Предотвращение стресса, психологических рисков, насилия и преследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предотвращение стресса, психологических рисков, насилия и преследований



В чрезвычайной ситуации люди реагируют на стресс по-разному. Психологические признаки стресса могут включать в себя растущее беспокойство, плохое настроение, низкую мотивацию, депрессивные мысли.

В период вспышки заболевания, подобного Covid-19, все население подвергается огромному стрессу, что может иметь серьезные последствия для психического здоровья, особенно в условиях введения обязательного режима самоизоляции на дому. Для работников психологические опасные факторы могут возникать вследствие текущей или будущей неопределенности их положения или изменений в производственных процессах и организации труда.

 

Страх потерять работу или бизнес В период вспышки Covid -19 по всему миру – в частности, в условиях введения обязательной самоизоляции на дому или временного закрытия бизнеса – огромная часть работников, предпринимателей, самозанятых может лишиться работы, тем самым утратив единственную возможность заработка. Во время эпидемии отсутствие уверенности в завтрашнем дне ощущает огромное число людей. Негативное влияние рецессии на здоровье подробно описано в литературе. Одним из важнейших психологических аспектов отсутствия гарантий занятости является стресс, порождаемый неопределенностью и оказывающий негативное влияние на состояние и психическое здоровье работников, что проявляется в форме депрессии, нервного истощения и беспокойства (Kim & von dem Knesebeck, 2015). Также возможно проявление других побочных эффектов: например, предполагается, что высокая неуверенность в завтрашнем дне подрывает мотивацию и лишает смысла соблюдение мер предосторожности, что приводит к росту производственного травматизма (Green, 2015).

 

Кроме того, у многих работников стресс может быть вызван целым рядом факторов, возникающих в период пандемии, среди которых:

§ страх за собственное благополучие или благополучие близких и коллег, которые могут заразиться;

§ отсутствие средств индивидуальной защиты;

§ отсутствие социальной поддержки или социальных сетей;

§ противоречие между установленным порядком соблюдения предосторожности и стремлением оказать помощь или поддержку другим (например, при соблюдении мер предосторожности во время похорон, самоизоляции и социального дистанцирования);

§ проблематичность продолжать здоровый образ жизни, например делать физические упражнения, правильно питаться и получать достаточный отдых (ВОЗ и МОТ, 2018).

Еще одним источником стресса может стать отсутствие или скудность информации о долгосрочных последствиях контакта с людьми, зараженными вирусом, а также страх заразиться на работе, а затем заразить своих близких (IASC, 2020).

В период вспышки заболевания, подобного Covid-19, повышенному стрессу подвергаются работники экстренных служб вследствие строгих мер и процедур ОТ, призванных предотвратить возможность их заражения, например, из-за физической нагрузки, вызываемой тяжелым защитным снаряжением, физической изоляции и т.д. (IASC, 2020).

При этом резко увеличивается нагрузка на работников экстренных служб, которая может усугубиться вследствие возможного сокращения персонала по причине заболевания или помещения в карантин. Многие из таких работников выполняют работу, и без того предполагающую относительно высокий уровень стресса. В период вспышки заболевания им часто приходится работать дольше, чем обычная 40-часовая рабочая неделя, и без перерыва между сменами (ВОЗ и МОТ, 2018). Растущая нагрузка и сокращение времени отдыха могут также наблюдаться у других работников, например, работающих на предприятиях по производству жизненно важных товаров, в службах доставки, на транспорте, а также в службах, обеспечивающих безопасность и правопорядок. Высокая нагрузка и сокращенное время отдыха могут увеличивать усталость и стресс, негативно влияя на их личную жизнь, что может иметь пагубные последствия для психического здоровья. При этом усталость и стресс могут вызвать повышенный риск травматизма и несчастных случаев (МОТ, 2016).

