Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эпидемии и пандемии в 21-м векеСтр 1 из 13Следующая ⇒
Всемирный день охраны труда Апреля 2020 года
Содержание Эпидемии и пандемии в 21-м веке. 3 Каково влияние пандемии Covid-19 на сферу труда?. 6 Меры охраны труда в условиях пандемии. 8 Включение готовности к чрезвычайным ситуациям в системы управления охраной труда 10 Риски и меры защиты, предусмотренные охраной труда. 11 Защита работников от риска заражения во время эпидемии. 11 Предотвращение стресса, психологических рисков, насилия и преследований. 17 Противодействие эргономическим, физическим, экологическим и химическим рискам. 23 Совместная работа по охране здоровья и обеспечении безопасности 25 Меры противодействия пандемии. 25 Социальный диалог по вопросам охраны труда в условиях пандемии. 29 Особая роль специалистов в области охране труда. 30 Библиография. 31 Приложение 1. Подборка актуальных пособий и материалов для противодействия Covid-19. 34
Риски и меры защиты, предусмотренные охраной труда Кроме того, как показывает опыт, вспышка заболевания может сопровождаться усилением насилия и преследований (физических и психологических), тем самым усугубляя социальную дискриминацию и стигматизацию. Предполагаемая связь человека с заболеванием может отразиться для него в наклеивании ярлыков, распространении стереотипов, дискриминации и (или) потере статуса. В период текущей пандемии Covid-19 социальная стигматизация и дискриминационное поведение наблюдались в отношении людей определенного этнического происхождения и национальности, а также тех, кто, как считалось, имели контакт с носителями вируса (ВОЗ, ЮНИСЕФ и МФОКК, 2020). Люди, работающие в сферах и профессиях, подверженных высокой опасности заражения, могут стать объектом стигматизации и дискриминации, что приводит к их исключению из сообщества и росту связанного с этим насилия и преследований (ВОЗ и МОТ, 2018). Высокая смертность, вызываемая некоторыми эпидемиями, тревога и неизвестность, касающиеся симптомов, отсутствие тестов, вакцин и средств лечения могут стать причиной актов насилия против медицинских работников и других людей, непосредственно участвующих в оказания услуг больным и их семьям (ВОЗ и МОТ, 2018).
Меры, ограничивающие свободу перемещения, в сочетании с дефицитом насущных товаров могут привести к росту насилия против персонала, обеспечивающего соблюдение этих мер (например, работников правоохранительных органов) или занимающегося продажей или перевозкой жизненно важных товаров.
Принимаемые меры ОТ должны предотвращать и снижать психологические риски, в том числе риск насилия и преследований, способствовать психическому здоровью и благополучию работников, при этом предотвращая риск долгосрочных последствий. В пособии о защите здоровья медицинского персонала и работников экстренных служб, изданном ВОЗ и МОТ (2018), приводится перечень мер, необходимых для предотвращения стресса, связанного с работой, который в условиях эпидемии может также передаваться другим работникам. Эти меры включают в себя следующее: § Проведение надлежащего инструктажа и доведение до работников актуальной информации, что обеспечивает информированность и создает ощущение уверенности;
§ Обеспечение работникам возможности сообщать о проблемах и получать ответы на вопросы о том, каким рискам для здоровья подвергаются они и их коллеги; § Проведение многопрофильных совещаний для выявления проблем, в том числе затрагивающих благополучие персонала, а также для совместной выработки стратегий по их решению; § Стимулирование организационной культуры и чувствительности к проблемам других людей в связи с тем, что вспышка заболевания может затронуть семьи сотрудников на местах; § Подготовка памятки для оценки и понимания своих сильных и слабых сторон и ограничений, включая распознавание признаков стресса и нервного истощения у себя и других людей; § Создание системы дружеской взаимопомощи для оказания психологической поддержки и противодействия стрессу и нервному истощению; § Регулирование периодов отдыха и введение достаточного количества перерывов в течение рабочего дня; § Создание возможностей для здорового образа жизни, включая выполнение работниками физических упражнений и содействие здоровому питанию; § Оказание работникам психологической помощи посредством возможности конфиденциально поделиться своими страхами и опасениями; § Проведение ролевых игр, при которых руководители играют роль подчиненных, показывая, как вести себя так, чтобы противодействовать стрессу; § Организация кампаний в целях противодействия стигматизации и преодоления социального исключения медицинских работников, вызванного чрезмерным страхом населения заразиться и заболеть, а также для привития населению чувства благодарности к мужчинам и женщинам, работающим на переднем крае борьбы с эпидемией, с тем, чтобы медицинские работники ощущали гордость за свою работу; § Применение юмора и интерактивных способов для налаживания диалога, поиска новаторских решений и стимулирования позитивных психологических установок.
