Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и сущность координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
Охрана прав и свобод человека осуществляется широкой системой органов различной компетенции. Изучение деятельности правоохранительных органов представляет собой важное практическое значение, особенно, в связи с постоянно возрастающей криминогенной обстановкой. Вместе с тем, функционирование правоохранительных органов представляется невозможным без систем координирования, контроля и надзора. Разобщенность органов, осуществляющих деятельность по борьбе с преступностью, недопустима, т. к. каждый из них составляет лишь одно из звеньев общей государственной системы, призванной обеспечить решение единой задачи борьбы с преступностью. В соответствии с Положением «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью Донецкой Народной Республики», утвержденным Постановлением Верховного Совета Донецкой народной Республики ВС-36-1 от 24.09.2014 г., руководящая роль в координации рассматриваемой деятельности возложена на органы прокуратуры [1]. В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона Донецкой Народной Республики «О прокуратуре» деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью координируют Генеральный прокурор Донецкой Народной Республики и подчинённые ему прокуроры [2]. Теоретические и практические проблемы координационной деятельности органов прокуратуры по борьбе с преступностью постоянно находятся в центре внимания и являются предметом обсуждения научных и практических работников. В юридической литературе не выработано единого подхода к пониманию координации, четкого представления о том, как отграничивать координацию от понятия «взаимодействие», каков объем действий, который необходимо координировать, круг субъектов, инициаторов координации. Отсутствует и законодательное определение понятия координации деятельности правоохранительных органов, хотя основные направления деятельности, по которым она должна проводиться раскрывается в Положении «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью Донецкой Народной Республики», утвержденным Постановлением Верховного Совета Донецкой народной Республики ВС-36-1 от 24.09.2014г. [1]. В юридической науке понятие «координация» рассматривается как функция, метод, принцип управления, один из процессов в социальных организациях [3, с. 14], однако большую значимость приобретает в системах управления как функция.
Этимологически координация так и означает соотношение, согласованность [4, с. 261], соответственно, координировать какую-либо деятельность упрощенно означает устанавливать согласованность в работе различных органов. Исходя из анализа законодательства закономерно координацию определять как «способ объединить усилия, обеспечить согласованность действий различных самостоятельных, независимых и неподчиненных друг другу государственных органов, каждый из которых решает свою задачу по борьбе с преступностью присущими только ему средствами и методами, определенными законом» [5, с. 15]. «Координация – это установление правильных взаимоотношений, взаимодействия по какому-либо вопросу, в каких-либо действиях. Именно координация дает возможность глубоко и всесторонне оценивать происходящие процессы, выявлять негативные тенденции, проблемы, требующие первоочередного внимания, вырабатывать единые оценки и подходы, осуществлять согласованные меры. Координация позволяет правильно определять, что зависит непосредственно от усилий правоохранительных органов, а решение каких вопросов должно быть перенесено на другие уровни», – считает В. Г. Бессарабов [6, с. 7]. Спорными и порой сложными для понимания и применения в практической деятельности являются вопросы соотношения «прокурорской» координации и межведомственного (внесистемного) взаимодействия, осуществляемого органами прокуратуры. В теории и на практике нередко не проводится четкого разграничения понятий «координация» и «взаимодействие», допускается их смешение, подмена одного другим [7, с. 79]. Как и многие категории, отличающиеся универсальностью [8, с. 31], взаимодействие относится к числу основных философских категорий, так как определяет существование, структурную организацию и развитие любой материальной системы [9, с. 50]. При этом взаимодействие включает в себя бесконечно разнообразные отношения (связи), как находящиеся в зависимости друг от друга, так и не имеющие между собой постоянной связи. Исследование этих отношений и всей совокупности взаимодействий позволяет наиболее всесторонне и системно изучить любые объекты и явления в природе и обществе, выделить в них самое существенное и значимое.