 

Франция: изменения в организации рабочего времени 25 марта 2020 года правительство Франции приняло постановление № 2020-323 о чрезвычайных мерах, касающихся оплачиваемых выходных, рабочего времени и времени отдыха. При этом предусматриваются временные исключения для работников жизненно важных служб. В частности, постановление позволяет увеличивать максимальное время работы в день и неделю (в том числе для работающих в ночное время); сокращать время ежедневного отдыха; а также отклоняться от правила обязательного воскресного отдыха (ст. 6 и 7).

Кроме того, как показывает опыт, вспышка заболевания может сопровождаться усилением насилия и преследований (физических и психологических), тем самым усугубляя социальную дискриминацию и стигматизацию.

Предполагаемая связь человека с заболеванием может отразиться для него в наклеивании ярлыков, распространении стереотипов, дискриминации и (или) потере статуса. В период текущей пандемии Covid-19 социальная стигматизация и дискриминационное поведение наблюдались в отношении людей определенного этнического происхождения и национальности, а также тех, кто, как считалось, имели контакт с носителями вируса (ВОЗ, ЮНИСЕФ и МФОКК, 2020). Люди, работающие в сферах и профессиях, подверженных высокой опасности заражения, могут стать объектом стигматизации и дискриминации, что приводит к их исключению из сообщества и росту связанного с этим насилия и преследований (ВОЗ и МОТ, 2018).

Высокая смертность, вызываемая некоторыми эпидемиями, тревога и неизвестность, касающиеся симптомов, отсутствие тестов, вакцин и средств лечения могут стать причиной актов насилия против медицинских работников и других людей, непосредственно участвующих в оказания услуг больным и их семьям (ВОЗ и МОТ, 2018).

 

ДРК: инциденты во время вспышки лихорадки Эбола В апреле 2019 года медицинские и научные работники, занимающиеся своей работой в Демократической Республике Конго (ДРК) в период вспышки лихорадки Эбола, получили ранения при нападении на госпиталь университета Бутембо. При этом один из них – эпидемиолог, доктор Ричард Валери Музоко, работавший там по направлению ВОЗ – погиб (Jasarevic, 2019). Это нападение – всего лишь один из многочисленных актов агрессии против медицинских учреждений и работников экстренных служб в период вспышки заболевания, вызванных ложным убеждением в том, что заболевание в ДРК распространили иностранцы (Newey, 2019).

 

Меры, ограничивающие свободу перемещения, в сочетании с дефицитом насущных товаров могут привести к росту насилия против персонала, обеспечивающего соблюдение этих мер (например, работников правоохранительных органов) или занимающегося продажей или перевозкой жизненно важных товаров.

Насилие и преследования работников продовольственных магазинов В Пакистане владелец продовольственного магазина и трое его работников были избиты большой группой людей в связи с недовольством одного из покупателей отсутствием муки в магазине (The Express Tribune, 2020). В Австралии мужчина стал преднамеренно кашлять на работника продовольственного магазина во время спора с ним (NZ Herald, 2020). По словам работницы одного из продовольственных магазинов Новой Зеландии, покупатели неоднократно бросали в нее и ее коллег разные предметы, плевали в их сторону и словесно оскорбляли (Radio New Zealand, 2020). 

 

Принимаемые меры ОТ должны предотвращать и снижать психологические риски, в том числе риск насилия и преследований, способствовать психическому здоровью и благополучию работников, при этом предотвращая риск долгосрочных последствий.

В пособии о защите здоровья медицинского персонала и работников экстренных служб, изданном ВОЗ и МОТ (2018), приводится перечень мер, необходимых для предотвращения стресса, связанного с работой, который в условиях эпидемии может также передаваться другим работникам. Эти меры включают в себя следующее:

§ Проведение надлежащего инструктажа и доведение до работников актуальной информации, что обеспечивает информированность и создает ощущение уверенности;

§ Обеспечение работникам возможности сообщать о проблемах и получать ответы на вопросы о том, каким рискам для здоровья подвергаются они и их коллеги;

§ Проведение многопрофильных совещаний для выявления проблем, в том числе затрагивающих благополучие персонала, а также для совместной выработки стратегий по их решению;

