Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Контрольная работа № 1 по теме:↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Задание 37. В природных популяциях животных широко распространена регуляция численности по принципу отрицательной обратной связи. Примером такой регуляции может служить:
а) уменьшение размера кладки у птиц в ответ на повышение плотности населения; б) гибель почвенных беспозвоночных во время низовых пожаров; в) сезонные миграции птиц; г) снижение рождаемости в результате физиологического стресса у мышевидных грызунов; д) рост численности тундровых куропаток в годы низкой численности песцов; е) более позднее распускание листьев ивы в ответ на заметно более низкие температуры весной.
Ответ: а, г, д, е.
Выберите и обоснуйте правильность/ неправильность утверждения (выбор правильного утверждения «да» или «нет» - 1 балл. Обоснование от 0 до 2 баллов; всего за задачу – 3 балла.) Задание 38.
Численность той или иной группы организмов в наземных биоценозах, как правило, зависит от их размеров.
Примерный ответ: Да. Согласно «правилу энергетической эквивалентности» крупные организмы не могут быть столь же многочисленны, как мелкие. Например, слонов в расчете на единицу площади их местообитания существенно меньше, чем антилоп, а антилоп меньше, чем мышей-полевок. Обоснуйте правильность / неправильность утверждения (правильный ответ – 0-1-2 балла)
Задание 39. Когда термин «экология» был введён в науку, он был синонимом «загрязнения окружающей среды».
Примерный вариант ответа: Это неправильное утверждение. Э. Геккель, который впервые определил термин в 1866 г., понимал под экологией науку, изучающую взаимосвязи и взаимоотношения в природе.
Обоснуйте правильность/ неправильность утверждения (обоснование – от 0 до 3 баллов) Задание 40.
Под «средой обитания» в экологии понимается только неживая природа.
Примерный вариант ответа:
Нет, среду обитания формирует как неживая природа, так и живая природа. Например, наличие кислорода в атмосферном воздухе относится к факторам неживой природы, в то время как выделение кислорода в процессе фотосинтеза – к факторам живой природы. Кроме того, одни организмы могут образовывать собою среду жизни для других (паразиты, симбионты).
Обоснуйте правильность/ неправильность утверждения (обоснование (0-1-2 балла)). Задание 41.
Термин «Экология» ввел учёный-естествоиспытатель В. И. Вернадский Примерный вариант ответа: этот термин ввел Эрнст Геккель (1834—1919) — немецкий естествоиспытатель (биолог) и философ. А В. И. Вернадский (1863 — 1945) учёный естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель, был создателем учения о биосфере и науки биогеохимия.
Обоснуйте правильность/ неправильность утверждения (обоснование (0-1-2-3 балла)) Задание 42. На сегодняшний день классическое определение экологии устарело и, практически, утратило свою актуальность. Примерный вариант ответа: Утверждение неверно. Пока на Землесуществует жизнь, живые организмы будут взаимодействовать между собой и с окружающей средой, определение останется актуальным. Обоснуйте правильность/ неправильность утверждения (обоснование (0-1-2-3 балла)) Задание 43. Экология на современном этапе развития перестала быть наукой о жизни, поскольку изучается в различных научных направлениях, таких как: география, химия, физика, экономика, педагогика и др. Примерный вариант ответа: и Да, и нет. Это наука о жизни, т.к. в центре внимания любого направления экологии как науки стоит жизнь (на любом из уровней организации от организма – до биосферы) и система ее взаимосвязей с окружающей средой. Однако, экология сегодня - интегральная наука, т.к. вопросы экологии изучаются в различных научных и прикладных направлениях и специализациях.
Обоснуйте правильность/ неправильность утверждения (0-1-2-3 балла)
Задание 44.
Если окружающая среда динамична по своим свойствам (большие амплитуды колебания отдельных факторов), например, наземно-воздушная, то в ней больше шансов на выживание имеют стенобионты.
Примерный вариант ответа: Ответ нет, т.к. стенобионты имеют узкий диапазон адаптаций к факторам среды и при увеличении амплитуды колебаний отдельных факторов, они, как правило, погибают. При больших амплитудах колебания отдельных факторов больше шансов на выживание в ней имеют эврибионты, обладающие большей экологической валентностью.
