У школьников ценностного отношения к здоровью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

У школьников ценностного отношения к здоровью



 

Здоровье полагающим/ здоровье сохраняющим фактором может стать и участие ребят в различных благотворительных акциях – вначале, возможно, разово и в игровой форме, затем – осознанно, привычно и постоянно.

Благотворительность - понятие и действие это популярно сегодня и означает «оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается» [10].

Благотворительная деятельность регулируется законодательно. В соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Понятие благотворительной деятельности включает в себя понятие добровольческой (волонтерской) деятельности.

Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в благотворительных целях.

Каковы причины, побуждающие людей к благотворительной деятельности? Такие причины заключаются в том, что люди:

- по природе своей альтруистичны, ими движет желание помочь другим;

- чувствуют себя лучше, когда жертвуют деньги. Экономисты называют это «теплотой альтруизма» [17].

Благотворительная деятельность характеризуется следующим:

1. В роли благотворителя (субъекта благотворительности) могут выступать: индивид, семья, организация, церковь и государство. То есть в первом случае - это глубоко личный акт помощи, проявление нравственной зрелости человека, если же в роли благотворителя выступает организация, то этот акт должен быть обязательно организованным и общественным. Несмотря на то, что государство часто вычеркивается исследователями из списка благотворителей, на наш взгляд, следует учитывать его влияние на эволюцию данного явления в нашей стране. Отчасти это связано с особенностями русского менталитета, всем ходом отечественного исторического развития, а именно зависимостью различных сфер жизнедеятельности российского общества от государства.

2. Благотворительность может предназначаться: отдельным людям, организациям, животным, природной среде, культурным объектам и процессам. Но из числа объектов благотворительности некоторыми исследователями исключаются церковь, а также люди, связанные с благотворителями родственными или иными связями.

3. Совершая благотворительное действие, благотворитель может передавать не только деньги или какое-то имущество, также можно оказывать моральную поддержку или добровольный труд.

4. Причинами благотворительности могут являться как добровольное, бескорыстное желание, так и обязанность перед обществом (например, со стороны государства), бывает, что благотворительный акт совершается вынужденно [24].

Характер благотворительной деятельности и ее содержание имеют большой воспитательный потенциал. На исключительную значимость вовлечения подрастающего поколения в такую деятельность обращали внимание выдающиеся педагоги - ученые и практики (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, М. Монтессори, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский и др.).  В современной российской школе возрождается внимание к воспитательным возможностям благотворительной деятельности.

Как проводить работу в этом направлении со школьниками? Цель проекта - помочь ребёнку стать Человеком – чутким, отзывчивым к чужой боли, сильным, ответственным за тех, кто нуждается в нашей поддержке. Для начала обратимся к личности ребёнка, его возрастной психологии.

Каждый из нас – и дети - развивается в условиях сложной социальной среды, в сферах социальных отношений. В нашем случае это и взаимодействие, и общение внутри своей возрастной группы, и существование внутри системы «ребенок – взрослый», которая дифференцируется: ребенок - учитель; ребенок – взрослый; ребенок – родители; ребенок – дети. Обе сферы социальных отношений «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети» у ребенка связаны игровой деятельностью и существуют параллельно.

В младшем школьном возрасте игра не исчезает, она приобретает новые формы и новое содержание. Характерными играми для детей младшего школьного возраста являются игры с правилами, регулирующими расстановку сил в играющем детском коллективе (сюжетно-ролевые игры). С возрастом происходит увеличение индивидуальных различий между детьми, в их деятельности и поведении всё больше проявляются их темпераментные отличия. Условия, внимание и участие в жизни ребёнка взрослых, организация занятости маленького человека благоприятны для развития таких личностных качеств, как трудолюбие, самостоятельность. В любой деятельности важна мотивация, необходимо научить ребенка испытывать удовлетворение от самого процесса поиска и достижения цели.  Происходит интенсивное формирование моральных чувств ребенка, развивается самосознание. Вырабатывается самооценка в оценке своей деятельности самим ребенком и в общении с другими, появляется самоуважение, которое связано с уверенностью в учебных способностях и успехами внеурочной деятельности.

