Понятие и сущность координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и сущность координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью



 

Охрана прав и свобод человека осуществляется широкой системой органов различной компетенции. Изучение деятельности правоохранительных органов представляет собой важное практическое значение, особенно, в связи с постоянно возрастающей криминогенной обстановкой. Вместе с тем, функционирование правоохранительных органов представляется невозможным без систем координирования, контроля и надзора. Разобщенность органов, осуществляющих деятельность по борьбе с преступностью, недопустима, т. к. каждый из них составляет лишь одно из звеньев общей государственной системы, призванной обеспечить решение единой задачи борьбы с преступностью.

В соответствии с Положением «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью Донецкой Народной Республики», утвержденным Постановлением Верховного Совета Донецкой народной Республики ВС-36-1 от 24.09.2014 г., руководящая роль в координации рассматриваемой деятельности возложена на органы прокуратуры [1]. В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона Донецкой Народной Республики «О прокуратуре» деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью координируют Генеральный прокурор Донецкой Народной Республики и подчинённые ему прокуроры [2].

Теоретические и практические проблемы координационной деятельности органов прокуратуры по борьбе с преступностью постоянно находятся в центре внимания и являются предметом обсуждения научных и практических работников. В юридической литературе не выработано единого подхода к пониманию координации, четкого представления о том, как отграничивать координацию от понятия «взаимодействие», каков объем действий, который необходимо координировать, круг субъектов, инициаторов координации. Отсутствует и законодательное определение понятия координации деятельности правоохранительных органов, хотя основные направления деятельности, по которым она должна проводиться раскрывается в Положении «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью Донецкой Народной Республики», утвержденным Постановлением Верховного Совета Донецкой народной Республики ВС-36-1 от 24.09.2014г. [1].

В юридической науке понятие «координация» рассматривается как функция, метод, принцип управления, один из процессов в социальных организациях [3, с. 14], однако большую значимость приобретает в системах управления как функция.

Этимологически координация так и означает соотношение, согласованность [4, с. 261], соответственно, координировать какую-либо деятельность упрощенно означает устанавливать согласованность в работе различных органов.

Исходя из анализа законодательства закономерно координацию определять как «способ объединить усилия, обеспечить согласованность действий различных самостоятельных, независимых и неподчиненных друг другу государственных органов, каждый из которых решает свою задачу по борьбе с преступностью присущими только ему средствами и методами, определенными законом» [5, с. 15]. «Координация – это установление правильных взаимоотношений, взаимодействия по какому-либо вопросу, в каких-либо действиях. Именно координация дает возможность глубоко и всесторонне оценивать происходящие процессы, выявлять негативные тенденции, проблемы, требующие первоочередного внимания, вырабатывать единые оценки и подходы, осуществлять согласованные меры. Координация позволяет правильно определять, что зависит непосредственно от усилий правоохранительных органов, а решение каких вопросов должно быть перенесено на другие уровни», – считает В. Г. Бессарабов [6, с. 7].

Спорными и порой сложными для пони­мания и применения в практической деятельности являются вопросы соотношения «прокурорской» координации и межведомственного (внесистемного) взаимодействия, осуществляемого органами прокуратуры. В теории и на практике нередко не проводится четкого разграничения понятий «координация» и «взаимодействие», допускается их смешение, подмена одного другим [7, с. 79].

Как и многие категории, отличающиеся универсальностью [8, с. 31], взаимодействие относится к числу основных философ­ских категорий, так как определяет существо­вание, структурную организацию и развитие любой материальной системы [9, с. 50]. При этом взаимодействие включает в себя бесконечно разнообразные отношения (связи), как нахо­дящиеся в зависимости друг от друга, так и не имеющие между собой постоянной связи. Ис­следование этих отношений и всей совокуп­ности взаимодействий позволяет наиболее всесторонне и системно изучить любые объ­екты и явления в природе и обществе, выде­лить в них самое существенное и значимое.

Понятия «координация» и «вза­имодействие» тесно взаимосвязаны. Любая координация основана на взаимодействии различных субъектов. В принципе никакая координация деятельности невозможна без взаимных связей, контактов и отношений между субъектами. Однако далеко не вся­кое взаимодействие – это обязательно коор­динация. По содержанию взаимодействие является более общей категорией по срав­нению с координацией, имеющей ряд осо­бенностей. В данном случае координация как способ правового воздействия на отношения между субъектами взаимных действий отличается от иных способов воздействия несколькими признаками: 1) она основывается на четких нормативно-правовых и во исполнение их принятых по согласованию предписаниях, реализованных в виде прав и обязанностей субъектов правоотношения; 2) эти предпи­сания обладают признаком обязательности, поскольку они олицетворяют собой либо волю, властным образом установленную и санкционированную государством, либо волю самих субъектов координационных отношений; 3) нормы, на которых базирует­ся координация, действуют системно, явля­ясь частью правовой системы, и их реали­зация обеспечена силой государственного принуждения. [10, с.56].