Задание 45. Роль живых организмов (живого вещества) и продуктов их жизнедеятельности в создании земной оболочки (биосферы) изучает раздел экологии, который называется – аутэкология (или экология организмов)
Примерный вариант ответа: утверждение неправильное, т. к. аутэкология изучает взаимодействие между отдельными организмами и факторами среды или средами жизни (экология отдельной особи), а роль живых организмов (живого вещества) и продуктов их жизнедеятельности в создании земной оболочки изучает раздел «Глобальная экология» (или Учение о биосфере).
Задание 46.
Взаимодействия между отдельными организмами и факторами среды или средами жизни изучает раздел экологии, который называется демэкология.
Примерный вариант ответа: утверждение неправильное, т. к. демэкология изучает взаимодействие между организмами одного вида (в пределах популяций) и средой обитания, экологические закономерности существования популяций. Взаимодействия между отдельными организмами и факторами среды или средами жизни изучает раздел экологии, который называется аутэкология.
Задание 47.
Термины «экология» и «экономика» имеют единый греческий корень «экос» («ойкос»), что означает ……………
Ответ: дом. Задание 48.
Под понятием многоуровневые системы в природе следует понимать уровни организации живой материи (жизни). Задание 49.
Наука экология начинает изучение многоуровневых систем с особи (организма). Задание 50. В современном понимании экология (формулировка Ю. Одума)- это междисциплинарная область знаний об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе и их взаимосвязи. Ответьте на вопрос (ответ - 0-1-2-3 балла)
Задание 51.
Знаменитый американский эколог Б. Коммонер сделал удачную попытку обобщить системность экологии в виде четырёх законов - афоризмов. Один из его законов гласит «Ничто не даётся даром». Какой смысл в него вложен? Примерный вариант ответа: Это закон рационального природопользования. Платить нужно энергией за дополнительную очистку отходов, удобрением – за повышение урожая, санаториями и лекарствами – за ухудшение здоровья человека и т д.
Ответьте на вопросы. За каждый ответ от 0 до 2 баллов. Всего за задание 6 баллов. Задание 52.
Изначально экология была определена как часть биологии. Почему сегодня Всероссийская олимпиада школьников проводится не только по биологии, но и по экологии? Как экология соотносится с естественными науками? Как с социальными?
Примерный вариант ответа:
1. Экология сегодня – межпредметная дисциплина, отдельные направления которой охватывают не только биологию, но и другие естественные и социальные предметы.
2. Современная экология опирается на знания практически из всех естественных наук (многие из которых считают экологию своей неотъемлемой частью).
3. Социальные науки все больше нуждаются в экологических знаниях и должны учитывать экологические аспекты. Ответьте на вопрос (ответ - 0-1-2 балла) Задание 53.
Почему есть экономисты, юристы и представители других специальностей, которые называют себя экологами (появляются всё новые направления экономика природопользования, экологическое право и другие)?
Примерный вариант ответа:
Экология сегодня становится всё больше основой мировоззрения, представители самых разных специальностей сталкиваются с необходимостью учёта экологических факторов в своей профессии. Ответьте на вопрос (ответ - 0-1-2-3 балла) Задание 54. Каковы современные экологические требования к развитию экономики?
Примерный вариант ответа: минимизация негативного влияния на среду: изъятия ресурсов, деградации ландшафтов, загрязнения, охрана природы, справедливое управление ресурсами, перераспределение финансовых потоков на природоохранные цели, минимизация потребляемых ресурсов и производимых отходов, вторичная переработка, использование и применение альтернативных источников энергии, уменьшение «углеродного следа».
Ответьте на вопрос: (ответ (0-1-2-3 балла) Задание 55.
Что объединяет такие, казалось бы, разные направления, как экология и экономика?
Примерный вариант ответа: и то, и другое – науки о доме, Геккель определял экологию как экономику природы, а экономика сегодня все больше учитывает экологические требования («зеленая» экономика).
Задание 56.
Как может помочь решению экологических проблем развитие образования и науки?
Примерный вариант ответа:
1. Развитие образования и науки ведет к пониманию значимостиэкологической тематики, формированию экологически ориентированногомировоззрения и поведения.
2. Развитие образования и науки обеспечивает разработку все новых эффективных технологий, позволяющих минимизировать изъятие природных ресурсов и негативное воздействие на среду.
Ответьте на вопросы. За ответ от 0 до 2 баллов. Всего за задание 6 баллов.
Задание 57.
Поддержание постоянной температуры тела требует больших затрат энергии. Почему такая особенность все же была приобретена в ходе эволюции? За счет чего все большая степень «независимости» от условий окружающей среды достигается у животных? За счет чего «независимость» от условий окружающей среды достигается у человека?
