Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поселения родовых поместий в контексте всего экопоселенческого движения.
Согласно определению Глобальной сети экопоселений (GEN), экопоселения – это «городские или сельские идейные общины, которые придерживаются образа жизни, соответствующего принципам устойчивого развития в сочетании с низким уровнем воздействия на окружающую среду»[1]. Понятие экопоселений довольно широкое. К ним относятся не только «новые населённые пункты…, в которых собираются люди, стремящиеся вести экологичный образ жизни в чистой среде», но и «поселения людей, объединённых общей идеологией»[2] - язычники, рериховцы, ведисты, анархисты и др., но наиболее распространены из них на сегодняшний день поселения родовых поместий (ПРП). Причинами переезда в экопоселения могут быть не только «стремление к экологическому благополучию», но и философско-эзотерические, романтические, социальные (бегство от технократического мира и общества потребления), а также практические основания (желание достичь самодостаточности в случае экономического кризиса и других катаклизмов), различные страхи[3]. Группа исследователей ЦИРКОН выделяет экологические и идейные принципы, лежащие в основе философии движения российских и западных экопоселений. К экологическим принципам относятся: устойчивое землепользование и лесопользование, минимализм в потреблении энергии и других ресурсов, стремление к самообеспечению (собственное производство еды и одежды, отказ от использования внешних энергетических источников, сокращение контактов с городом), здоровый образ жизни (правильное питание, физическое развитие, развитие духовности, психическое здоровье, нетрадиционные формы исцеления). К идейным принципам учёные отнесли: неприятие современной городской цивилизации, с ее массовой культурой, культом потребления, деградацией и разрушением нравственных устоев, уход от цивилизации и отрицание ее ценностей; создание альтернативной социокультурной среды, автономность и независимость в плане идеологии, личное духовное развитие и миссионерские мотивы[4]. На Западе движение экопоселений зародилось в 1960-х годах, в условиях кризиса, в одно время с движением хиппи, повышением интереса к внутреннему миру человека и осознанием экологических проблем в западном обществе. Особенно активно стало развиваться движение экопоселений после 1968 г., когда был заложен экспериментальный город-община в Индии - духовное экопоселение Ауровиль («Город Рассвета»). В 1990-е годы экопоселения начали объединяться в международные сообщества и организации - была создана Глобальная сеть экопоселений —GEN в 1991г., запущена Информационная служба экопоселений в 1994 г., в экопоселении Финдхорн (Шотландия) в 1995 г. прошла первая международная конференция «Экопоселения и самообеспечивающиеся сообщества для XXI века». В 2001 году GEN стала особым консультантом при Экономическом и социальном совете (UN-ECOSOS), а также партнёром Института ООН по обучению и исследованиям[5].
В России первые экопоселения появились в конце 1880-х - начале 1990-х годов[6],[7], чему способствовала перестройка, вскрывшая глубину экологических проблем и предоставившая возможность узнать о зарубежном опыте создания экопоселений. Также, она вывела людей из привычного социального контекста, и некоторых духовный поиск привёл к идее создания экопоселений. Вторая, наиболее массовая волна движения экопоселений в России началась в конце 1990-х - начале 2000-х гг., после выхода серии книг В. Мегре Звенящие кедры России (ЗКР) (за 1996 – 2010 гг. написано десять книг), в которых выдвигается идея гармоничного сосуществования человека и природы, привлекательно описывается будущее нашей страны, основой которой станут родовые поместья. Экопоселения, состоящие из родовых поместий, получили названия поселений родовых поместий (ПРП) или родовых поселений[8]. В настоящее время происходит налаживание более тесного сотрудничества между экопоселениями, координируются их усилия и создаются объединяющие структуры и организации. В 2005 году была создана Российская сеть экопоселений, вступившая в качестве ассоциативного члена в Европейскую сеть экопоселений[9], однако там состоит немного экопоселений - всего 14[10]. Фёдор Лазутин, один из лидеров российских экопоселений, на Круглом столе в Общественной палате РФ 30 октября 2012 г. сказал, что массовое движение российских экопоселений, появившееся около 10 лет назад, быстро растущее, интересное и перспективное. Мировое движение экопоселений существует уже около 50 лет, экопоселения есть на всех континентах, во всех цивилизованных странах мира. В мире существуют десятки тысяч экопоселений, общей статистики нет. Западное движение достаточно заметное и известное, оно несёт в общество большое количество идей, практически все западные экопоселения социально активны – проводят лекции и семинары, приглашают гостей, занимаются туризмом. Они – явление достаточно значимое и быстро развивающееся, которое привлекает большое количество людей[11].