Охрана психического здоровья людей, работающих на дому В период вспышки Covid-19 многим работникам приходится временно перейти на удаленный режим работы.[21] Как показало исследование, недавно проведенное агентством Eurofound и МОТ в 15 странах[22] (2017), 41% работающих на дому ощущают повышенный стресс по сравнению с 25% работающих вне дома. Работа на дому может вызывать ощущение изоляции, удлинять рабочее время и стирать границы между работой и семейной жизнью. Если изоляция может способствовать концентрации внимания, то отсутствие социального взаимодействия может стать серьезным фактором стресса. Возможность определять время работы может превратиться в бесконечную работу без перерыва даже на ночь, что влечет за собой риск бессонницы.
В условиях работы на дому отделить оплачиваемую работу и от личной жизни может быть особенно трудно – особенно женщинам, на которых по-прежнему ложится основная часть неоплачиваемого домашнего труда, включая уход за членами семьи и выполнение домашних дел (МОТ, 2019).
Для сокращения этих рисков и защиты психического здоровья и благосостояния таких работников можно принять различные меры в области охраны труда. Важнейшим условием реализации и применения этих мер является заинтересованность и поддержка со стороны руководства (от высшего звена до низовых руководителей). В виду реальной опасности социальной изоляции, связанной с работой исключительно в удаленном режиме, нужно сделать все для того, чтобы удаленные работники сохраняли связь с руководством, коллегами и организацией в целом (МОТ, 2020f). У всех сторон должно быть четкое представление о том, какие результаты ожидаются от работников, каковы их функции и условия занятости, сколько времени они должны оставаться на связи и каким образом осуществлять контроль и проводить обсуждение достигнутых результатов (во избежание чрезмерно обременительной отчетности). Например, важно установить четкие исходные правила о том, когда работникам следует заступить на работу и когда прекратить ее, а зачем соблюдать эти правила (МОТ, 2020f). Однако даже при наличии четких представлений важно, чтобы работники разработали собственные действенные стратегии для отделения работы от личной жизни. Это включает выделение для работы особого места, где никто не будет отвлекать, и возможность отключиться от работы в определенное время для отдыха и личной жизни (МОТ, 2020f). Работники должны быть обеспечены соответствующим оборудованием (например, портативными компьютерами, приложениями для удаленной работы, соответствующей технической поддержкой) и пройти надлежащую подготовку (МОТ, 2020f).[24] Удаленный режим позволяет работникам выполнять работу тогда, когда им это удобнее всего, при этом оставаясь на связи в течение обычного времени работы организации. Эти условия абсолютно необходимы для того, чтобы удаленная работа была эффективной, так как позволяют работникам планировать свою работу с учетом семейных обязанностей, таких как уход за детьми, престарелыми и больными родителями и членами семьи (МОТ, 2020f).
Во избежание ущерба здоровью, безопасности и благополучию работников также важно обеспечить наличие качественной системы коммуникации. Для этого можно дать работникам номера телефонов экстренной связи и организовать регулярное оповещение о санитарной ситуации по телефону или с помощью вебсайта или электронной почты (HSA, 2020). Кроме того, для обсуждения возникающих у работников проблем можно назначить контактное лицо и обеспечить доступ к службам поддержки, в том числе в рамках программы помощи персоналу (SWA, 2020).