В подростковом возрасте (10 (11) – 13 (14) лет) социальная ситуация меняется - появляется устойчивое стремление к независимости, к самостоятельной жизни. В то же время взрослые (прежде всего родители) относятся к подростку как к ребенку. На первый план выходит общение со сверстниками – установление эмоциональных контактов с целью удовлетворения информационных, эмоциональных и других потребностей, которые не могут быть удовлетворены во взаимодействии с взрослыми. Происходит качественный сдвиг в развитии самосознания. Здесь важны жизненные ориентиры, образцы для подражания - взрослый человек (зачастую трудно досягаемый пример) и сверстник (мерка, позволяющая подростку оценить себя). Каждый неизбежно сталкивается с проблемами становления «Я» – идентичности. Подростковый период – это период бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей, у ряда подростков появляется преувеличение недостатков своей внешности и поведения, зачастую надуманных и не соответствующих действительности. В сверстниках подросток ценит качества товарища и друга, сообразительность, смелость, общительность – нередко те качества, которых (по личному убеждению) не хватает самому. В переходном возрасте появляется чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, обостряется стремление к независимости, но при этом сохраняется потребность в защите и поддержке. Человек вступает в промежуточный возраст между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого. Психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит от физиологического созревания индивидуума и от духовной атмосферы общества, в котором человек живет, от внутренней противоречивости общественной идеологии. Окончательно формируется личность, строится программа жизни. Подростки вступают в общество взрослых, желая преобразовать его. Сталкиваясь с препятствиями со стороны общества, осознавая и признавая зависимость от него, подростки социализируются, и только полное преодоление кризиса адаптации определяет переход к взрослому состоянию. В результате кризиса происходит развитие рефлексии и на ее основе самосознания; более глубокое и широкое понимание других людей; социальное сознание, «перенесенное внутрь», осознание себя в качества члена общества.

В работе с ребёнком (независимо от возраста) одним из основополагающих аспектов является  формирование у него ценностного отношения к здоровью – и своему, и тех, кто находится рядом. С личным «состоянием тела, когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствием недуга, болезни» [1] всё, кажется, понятно. Здесь объединились в едином порыве родители, врачи, воспитатели и педагоги и сам ребёнок – как бы мал не был, он осознаёт преимущества «отсутствия недуга» как такового. Задача взрослых научить ценить и беречь здоровье, заботиться о себе (гигиена, прогулки на свежем воздухе, физкультура…), помогать другим… Помните хрестоматийное – «Поделись улыбкою своей – и она не раз ещё к тебе вернётся!»?

Таким образом, сам характер благотворительной деятельности, направленной на оказание помощи и поддержки пожилым людям, людям с ограниченными возможностями здоровья, привлекает внимание школьников к проблеме здоровья человека, создает условия, при которых школьник начинает по-новому осознавать ценность здоровья. Вовлеченность учащихся в такую благотворительную деятельность, предположительно, должно содействовать формированию и развитию у них ценностного отношения к здоровью.

Выводы по главе I

1. Ц енностное отношение – один из видов субъективного отражения действительности, в процессе которого происходит осознание и оценка индивидом ценности, положительной значимости объекта действительности для себя как для субъекта жизнедеятельности, характеризующееся бескорыстным эмоциональным стремлением.

Формирование ценностного отношения – одна из наиболее важных целей в педагогическом процессе.

Здоровье – состояние физического, духовного и социального благополучия человека. Вопросы здоровья человека занимают важное место в содержании общего образования.

С учетом педагогической науки и практики содействовать формированию у школьников ценностного отношения к здоровью может комплексная работа, включающая несколько направлений, в т.ч. и благотворительную деятельность.

2. Благотворительная деятельность (благотворительность) - добровольная деятельность граждан по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче нуждающимся имущества, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Понятие благотворительной деятельности включает в себя понятие добровольческой (волонтерской) деятельности.

Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в благотворительных целях.

Характер благотворительной деятельности и ее содержание имеют большой воспитательный потенциал. На исключительную значимость вовлечения подрастающего поколения в такую деятельность обращали внимание выдающиеся педагоги - ученые и практики (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, М. Монтессори, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский и др.). В современной российской школе возрождается внимание к воспитательным возможностям благотворительной деятельности.

 

3. Характер благотворительной деятельности, направленной на оказание помощи и поддержки пожилым людям, людям с ограниченными возможностями здоровья, привлекает внимание школьников к проблеме здоровья человека, создает условия, при которых школьник начинает по-новому осознавать ценность здоровья. Вовлеченность учащихся в такую благотворительную деятельность, предположительно, должно содействовать формированию и развитию у них ценностного отношения к здоровью.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.01 с.)