Программа работы краеведческого кружка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа работы краеведческого кружка



ВАШКИНСКОГО ДОМА ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ

ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Север европейской части России, куда входит и территория Вологод­ской области, где русский народ длительное время проживал бок о бок с прибалтийскими финнами (вепсами, карелами) и саамами, представляет особый интерес и, естественно, привлекает к себе ученых и исследовате­лей.

Топонимикой Белозерья (эту территорию охватывает программа) 'зани­маются и занимались преподаватели Уральского государственного универ­ситета им. А. М. Горького М. Э. Рут, Л. А. Субботина, Ю. И. Чайкина, док­тор филологических наук Вологодского педагогического университета, А. В. Кузнецов, учитель географии Усть-Печенегской школы Тотемского района Вологодской области.

Археологические памятники края изучают московские археологи Л. А. Го-лубева, Н. А. Макаров, С. А. Шаров, Е. Л. Хворостова, М. П. Кудрявцев.

Белозерская земля (территория Белозерского, Вашкинского и Кириллов­ского районов) привлекает к себе внимание богатым историческим про­шлым, отразившимся, в частности, в богатой топонимике, сохранившейся до сих пор.

Но несмотря на попытки расшифровки местных названий, нередко ус­пешные, в топонимике Белозерья еще много белых пятен.

Не изучен, по-настоящему, антропонимический материал края. Акту­альность вопроса, выбранного для разработки, заключается в том, что ис­чезают и уже большей частью исчезли многие деревни, все меньше стано­вится людей — носителей информации о происхождении названий изучае­мых населенных пунктов.

С исчезновением деревень, в связи с хозяйственной деятельностью лю­дей (укрупнение полей, осушение болот и т.д.) исчезают целые топоними­ческие системы, в первую очередь микротопонимы — названия полей, лу­гов, пашен, небольших озер, болот и т.д. Меняется и бытовая терминоло­гия в связи с изменением условий жизни человека. Исходя из этого, крае­ведческий кружок ставит перед собой следующие цели и задачи:

1. Расшифровка местных топонимов (ойконимов, гидронимов, атропо-
нимов) путем сбора информации, сохранившейся среди местных жителей,
и изучения литературы (летописных источников, работ ученых, связанных
с изучением местной топонимики и др.).

2. Восстановление на основе собранного материала быта, культуры, се­
мейных отношений, обрядов, обычаев, праздников, ритуальных обычаев
славянского населения края, отслеживание влияния исторических событий
на местную топонимику.

3. Установление ареалов распространения саамской и вепсской топони-
мик, попытка их расшифровки.

4. Восстановление по сохранившимся и исчезнувшим топонимам до­
христианских имен Белозерья.

5. Составление микрословарика «Белозерские фамилии».

6. Проведение профессиональной ориентации учащихся путем приоб­
щения их к научной работе.

7. Воспитание любви к родному краю, его историческому прошлому.

8. Доведение через средства массовой информации наработанного ма­
териала до широкой аудитории.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ РАБОТЫ КРУЖКА

1. Откуда мы знаем наше прошлое (устное народное творчество, леген­
ды, письменные источники, археологические памятники, топонимия Бело­
зерья) — 2 часа.

2. Первые поселения нашего края (саамы, вепсы, фатьяновцы, люди пле­
мени Емь...) — 4 часа:

а) вепсские географические названия Белоозера (Вашки, Мянда, Шай-
ма, Лохта, Шола, Куность);

б) саамские топонимы края (Ухтома, Чачема, Чаронда). Саамская топо­
нимия в белозерских фамилиях (Черендаковы, Чекшезеровы, Ухтомские);

в) Тиксна-Шексна (следы фатьяновцев на вологодской земле);

г) «Что в имени тебе моем...» (о происхождении фамилий Бабуковы,
Войгачевы, Чухаревы, Суппонен, Пеллинен и др.).

3. О происхождении фамилий Сизьмины, Шабалины (на материалах
раскопок в районе деревень Нефедьево, Шуйгино Кирилловского района)
— 1 час.

4. Водные пути Белозерья и сопутствующая топонимика (с. Ухтома,
Ухтомьярье, д. Волоцкое, с. Волокославино и др.) — 1 час.

5. Как звали наших предков в бесфамильное время? — 4 часа:

а) о происхождении вашкинских ойконимов (Дурасово, Веснино, Вы-
шатино, Щукино, Конево, Волкове, Несмеяновская);

б) «На первый-десятый рассчитайсь!» (о дохристианских именах Пер­
вой, Второй... Десятый).

