Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бытовая основа взаимоотношений разночинскойСодержание книги Поиск на нашем сайте
И дворянской интеллигенции Уже с самого начала между разночинской и дворянской интеллигенцией сложились непростые отношения бытового плана. С одной стороны, передовые дворяне считались с разночинцами и признавали за ними интеллектуальную силу[7]. А с другой стороны, даже в культурной среде передового дворянства царил дух аристократизма. Поэтому разночинцы напрасно ждали от дворян демократических манер общения, сосредоточенности бесед на общественно значимых вопросах. Дворяне держали себя с недоступною гордостью, относились к разночинцам покровительственно и щеголяли привычными им светскими разговорами. Н. Добролюбов (1836–1861) именно по этой причине не любил обедов, устраиваемых И. Тургеневым, и очень часто не ходил на них. В. Белинский, встречаясь у А. Краевского (1810–1889) с М. Лермонтовым (1814–1841), не раз заводил с ним серьезные литературные разговоры, которые ничем не заканчивались. Говорят, что М. Лермонтов, как правило, обрывал эти разговоры или отделывался ничего не значащими шутками, отчего В. Белинский приходил в страшное смущение. «Сомневаться в том, что Лермонтов умен, — сказал он как-то вгорячах, — было бы довольно странно; но я ни разу не слыхал от него ни одного дельного и умного слова» [8]. Подобные оценки не оставались без внимания и дворянской интеллигенции. И. Тургенева коробило, когда Н. Добролюбов отказывался от его приглашений и знакомств с аристократическим обществом. «В нашей молодости, — сказал он однажды, — мы рвались хоть посмотреть поближе на литературных авторитетных лиц, приходили в восторг от каждого их слова, а в новом поколении мы видим игнорирование авторитетов». По мнению М. Горького [9], даже такие выдающиеся писатели-дворяне, как А. Пушкин (1799–1837) и Н. Гоголь (1809–1852), не хотели личного знакомства с разночинцем В. Белинским. Таков был характер бытовых отношений между разночинской и дворянской интеллигенцией. Однако их настороженное отношение имело под собой не только бытовую, но и литературную основу. Литературная основа противоречий между разночинской И дворянской интеллигенцией Во-первых, разночинская и дворянская интеллигенция по-разному воспринимали духовное производство. Дворяне наследовали аристократическую культуру, хорошо разбиралась в ее традициях, умели ценить и знали, как использовать их скрытые возможности для развития лучшей части своего сословия. И. Тургенев поэтому считал позором сознаваться, что ему платят деньги за умственный труд; в светских дамских салонах он кокетничал тем, что не унизит себя гонорарами за свои сочинения и поэтому дарит гонорары редакторам журнала. Разночинцы в поте лица зарабатывали хлеб свой; за стол и квартиру они вынуждены были давать уроки, заниматься переводами, писать вывески, сочинять прошения, переплетать книги и тачать сапоги. Отсюда различия в восприятии духовного производства. Если у дворян сам дух вызывал глубокий интерес, они видели в нем источник развития их внутреннего самосознания, то разночинцам во многих случаях было просто не до духовной жизни как таковой, они чувствовали обманную красоту возвышенных идей и требовали беспощадного их разоблачения. Разночинец хотел быть деятельным человеком и потому больше ценил практические, а не теоретические вопросы, на первых порах часто впадал в крайности, считал хорошего сапожника лучше всякого Рафаэля и презирал Пушкина за то, что тот не занимался естественными науками и не писал тенденциозных романов [10]. Только к середине XIX века он избавится от этих недостатков, почувствует вкус к хорошей литературе, искусству и науке, станет гордиться Пушкиным и Лермонтовым, Тургеневым и Толстым. Во-вторых, дворяне и разночинцы опирались на разные методы исследования жизни. Дворяне не менее разночинцев были отзывчивы ко всему, что составляло общественный интерес, но первых интересовали исключительно художественные методы исследования, а вторых — публицистические [11]. Уже из сказанного видна вся разница задач, которые ставили перед собой дворяне и разночинцы. Одни придавали значение психологии отдельной личности, движению ее души, а другие не обращали никакого внимания на индивидуумов, искали психологию массы людей, представителя определенного общественного класса. Именно по этой причине они менее всего и задумывались над эстетической стороной своих произведений; по той же причине не найти в их сочинениях ни строгого плана, ни соразмерности частей, какие представлены дворянами [12]; не встретим также и стиля, равного дворянскому: разночинцы не любили работать с художественным словом, их неуклюжий, тяжелый, грубоватый язык постоянно уступал легкому, пластичному и изящному языку дворянских писателей. И такое положение не было случайным, оно определялось различными объектами, на которые направляли свое внимание дворянская и разночинская интеллигенция. Дворяне прежде всего изображали аристократическую среду, а разночинцы — народную, крестьянскую [13]. С этой точки зрения дворяне имели более выгодный для тогдашней беллетристики предмет изображения, чем разночинцы: в глубоко индивидуализированной среде им было легче подметить психологические сдвиги, чем разночинцам в народной среде, где мужики и бабы были один в один, одна в одну, с одними сплошными мыслями, костюмами и песнями. Вот эта публицистическая форма и оказалась совершенно неприемлемой для аристократического духа. Его идеологи расценивали публицистику как попытку сведения художественного познания к более низким уровням осмысления действительности и поэтому активно противостояли разночинцам. Но делая это, они сильно рисковали. Если взгляды дворянских идеологов находили поддержку в малочисленной аристократической среде, то взгляды разночинской интеллигенции — в широких слоях образованного разночинства, именно эти последние и определяли направленность развернувшейся литературной борьбы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.75.156 (0.008 с.) |