Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа работы краеведческого кружка
ВАШКИНСКОГО ДОМА ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ Север европейской части России, куда входит и территория Вологодской области, где русский народ длительное время проживал бок о бок с прибалтийскими финнами (вепсами, карелами) и саамами, представляет особый интерес и, естественно, привлекает к себе ученых и исследователей. Топонимикой Белозерья (эту территорию охватывает программа) 'занимаются и занимались преподаватели Уральского государственного университета им. А. М. Горького М. Э. Рут, Л. А. Субботина, Ю. И. Чайкина, доктор филологических наук Вологодского педагогического университета, А. В. Кузнецов, учитель географии Усть-Печенегской школы Тотемского района Вологодской области. Археологические памятники края изучают московские археологи Л. А. Го-лубева, Н. А. Макаров, С. А. Шаров, Е. Л. Хворостова, М. П. Кудрявцев. Белозерская земля (территория Белозерского, Вашкинского и Кирилловского районов) привлекает к себе внимание богатым историческим прошлым, отразившимся, в частности, в богатой топонимике, сохранившейся до сих пор. Но несмотря на попытки расшифровки местных названий, нередко успешные, в топонимике Белозерья еще много белых пятен. Не изучен, по-настоящему, антропонимический материал края. Актуальность вопроса, выбранного для разработки, заключается в том, что исчезают и уже большей частью исчезли многие деревни, все меньше становится людей — носителей информации о происхождении названий изучаемых населенных пунктов. С исчезновением деревень, в связи с хозяйственной деятельностью людей (укрупнение полей, осушение болот и т.д.) исчезают целые топонимические системы, в первую очередь микротопонимы — названия полей, лугов, пашен, небольших озер, болот и т.д. Меняется и бытовая терминология в связи с изменением условий жизни человека. Исходя из этого, краеведческий кружок ставит перед собой следующие цели и задачи: 1. Расшифровка местных топонимов (ойконимов, гидронимов, атропо- 2. Восстановление на основе собранного материала быта, культуры, се
3. Установление ареалов распространения саамской и вепсской топони- 4. Восстановление по сохранившимся и исчезнувшим топонимам до 5. Составление микрословарика «Белозерские фамилии». 6. Проведение профессиональной ориентации учащихся путем приоб 7. Воспитание любви к родному краю, его историческому прошлому. 8. Доведение через средства массовой информации наработанного ма СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ РАБОТЫ КРУЖКА 1. Откуда мы знаем наше прошлое (устное народное творчество, леген 2. Первые поселения нашего края (саамы, вепсы, фатьяновцы, люди пле а) вепсские географические названия Белоозера (Вашки, Мянда, Шай- б) саамские топонимы края (Ухтома, Чачема, Чаронда). Саамская топо в) Тиксна-Шексна (следы фатьяновцев на вологодской земле); г) «Что в имени тебе моем...» (о происхождении фамилий Бабуковы, 3. О происхождении фамилий Сизьмины, Шабалины (на материалах 4. Водные пути Белозерья и сопутствующая топонимика (с. Ухтома, 5. Как звали наших предков в бесфамильное время? — 4 часа: а) о происхождении вашкинских ойконимов (Дурасово, Веснино, Вы- б) «На первый-десятый рассчитайсь!» (о дохристианских именах Пер Имена наших предков в фамилиях и ойконимах (Першаковы, Первушины, Третьяковы, Семины; д. Третьяково, Семейно, Десятовская Белозерского района); в) воевали ли Воиновы, играли ли на баяне Баяновы (о дохристианских
г) наши забытые имена в современных фамилиях и ойконимах: Русиновы 6. Основные особенности хозяйственных занятий и материальной куль а) вводное занятие; б) праздники и обряды (святки, масленица, праздник Ивана Купалы и в) одежда и обувь русских (о происхождении фамилий Рядовкин, Са г) ремесла (гончарное производство, плетение из бересты, изготовле Отражение ремесел в белозерских фамилиях (Горшковы, Жбановы, Корчагины, Квашонкины, Латкины, Пестеревы, Комельковы, Черпухины, Кор-зинины, Бураковы, Долбилины, Лагуновы, Подойниковы, Щанниковы, Шайкины, Клепинины); д) средства передвижения (перевозки), сопутствующая терминология др-); е) русская национальная кухня, обрядовая пища в белозерских фамили 7. Отражение исторических событий в местной топонимике — 2 часа: а) заселение края славянами, водные пути Белозерья; б) поляки на Белоозере в начале XVII века (местные легенды об Андро- озера, записанная А. Г. Аксеновым; «Осиновый мыс», «На худом озере» — записаны В. В. Гарновским). 8. Походы и экскурсии по родному краю: а) Липин Бор — Индоман — 8 часов; б) Липин Бор — Пиксимово — 8 часов; в) Липин Бор — оз. Волоцкое — 8 часов; г) экскурсия в Вашкинскии музей (знакомство с местными ремеслами) д) экскурсия в Кирилло-Белозерский историко-художественный музей- 9. Работа в составе археологических и других экспедиций на террито 10. Итоговое занятие — 2 часа. Походы и экскурсии могут меняться в соответствии с наработанным кружком материалом. Я попытался рассказать о некоторых направлениях работы краеведческого кружка. Материал, собранный в походах, может быть использован учителями не только на уроках истории (легенды), литературы (диалектные слова, ойконимы, антропонимы), географии (многочисленные топонимы), но и специалистами самых разных профессий (археологами, историками, филологами). Если я кого-то убедил в необходимости и важности краеведческой работы, то сразу отвечу на возникающий в таком случае вопрос: «А с чего начать?» Начните с походов. Все, написанное мною, собрано в походах по родному краю. Записывайте названия деревень, хуторов, болот, речек, озер, полей, сенокосов. О каждом записанном слове соберите всю возможную информацию. Не забудьте указать, в какой деревне сделана запись, кто сообщил информацию. Записывайте фамилии, имена, отчества людей, что жили в деревнях. Это интереснейший материал и для вас, и для тех специалистов, что будут, возможно, работать с вашим материалом. Записывая диалектные слова, не забывайте проставлять в них ударение, раскрывать их значение, а если они многозначны, то все значения. Спросите, в каком контексте употребляется данное слово. Записывайте все легенды, которые вам расскажут. Пусть они не будут сразу востребованы. Со временем они могут кому-то очень пригодиться. Записывайте всю интересную информацию, которую пока еще можно собрать. Начните с походов, а направления, по которым будет работать ваш кружок, постепенно определятся сами собой. К упомянутым выше направлениям добавляется еще одно — археологическое. Включение в программу этого направления объясняется тем, что на Белоозере очень много неолитических памятников, обследовать которые могут школьники. Почти ежегодно в одном из районов ведутся археологические раскопки, в которых при желании могут принять участие учащиеся каждого краеведческого кружка.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.068 с.) |