Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Актуальность (мотивационная характеристика темы)Стр 1 из 11Следующая ⇒
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ТЕМА: Концепция и значение медицины, основанной на доказательствах - доказательная медицина. дисциплина Поликлиническая терапия факультет лечебный
СОСТАВИТЕЛИ Трухан Д.И. профессор кафедры внутренних болезней и поликлинической терапии
2015 год - количество часов, отведенное на изучение данной темы – 4; - место проведения занятия – учебная комната клинической базы, отделения дневного стационара ГКБ №1; - необходимое оборудование презентация по теме «Концепция и значение медицины, основанной на доказательствах - доказательная медицина», перечень контрольных вопросов, тестовые задания, задачи.
Актуальность (мотивационная характеристика темы) Изучение данной темы даёт возможность решать несколько профессиональных задач, поставленных в рабочей программе дисциплины: профилактическая деятельность: осуществление диспансерного наблюдения за взрослым населением и подростками с учётом возраста, пола и исходного состояния здоровья, проведению мероприятий, направленных на повышение эффективности диспансеризации среди декретированных контингентов и хронических больных. диагностическая деятельность: диагностика неотложных состояний; диагностика соматических заболеваний с направлением больного к соответствующему специалисту. лечебная деятельность: лечение соматических заболеваний у взрослого населения с использованием терапевтических методов; оказание врачебной помощи взрослому населению и подросткам при неотложных состояниях. реабилитационная деятельность: использование средств лечебной физкультуры, физиотерапии, нетрадиционных методов терапии (рефлексотерапии, фитотерапии, гомеопатии) и основных курортных факторов у взрослого населения и подростков, нуждающихся в реабилитации. психолого-педагогическая деятельность: формирование у взрослого населения и подростков позитивного поведения, направленного на сохранение и повышение уровня здоровья;
формирование у взрослого населения, подростков и членов их семей мотивации к внедрению элементов здорового образа жизни, в том числе к устранению вредных привычек; общение и взаимодействие с обществом, коллективом, семьей, партнерами, пациентами и их родственниками; организационно-управленческая деятельность: ведение учетно-отчетной медицинской документации; контроль качества работ; хранение лекарственных средств. научно-исследовательская деятельность: анализ научной литературы и официальных статистических обзоров; участие в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач в области здравоохранения по диагностике, лечению, реабилитации и профилактике; соблюдение основных требований информационной безопасности к разработке новых методов и технологий в области здравоохранения; проведение статистического анализа и подготовка доклада по выполненному исследованию. Учебные и воспитательные цели и задачи. Профессиональные компетенции ПК 3, ПК 11, ПК 12, ПК 18, ПК 19, ПК 20, ПК 23, ПК 26, ПК 27, ПК 28, ПК 31, ПК 32 Индекс компе-тенции |
Содержание компетенции (или ее части) | В результате изучения раздела обучающиеся должны: | ||||||
Знать | Уметь | Владеть | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||
ПК 3 | способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности | Структуру современной системы здравоохранения Российской Федерации, основы профилактической медицины, направленной на укрепление здоровья населения, структуру и оснащение лечебных отделений поликлиники и стационара, эпидемиологию неинфекционных заболеваний, основы организации амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи населению, организацию работы младшего и среднего медицинского персонала в медицинских организациях; клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме; особенности оказания медицинской помощи при неотложных состояниях; современные методы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики больных терапевтического профиля; | собрать полный медицинский анамнез пациента, провести опрос больного, его родственников (собрать биологическую медицинскую, психологическую и социальную информацию); провести физикальное обследование пациента (осмотр, пальпация, аускультация, измерение артериального давления (АД), определение характеристик пульса, частоты дыхания), интерпретировать результаты обследования, поставить пациенту предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза; сформулировать клинический диагноз; пропагандировать здоровый образ жизни; обосновать фармакотерапию у конкретного больного при основных патологических синдромах и неотложных состояниях, определять способы введения, режим и дозу лекарственных препаратов; оценить эффективность и безопасность проводимого лечения; использовать методы первичной и вторичной профилактики (на основе доказательной медицины), устанавливать причинно-следственные связи изменений состояния здоровья от воздействия факторов среды обитания; | алгоритмом постановки предварительного диагноза пациентам, алгоритмом постановки развернутого клинического диагноза больным; алгоритмом выполнения основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи пострадавшим при неотложных и угрожающих жизни состояниях; | |||||