Имена наших предков в фамилиях и ойконимах (Першаковы, Первуши­ны, Третьяковы, Семины; д. Третьяково, Семейно, Десятовская Белозер­ского района);

в) воевали ли Воиновы, играли ли на баяне Баяновы (о дохристианских
именах Баян, Воин, Ратибор и др., фамилиях, названиях населенных пунк­
тов);

г) наши забытые имена в современных фамилиях и ойконимах: Русиновы
(Русин), Смирновы (Смирной), Меньшиковы (Меньшик), Рюмины (Рюма),
Плаксины (Плакса), Горбачевы (Горбач), Шиловы (Шило), Реутовы (Ревут) и
др. Русиново, Ревутово, Несмеяновская на карте Вашкинского района.

6. Основные особенности хозяйственных занятий и материальной куль­
туры русских в XIX—XX веках — 6 часов:

а) вводное занятие;

б) праздники и обряды (святки, масленица, праздник Ивана Купалы и
сопутствующие им обряды);

в) одежда и обувь русских (о происхождении фамилий Рядовкин, Са­
ков, Лаптев, Коверзев, Онучин, Оборин, Наговицын);

г) ремесла (гончарное производство, плетение из бересты, изготовле­
ние деревянной посуды).

Отражение ремесел в белозерских фамилиях (Горшковы, Жбановы, Кор­чагины, Квашонкины, Латкины, Пестеревы, Комельковы, Черпухины, Кор-зинины, Бураковы, Долбилины, Лагуновы, Подойниковы, Щанниковы, Шайкины, Клепинины);

д) средства передвижения (перевозки), сопутствующая терминология
(Полозовы, Тормозовы, Супоневы, Колесниковы, Хомутовы, Клещиновы и

др-);

е) русская национальная кухня, обрядовая пища в белозерских фамили­
ях (Блиновы, Лепешкины, Киселевы, Кашины, Сальниковы, Саловы, Капу­
стины, Кутьины, Саламатины, Ухины, Колобовы, Караваевы).

7. Отражение исторических событий в местной топонимике — 2 часа:

а) заселение края славянами, водные пути Белозерья;

б) поляки на Белоозере в начале XVII века (местные легенды об Андро-
не Сукозерском, записанные Е.Ф. Быстровой; легенда о кладе на дне Корб-

озера, записанная А. Г. Аксеновым; «Осиновый мыс», «На худом озере» — записаны В. В. Гарновским).

8. Походы и экскурсии по родному краю:

а) Липин Бор — Индоман — 8 часов;

б) Липин Бор — Пиксимово — 8 часов;

в) Липин Бор — оз. Волоцкое — 8 часов;

г) экскурсия в Вашкинскии музей (знакомство с местными ремеслами)
— 2 часа; ■

д) экскурсия в Кирилло-Белозерский историко-художественный музей-
заповедник (работа с письменными источниками фондов) — 2 часа.

9. Работа в составе археологических и других экспедиций на террито­
рии Белозерья.

10. Итоговое занятие — 2 часа.
Программа рассчитана на 50 часов.

Походы и экскурсии могут меняться в соответствии с наработанным кружком материалом.

Я попытался рассказать о некоторых направлениях работы краевед­ческого кружка. Материал, собранный в походах, может быть использован учителями не только на уроках истории (легенды), литературы (диалект­ные слова, ойконимы, антропонимы), географии (многочисленные топо­нимы), но и специалистами самых разных профессий (археологами, исто­риками, филологами).

Если я кого-то убедил в необходимости и важности краеведческой ра­боты, то сразу отвечу на возникающий в таком случае вопрос: «А с чего начать?» Начните с походов. Все, написанное мною, собрано в походах по родному краю. Записывайте названия деревень, хуторов, болот, речек, озер, полей, сенокосов.

О каждом записанном слове соберите всю возможную информацию. Не забудьте указать, в какой деревне сделана запись, кто сообщил информа­цию. Записывайте фамилии, имена, отчества людей, что жили в деревнях. Это интереснейший материал и для вас, и для тех специалистов, что будут, возможно, работать с вашим материалом. Записывая диалектные слова, не забывайте проставлять в них ударение, раскрывать их значение, а если они многозначны, то все значения. Спросите, в каком контексте употребляется данное слово. Записывайте все легенды, которые вам расскажут. Пусть они не будут сразу востребованы. Со временем они могут кому-то очень приго­диться. Записывайте всю интересную информацию, которую пока еще мож­но собрать.

Начните с походов, а направления, по которым будет работать ваш кру­жок, постепенно определятся сами собой.

К упомянутым выше направлениям добавляется еще одно — археоло­гическое. Включение в программу этого направления объясняется тем, что на Белоозере очень много неолитических памятников, обследовать кото­рые могут школьники. Почти ежегодно в одном из районов ведутся архео­логические раскопки, в которых при желании могут принять участие уча­щиеся каждого краеведческого кружка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.068 с.)