§ Стимулирование организационной культуры и чувствительности к проблемам других людей в связи с тем, что вспышка заболевания может затронуть семьи сотрудников на местах;

§ Подготовка памятки для оценки и понимания своих сильных и слабых сторон и ограничений, включая распознавание признаков стресса и нервного истощения у себя и других людей;

§ Создание системы дружеской взаимопомощи для оказания психологической поддержки и противодействия стрессу и нервному истощению;

§ Регулирование периодов отдыха и введение достаточного количества перерывов в течение рабочего дня;

§ Создание возможностей для здорового образа жизни, включая выполнение работниками физических упражнений и содействие здоровому питанию;

§ Оказание работникам психологической помощи посредством возможности конфиденциально поделиться своими страхами и опасениями;

§ Проведение ролевых игр, при которых руководители играют роль подчиненных, показывая, как вести себя так, чтобы противодействовать стрессу;

§ Организация кампаний в целях противодействия стигматизации и преодоления социального исключения медицинских работников, вызванного чрезмерным страхом населения заразиться и заболеть, а также для привития населению чувства благодарности к мужчинам и женщинам, работающим на переднем крае борьбы с эпидемией, с тем, чтобы медицинские работники ощущали гордость за свою работу;

§ Применение юмора и интерактивных способов для налаживания диалога, поиска новаторских решений и стимулирования позитивных психологических установок.

 

Охрана психического здоровья людей, работающих на дому

В период вспышки Covid-19 многим работникам приходится временно перейти на удаленный режим работы.[21]

Как показало исследование, недавно проведенное агентством Eurofound и МОТ в 15 странах[22] (2017), 41% работающих на дому ощущают повышенный стресс по сравнению с 25% работающих вне дома.

Работа на дому может вызывать ощущение изоляции, удлинять рабочее время и стирать границы между работой и семейной жизнью. Если изоляция может способствовать концентрации внимания, то отсутствие социального взаимодействия может стать серьезным фактором стресса. Возможность определять время работы может превратиться в бесконечную работу без перерыва даже на ночь, что влечет за собой риск бессонницы.

 

Влияние карантина на психическое здоровье Журнал Lancet опубликовал обзор исследований о психологических последствиях карантина. В большинстве их отмечаются негативные психологические последствия, такие как симптомы посттравматического стресса, помутнение сознания и озлобленность. Среди факторов стресса указывается на длинный период карантина, страх заразиться, чувство неудовлетворения, скука, товарный дефицит, дефицит информации, финансовые убытки и стигматизация. Некоторые исследователи предполагают длительный характер этих последствий (Brooks et al. 2020)

 

В условиях работы на дому отделить оплачиваемую работу и от личной жизни может быть особенно трудно – особенно женщинам, на которых по-прежнему ложится основная часть неоплачиваемого домашнего труда, включая уход за членами семьи и выполнение домашних дел (МОТ, 2019).

 

Двойная нагрузка на работающих родителей В условиях вынужденной изоляции во время пандемии, подобной Covid-19, многие школы и детские сады закрыты (ЮНЕСКО, 2020), что создает огромную нагрузку на работающих родителей, которым, помимо своих профессиональных обязанностей, приходится выполнять функции педагогов и воспитателей. Поэтому важно, чтобы работодатели и работники обсуждали между собой эти вопросы. Например, можно в определенной степени снизить плановые показатели, адаптировать и сократить рабочее время или предоставить отпуск тем удаленным работникам, которые ухаживают за родными или занимаются обучением детей. В условиях эпидемии помощь по уходу за детьми или выполнению работу по дому, на которую можно рассчитывать в обычное время (помощь со стороны родственников, соседей или платные услуги) отсутствует, например, по причине самоизоляции. Например, во время пандемии здоровым родителям приходится покупать продукты питания в осложненных условиях (ограниченного времени работы магазинов, необходимости принимать меры безопасности защиту, возможно, с помощью СИЗ, длительного процесса дезинфекции приобретенных продуктов и т.д.); при этом им, возможно, приходится обеспечивать продуктами своих престарелых родственников, живущих в режиме самоизоляции из-за пандемии (ВОЗ, 2020i). Все это полноценная работа, на выполнение которой нужно ежедневно тратить бесконечные часы, включая приготовление пищи и организацию ее приема, уборку, обучение детей, организацию занятий и выполнение профессиональной работы в удаленном режиме, а также обеспечение досуга детей в условиях изоляции, зачастую в условиях весьма ограниченного пространства квартиры. Ее сложнее положение родителей-одиночек, которые одни должны выполнять множество функций. Этим родителям нужно в период эпидемии принимать много беспрецедентных решений, вызывающих стресс. Им приходится ежедневно принимать решения, касающиеся своих детей, и выполнять работу, затрагивающую безопасность и здоровье их близких и других людей (Lufkin, 2020).  Подавляющее большинство родителей-одиночек в странах мира – это женщины (средний показатель для 26 стран ОЭСР: 88,23%)[23] и бремя, которое ложится на матерей-одиночек, тяжелее всего именно тогда, когда возникают угрозы для здоровья населения и чрезвычайные ситуации, подобные COVID-19.