ПК-11 | способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно просветительную работу по гигиеническим вопросам | основы законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, основные официальные документы, регламентирующие противоэпидемиологическое обслуживание населения при инфекционных и паразитарных заболеваниях; нормативные документы по профилактике госпитальных инфекций, правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики; показатели здоровья населения, факторы, формирующие здоровье человека (экологические, профессиональные, природно-климатические, эндемические, социальные, эпидемиологические, психо- эмоциональные, профессиональные, генетические); заболевания, связанные с неблагоприятным воздействием климатических и социальных факторов; гигиенические аспекты питания, гигиену медицинских организаций, гигиенические проблемы медико-санитарной помощи работающему населению; основы профилактической медицины, организацию профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения; методы санитарно-просветительской работы; учение об эпидемиологическом процессе, эпидемиологический подход к изучению болезней человека, виды эпидемиологических исследований и их предназначение; эпидемический процесс и неинфекционную эпидемиологию, эпидемиологию инфекционных и паразитарных заболеваний, осуществление противоэпидемических мероприятий, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях, основы организации медицинской (амбулаторно-поликлинической и стационарной) помощи различным группам населения, принципы диспансеризации населения, реабилитации больных, основы организации медицинского обеспечения занимающихся физической культурой | планировать, анализировать и оценивать качество медицинской помощи, состояние здоровья населения и влияние на него факторов окружающей и производственной среды; участвовать в организации и оказании лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической помощи населению с учетом его социально-профессиональной (включая профессиональные занятия спортом) и возрастно-половой структуры; выполнять профилактические, гигиенические и противоэпидемические мероприятия; проводить экологическую экспертизу и экологическое прогнозирование деятельности человека; оценить социальные факторы, влияющие на состояние физического и психологического здоровья пациента: культурные, этнические, религиозные, индивидуальные, семейные, социальные факторы риска (безработица, насилие, болезнь и смерть родственников и пр.); поставить предварительный диагноз – синтезировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих; проводить с населением прикрепленного участка мероприятия по первичной и вторичной профилактике наиболее часто встречающихся заболеваний, требующих терапевтического или хирургического лечения, осуществлять профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды с использованием различных методов физической культуры и спорта, закаливания, пропагандировать здоровый образ жизни | оценками состояния общественного здоровья | |||||
ПК 12 | способностью и готовностью проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными; | основы законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, основные официальные документы, регламентирующие противоэпидемиологическое обслуживание населения при инфекционных и паразитарных заболеваниях; правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики; основы профилактической медицины, организацию профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения; методы санитарно-просветительской работы; этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний; современную классификацию заболеваний; показатели здоровья населения, факторы, формирующие здоровье человека (экологические, профессиональные, природно-климатические, эндемические, социальные, эпидемиологические, психо- эмоциональные, профессиональные, генетические); основные принципы управления и организации медицинской помощи населению. | участвовать в организации и оказании лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической помощи населению с учетом его социально-профессиональной (включая профессиональные занятия спортом) и возрастно-половой структуры; выполнять профилактические, гигиенические и противоэпидемические мероприятия; использовать в лечебной деятельности методы первичной и вторичной профилактики (на основе доказательной медицины), устанавливать причинно-следственные связи изменений состояния здоровья от проводить с населением прикрепленного участка мероприятия по первичной и вторичной профилактике наиболее часто встречающихся заболеваний, требующих терапевтического или хирургического лечения, осуществлять профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды с использованием различных методов физической культуры и спорта, закаливания, пропагандировать здоровый образ жизни. | оценками состояния общественного здоровья; методами общеклинического обследования. | |||||
