Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ценностное отношение к здоровью и психолого-педагогические аспекты его формирования у учащихся школ
Задачи школы как образовательного учреждения – способствовать образованию подрастающего поколения, т. е. воспитывать, обучать и всесторонне развивать каждого ученика. Понятие «образование» объединяет в себе три взаимосвязанных понятия «воспитание», «обучение», «развитие». Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Обучение — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся Развитие человека — это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Включает в себя развитие телесное и умственное, духовное, степень зрелости души. «Математическая» запись соотношения может выглядеть так: Образование = Обучение + Воспитание + Развитие. При этом – и это немаловажно! – важно сохранить и (по возможности) улучшить здоровье каждого школьника, сформировать потребность и привычку к здоровому образу жизни. Что такое здоровье? Здоровье – состояние тела, когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни (В. Даль). Здоровье – состояние физического, духовного и социального благополучия человека (ВОЗ). В работе мы будем придерживаться этого определения. Тема здоровья и здорового образа жизни и здоровья всегда была актуальна. Но сейчас совершенно оправданно ей уделяется особое внимание, причина тому - совсем неутешительные данные о состоянии здоровья подрастающего поколения. Важность данной темы совершенно очевидна и глобальна, начиная с того, что огромные средства, которые, например, могли бы послужить для развития страны, образования, тратятся на медицину и здравоохранение. Любая страна нуждается в здоровом подрастающем поколении, которое будет продолжать род и развитие нашей планеты. Таким образом, мы видим, насколько значимо формирование здорового образа жизни именно с детского возраста. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выделяет ключевые факторы, определяющие здоровье человека, и, как известно, только половину такого влияния составляют в совокупности наследственные факторы, условия окружающей среды, уровень развития медицины. А вот другая половина полностью приходится на образ жизни человека, который и является определяющим его здоровье [9]. Именно поэтому важно с самого детства формировать здоровый образ жизни (ЗОЖ). Дети должны понимать, как прекрасно быть физически и психически здоровым, что от состояния здоровья зависят и их успехи, возможности.
Перед педагогами и родителями стоит непростая задача: нужно сформировать убеждение в том, что вести здоровый образ жизни просто необходимо, что это единственно правильный вариант жизнедеятельности. К сожалению, в нашей повседневной жизни назидательные фразы «нужно беречь здоровье», «нужно вести здоровый образ жизни» стали привычными, а потому на них часто не обращают должного внимания. Поэтому важно «достучаться до сознания школьников»: не просто научить их здоровому образу жизни, а сформировать потребность его вести. Здоровье, здоровый образ жизни должны стать для растущего человека жизненной ценностью. Существует большое количество трактовок и подходов такого многогранного феномена как ценность. Например, представитель культурологического подхода А. Г. Здравомыслов пишет, что мир ценностей является сферой духовной деятельности людей, их привязанностей, нравственного сознания. С точки зрения данного подхода ценности являются компонентом культуры. «Ценности - регулятивные компоненты любой культуры, воплощающие идеалы и представления об эталоне. Они находят выражение в нормах, значениях и наиболее типичных для данной культур артефактах (материальных и идеальных продуктах). Культурная норма – общепризнанное требование и соответствующее правило, регулирующее поведение людей, всегда соотносится с определенными ценностями. Во многих культурных процессах ценности играют роль эталонов, с их помощью деятельность становится мотивированной, осмысленной. Ценности - это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры эпохи, определенного общества в целом, всего человечества. Кроме того, это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия» [12, С.32].
Для начала разберемся, что же такое ценностное отношение? На самом деле существует множество трактовок данного определения. Ценностное отношение – это вид отношений к окружающей нас действительности. Понятие «отношение» рассматривается философией и такими науками, как педагогика, психология. Философия трактует, что отношение – это неотъемлемая часть взаимосвязи всех явлений без исключения. Выдающийся отечественный педагог А. С. Макаренко утверждал, что истинным объектом педагогической работы формирование отношений [18]. После чего личность стали изучать при помощи анализа отношения к действительности. В исследованиях некоторых авторов (И. В. Бабурова, Л. И. Божович) «отношенческий» подход рассматривается как перспективное направление, в соответствии с которым изучается «изнаночная сторона» образовательного процесса, связанная с саморазвитием личности путем развития ее отношений к миру [1, 4]. В психолого-педагогическом словаре данное понятие трактуется так: «Под ценностными отношениями понимается устойчивая избирательная связь субъекта с объектом окружающего мира, когда этот объект, выступая во всем своем социальном значении, приобретает для субъекта личностный смысл, расценивается как нечто значимое для общества в целом и каждого конкретного человека в частности» [24, С.84]. Выдающийся отечественный психолог М. С. Каган в своей теории ценности утверждает, что именно «…осознание индивидом ценности объекта действительности и его оценка формируют особый вид отношения к нему – ценностное отношение» [14, С.26]. Автор полагает, что характеристиками ценностного отношения являются свободный выбор и бескорыстие, которые связаны с позитивными чувствами субъекта (удовольствие, радость и т.д.) [14]. В то же время автор разделяет ценностное отношение от остальных видов отношений, таких, как жизненные, прагматические и познавательные. Так, к жизненным отношениям относятся природная сущность и необходимость выживания. Прагматические отношения включают в себя потребность в удобстве и самосохранении. Познавательные отношения – потребность в познании мира, окружающего нас. Именно эта трактовка ценностного отношения кажется наиболее понятной, она будет использоваться в данной работе. Итак, в качестве рабочего определения ценностного отношения мы будем использовать следующее: ценностное отношение – один из видов субъективного отражения действительности, в процессе которого происходит осознание и оценка индивидом ценности, положительной значимости объекта действительности для себя как для субъекта жизнедеятельности, характеризующееся бескорыстным эмоциональным стремлением. Несомненно, формирование ценностного отношения – одна из наиболее важных целей в педагогическом процессе. С позиций современной педагогики воспитательные процесс – это процесс целенаправленного формирования системы отношений человека к миру. С похожей точки зрения воспитание - это процесс целенаправленного формирования системы ценностей личности.
Из-за специфики ценностных отношений воспитательная работа по их формированию и развитию чрезвычайно сложна, но ее необходимо осуществлять и, соответственно, организовывать. В процессе воспитания ценностных отношений нельзя не учитывать комплекс факторов, которым школьники: социальные (молодежная субкультура, ценности семьи, ценности окружающих людей); деятельностные (деятельность педагогов, собственная деятельность); биологические (пол, возраст, состояние здоровья) [1]. С учетом педагогической науки и практики содействовать формированию у школьников ценностного отношения к здоровью может комплексная работа, включающая несколько направлений (рис. 1).
Рис. 1. Направления работы со школьниками по формированию ценностного отношения к здоровью
Формы и методы работы по формированию ценностного отношения к здоровью должны быть просты и интересны для восприятия школьниками, разнообразными. Они должны затрагивать эмоционально, быть познавательны, давать возможность получать удовольствие от игры и движения. Здесь уместны мероприятия, хорошо зарекомендовавшие себя в педагогической практике, например: вечер вопросов и ответов «Как важно быть здоровым», устный журнал/стенгазета «Марафон спортивных достижений», игры разума «Как быть здоровым?», игра «Папа, мама, я – спортивная семья!», «Весёлые/здоровые старты» и др. (рис.2).
Рис. 2. Мероприятия по формированию у школьников ценностного отношения к здоровью
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.255.116 (0.009 с.) |