Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция «развитого социализма» и ее влияние на развитие конституционного законодательства в СССР.

Поиск

В 1970-х стало окончательно ясно, что курс на "развернутое строительство коммунистического общества", провозглашенный в Программе КПСС в 1961, несостоятелен. Поэтому официальная идеология выдвинула концепцию развитого социализма. Развитой социализм понимался как длительный исторический этап, предшествующий построению коммунизма, наступление которого, т.о., отодвигалось на неопределённый срок.

В 1962 г. была образована конституционная комиссия под председательством Н.С. Хрущева, призванная выработать проект нового Основного Закона для общества «развитого социализма». В октябре 1964 г. Н.С. Хрущев, с именем которого ассоциировались начавшиеся реформы, был смещен с высших государственных и партийных постов и отправлен на пенсию.

В 1964 г. был заменен председатель конституционной комиссии. Вместо Н.С. Хрущева им стал Л.И. Брежнев. Идея скорого перехода к коммунистическому обществу к концу 60-х гг. постепенно растворилась в новых формулировках. Все настойчивее стали подчеркиваться такие моменты, как необходимость укрепления законности, активное включение граждан в управление общественными делами, возрастание роли общественных организаций, усиления сплоченности граждан и рост общественного самоуправления.

Работа над проектом новой Конституцией заняла долгие годы. Окончательный проект был подготовлен в мае 1977 г. Тогда же он был одобрен Пленумом ЦК КПСС. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О проекте Конституции СССР», на основании которого проект новой Конституции СССР выносился на широкое обсуждение общественности, а на октябрь было назначено проведение сессии Верховного Совета. Она была призванная окончательно рассмотреть исправленный и дополненный проект. В октябре 1977 г. на седьмой внеочередной сессии Верховный Совет принял Декларацию о принятии новой Конституции СССР. Был также принят закон о порядке введения в действие Конституции.

Констатировалось построение «развитого социалистического общества» и создание «общенародного государства». В качестве цели указывалось на построение «бесклассового коммунистического общества», базирующегося на общественном самоуправлении. Основой экономической системы признавалась социалистическая собственность на средства производства, основой политической системы – Советы. В ст.6 Конституции закреплялась «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии. В новой Конституции появились новые разделы: о политической системе общества, социальном развитии и культуре, о внешней политике, статусе народного депутата, вводная часть (преамбула). Конституция состояла из преамбулы и девяти разделов: I. Основы общественного строя и политики; II. Государство и личность; III. Национально-государственное устройство; IV. Советы народных депутатов и порядок их избрания; V. Высшие органы власти и управления; VI. Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках; VII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор; VIII. Герб, флаг, гимн и столица; IX. Действие Конституции и порядок ее применения.

Конституция закрепляла новые формы «непосредственной демократии»: всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство и на критику действий государственных и общественных организаций и т. д. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилище, на пользование достижениями культуры, свободу творчества. В Основном Законе подчеркивалась «неразрывная связь» прав и обязанностей. Конституция закрепляла за каждой союзной республикой право выхода из состава СССР, а также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза. Конституция с большей определенностью подчеркивала значение личности, декларируя уважение и охрану ее прав и свобод.

Положительными новшествами, включенными в Конституции РСФСР были: 1) введение нового для Конституции понятия «личность»; 2) значительное расширение прав и свобод граждан и перемещение соответствующего раздела с XI места на VII; 3) изменение прав автономных республик и, прежде всего, отмена утверждения принятых ими конституций в Верховном Совете РСФСР; 4) новое правовое закрепление положения автономных областей – Закон о каждой автономной области, который принимался Верховным Советом РСФСР по представлению Совета народных депутатов автономной области; 5) национальные округа получили статус автономных; правовое положение их стало определяться Законом об автономных округах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.145.41 (0.008 с.)