ПК-18 | способностью и готовностью анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам пациентов с учетом их физиологических особенностей организма человека для успешной лечебно-профилактической деятельности | клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп; методы диагностики, диагностические возможности методов непосредственного исследования больного терапевтического, хирургического и инфекционного профиля, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных (включая эндоскопические, рентгенологические методы ультразвуковую диагностику); критерии диагноза различных заболеваний | участвовать в организации и оказании лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической помощи населению с учетом его социально-профессиональной (включая профессиональные занятия спортом) и возрастно-половой структуры; наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата; определить по рентгенограмме наличие перелома и вывиха, свободного газа в брюшной полости, гидро-пневмоторакса; | интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики; алгоритмом развернутого клинического диагноза; алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением пациента к соответствующему врачу-специалисту | |||||
ПК 19 | способность и готовность к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента | клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме | собрать полный медицинский анамнез пациента, провести опрос больного, его родственников (собрать биологическую медицинскую, психологическую и социальную информацию); | методами ведения медицинской учетно-отчетной документации в медицинских организациях | |||||
ПК-20 | способностью и готовностью назначать больным адекватное терапевтическое лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, | особенности организации и объем работы врача амбулаторно-поликлинического звена, современные диагностические возможности поликлинической службы, методы проведения неотложных мероприятий, показания для плановой госпитализации больных; методы лечения и показания к их применению; механизм лечебного действия лечебной физкультуры и физиотерапии, показания и противопоказания к их назначению, особенности их проведения; основные принципы лечения инфекционных болезней и реабилитации больных, показания к госпитализации инфекционного больного, специфическую и неспецифическую профилактику инфекционных болезней; структуру инфекционной службы, показания к амбулаторному лечению инфекционного больного, транспортировку инфекционного больного в стационар; клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у пациентов, включая основы антидопингового законодательства | участвовать в организации и оказании лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической помощи населению с учетом его социально-профессиональной (включая профессиональные занятия спортом) и возрастно-половой структуры; установить приоритеты для решения проблем здоровья пациента: критическое (терминальное) состояние, состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием, состояние с инфекционным заболеванием, инвалидность, гериатрические проблемы, состояние душевнобольных пациентов; подобрать индивидуальный вид оказания помощи для лечения пациента в соответствии с ситуацией: первичная помощь, скорая помощь, госпитализация; сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, обосновать фармакотерапию у конкретного больного при основных патологических синдромах и неотложных состояниях, определить путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения; применять различные способы введения лекарственных препаратов | основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях. | |||||
ПК 23 | способность и готовность поставить диагноз с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) | клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме; современные методы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики больных терапевтического профиля | поставить пациенту предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза; сформулировать клинический диагноз | методами ведения медицинской учетно-отчетной документации в медицинских организациях; алгоритмом постановки предварительного диагноза пациентам; алгоритмом постановки развернутого клинического диагноза больным | |||||
ПК-26 | способностью и готовностью к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек | основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья населения, основные нормативно-технические документы; показатели здоровья населения, факторы, формирующие здоровье человека (экологические, профессиональные, природно-климатические, эндемические, социальные, эпидемиологические, психо- эмоциональные, профессиональные, генетические); заболевания, связанные с неблагоприятным воздействием климатических и социальных факторов; основы профилактической медицины, организацию профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения; методы санитарно-просветительской работы | планировать, анализировать и оценивать качество медицинской помощи, состояние здоровья населения и влияние на него факторов окружающей и производственной среды; оценить социальные факторы, влияющие на состояние физического и психологического здоровья пациента: культурные, этнические, религиозные, индивидуальные, семейные, социальные факторы риска (безработица, насилие, болезнь и смерть родственников и пр.); поставить предварительный диагноз – синтезировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих; использовать в лечебной деятельности методы первичной и вторичной профилактики (на основе доказательной медицины), устанавливать причинно-следственные связи изменений состояния здоровья от воздействия факторов среды обитания; проводить с населением прикрепленного участка мероприятия по первичной и вторичной профилактике наиболее часто встречающихся заболеваний, требующих терапевтического или хирургического лечения, осуществлять профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды с использованием различных методов физической культуры и спорта, закаливания, пропагандировать здоровый образ жизни | оценками состояния общественного здоровья | |||||