Библиография
Association Internationale des Technologistes Biomédicaux (ASSITEB – BIORIF). 2020. Guide «Bonnes Pratiques au Laboratoire face au risque de Covid-19». France: ASSITEB – BIORIF. Brooks, S.K. et al. 2020. “The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence.” The Lancet, 395 (10227), 912. Canadian Centre for Occupational Health and Safety (CCOHS). 2019 (October 22, last updated). OSH Answers Fact Sheets. Telework / Telecommuting. Available at: https://www.ccohs.ca/oshanswers/hsprograms/telework.html Centers for Disease Control and Prevention (CDC). 2018 (June 6). Control of Heat Stress. Available at: https://www.cdc.gov/niosh/topics/heatstress/recommendations.html Eurofound and ILO. 2017. Working Anytime, Anywhere: The Effects on the World of Work. Geneva: ILO. Available at: https://www.ilo.org/global/publications/books/WCMS_544138/lang--en/index.htm Europa Press. 2020 (March 26). “Estamos contigo. La violencia de género la paramos unidas”, la campaña de Igualdad para proteger a las víctimas. Europa Press. Available at: https://m.europapress.es/sociedad/noticia-estamos-contigo-violencia-genero-paramos-unidas-campana-igualdad-proteger-victimas-20200326100233.html Fair, D. (2020, March 25). Issues Of The Environment: Chemical Impacts In Fighting The Spread Of COVID-19. WEMU. Retrieved from https://www.wemu.org/post/issues-environment-chemical-impacts-fighting-spread-covid-19 Green, F. 2015. Health effects of job insecurity. Job insecurity adversely affects health, but fair workplace practices and employee participation can mitigate the effects. IZA World of Labor 2015: 212. Gurley, L. K. 2020 (March 30). Whole Foods Employees Are Staging a Nationwide 'Sick-Out'. Available at:https://www.vice.com/en_us/article/5dmeka/whole-foods-employees-are-staging-a-nationwide-sick-out Health and Safety Autority (HSA), Ireland. 2020. FAQ’s for Employers and Employees in relation to Home-Working on a temporary basis (COVID-19) Available at: https://www.hsa.ie/eng/news_events_media/news/news_and_articles/faq’s_for_employers_and_employees_in_relation_to_home-working_on_a_temporary_basis_covid-19_.html ILO. 1998. Technical and ethical guidelines for workers' health surveillance. Occupational Safety and Health Series No. 72. Geneva: ILO. Available at: https://www.ilo.org/safework/info/standards-and-instruments/WCMS_177384/lang--en/index.htm ILO. 2001. Guidelines on occupational safety and health management systems, ILO-OSH 2001. Geneva: International Labour Office. Available at: https://www.ilo.org/safework/info/standards-and-instruments/WCMS_107727/lang--en/index.htm ILO. 2004. Working paper: SARS. Practical and administrative responses to an infectious disease in the workplace. InFocus Programme on Safety and Health at Work and the Environment (SafeWork), Geneva and ILO Sub-regional Office for East Asia, Bangkok. Available at: https://www.ilo.org/global/topics/safety-and-health-at-work/resources-library/publications/WCMS_108546/lang--en/index.htm ILO. 2009. Business continuity planning: guidelines for small and medium-sized enterprises. Geneva: ILO. Available at: https://www.ilo.org/asia/publications/WCMS_142747/lang--en/index.htm ILO. 2010. ILO List of Occupational Diseases (revised 2010). Geneva: ILO. Available at: https://www.ilo.org/safework/info/publications/WCMS_125137/lang--en/index.htm ILO. 2011. OSH Management System: A tool for continual improvement. Geneva: ILO. Available at: https://www.ilo.org/safework/info/promo/WCMS_153930/lang--en/index.htm ILO. 2016. Workplace Stress: A collective challenge. Geneva: ILO. Available at: https://www.ilo.org/safework/info/publications/WCMS_466547/lang--en/index.htm ILO. 2017. World Social Protection Report 2017-19: Universal social protection to achieve the Sustainable Development Goals. Geneva: