Ценностное отношение к здоровью и психолого-педагогические аспекты его формирования у учащихся школ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценностное отношение к здоровью и психолого-педагогические аспекты его формирования у учащихся школ



Задачи школы как образовательного учреждения – способствовать образованию подрастающего поколения, т. е. воспитывать, обучать и всесторонне развивать каждого ученика. Понятие «образование» объединяет в себе три взаимосвязанных понятия «воспитание», «обучение», «развитие».

Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции

Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Обучение — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся

Развитие человека — это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Включает в себя развитие телесное и умственное, духовное, степень зрелости души. 

«Математическая» запись соотношения может выглядеть так:

Образование = Обучение + Воспитание + Развитие.

При этом – и это немаловажно! – важно сохранить и (по возможности) улучшить здоровье каждого школьника, сформировать потребность и привычку к здоровому образу жизни.

Что такое здоровье?

Здоровье – состояние тела, когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни (В. Даль).

Здоровье – состояние физического, духовного и социального благополучия человека (ВОЗ). В работе мы будем придерживаться этого определения.

Тема здоровья и здорового образа жизни и здоровья всегда была актуальна. Но сейчас совершенно оправданно ей уделяется особое внимание, причина тому - совсем неутешительные данные о состоянии здоровья подрастающего поколения. Важность данной темы совершенно очевидна и глобальна, начиная с того, что огромные средства, которые, например, могли бы послужить для развития страны, образования, тратятся на медицину и здравоохранение. Любая страна нуждается в здоровом подрастающем поколении, которое будет продолжать род и развитие нашей планеты. Таким образом, мы видим, насколько значимо формирование здорового образа жизни именно с детского возраста.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выделяет ключевые факторы, определяющие здоровье человека, и, как известно, только половину такого влияния составляют в совокупности наследственные факторы, условия окружающей среды, уровень развития медицины. А вот другая половина полностью приходится на образ жизни человека, который и является определяющим его здоровье [9]. Именно поэтому важно с самого детства формировать здоровый образ жизни (ЗОЖ). Дети должны понимать, как прекрасно быть физически и психически здоровым, что от состояния здоровья зависят и их успехи, возможности.

Перед педагогами и родителями стоит непростая задача: нужно сформировать убеждение в том, что вести здоровый образ жизни просто необходимо, что это единственно правильный вариант жизнедеятельности. К сожалению, в нашей повседневной жизни назидательные фразы «нужно беречь здоровье», «нужно вести здоровый образ жизни» стали привычными, а потому на них часто не обращают должного внимания. Поэтому важно «достучаться до сознания школьников»: не просто научить их здоровому образу жизни, а сформировать потребность его вести. Здоровье, здоровый образ жизни должны стать для растущего человека жизненной ценностью.

Существует большое количество трактовок и подходов такого многогранного феномена как ценность. Например, представитель культурологического подхода А. Г. Здравомыслов пишет, что мир ценностей является сферой духовной деятельности людей, их привязанностей, нравственного сознания. С точки зрения данного подхода ценности являются компонентом культуры. «Ценности - регулятивные компоненты любой культуры, воплощающие идеалы и представления об эталоне. Они находят выражение в нормах, значениях и наиболее типичных для данной культур артефактах (материальных и идеальных продуктах). Культурная норма – общепризнанное требование и соответствующее правило, регулирующее поведение людей, всегда соотносится с определенными ценностями. Во многих культурных процессах ценности играют роль эталонов, с их помощью деятельность становится мотивированной, осмысленной. Ценности - это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры эпохи, определенного общества в целом, всего человечества. Кроме того, это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия» [12, С.32].

Для начала разберемся, что же такое ценностное отношение? На самом деле существует множество трактовок данного определения. Ценностное отношение – это вид отношений к окружающей нас действительности. Понятие «отношение» рассматривается философией и такими науками, как педагогика, психология. Философия трактует, что отношение – это неотъемлемая часть взаимосвязи всех явлений без исключения.

Выдающийся отечественный педагог А. С. Макаренко утверждал, что истинным объектом педагогической работы формирование отношений [18]. После чего личность стали изучать при помощи анализа отношения к действительности. В исследованиях некоторых авторов (И. В. Бабурова, Л. И. Божович) «отношенческий» подход рассматривается как перспективное направление, в соответствии с которым изучается «изнаночная сторона» образовательного процесса, связанная с саморазвитием личности путем развития ее отношений к миру [1, 4].

В психолого-педагогическом словаре данное понятие трактуется так: «Под ценностными отношениями понимается устойчивая избирательная связь субъекта с объектом окружающего мира, когда этот объект, выступая во всем своем социальном значении, приобретает для субъекта личностный смысл, расценивается как нечто значимое для общества в целом и каждого конкретного человека в частности» [24, С.84].

Выдающийся отечественный психолог М. С. Каган в своей теории ценности утверждает, что именно «…осознание индивидом ценности объекта действительности и его оценка формируют особый вид отношения к нему – ценностное отношение» [14, С.26]. Автор полагает, что характеристиками ценностного отношения являются свободный выбор и бескорыстие, которые связаны с позитивными чувствами субъекта (удовольствие, радость и т.д.) [14]. В то же время автор разделяет ценностное отношение от остальных видов отношений, таких, как жизненные, прагматические и познавательные. Так, к жизненным отношениям относятся природная сущность и необходимость выживания. Прагматические отношения включают в себя потребность в удобстве и самосохранении. Познавательные отношения – потребность в познании мира, окружающего нас.

Именно эта трактовка ценностного отношения кажется наиболее понятной, она будет использоваться в данной работе. Итак, в качестве рабочего определения ценностного отношения мы будем использовать следующее:

ценностное отношение – один из видов субъективного отражения действительности, в процессе которого происходит осознание и оценка индивидом ценности, положительной значимости объекта действительности для себя как для субъекта жизнедеятельности, характеризующееся бескорыстным эмоциональным стремлением.

Несомненно, формирование ценностного отношения – одна из наиболее важных целей в педагогическом процессе. С позиций современной педагогики воспитательные процесс – это процесс целенаправленного формирования системы отношений человека к миру. С похожей точки зрения воспитание - это процесс целенаправленного формирования системы ценностей личности.

Из-за специфики ценностных отношений воспитательная работа по их формированию и развитию чрезвычайно сложна, но ее необходимо осуществлять и, соответственно, организовывать. В процессе воспитания ценностных отношений нельзя не учитывать комплекс факторов, которым школьники: социальные (молодежная субкультура, ценности семьи, ценности окружающих людей); деятельностные (деятельность педагогов, собственная деятельность); биологические (пол, возраст, состояние здоровья) [1].

С учетом педагогической науки и практики содействовать формированию у школьников ценностного отношения к здоровью может комплексная работа, включающая несколько направлений (рис. 1).

 

Рис. 1. Направления работы со школьниками по формированию ценностного отношения

к здоровью

 

Формы и методы работы по формированию ценностного отношения к здоровью должны быть просты и интересны для восприятия школьниками, разнообразными. Они должны затрагивать эмоционально, быть познавательны, давать возможность получать удовольствие от игры и движения. Здесь уместны мероприятия, хорошо зарекомендовавшие себя в педагогической практике, например: вечер вопросов и ответов «Как важно быть здоровым», устный журнал/стенгазета «Марафон спортивных достижений», игры разума «Как быть здоровым?», игра «Папа, мама, я – спортивная семья!», «Весёлые/здоровые старты» и др. (рис.2).

 

Рис. 2. Мероприятия по формированию у школьников ценностного отношения к здоровью

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.255.116 (0.009 с.)