ПК 27 | способность и готовность осуществлять алгоритм выбора лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях | особенности оказания медицинской помощи при неотложных состояниях | фармакотерапию у конкретного больного при основных патологических синдромах и неотложных состояниях, определять способы введения, режим и дозу лекарственных препаратов; оценить эффективность и безопасность проводимого лечения | алгоритмом выполнения основных врачебных лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи пострадавшим при неотложных и угрожающих жизни состояниях | |||||
ПК 28 | способность и готовность анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств при лечении различных заболеваний | лечение и профилактику наиболее часто встречающихся заболеваний, особенности оказания медицинской помощи при неотложных состояниях | обосновать фармакотерапию у конкретного больного при основных патологических синдромах и неотложных состояниях, определять способы введения, режим и дозу лекарственных препаратов; оценить эффективность и безопасность проводимого лечения | алгоритмом выполнения основных врачебных лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи пострадавшим при неотложных и угрожающих жизни состояниях | |||||
ПК 31 | способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования | методику расчета показателей медицинской статистики; основы применения статистического метода в медицинских исследованиях, использование статистических показателей при оценке состояния здоровья населения и деятельности медицинских организаций; | планировать, анализировать и оценивать качество медицинской помощи, состояние здоровья населения и влияние на него факторов окружающей и производственной среды; | консолидирующими показателями, характеризующими степень развития экономики здравоохранения, методикой расчета показателей медицинской статистики; | |||||
ПК-32 | способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований | методику расчета показателей медицинской статистики; основы применения статистического метода в медицинских исследованиях, использование статистических показателей при оценке состояния здоровья населения и деятельности медицинских организаций; показатели здоровья населения, факторы, формирующие здоровье человека (экологические, профессиональные, природно-климатические, эндемические, социальные, эпидемиологические, психо- эмоциональные, профессиональные, генетические); этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний; современную классификацию заболеваний; клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп; методы диагностики, диагностические возможности методов непосредственного исследования больного терапевтического, хирургического и инфекционного профиля, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных (включая эндоскопические, рентгенологические методы ультразвуковую диагностику); критерии диагноза различных заболеваний; клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у пациентов, включая основы антидопингового законодательства | планировать, анализировать и оценивать качество медицинской помощи, состояние здоровья населения и влияние на него факторов окружающей и производственной среды; участвовать в организации и оказании лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической помощи населению с учетом его социально-профессиональной (включая профессиональные занятия спортом) и возрастно-половой структуры; проводить экологическую экспертизу и экологическое прогнозирование деятельности человека; определить статус пациента: собрать анамнез, провести опрос пациента и/или его родственников, провести физикальное обследование пациента (осмотр, пальпация, аускультация, измерение артериального давления, определение свойств артериального пульса и т.п.); оценить состояние пациента для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи; провести первичное обследование систем и органов: нервной, эндокринной, иммунной, дыхательной, сердечно-сосудистой, крови и кроветворных органов, пищеварительной, мочевыделительной, репродуктивной, костно-мышечной и суставов, глаза, уха, горла, носа; сформулировать клинический диагноз; разработать план терапевтических (хирургических) действий, с учетом протекания болезни и ее лечения; сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, обосновать фармакотерапию у конкретного больного при основных патологических синдромах и неотложных состояниях, определить путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения | оценками состояния общественного здоровья; методами общеклинического обследования; интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики; алгоритмом развернутого клинического диагноза; консолидирующими показателями, характеризующими степень развития экономики здравоохранения, методикой расчета показателей медицинской статистики |
|
|
|
|
Вопросы
1. Стандарты и рекомендации: что подлежит исполнению врачом? Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи (ФЗ 323).