ILO. Available at: https://www.ilo.org/global/publications/books/WCMS_604882/lang--en/index.htm ILO. 2019. The future of work in the health sector: Working Paper No. 325. International Labour Organization. Available at:https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_dialogue/---sector/documents/publication/wcms_669363.pdf ILO. 2020a (March 18). COVID-19 and the world of work: Impact and policy responses. Available at: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---dcomm/documents/briefingnote/wcms_738753.pdf ILO. 2020b (March 19) Lessons from the past: Some key learnings relevant to this crisis. Available at: https://www.ilo.org/global/topics/coronavirus/impacts-and-responses/WCMS_739051/lang--en/index.htm ILO. 2020c (March 19). What are the key policies that will mitigate the impacts of COVID-19 on the world of work? Available at: https://www.ilo.org/global/topics/coronavirus/impacts-and-responses/WCMS_739048/lang--en/index.htm ILO. 2020d (March 23). ILO Standards and COVID-19 (coronavirus) FAQ. Key provisions of international labour standards relevant to the evolving COVID- 19 outbreak. NORMES. Version 1.2. Available at: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---normes/documents/publication/wcms_739937.pdf ILO. 2020e (March 25). COVID-19: Social protection systems failing vulnerable groups. Available at: https://www.ilo.org/global/about-the-ilo/newsroom/news/WCMS_739678/lang--en/index.htm ILO. 2020f (March 26). Keys for effective teleworking during the COVID-19 pandemic. Available at: https://www.ilo.org/global/about-the-ilo/newsroom/news/WCMS_739879/lang--en/index.htm ILO. 2020g (March 30). COVID-19 cruelly highlights inequalities and threatens to deepen them. Available at:https://www.ilo.org/global/about-the-ilo/newsroom/news/WCMS_740101/lang--en/index.htm ILO. 2020h (April 1). Five ways to protect health workers during the COVID-19 crisis, https://iloblog.org/2020/04/01/five-ways-to-protect-health-workers-during-the-covid-19-crisis/ ILO. 2020i (April 6). Prevention and Mitigation of COVID-19 at Work. ACTION CHECKLIST. Available at: https://www.ilo.org/asia/info/public/background/WCMS_740941/lang--en/index.htm IOSH. 2020. Coronavirus. https://www.iosh.com/resources-and-research/our-resources/communicable-diseases/coronavirus/#emergencyplanningadvice Ivanov, I. 2020. Workplaces’ preparedness, response and recovery. Presentation for the “Managing workplace safety and health in response to COVID-19” webinar. Available at: https://www.iosh.com/media/7544/ivan-ivanov-covid19-at-the-workplace.pdf Jasarevic, T. 2019 (April 19). WHO Ebola responder killed in attack on the Butembo hospital. WHO. Available at: https://www.who.int/news-room/detail/19-04-2019-who-ebola-responder-killed-in-attack-on-the-butembo-hospital Kawakami, T. 2009. Protecting your employees and business from pandemic human influenza: action manual for small and medium-sized enterprises. Bangkok: ILO Subregional Office for East Asia and Department of Labour Protection and Welfare, Ministry of Labour (Thailand). Available at: https://www.ilo.org/asia/publications/WCMS_101422/lang--en/index.htm Kim, T.J.; von dem Knesebeck, O. 2015. “Is an insecure job better for health than having no job at all? A systematic review of studies investigating the health-related risks of both job insecurity and unemployment.” BMC Public Health 2015;15:985. Lufkin, B. 2020 (March 31). How to avoid burnout amid a pandemic. BBC. Available at: https://www.bbc.com/worklife/article/20200330-covid-19-how-to-learn-a-new-skill-in-coronavirus-quarantine Madhav, N. et al. 2017. “Pandemics: Risks, Impacts, and Mitigation” in: Jamison, D.T. et al., eds. Disease Control Priorities: Improving Health and Reducing Poverty. 