Обновление конституционного законодательства в рсфср в период кризиса и ликвидации СССР. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обновление конституционного законодательства в рсфср в период кризиса и ликвидации СССР.



В декабре 1958 г. Верховный Совет СССР принял Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик, законы об уголовной ответственности за государственные и воинские преступления, Основы уголовного судопроизводства, Основы законодательства о судоустройстве, Положение о военных трибуналах.

В октябре 1959 г. принимается закон «О бюджетных правах Союза ССР и союзных республик», составивший основу финансового законодательства.

В июне 1968 г. принимаются Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, в 1969 г. республиканские кодексы.

В декабре 1968 г. были приняты Основы земельного законодательства, в 1970 г. – земельные кодексы союзных республик. В конце 1969 г. был принят новый Примерный Устав колхоза.

В 1970 г. Верховный Совет СССР утвердил Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде.

В декабре 1977 г. Президиум Верховного Совета СССР издал постановление об организации работы по приведению законодательства Союза ССР в соответствие с Конституцией. Вслед за этим принимаются законы о Верховном суде СССР, Прокуратуре СССР, Государственном арбитраже, адвокатуре, народном контроле, местных органах государственной власти, охране атмосферного воздуха, охране животного мира, а также Основы жилищного законодательства. Во всех актах учитывались новые положения Конституции.

В апреле 1990 г. был принят Закон «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации», подчеркивающий право союзной республики на выход из СССР, решение о чем может быть принято на референдуме. Права •союзных республик (внешнеполитические, экономические и др.) существенно расширялись.

Основные изменения происходили в сфере «переходной» экономики. В феврале 1990 г. Верховный Совет СССР принял Основы законодательства СССР и союзных республик о земле.

Демократизация социальных структур отразилась в содержании новых законов «Об общественных объединениях» (октябрь 1990 г.) и «О профессиональных союзах» (декабрь 1990 г.). К общественным объединениям закон относил: политические партии, массовые движения, профсоюзы, женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские, научные, технические, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и другие объединения граждан. В законе о профсоюзах наряду с общими правами союзов перечислялись их имущест­венные права: как юридические лица они «владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащими им на праве собственности имуществом и денежными средствами», могут участвовать во внешнеэкономической деятельности, создавать банки, страховые и акционерные общества, совместные коммерческие предприятия, заниматься издательской деятельностью, формировать различные фонды.

В области уголовного права внимание законодателя вновь привлекла спекуляция «в связи с усилившимися негативными явлениями на потребительском рынке и использованием этих обстоятельств в целях извлечения незаконных доходов... при переходе к рыночной экономике...». Законом СССР (октябрь 1990 г.) под спекуляцией понималась скупка товаров, на которые установлены государственные розничные цены в предприятиях торговли, продажа товаров со складов, баз и т. д. в нарушение установленных правил, сокрытие товаров от покупателей, уклонение от регистрации. Дальнейшее развитие рыночных отношений изменило представления о спекуляции и о ее соотношении с легальной торговой деятельностью.

В целом законодательство периода перестройки заложило правовую основу для радикальных социально-экономических преобразований последующих лет.

 

 

Подготовка и принятие Конституции РФ 1993 г.

Необходимость разработки и принятия новой конституции РФ была официально признана еще в середине 1990 г. на I Съез­де народных депутатов РСФСР была создана Конституционная комис­сия, которая за четыре месяца подготовила и опубликовала для широ­кого обсуждения первый проект новой конституции. Уже в октябре 1990 г этот проект рассматривался на V Съезде народных депутатов РСФСР. VI Съезд народных депутатов России в апреле 1992 г. одобрил общую концепцию конституционной реформы и основ­ные положения проекта Конституционной комиссии, признав необхо­димым его дальнейшую доработку на основе его опубликования и ши­рокого обсуждения и с целью внесения доработанного проекта на оче­редной Съезд народных депутатов РСФСР. Однако ни VII (декабрь 1992), ни VIII (март 1993) ни IX (апрель 1993г.) Съезды народных депутатов не оказались в состоянии принять новую конституцию. Предложено было вынести проект конституции на референдум VII съездом, но VIII съезд отменил, посчитав, что принимать конституцию надо на Съезде народных депутатов. В мае 1993 г. Верховный Совет одобрил проект Конституции РФ, и он был опубликован для всенародного обсуждения. Вместе с тем для завершения подготовки проекта новой Конститу­ции РФ Указом Президента РФ тогда же было созвано Конституцион­ное совещание, собравшееся в начале июня 1993 г. как широкий форум (250 чел.) представителей высших органов государственной власти и общественности. На нем обсуждался проект Конституции РФ, внесен­ный Президентом РФ, но одновременно и материалы проекта Консти­туционной комиссии Съезда народных депутатов РФ, другие замеча­ния и предложения. В итоге более чем месячной работы этого совеща­ния был выработан и 12 июля 1993 г. одобрен компромиссный вариант. Однако события августа — сентября 1993 г. привели вновь к резкому обострению кризиса власти в результате противостояния законодательной и исполнительной власти. В конце концов, это закончилось утверждением, по сути дела, президентского правления в стране. В этих условиях проект новой конституции был вынесен Президентом РФ на общенациональный референдум и принят на нем 12 декабря 1993 г.

Конституция имеет преамбулу, два раздела: первый раздел делится на 9 глав и 137 статей, второй носит процессуально-переходный характер и делится на 9 пунктов.

Глава первая Основного Закона определяет, что Российская Федерация – Россия – демократическое правовое государство с республиканской формой правления. Конституция и федеральные законы имеют высшую юридическую власть на всей территории России. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Закрепляется федеративное устройство государства и равенство субъектов федерации.

Высшей ценностью провозглашены человек, его права и свободы. Обязанность государства – признание и защита прав и свобод человека и гражданина.

Конституция закрепила традиционное разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Установлена высшая юридическая сила Конституции, законы и другие правовые акты, принимаемые на всей территории России, не должны противоречить Основному Закону страны.

Определяются предметы ведения и полномочия между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов федерации.

Государственную власть в России осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство и суды.

Представительным и законодательным органом Российской Федерации является ее парламент – Федеральное Собрание. Оно состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы и является постоянно действующим органом. Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, которое состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров. Правительство разрабатывает и представляет на утверждение Государственной Думы федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение, обеспечивает единую финансовую политику, политику в области культуры, науки, образован здравоохранения, социального обеспечения, экологии, управления федеральной собственностью, решает вопросы обороны страны, по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по борьбе с преступностью.

Ст. 118 Конституции определяет, что правосудие в России осуществляется только судом. Еще одним важным изменением был принятый Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» Срок полномочий Президента РФ продлен с 4 до 6 лет, а Государственной Думы ФС РФ – до 5 лет. Изменения касаются Президента РФ и Государственной Думы, которые избраны после вступления Закона в силу. Закон о поправке к Конституции РФ вступает в силу со дня его официального опубликования после его одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.007 с.)