2. Клинические рекомендации (протоколы лечения) – основа лечения.
3. Понятие «доказательная медицина».
4. Разновидности клинических исследований.
5. Классы рекомендаций и уровни их доказанности.
6. Примеры клинических рекомендаций Класса А, уровень I.
7. Внедрение научных исследований в практическое здравоохранение.
8. Понятие о фармакоэкономике.
9. Качество жизни.
10. Дженерики и оригинальные препараты.
11. Эквивалентность дженериков оригинальным препаратам.
12. Клинические исследования: их разновидности и составляющие
Основные термины и определения, краткое содержание
Стандарт медицинской помощи (статья 37, пункт 4) разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:
1) медицинских услуг;
2) зарегистрированных на территории РФ лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной ВОЗ;
3) медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;
4) компонентов крови;
5) видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;
6) иного исходя из особенностей заболевания (состояния).
Стандарт – это медико-экономический документ, усредненный смысловой контент для определенной нозологии.
Цель введения стандартов – не собственно в лечении, а в планировании и организации медицинской помощи, в том числе применительно к медицинской организации в системе ОМС, и выравнивание на основе единых для всей страны стандартов финансовых условий, в которых функционирует система здравоохранения.
Лечение пациентов должно осуществляться в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения), предложенными международными экспертами по основным нозологическим формам и на основе национальных рекомендаций, разработанных в соответствие с этими международными рекомендациями.
Профессиональные медицинские сообщества и главные внештатные специалисты формируют клинические рекомендации (протоколы) лечения больных на основе международных клинических рекомендаций.
Клинические рекомендации создаются и разрабатываются на основе данных, полученных в многоцентровых проспективных двойных слепых рандомизированных исследованиях, исследованиях, соответствующих требованиям GoodMedicalPractice (GMP), и удовлетворяющих требованиям медицины, основанной на доказательствах (доказательной медицины).
Современный врач должен быть не только информирован о новейших медицинских технологиях, но и знать, почему тот или иной метод лечения может считаться эффективным и безопасным.
С момента возникновения научной медицины, зарождение которой связано с работами Гиппократа, который начал изучать реакции организма человека на различные воздействия, прошло уже около 2,5 тысяч лет. За это время в медицине было разработано и применялось огромное число различных методов лечения, диагностики и профилактики. Сегодня мы видим, что использование большинства из них ничем не было обосновано, а многие наносили прямой вред здоровью людей.
Можем ли мы сейчас с уверенностью говорить, что все используемые в современной медицине технологии являются эффективными, оптимальными и безопасными? К сожалению, нет. С одной стороны, это связано с тем, что применение многих методов лечения в медицинской практике является традицией. Используя подобные методы, мы часто не задумываемся, есть ли объективные данные, подтверждающие их действенность. Например, эффективность таких "традиционных" антиангинальных средств, как валокордин и корвалол, не отличается от действия плацебо. Для многих других «традиционных» препаратов, применяемых десятилетиями в практике и относящихся к так называемым «гепатопротекторам», нет убедительных данных, подтверждающих их эффективность и наличие гепатопротективного действия.
С другой стороны, использование многих методов лечения основано только на теоретических знаниях о механизмах их действия и строящихся предположениях об их возможной эффективности. В то же время большинство лекарств обладает многофакторным действием, суммарный эффект которого и будет определять клинические исходы заболеваний. Известным примером является применение лидокаина в кардиореаниматологии. Одной из основных причин смерти больных, перенесших инфаркт миокарда, является развитие аритмий. Лидокаин обладает антиаритмическим действием, и предполагалось, что его добавление к терапии позволяет уменьшить смертность среди таких больных. До сегодняшнего дня этот препарат является одним из самых распространенных лекарственных средств, назначаемых как для профилактики возникновения приступов аритмии, так и для их купирования. В то же время результаты проведенных исследований показали, что летальность в группах больных, которым назначался лидокаин, была достоверно выше, чем в группах контроля.