 

Для сокращения этих рисков и защиты психического здоровья и благосостояния таких работников можно принять различные меры в области охраны труда.

Важнейшим условием реализации и применения этих мер является заинтересованность и поддержка со стороны руководства (от высшего звена до низовых руководителей). В виду реальной опасности социальной изоляции, связанной с работой исключительно в удаленном режиме, нужно сделать все для того, чтобы удаленные работники сохраняли связь с руководством, коллегами и организацией в целом (МОТ, 2020f).

У всех сторон должно быть четкое представление о том, какие результаты ожидаются от работников, каковы их функции и условия занятости, сколько времени они должны оставаться на связи и каким образом осуществлять контроль и проводить обсуждение достигнутых результатов (во избежание чрезмерно обременительной отчетности). Например, важно установить четкие исходные правила о том, когда работникам следует заступить на работу и когда прекратить ее, а зачем соблюдать эти правила (МОТ, 2020f).

Однако даже при наличии четких представлений важно, чтобы работники разработали собственные действенные стратегии для отделения работы от личной жизни. Это включает выделение для работы особого места, где никто не будет отвлекать, и возможность отключиться от работы в определенное время для отдыха и личной жизни (МОТ, 2020f).

Работники должны быть обеспечены соответствующим оборудованием (например, портативными компьютерами, приложениями для удаленной работы, соответствующей технической поддержкой) и пройти надлежащую подготовку (МОТ, 2020f).[24]

Удаленный режим позволяет работникам выполнять работу тогда, когда им это удобнее всего, при этом оставаясь на связи в течение обычного времени работы организации. Эти условия абсолютно необходимы для того, чтобы удаленная работа была эффективной, так как позволяют работникам планировать свою работу с учетом семейных обязанностей, таких как уход за детьми, престарелыми и больными родителями и членами семьи (МОТ, 2020f).

Чили: принятие закона о работе в удаленном режиме В законе,[25] принятом в марте 2020 года, признается право удаленного работника не поддерживать связь в течение, как минимум 12 часов в сутки. В течение данного периода, в выходные и праздничные дни, в дни отгула работодатель не может требовать от работника реагировать на звонки, сообщения, распоряжения или иные требования. Кроме того, работодатель обязан уведомить удаленного работника о профессиональных рисках, связанных с его работой, а также о предохранительных мерах и процедурах. Работодатель также обязан организовать обучение работника мерам техники безопасности в связи с выполняемой работой.

 

Во избежание ущерба здоровью, безопасности и благополучию работников также важно обеспечить наличие качественной системы коммуникации. Для этого можно дать работникам номера телефонов экстренной связи и организовать регулярное оповещение о санитарной ситуации по телефону или с помощью вебсайта или электронной почты (HSA, 2020). Кроме того, для обсуждения возникающих у работников проблем можно назначить контактное лицо и обеспечить доступ к службам поддержки, в том числе в рамках программы помощи персоналу (SWA, 2020).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.194.84 (0.026 с.)