3rd edition. Washington (DC): The International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank. Available at: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK525302/ Melin, V. E., Potineni, H., Hunt, P., Griswold, J., Siems, B., Werre, S. R., & Hrubec, T. C. (2014). Exposure to common quaternary ammonium disinfectants decreases fertility in mice. Reproductive Toxicology, 50, 163–170. doi: 10.1016/j.reprotox.2014.07.071 Occupational Safety and Health Administration (OSHA), U.S. Department of Labor. 2020. Guidance on Preparing Workplaces for COVID-19. OSHA 3990-03 2020. Available at: https://www.osha.gov/Publications/OSHA3990.pdf Newey, S. 2019 (April 23). Ebola doctor killed as violence hampers response to outbreak in DRC. The Telegraph. Available at: https://www.telegraph.co.uk/global-health/science-and-disease/ebola-doctor-killed-violence-hampers-response-outbreak-drc/ Ryder, G. (2020, March). COVID-19 has exposed the fragility of our economies. International Labour Organization. Retrieved from https://www.ilo.org/global/about-the-ilo/newsroom/news/WCMS_739961/lang--en/index.htm Safe Work Australia (SWA). 2020. Coronavirus (COVID-19): Advice for Employers. Available at: https://www.safeworkaustralia.gov.au/doc/coronavirus-covid-19-advice-employers Su, C.P; Perio, M.; Cummings, K.; McCague, A.B.; Luckhaupt, S:, Sweeney, M. 2019. “Case Investigations of Infectious Diseases Occurring in Workplaces, United States, 2006-2015”. Emerging infectious diseases. 25. 397-405. The Lancet. (2020). COVID-19: protecting health-care workers. The Lancet, 395(10228), 922. UN Women. 2020 (March 20). Checklist for COVID-19 response by UN Women Deputy Executive Director Åsa Regnér. Available at: https://www.unwomen.org/en/news/stories/2020/3/news-checklist-for-covid-19-response-by-ded-regner UNESCO. 2020 (March 31). COVID-19 Educational Disruption and Response. Available at: https://en.unesco.org/covid19/educationresponse3 WHO and ILO. 2018. Occupational safety and health in public health emergencies: A manual for protecting health workers and responders. Geneva. Available at: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_protect/---protrav/---safework/documents/publication/wcms_633233.pdf WHO and UNICEF. 2020. Water, sanitation, hygiene and waste management for Covid-19. World Health Organization and UNICEF. Available at:https://www.who.int/publications-detail/water-sanitation-hygiene-and-waste-management-for-covid-19 WHO, UNICEF, IFRC. 2020. Social Stigma associated with COVID-19, A guide to preventing and addressing social stigma. Available at: https://www.who.int/docs/default-source/coronaviruse/covid19-stigma-guide.pdf WHO. 2007. Definitions: emergencies. Available at: https://www.who.int/hac/about/definitions/en/ WHO. 2010, February 24. What is a pandemic? Available at: https://www.who.int/csr/disease/swineflu/frequently_asked_questions/pandemic/en/ WHO. 2016 (January 22). Infectious diseases. Available at: https://www.who.int/topics/infectious_diseases/en/ WHO. 2017. Pandemic Influenza Risk Management: A WHO guide to inform and harmonize national and international pandemic preparedness and response. Geneva: World Health Organization; 2017. Available at: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/259893/WHO-WHE-IHM-GIP-2017.1-eng.pdf?sequence=1 WHO. 2018. Managing epidemics: key facts about major deadly diseases. Luxembourg: WHO. Available at: https://www.who.int/emergencies/diseases/managing-epidemics-interactive.pdf?ua=1 WHO. 2019 (March 11). Middle East respiratory syndrome coronavirus (MERS-CoV). Available at: https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/middle-east-respiratory-syndrome-coronavirus-(mers-cov) WHO. 2020a (February 10). Ebola virus diseas. Available at: https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/ebola-virus-disease WHO. 2020b (February 12). Laboratory biosafety