Становление и развитие государства и права у восточных славян 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление и развитие государства и права у восточных славян



Создание государственности предопределило развитие общественного строя. Славяне, миновав рабовладельческую формацию, как и многие другие европейские народы, сразу перешли к феодальному строю. Хотя элементы рабовладельческого строя присутствовали также.

Исторические, письменные и археологические источники свидетельствуют о том, что в экономической жизни основным занятием у восточных славян преобладало земледелие. Развивалось как подсечное (в лесных районах), так и пашенное (паровое) земледелие. Окончательно феодальный общественный строй на Руси утвердился в IX веке. В результате социальной дифференциации населения сформировалась социальная структура общества. По занимаемому положению в обществе их можно назвать классами или социальными группами.

К ним относятся:

– феодалы (князья великие и удельные, бояре, церковь и монастыри);

– свободные общинники (сельские и городские «люди» и «людины»);

– смерды (крестьяне-общинники);

– закупы (свободные общинники, попавшие в долговую кабалу и отрабатывающие «купу»);

– изгои (свободные, вышедшие из общины или освободившиеся от холопства выкупом);

– челядь и холопы (придворные рабы);

– городское население (городская аристократия и городские низы);

Формой княжеского земледелия была вотчина, т.е. такая форма владения, при котором земля переходила по наследству. Продолжительно группа феодалов-бояр сформировалась от более богатых дружинников князя и из родоплеменной знати. Формой их землевладения были:

1. вотчина;

2. держание (поместье).

Государственный строй. Киевская Русь сложилась в форме раннефеодальной монархии. Постепенно формируются отношения феодального сюзеренитета – вассалитета.

Во главе государства стоял Великий князь. К органам власти относились также боярский совет, вече. Великим князем мог быть только член семьи Владимира Великого.

Боярский совет, а вначале – совет дружины князя – был неотъемлемой частью механизма власти. Советоваться с дружиной, а позднее – с боярами было моральной обязанностью князя. Вече представляло собой особый орган власти, который сохранился со времен родоплеменного строя. Четко определенных органов управления в Киевской Руси не было. Длительное время существовала десятинная система (тысяцкие, сотские, десятники), которая сохранилась от военной демократии и выполняла административные, финансовые и другие функции. Со временем ее вытесняет дворцово-вотчинная система управления.

Разделение княжеств на административные единицы не было четким. Местное управление в городах князья осуществляли через посадников, которые являлись представителями князя. Административные и судебные функции в городах исполняли также княжеские тиуны, вирники, мечники и отроки. Органом самоуправления была вервь – сельская территориальная община. Местная администрация «кормилась» за счет подчиненного населения.

Судебных органов отдельных от административных в древнерусском государстве не сложилось. Среди судебных органов Киевской Руси можно выделить суд общины как наиболее древний судебный орган. С укреплением государственности все большее количество дел подлежало княжеской юрисдикции. Судебный процесс имел состязательный характер. Главная роль в суде принадлежала сторонам. Процесс представлял собой тяжбу (спор) сторон перед судьей. Суд выступал в роли арбитра и выносил решение в устной форме.

 

14. особенности государственного законодательства Киевской Руси. Его источники (9-12 в)

Возникновение государства сопровождается формированием древнерусского феодального права. Главным источником права, как и во многих раннефеодальных государствах, является правовой обычай, унаследованный от первобытнообщинного строя. Во времена Владимира Святославовича (980-1015 гг.) все большее значение приобретает законодательство, выражающее интересы феодалов, утверждающее феодальные принципы и влияние церкви. Первым правовым документом, дошедшим до нас, был устав князя Владимира Святославовича «О десятинах, судах и людях церковных». Устав выступает как соглашение между князем (Владимиром Святославовичем) и митрополитом (предположительно Лионом). По уставу изначально – князь: а) покровитель церкви (защищает церковь и обеспечивает ее материально); б) не вмешивается в дела церкви. Для существования церкви определяется десятина. Целевое назначение устава – утверждение в Древнерусском государстве христианской церкви. Положение устава Владимира «О десятинах, судах и людях церковных» направлены на сохранение семьи и брака, утверждение незыблемости семейных уз; защиту церкви, церковной символики и христианского церковного порядка; борьбу против языческих обрядов.

Распространенные в Древнерусском государстве сборники византийского церковного права (номоканоны) имели большое значение. В IX в. получает развитие и светское право. Появляются сборники права, содержащие накопленный княжеским и общинным судом правовой материал. До нас дошло таких сборников более 110 в различных списках. Эти сборники получили название «Русская Правда» или «Закон русский». Русскими историками они по сходству между собой объединены в 3 редакции:

1. Краткая правда (КП). 2. Пространная правда (ПП). 3. Сокращенная правда (СП).

Краткая правда делится на 2 части:

1. Древнейшая, Правда. В ней встречаются нормы обычного права, недостаточно выражены привилегии феодалов.

2. Правда Ярославичей. В правде Ярославичей отражена более высокая ступень развития феодального государства: защищается княжеская собственность и лица княжеской администрации; вместо кровной мести устанавливается денежное взыскание, причем разное, в зависимости от классового положения.

Пространная, правда состоит из 2 основных частей:

1. Устав Ярослава, включающий краткую правду 

2. Устав Владимира Мономаха

В этом документе: полностью оформляется феодальное право как привилегия; более подробно регламентируется гражданское право, уголовное право, судоустройство и судопроизводство; появляются статьи об охране боярской вотчины, об отношениях феодалов и закупов, о смердах. Сокращенная правда возникла в XV в. из Пространной правды и действовала в Московском государстве. Кроме Русской правды источниками светского права на Руси являются русско-византийские договоры, содержащие не только нормы международного права, но и нормы, регулирующие внутреннюю жизнь.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.006 с.)