Примерный вариант ответа:
1. Это определяется конкурентными преимуществами, возможностью поддержания обычной активности в более широком диапазоне изменения условий окружающей среды.
2. У животных все большая «независимость» от условий окружающей среды достигается за счет совершенствования физиологических механизмов поддержания устойчивости (гомеостаза).
3. У человека все большая «независимость» от условий окружающей среды достигается за счет разума и создания все новых технических средств.
Приведите три положения. Задание 58.
Один известный исследователь как-то сказал, что был биологом, а теперь - скорее эколог. Что имел в виду ученый? Укажите три аргумента.
Примерный вариант ответа:
1. Современная экология все больше выходит за рамки чисто биологических представлений, приобретает междисциплинарный характер, опираясь на естественные науки и находя применение в социальных дисциплинах. 2. Экологические представления становятся основой современного мировоззрения, определяет основы активной жизненной позиции и поведения человека.
3. Экологические требования - основа для принятия практических решений (экология человека, прикладная экология).
Задание 59. Задание 60.
Согласно одной из существующих классификаций, экология как наука имеет следующие разделы:
- «общая экология», которая изучает.............................................................................
- «экология человека», которая изучает.............................................................................
- «социальная экология», которая изучает.............................................................................
- «прикладная экология», которая изучает.............................................................................
Ответ:
- «общая экология» изучает закономерности взаимоотношений организмов и их сообществ со средой в естественных условиях.
- «экология человека» изучает взаимоотношения человека с окружающей средой в различных аспектах (экономическом, техническом, физико-техническом, социально-психологическом) и призвана определить оптимальные условия существования человека, включая допустимые пределы его воздействия на окружающую среду.
- «социальная экология» изучает взаимоотношения в системе «общество – природа»; взаимодействия человеческого общества с природной средой и разрабатывает научные основы рационального природопользования, которые предполагают охрану природы и оптимизацию жизненной среды человека.
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных и обоснуйте его (обоснование правильного ответа – от 0 до 3 баллов) Задание 61. Выберите правильное утверждение. Выбор обоснуйте. а) В холодных частях ареала чаще можно встретить светлоокрашенные рептилии; б) В холодных частях ареала чаще можно встретить темноокрашенные рептилии; в) В теплых частях ареала чаще можно встретить темноокрашенные рептилии; г) В теплых частях ареала чаще можно встретить более крупных представителей того же вида рептилий.
Примерный вариант ответа: Ответ б верный. Действительно, в холодных частях ареала чаще можно встретить темноокрашенных рептилий. Например, обитающие за полярным кругом гадюки преимущественно меланисты (черные), а на юге – светлоокрашенные. Это обусловлено лучшим поглощением тепла особями с темной окраской и, следовательно, лучшими условиями терморегуляции у этих пойкилотермных животных. Выберите правильный ответ и обоснуйте его (за обоснование (0-1-2-3 балла)).
Задание 62.
Пространство превращается в потенциально лимитированный ресурс лишь тогда, когда: а) Еще какой-либо ресурс находится в недостатке; б) Плотность вида не превышает некий лимитированный уровень; в) При избытке пищи организмы в своих возможностях ограничены; г) Численность особей превышает допустимую величину в данных условиях.
Примерный вариант ответа: Ответ г является верным. Пространство превращается в потенциально лимитированный ресурс лишь тогда, когда при избытке пищи организмы в своих возможностях ограничены, причем ограничены физической (точнее геометрической) упаковкой. Морские желуди и мидии порой так покрывают поверхность камня так плотно, что для новых особей просто нет места. Закономерности территориального поведения какой-нибудь птицы порой определяют границы обороняемого ею участка.
Выберите правильный ответ и обоснуйте его (за обоснование (0-1-2-3 балла)). Задание 63. «Замор»
По данным специалистов рыбоохраны Костромской обл., мор рыбы зимой 2010/2011 гг. в регионе будет рекордным. Ущерб рыбным запасам реки Костромы, Галичского и Чухломского озер оценивается миллионами рублей. Причина – ранний ледостав и высокий снежный покров. Водоемы плохо снабжаются растворенным кислородом, и рыба задыхается. Наиболее сильной гибели рыбы следует ожидать:
а) в оттепель в реках, имеющих притоки; б) в сильный мороз в реках, имеющих притоки; в) в оттепель в озерах, не имеющих притоков; г) в оттепель в озерах, имеющих притоки.