guidance related to coronavirus disease 2019 (COVID-19). Interim guidance. Available at: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/331138/WHO-WPE-GIH-2020.1-eng.pdf. WHO. 2020C (March 3). Getting your workplace ready for COVID-19. Available at: https://www.who.int/docs/default-source/coronaviruse/getting-workplace-ready-for-covid-19.pdf?sfvrsn=359a81e7_6 WHO. 2020D (March 9). Q&A ON CORONAVIRUSES (COVID-19). Available at: https://www.who.int/news-room/q-a-detail/q-a-coronaviruses WHO. 2020e (March 19). Infection prevention and control during health care when Covid-19 is suspected. World Health Organization. Available at:https://www.who.int/publications-detail/infection-prevention-and-control-during-health-care-when-novel-coronavirus-(ncov)-infection-is-suspected-20200125 WHO. 2020f (March 19). Rational use of personal protective equipment (PPE) for coronavirus disease (COVID-19). Available at: https://apps.who.int/iris/handle/10665/331215 WHO. 2020g (March 24). Infection Prevention and Control for the safe management of a dead body in the context of Covid-19. World Health Organization. Available at: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/331538/WHO-COVID-19-lPC_DBMgmt-2020.1-eng.pdf WHO. 2020h (March 29). Modes of transmission of virus causing Covid-19: implications for IPC precaution recommendations. World Health Organization. Available at:https://www.who.int/news-room/commentaries/detail/modes-of-transmission-of-virus-causing-covid-19-implications-for-ipc-precaution-recommendations WHO. 2020i (April 1). Coronavirus disease 2019 (covid-19) situation report – 72. World health organization. Available at: https://www.who.int/docs/default-source/coronaviruse/situation-reports/20200401-sitrep-72-covid-19.pdf?sfvrsn=3dd8971b_2 WHO. 2020l. Coronavirus disease (Covid-19) outbreak: rights, roles and responsibilities of health workers, including key considerations for occupational safety and health. World Health Organization. Available at:https://www.who.int/docs/default-source/coronaviruse/who-rights-roles-respon-hw-covid-19.pdf?sfvrsn=bcabd401_0 WHO. n.d. Environmental Health in Emergencies: Disease Outbreaks. Retrieved March 27, 2020, from https://www.who.int/environmental_health_emergencies/disease_outbreaks/en/ WHO. n.d. SARS (Severe Acute Respiratory Syndrome). Available at: https://www.who.int/ith/diseases/sars/en/ WHO. Regional Office for Europe & International Federation of Red Cross and Red Crescent Societies. (2001). Infections and infectious diseases: a manual for nurses and midwives in the WHO European Region. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe. https://apps.who.int/iris/handle/10665/107489
Приложение 1. Подборка актуальных пособий и материалов для противодействия Covid-19
Всемирный день охраны труда Апреля 2020 года
Содержание Эпидемии и пандемии в 21-м веке. 3 Каково влияние пандемии Covid-19 на сферу труда?. 6 Меры охраны труда в условиях пандемии. 8 Включение готовности к чрезвычайным ситуациям в системы управления охраной труда 10 Риски и меры защиты, предусмотренные охраной труда. 11 Защита работников от риска заражения во время эпидемии. 11 Предотвращение стресса, психологических рисков, насилия и преследований. 17 Противодействие эргономическим, физическим, экологическим и химическим рискам. 23 Совместная работа по охране здоровья и обеспечении безопасности 25 Меры противодействия пандемии. 25 Социальный диалог по вопросам охраны труда в условиях пандемии. 29 Особая роль специалистов в области охране труда. 30 Библиография. 31 Приложение 1. Подборка актуальных пособий и материалов для противодействия Covid-19. 34
Эпидемии и пандемии в 21-м веке За последние двадцать лет в мире неоднократно происходили вспышки инфекционных заболеваний, характеризующиеся высокой скоростью заражения населения.