Понятия «координация» и «взаимодействие» тесно взаимосвязаны. Любая координация основана на взаимодействии различных субъектов. В принципе никакая координация деятельности невозможна без взаимных связей, контактов и отношений между субъектами. Однако далеко не всякое взаимодействие – это обязательно координация. По содержанию взаимодействие является более общей категорией по сравнению с координацией, имеющей ряд особенностей. В данном случае координация как способ правового воздействия на отношения между субъектами взаимных действий отличается от иных способов воздействия несколькими признаками: 1) она основывается на четких нормативно-правовых и во исполнение их принятых по согласованию предписаниях, реализованных в виде прав и обязанностей субъектов правоотношения; 2) эти предписания обладают признаком обязательности, поскольку они олицетворяют собой либо волю, властным образом установленную и санкционированную государством, либо волю самих субъектов координационных отношений; 3) нормы, на которых базируется координация, действуют системно, являясь частью правовой системы, и их реализация обеспечена силой государственного принуждения. [10, с.56]. Основное отличие координации, осуществляемой прокуратурой, от иных форм внешнего (межведомственного) взаимодействия состоит в том, что хотя координационная деятельность, как и всякая согласованная деятельность, строится на основе взаимодействия участников, однако именно в процессе реализации координационных отношений взаимодействие носит строго упорядоченный, согласованный и регламентированный характер в соответствии с установленными условиями и принципами. При взаимодействии в отличие от координации у участников, как правило, отсутствуют какие-либо обязанности по выработке и применению согласованных мер, по распределению сил и средств, по установлению ответственности за исполнение согласованных мероприятий, а главное – не выделяется специальный субъект (координатор), наделенный полномочиями по организации взаимосогласованной и, как правило, совместной деятельности в сфере борьбы с преступностью [7, с.79]. Мы разделяем мнение Т.А. Боголюбовой, согласно которого координация может рассматриваться как специфическое управляющее воздействие на деятельность органов, осуществляющих борьбу с преступностью. Ее сложность определяется тем, что каждый из субъектов, охваченных этим управлением, имеет свои особенности, в том числе и специфику правового регулирования деятельности. Найти объединяющие их формы и методы – задача координации. Если каждый из правоохранительных органов осуществляет управление, определяемое его компетенцией и полномочиями на вверенном направлении деятельности, то координация призвана найти общий вектор приложения усилий каждого из субъектов, направленных на выполнение задач, являющихся предметом совместного решения координационного совещания [12, с.54].
Одним из важнейших условий построения и существования правового государства является создание стабильной и эффективной правоохранительной системы, одним из основных и важных звеньев которой выступают органы прокуратуры, на которые и возложена функция координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Прокурорская координация будет наиболее эффективной, если она осуществляется в сочетании с надзорными функциями прокуратуры.
Список использованных источников
1. О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью Донецкой Народной Республики: Постановление Верховного Совета Донецкой Народной Республики ВС-36-1 от 24.09.2014 г. [Электронный ресурс]. – Официальный сайт Донецкой Народной Республики. – Режим доступа: http://dnr-online.ru/doc/zakony/ 2. О прокуратуре: Закон Донецкой Народной Республики 243-IНС от 31.08.2018 г. [Электронный ресурс]. – Официальный сайт Донецкой Народной Республики. – Режим доступа: http://dnr-online.ru/doc/zakony/ 3. Бучакова М. А. Координация в системе государственного и муниципального управления охраной окружающей среды Российской Федерации: автореф. дис. …д-ра юрид. наук: спец. 12.00.06 природоресурсное право; аграрное право; экологическое право; 12.00.14 - административное право; финансовое право; информационное право / Бучакова Марина Александровна. – Москва, 2011. – 38 с. 4. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. 14-е изд., стереотипное. М., 1983. – 600с. 5. Капитонова Ю.В. Основы координации прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. дисс. … канд. юрид.наук: спец. 12.00.11 – судебная власть; прокурорский надзор; организация правоохранительной деятельности; адвокатура / Капитонова Юлия Владимировна. – Москва, 2002. – 214 с. 6. Бессарабов В. Г. Координация российской прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (история, состояние, перспективы) / В. Г. Бессарабов // Журнал российского права. – 2001. – № 3. – С. 7-15. 7. Кобзарев Ф.М. Координационная деятельность прокуратуры в сфере борьбы с преступностью: становление, состояние и направления развития / Ф.М. Кобзарев // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – 2017. – № 1. – С. 76-80. 8. Исмагилов Р.Р. К вопросу об универсальности принципа межведомственного взаимодействия при рассмотрении обращений в органы публичной власти [Текст] / Р. Р. Исмагилов // Законность. – 2016. – № 5. – С. 31-33. 9. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1980. – 445 с. 10. Кобзарев Ф.М.Теоретико-правовые аспекты межведомственного взаимодействия органов прокуратуры и иных органов и организаций / Ф.М. Кобзарев // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – 2018. – № 2. – С. 52- 60. 11. Боголюбова Т.А. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью как стратегическое управление: постановка проблемы / Т.А. Боголюбова // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – 2014. – № 3. – С. 52-57. Щедринов Д.В. студент 2 курса заочной формы обучения ОП «Магистр» ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.93.44 (0.009 с.) |