Развитие современной медицины с 80-х годов прошлого века неотъемлемо связано со становлением концепции и внедрением методов доказательной медицины. Главная идея доказательной медицины очень проста - применение в практике только тех методов лечения и диагностики, эффективность которых доказана на основе строгих научных принципов в результате клинических исследований.Понятие "Evidence–basedMedicine", или "медицины, основанной на доказательствах" (доказательной медицины) было предложено канадскими учеными из университета Мак Мастера в Торонто в 1990 году. Доказательная медицина – это добросовестное, точное и осмысленное использование лучших результатов клинических исследований для выбора лечения конкретного больного.
Информационной базой доказательной медицины являются клинические исследования.Клинические исследования могут быть ретроспективными и проспективными. В ретроспективных исследованиях (retrospectivestudy) оценивают уже прошедшие события -"до-и-после лечения" (например, по историям болезни). В проспективных исследованиях (prospectivestudy) вначале составляется план исследования, устанавливается порядок сбора и обработки данных, а затем проводится исследование по этому плану. Понятно, что в полной мере контролируемыми исследованиями являются проспективные исследования. Отношение к анамнестическому (историческому) контролю в настоящее время скептическое.
Доказательная медицина изучает эффективность предлагаемой технологии лечения на каждом этапе ее разработки и испытаний:
- на этапе доклинических исследований – в соответствии с международными стандартами качественной лабораторной практики - GLP;
- на этапе клинических исследований- в соответствии с международными стандартами качественной клинической практики - GCP;
- при использовании биостатистики (во время планирования исследований, обработки и при анализе полученных данных) - в соответствии с международными стандартами качественной статистической практики - GSP.
Контролируемые клинические испытания - ККИ (ControlledClinicalTrials, ССТ) являются наиболее научно обоснованным способом получения достоверных результатов. Золотым стандартом клинических исследований, с позиций доказательной медицины, является проведение многоцентрового рандомизированного двойного слепого сравнительного исследования. При его проведении используются методы контроля, позволяющие получать объективные данные: сравнительные исследования (comparativestudy), рандомизация (randomization), ослепление исследования (blindingmasking). Рандомизация – это случайное распределение больных по группам в клиническом испытании. Как минимум, выделяют две группы – одну основную (где применяется изучаемое вмешательство) и контрольную (где применяется плацебо или другое вмешательство).Ослепление (или маскирование) – это комплекс мероприятий, обеспечивающий отсутствие информации в ходе исследования к какой группе (основной или контрольной) отнесен каждый испытуемый.
В качестве примера можно привести следующие клинические исследования:
1) Двойное слепое, плацебоконтролируемое исследование выживаемости пациентов на метопрололе ЗОК у пациентов со сниженной ФВ ЛЖ (< 0.40) и симптомами ХСН (NYHA II-IV) - MERIT-HF (Metoprolol CR/XL RandomizedInterventionTrialinCongestiveHeartFailure), показавшее снижение рисков общей смертности на 34%, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний на 38%, внезапной смерти на 41%, смерти от ХСН на 49%.
2) Одна из самых широкомасштабных программ клинических исследований в XXI веке- программа GALAXY– в рамках которой в 19 исследованиях (7 исследований завершено, 12 исследований продолжаются) изучаются различные эффекты крестора (розувастатина) – нового холестеринснижающего препарата из группы статинов – в программе участвуют свыше 48000 пациентов в более чем 50 странах мира.
Приведенные примеры не случайно относятся к кардиологической практике, находящейся в авангарде доказательной медицины. Это связано с тем, что доказательная медицина в кардиологии базируется, в первую очередь, на оценке влияния лечения на так называемые "жесткие конечные точки" - общую смертность, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, возникновение таких тяжелых осложнений, как инфаркт миокарда и инсульт. С точки зрения доказательной медицины, в кардиологии сейчас признано эффективным применение следующих методов лечения и конкретных лекарственных препаратов:
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.046 с.)