Эпидемии, ранее не выходившие за пределы той или иной территории, теперь с беспрецедентной скоростью распространяются по всему миру (ВОЗ, 2018), что отчасти является следствием процессов глобальной интеграции, развития пассажирских перевозок и урбанизации (Madhav et al., 2017). Уже давно известные патогены могут вернуться и вызвать эпидемию, создавая угрозу населению в условиях отсутствия иммунитета. Так, до вспышки эпидемии лихорадки Эбола в 2014 году[3] в мире с 1976 года наблюдалось 24 подобных эпидемий, носивших локальный характер (ВОЗ, 2018). К счастью, для ряда известных эпидемических заболеваний – холеры, СПИДа, гриппа, менингита, туберкулеза, малярии, вируса зика и желтой лихорадки – уже давно существуют и широко применяются программы профилактики и контроля. Однако даже в условиях наличия мер противодействия эти заболевания по-прежнему представляют опасность для населения многих стран мира в силу того, что существующим системам здравоохранения сложно обеспечить всем равный доступ к эффективным профилактическим и медицинским мерам (диагностике и лечению). В настоящее время общепринятой стратегией для того, чтобы исключить или искоренить эти болезни, является вакцинация или применение других мер противодействия. Эпидемию также могут вызвать новые патогены, как в случае атипичной пневмонии (ТОРС),[4] свиного гриппа,[5] ближневосточного респираторного синдрома (БВРС)[6] а также текущего нового коронавируса (Covid-19).[7] К сожалению, ни вакцины, ни препаратов для лечения большинства новых заболеваний пока нет (ВОЗ, 2018). Так как угроза нового инфекционного заболевания обычно возникает на местах, то для того, чтобы предотвратить его дальнейшее распространение и не допустить перегрузки систем здравоохранения, важно понимать его динамику. Развитие эпидемических и пандемических заболеваний, как правило, происходит в четыре фазы: (1) появление или возникновение заболевания внутри общины; (2) его вспышка и локализованная передача; (3) превращение вспышки в эпидемию (пандемию) (передача от человека человеку растет); (4) снижение передачи (передача от человека человеку снижается в силу появления коллективного иммунитета или эффективности мер противодействия) (ВОЗ, 2018). Эта динамика определяет, в каких мерах может возникнуть необходимость. На основе опыта борьбы с эпидемиями основных смертельных заболеваний Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) различает пять важнейших этапов противодействия вспышке заболевания: 1. Прогнозирование новых и рецидивирующих заболеваний в целях их скорейшего обнаружения и принятия мер противодействия. Прогнозирование охватывает определение наиболее вероятных болезней и оперативное выявление факторов, могущих усугубить их воздействие или ускорить распространение. Планы подготовки к возможной эпидемии, опирающиеся за опыт прошлых лет, должны предусматривать различные сценарии активного противодействия эпидемии в любой непредвиденной ситуации. 2. Раннее обнаружение вспышки заболевания у животных и людей. Для этого нередко необходимо исследовать источники болезни, одновременно принимая оперативные и слаженные меры по ее сдерживанию. Обнаружение новых заболеваний на ранней стадии их распространения требует постоянной бдительности, упреждающей оценки риска и разработки новых средств управления. Раннее обнаружение начинается со здравоохранения; это означает, что медицинский персонал должен уметь распознавать потенциальные эпидемические заболевания и оперативно сообщать о любых необычных случаях (например, о необычно большом кластере случаев или смертей). На него также возлагается задача по снижению риска передачи инфекции внутри общины, изолируя пациентов с тяжелыми формами заболевания. 3. Сдерживание заболевания на ранних стадиях его распространения. В силу абсолютной важности предотвратить массовую эпидемию меры по сдерживанию заболевания вне зависимости от его этиологии (скорее всего, неизвестной) следует вводить сразу же после обнаружения первого случая. Для принятия соответствующих мер противодействия также необходимы компетентные специалисты. 4. Противодействие эпидемии и минимизация ее последствий в период нарастания. Как только эпидемический или пандемический порог достигнут, противодействие инфекционной болезни имеет целью минимизацию ее последствий и сокращение распространения, заболеваемости и смертности, а также влияния на функционирование экономических, политических и социальных механизмов. 5. Устранение риска вспышки инфекционного заболевания или его искоренение. Результатом мер противодействия заболеванию может стать его искоренение; это означает достаточность таких мер для предотвращения новой вспышки эпидемии в данном регионе. Устранение означает, что заболевание больше не представляет серьезной опасности для общества. При этом во избежание рецидива заболевания принятие соответствующих мер (мониторинга и противодействия) следует продолжать. Искоренение заболевания (что намного сложнее и редко достижимо) предполагает полное исключение новых случаев во всем мире.
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.09 с.) |