Примерное обоснование ответов: Ответ в) является верным. Содержание кислорода в водоеме зависит от двух факторов – растворимости и притока свежей воды. Растворимость газа понижается с ростом температуры, то есть в оттепель ниже, чем в мороз. Притока свежей воды в отсутствие втекающих речек и ручьев нет. Таким образом, в оттепель в озерах, не имеющих притоков, следует ожидать самого низкого содержания кислорода в воде и, следовательно, наибольшей гибели рыбы от замора. Задание 64. «Спасти восковика»
Принципы составления списков охраняемых видов требуют обоснования способов охраны исходя их эколого-биологических особенностей. Жук восковик-отшельник обитает в крупных малонарушенных массивах широколиственных лесов, в особенности – на разреженных участках и опушках. Личиночное развитие длится 3–4 года в трухлявой древесине и дуплах старых лиственных деревьев, преимущественно дуба. Окукливается в кормовом субстрате, в коконе из огрызков древесины, склеенных экскрементами. Взрослые насекомые питаются вытекающим древесным соком. Для сохранения этого вида в первую очередь необходимо: а) проводить систематические санитарные рубки; б) организовать крупные лесные резерваты с запретом рубок; в) ограничить выпас скота, движение автотранспорта в лесных массивах; г) систематически удалять из леса старые, отмершие деревья.
Примерный вариант ответа: Ответ а) не является верным. В ходе санитарных рубок вырубаются старые, больные деревья, трухлявые деревья, древесина которых служит субстратом для развития личинок восковика-отшельника. Поэтому проведение систематических санитарных рубок не будет способствовать сохранению вида.
Ответ б) является верным. Местообитание жука приурочено к крупным лесным массивам, субстратом для его личинок является трухлявая древесина старых деревьев. Таким образом, сохранение крупных лесных резерватов с запретом рубок старых деревьев будет способствовать сохранению вида.
Ответ в) не является верным. Выпас скота, движение автотранспорта не могут служить лимитирующим фактором для популяции восковика-отшельника, так как его развитие происходит на деревьях. Ответ г) не является верным. Удаление из леса старых, больных, отмерших деревьев не будет способствовать сохранению вида, поскольку восковик-отшельник обитает в трухлявой древесине таких деревьев
Контрольная работа № 1 по теме: «Введение в экологию. Основные термины и законы. Среды жизни и адаптации»
Тип задания: выберите один правильный ответ из четырёх.
1. Продуцент, но не зеленый: а) плаун-баранец; б) хлорелла; в) эвкалипт; г) ламинария. 2. Примером биоценоза является совокупность: а) деревьев и кустарников в парке; б) растений, выращиваемых в ботаническом саду; в) птиц и млекопитающих, обитающих в еловом лесу; г) организмов, обитающих на болоте.
3. Растительноядные позвоночные животные в биоценозе играют роль: а) потребителей органических веществ; б) потребителей неорганических веществ; в) конечного звена цепи питания; г) конечных разрушителей органических веществ.
4. Пространство с более или менее однородными условиями, заселенное тем или иным сообществом организмов, называется: а) биотопом; б) биогеоценозом; в) биоценозом; г) экосистемой.
5. Термин «биогеоценоз» был предложен: а) А. Тенсли; б) В. И. Вернадским; в) В. Н. Сукачевым; г) Н. Н. Моисеевым.
6. Консументов первого порядка можно назвать также: а) травоядными; б) плотоядными; в) растительноядными; г) паразитами.
7. Определите верное высказывание: а) биоценоз и биотоп относятся к живой материи; б) биоценоз и биотоп относятся к неживой материи; в) биоценоз относится к живой, а биотоп – к неживой материи; г) биоценоз относится к неживой, а биотоп – к живой материи.
8. В современном понимании экология – это: а) междисциплинарная область знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи; б) наука о живых организмах и окружающей среде; в) междисциплинарная область практической деятельности по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов; г) наука о местообитаниях (жилищах, убежищах) живых организмов и человека.
9. Разработка практических способов охраны атмосферы, гидросферы и литосферы относится к сфере: а) общей экологии; б) социальной экологии; в) прикладной экологии; г) экологии человека.
10. К области прикладной экологии относится: а) ежедневная уборка и поливка городских дворов; б) выращивание овощей без удобрений и ядохимикатов; в) исследование экологического сознания населения; г) исследование процессов очистки сточных вод.