Основное отличие координации, осуществляемой прокуратурой, от иных форм внешнего (межведомственного) взаимодействия состоит в том, что хотя координационная деятельность, как и всякая согласованная деятельность, строится на основе взаимодействия участников, однако именно в процессе реализации координационных отношений взаимодействие носит строго упорядоченный, согласованный и регламентированный характер в соответствии с установленными условиями и принципами. При взаимодействии в отличие от координации у участников, как правило, отсутствуют какие-либо обязанности по выработке и применению согласованных мер, по распределению сил и средств, по установлению ответственности за исполнение согласованных мероприятий, а главное – не выделяется специальный субъект (координатор), наделенный полномочиями по организации взаимосогласованной и, как правило, совместной деятельности в сфере борьбы с преступностью [7, с.79].

Мы разделяем мнение Т.А. Боголюбовой, согласно которого координация может рассматриваться как специфическое управляющее воздействие на деятельность органов, осуществляющих борьбу с преступностью. Ее сложность определяется тем, что каждый из субъектов, охваченных этим управлением, имеет свои особенности, в том числе и специфику правового регулирования деятельности. Найти объединяющие их формы и методы – задача координации. Если каждый из правоохранительных органов осуществляет управление, определяемое его компетенцией и полномочиями на вверенном направлении деятельности, то координация призвана найти общий вектор приложения усилий каждого из субъектов, направленных на выполнение задач, являющихся предметом совместного решения координационного совещания [12, с.54].

 Одним из важнейших условий построения и существования правового государства является создание стабильной и эффективной правоохранительной системы, одним из основных и важных звеньев которой выступают органы прокуратуры, на которые и возложена функция координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Прокурорская координация будет наиболее эффективной, если она осуществляется в сочетании с надзорными функциями прокуратуры.

 

 

Список использованных источников

 

1. О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью Донецкой Народной Республики: Постановление Верховного Совета Донецкой Народной Республики ВС-36-1 от 24.09.2014 г. [Электронный ресурс]. – Официальный сайт Донецкой Народной Республики. – Режим доступа: http://dnr-online.ru/doc/zakony/

2. О прокуратуре: Закон Донецкой Народной Республики 243-IНС от 31.08.2018 г. [Электронный ресурс]. – Официальный сайт Донецкой Народной Республики. – Режим доступа: http://dnr-online.ru/doc/zakony/

3. Бучакова М. А. Координация в системе государственного и муниципального управления охраной окружающей среды Российской Федерации: автореф. дис. …д-ра юрид. наук: спец. 12.00.06 природоресурсное право; аграрное право; экологическое право; 12.00.14 - административное право; финансовое право; информационное право / Бучакова Марина Александровна. – Москва, 2011. – 38 с.

4. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. 14-е изд., стереотипное. М., 1983. – 600с.

5. Капитонова Ю.В. Основы координации прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. дисс. … канд. юрид.наук: спец. 12.00.11 – судебная власть; прокурорский надзор; организация правоохранительной деятельности; адвокатура / Капитонова Юлия Владимировна. – Москва, 2002. – 214 с.

6. Бессарабов В. Г. Координация российской прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (история, состояние, перспективы) / В. Г. Бессарабов // Журнал российского права. – 2001. – № 3. – С. 7-15.

7. Кобзарев Ф.М. Координационная деятельность прокуратуры в сфере борьбы с преступностью: становление, состояние и направления развития / Ф.М. Кобзарев // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – 2017. – № 1. – С. 76-80.

8. Исмагилов Р.Р. К вопросу об универсальности принципа межведомственного взаимодействия при рассмотрении обращений в органы публичной власти [Текст] /           Р. Р. Исмагилов // Законность. – 2016. – № 5. – С. 31-33.

9. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1980. – 445 с.

10. Кобзарев Ф.М.Теоретико-правовые аспекты межведомственного взаимодействия органов прокуратуры и иных органов и организаций / Ф.М. Кобзарев // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – 2018. – № 2. – С. 52- 60.

11. Боголюбова Т.А. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью как стратегическое управление: постановка проблемы / Т.А. Боголюбова // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – 2014. – № 3. – С. 52-57.

Щедринов Д.В.

студент 2 курса заочной формы обучения

ОП «Магистр»

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.93.44 (0.009 с.)