Общинная форма экопоселений, наиболее распространённая на Западе, в России встречается редко - здесь обычно экопоселения представляют собой союзы экономически независимых друг от друга домохозяйств, проживающих на общей территории, связанные соседской взаимопомощью и общей идеологией[12]. По мнению А.Хомяковой, исследователя группы ЦИРКОН, всплеск движения в России можно объяснить, во – первых, информационной открытостью – появлением большого количества духовной и эзотерической литературы с Запада, ростом количества литературы по сопутствующим проблемам – естественному образу жизни, естественному родительству и т.п., усилением международного общения, обмена информацией. Это привело к активизации деятельности людей, думающих в определённом ключе. Во-вторых, причиной всплеска, по мнению А.Хомяковой, стал научно-технический прогресс, который позволил использовать новые технические возможности в жизни на земле, дал возможность свободно уезжать на природу, выполняя при этом свою основную работу в городе[13]. Поселения родовых поместий можно рассматривать как один из видов экопоселений, поскольку им присущи все основные принципы, свойственные экопоселениям, выделенные ЦИРКОН[14] – как экологические (устойчивое землепользование и лесопользование, минимализм в потреблении, стремление к самообеспечению, здоровый образ жизни), так и идейные (неприятие современной цивилизации, расположенной в городах, создание альтернативной социокультурной среды, автономность и независимость в плане идеологии, личное духовное развитие и миссионерские мотивы). ПРП по сравнению с остальными экопоселениями, жители которых «сильно различаются по идеологии, образу жизни и другим характеристикам, более однородны»[15], что является причиной того, что исследование фокусируется именно на жителях ПРП. Важно и то, что они составляют основную часть экопоселений России. Точной статистики о количестве поселений родовых поместий в нашей стране нет, однако по данным Фонда «Анастасия», в России на 19 апреля 2018 г. действовало 385 ПРП[16]. По данным исследовательской группы ЦИРКОН, в 2012 году ПРП составили 60% от около 200 действующих в России экопоселений[17], по мнению А. Позаненко, ПРП составляют около двух третей всех российских постурбанистических поселений[18]. Идея строительства каждой семьёй родового поместья на участке земли площадью не менее гектара впервые описывается Владимиром Мегре в 4-й книге серии «Звенящие кедры России». Такое поместье не подлежит продаже, передаче (в том числе под залог), отчуждению, разделению на части, находится у семьи в пожизненном пользовании с правом передачи по наследству. В книгах 4 «Сотворение» и 7 «Энергия жизни» описываются обустройство поместья: участок должен иметь живую изгородь, пруд (не менее 2 соток), лес (от четверти до половины гектара), сад с расположенными среди лесных деревьев и кустарников плодовыми и овощными культурами (для самовозобновления почвы). Всего должно быть посажено не менее трёхсот видов многолетних растений. На участке кроме членов Рода могут жить животные, предполагается разведение пчёл. Поместья должны располагаться в экологически чистом месте в окружении поместий единомышленников[19],[20].
Согласно данным портала Поселения.ру[21], самая большая плотность ПРП наблюдается в центральной части России в небольшом удалении (250-300 км) от Москвы, а также в Краснодарском крае, много ПРП находится на Среднем и Южном Урале и рядом с Новосибирском. В каждом субъекте центральной части России сосредоточено в среднем 5–6 ПРП, наибольшее их количество на территории Краснодарского края (47), Владимирской (23) и Ярославской областей (22). Много ПРП расположено на территории Украины (45), есть они и в других бывших советских республиках, несколько поселений создано в странах дальнего зарубежья. Однако в зарубежных странах в связи с небольшим количеством и дороговизной земли создавать ПРП «крайне затруднительно, поэтому выходцы из постсоветского пространства, заинтересовавшиеся идеями Анастасии и пожелавшие создать свое родовое поместье, возвращаются на родину»[22].Так, уИнформанта 19 « есть знакомые в Германии, которые хотят создать ПРП, но там земля очень дорогая». По данным Портала[23], в ПРП проживает 13141 чел. (на 19.04.18), 5757 чел. (44%) из которых живут постоянно. Количество проживающих в родовых поместьях быстро растёт в последние годы, что говорит о резком увеличении популярности идеи в России. И это при том, что данные занижены по двум причинам: 1) статистика ведется на основе информации, предоставляемой самими поселениями, что делается не всегда оперативно; 2) далеко не все поселения и тем более небольшие группы и одиночки выходят в публичную сферу и заявляют о себе[24]. Так, в Чувашии мне известно 5 ПРП, из них два (достаточно больших по размеру и численности населения) я посетила, а на портале заявлено только одно, в котором живёт только один человек. В рамках исследования для нас наибольший интерес представляет взаимодействие жителей ПРП и власти. Рассмотрим, как это взаимодействие происходит за рубежом.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.008 с.) |