11. Обычно наиболее распространены организмы: а) с широким диапазоном толерантности в отношении всех экологических факторов в местах, пригодных для существования; б) у которых диапазон толерантности может сузиться, если условия по одному экологическому фактору не оптимальны; в) с широким диапазоном толерантности в отношении одного экологического фактора и низким в отношении другого фактора; г) у которых диапазон толерантности расширяется в особо важные (критические) периоды жизни организмов (например, размножение).
12. Охотники утверждают, что наиболее крупные экземпляры волка встречаются в северных районах его ареала. Это наблюдение согласуется с экологическим правилом: а) Бергмана; б) Вант-Гоффа; в) Аллена; г) Глогера.
13. Площадь испаряющей поверхности растительного покрова суши: а) в несколько раз меньше площади Мирового океана б) равна площади Мирового океана; в) в несколько раз больше площади Мирового океана; г) не соразмеримо меньше площади Мирового океана. 14. Наст - твердая корка на поверхности снега - имеет важное значение в жизни зимующих животных, потому что: а) облегчает передвижение; б) препятствует добыче пищи; в) способствует созданию убежищ; г) затрудняет размножение.
15. Наличие у наземных растений корневой системы в том числе обусловлено: а) почвенным воздухом; б) постоянством почвенной температуры; в) присутствием в почве раствора биогенов; г) отсутствием в почве солнечной радиации.
16. К морфологическим способам поддержания нормального водного баланса относят: а) поиск водопоев; б) развитие кутикулы; в) образование метаболической влаги; г) выделение сухой мочевины.
17. К физиологическим приспособлениям регуляции температуры тела относят: а) потоотделение; б) изменение размеров тела; в) развитие волосяных покровов; г) густое оперение.
18. Вы – молодой исследователь. К Вам в лабораторию принесли образец некоторой водоросли. При микроскопировании были обнаружены такие особенности: клетки с разнообразными выростами, в цитоплазме – капли жира. К какой экологической группе вероятнее всего относится эта водоросль? а) бентос; б) эдафон; в) нектон; г) планктон. 19. При болезни не наблюдается развития лихорадки (т.е подъема температуры) у: а) чижа; б) ежа; в) ужа; г) моржа;
Тип задания: выберите правильность/неправильность утверждения.
20. Компоненты биогеоценоза, синтезирующие органические вещества, называются сапрофагами. Нет
21. Бактерии гниения по типу питания относят к группе сапротрофов. Да
22. Термин «экология» в 1866 г. предложил Э. Геккель. Да
23. Понятия «окружающая среда» и «защита окружающей природной среды» соотносятся между собой как синонимы. Нет
24. Экология – это наука о динамической устойчивости жизни и биосферы и механизмах, обеспечивающих эту устойчивость. Да.
25. Виды-деструкторы, разлагающие органические вещества до неорганических относятся к неживым компонентам биогеоценоза. Нет. 26. Бактерии могут быть продуцентами, редуцентами и консументами. Да. 27. Любое условие среды, на которое организм реагирует адаптациями это среда обитания. Нет. 28. Любой консумент является гетеротрофом. Да
29. Кашалот – консумент I порядка. Нет
30. Редуценты возвращают минеральные соли в почву и воду, делая их доступными для продуцентов-автотрофов. Да
31. Фактор, снижающий жизнеспособность организма, называется оптимальным. Нет
32. Биологическим оптимумом называется наилучшее сочетание всех факторов, влияющих на организм. Да
33. Эврибионтность обычно соответствует широкому распространению видов. Да
34. Самая плотная среда по заселению живыми организмами это наземно-воздушная. Нет. 35. Самые быстро двигающиеся организмы обитают в водной среде. Нет.
36. Если для водной среды обитания кислород не играет существенно роли, то для воздушной – это важнейший экологический фактор. Нет.
Выберите четыре варианта (4 балла) Задание 37. В природных популяциях животных широко распространена регуляция численности по принципу отрицательной обратной связи. Примером такой регуляции может служить:
а) уменьшение размера кладки у птиц в ответ на повышение плотности населения; б) гибель почвенных беспозвоночных во время низовых пожаров; в) сезонные миграции птиц; г) снижение рождаемости в результате физиологического стресса у мышевидных грызунов; д) рост численности тундровых куропаток в годы низкой численности песцов; е) более позднее распускание листьев ивы в ответ на заметно более низкие температуры весной.
Ответ: а, г, д, е.
Выберите и обоснуйте правильность/ неправильность утверждения (выбор правильного утверждения «да» или «нет» - 1 балл.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.227.146 (0.011 с.) |