучали Ганса.

Существует несколько концепций балета "Жизель".

1. Конфликт рассматривается как социальный.

Богатый граф воспользовался доверчивостью крестьянской девушки.

2. Следующая версия романтическая.

В реальном мире Жизель и Альберт не могут быть вместе, не могут быть счастливы. После смерти Жизель может любить Альберта, т.к. в загробном мире нет социальных различий. Она спасает его жизнь, танцуя перед Миртой, а в реальной жизни ей нельзя было танцевать, потому что у неё было больное сердце.

В балете два акта.

1. Действие первого акта происходит во французской деревушке недалеко от Парижа. Основные действующие лица:

- Жизель

- Альберт

- мать Жизели

- герцог

- Батильда

- оруженосец

- Ганс-лесничий

В конце первого действия Жизель сходит с ума не выдержав предательство Альберта и умирает от разрыва сердца.

2. Действие второго акта происходит на кладбище. Действующие лица:

- Мирта - повелительница Велис

- Велисы

- Альберт

- Ганс

- Жизель

В Россию в 1842 году балет переносит Антуан Титюс. Затем редактирует Жюль Перро и Мариус Петипа.

Музыка балета не только танцевальная, она написана по законам музыкально-хореографического действия. Музыкальный тематика пронизывает действие. Тема Жизели, тема гадания на ромашке повторяются в сцене сумасшествия, образуя тематическую арку. Тема Мирты появляется во втором акте. Также важны атрибуты балета: шпага Альберта фигурирует в первом акте несколько раз. Он оставляет её в сторожке, скрывая своё благородное происхождение. Её находит Ганс, убеждаясь в обмане Альберта, и предъявляет её Жизели как доказательство его обмана.

После премьеры балета "Жизель", 1841 год, Жюль Перро едет работать в Лондон, где ставит первую версию своего балета "Ундина, или Наяда" с Фанни Черрита в главной роли. В этом спектакле окончательно оформляется форма многоактного спектакля с целостной драматургией, чередованием пантомимных сцен и чистых форм танца.

Жюль Перро работает в России, принеся в русский балет новый тип балетного спектакля, который в последствии сделал академическим Мариус Иванович Петипа.

Август Бурнонвиль.

Датский балетмейстер.

Цель жизни Бурнонвиля - создание Национального Датского балетного театра.

Родился в Копенгагене в семье ведущего танцовщика и главного балетмейстера датского королевского балета. Августом его назвали в честь Огюста Вестриса. С раннего возраста Бурнонвиль участвует в балетных представлениях, учится у своего отца, затем отец отводит его в Париж в класс к Огюсту Вестрису. В этом классе Бурнонвиль обучается вместе с Перро. Бурнонвиль записывает уроки Вестриса и тщательно изучает репертуар Парижской оперы. Вернувшись в Данию он занимается созданием Датского национального театра с собственно-датским репертуаром.

Творчество Бурнонвиля можно разделить на следующие направления:

1. Исторические балеты, в которых использованы мотивы датских саг, исторические события, исторические персонажи в качестве главных действующих лиц.

Балет "Вальдемар" рассказывает о борьбе двух датских королей Кнуда и Свена. Один из них предательски убивает другого, разжигать гражданскую войну. Сын убитого Кнуда Вальдемар борется с королем Свеном, незаконно захватившим власть. Он влюбляется в дочь Свена Астрид, которая после победы Вальдемара над Свеном не выдерживает позора отца и уходит в монастырь. После победы над Свеном Вальдемар дарует жизнь своим врагам, объявляя, что все датчане - братья и провозглашая мир над землей Дании.

В балете были замечательно поставлены батальные сцены, было много народных танцев и картин народного быта, были красивые дуэты.

Балет понравился и публике, и критикам.

2. Волшебные балеты с использованием датских фолклорных персонажей.

В балете "Народное предание" использован мотив подмены ребёнок а детёнышем тролля.

Даны два мира:

- мир датского дворянства с их подробно описаным бытом;

- показан мир обитателей волшебного холма (троли и прочая нечисть).

Показана любовь юнкера Ове и и красавицы тролихи, которая оказывается подменённым младенцем.

Особенность датского балетного романтизма в том, что люди тянутся к людям, а троли к тролям.

У Бурнонвиля нет побега Джеймса за Сельфидой, точнее погоня за якобы волшебным существом (тролихой) оборачивается приходом в реальность. Троли счастливы с тролями, а люди с людьми.

3. Постановка балетов европейского репертуара.

Благодаря Августу Бурнонвилю сохранился балет "Сильфида". Он переносит "Сельфиду" на датскую сцену, с музыкой другого композитора, так ка партитура Шнейцхоффера была слишком дорогой для датского балета и музыку к "Сельфиде" написал датский композитор Левенцхольд.

Музыка заставила поменять хореографию и трактовку образов, хотя редакция Бурнонвиля считается максимально близкой к Тальони. Разница есть.

Джеймс в редакции Тальони был пантомимным персонажем, он не танцевал. Бурнонвиль опираясь на школу Огюста Вестриса и добавив свои технические новшества сделал партию Джеймса танцевальной и виртуозной. Бурнонвиль сочувствовал своему герою, считая, что Сильфида разрушила его жизнь.

Существуют версии о том, что Сильфида - это злой демон для Джеймса. Образ колдуньи Мэдж во французской редакции был роком, судьбой, носил трагический и мистический характер. У Бурнонвиля это была сельская колдунья демонического характера в себе не заключавшая.

Таким образом редакция Бурнонвиля имела более танцевальный и более рационалистический характер.

4. Итальянские балеты Бурнонвиля.

При датском королевском дворе был очень жёсткий этикет. Бурнонвиль нарушил его и в 24 часа был выслан из страны.

В Италии он работает в театре "Сан-Карло" в Неаполе и в театре "Ла Скала" в Милане. После посещения Италии он ставит два балета на итальянские темы.

Первый. "Неаполь, или рыбак и его невеста".

Второй. "Праздник цветов в Джензано".

В целом творчества Августа Бурнонвиля имеет значение не только с точки зрения балетмейстерства. Он создаётся школу, основываясь на уроках Вестриса. Самыми яркими представителями этой школы являются: Люсиль Гран - первая датская Сильфида и Христиан Петрович Йогансон.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.039 с.)