Экономическое обоснование стратегии развития предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическое обоснование стратегии развития предприятия



ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

Текст лекций

 

 

Казань

2017

МКС

УДК 374.5(082):336.6

ББК 65.Я.723

М-62

 

Минниханова Р.Н.

Экономика отрасли: текст лекций /Р.Н.Минниханова. – Казань: Изд-во МКС.2017. – 51 с.

 

 

Пособие соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дисциплины «Экономика организации» для специальности 43.02.01 Гостиничный сервис.

Данный текст лекций предназначен для студентов средних профессиональных образовательных учреждений, изучающих дисциплину «Экономика организации» Подготовлено в международном колледже сервиса.

Печатается по решению кафедры Гостиничного и туристского бизнеса.

 

Рецензенты:

1. Ахметзянова С.С., зав. кафедрой ККИ (филиал) Рос. Университета

2. Липанина Л.А. преподаватель высшей категории ГАПОУ  «Международный колледж сервиса»

 

СОДЕРЖАНИЕ

1 Экономическое обоснование стратегии развития предприятия 3
2 Основа рыночного ценообразования 7
3 Экономические основы розничной продажи товаров 11
4 Экономические основы оптовой продажи товаров 14
5 Затраты предприятий 16
6 Товарные запасы предприятия 20
7 Прибыль и рентабельность предприятий 24
8 Трудовые ресурсы предприятия 30
9 Основные средства предприятия 34
10 Инновационная и инвестиционная политика организаций 38
11 Виды внешней экономической деятельности предприятий (ВЭД) 40
12 Финансовая деятельность предприятия 42
13 Список использованной литературы 43

Изучение рынка или услуги

Здесь необходимо определить круг потребности, емкость рынка товаров, услуги. Определить объем их реализации, необходимые ресурсы.

Разделите ваш рынок на группы потребителей:

-по возрасту,

-по полу,

-по уровню дохода,

-по профессии.

 

РАЗДЕЛ 3:

Анализ конкурентов

1.Кто является вашим конкурентом на сегодняшний день, и в каком состоянии их дела.

2.Каковы отличия вашего товара от аналогичных товаров ваших конкурентов.

3.Каковы хотя бы в общих чертах шансы и возможности появлении новых конкурентов.

4.В чем вы рассчитываете превзойти конкурентов.

 

РАЗДЕЛ 4:

Маркетинг

В данном разделе необходимо отметить следующие элементы:

1.Схема распространения вашего товара:

-самостоятельно

-через оптовые организации

-магазины и т.д.

2.Ценообразование:

-как будете определять цену вашего товара

-какую прибыль надеетесь иметь

-в каких пределах можете уменьшить цену, чтобы она давала возможность окупить расходы и получить достаточную для вас прибыль

3.Реклама:

сколько средств вы сможете выделить на рекламу и в какой форме и какими средствами будите рекламировать бизнес.

4.Методы стимулирования потребителей: как и за счет чего вы будете привлекать покупателей:

-расширять рынки сбыта,

-увеличивать производство,

-совершенствовать товарооборот,

-предоставлять клиенту гарантии или дополнительные услуги.

5.Формировать и поддерживать хорошее мнение о вашем бизнесе:

-как и какими средствами вы будете добиваться устойчивой репутации своих товаров и своей фирмы (магазина).

РАЗДЕЛ 5:

Организационный план

Должен описывать:

-с кем вы собираетесь организовывать ваше дело,

-как планируете наладить бесперебойное и успешное функционирование.

Нужно ответить на вопросы:

1.Какие специалисты вам понадобятся для успешного ведения дела.

2.На каких условиях вы будете привлекать специалистов:

-на постоянную работу,

-по контракту,

-по совместительству.

3.Как будете оплачивать труд каждого работника, на каких принципах и условиях будете осуществлять стимулирование.

В этом разделе необходимо разработать организационную схему (структуру) фирмы и указать кто и чем будет заниматься.

 

РАЗДЕЛ 6:

Финансирование бизнеса.

1.Сколько денег необходимо вложить в начальный период организации дела.

2.Сколько средств и ресурсов потребуется для поддержания фирмы в работоспособном состоянии и тем самым оценить общую стоимость замысла.

3.Сроки окупаемости бизнеса.

 

Основы рыночного ценообразования

1.Сущность и роль цены в условиях рыночной экономики.

2.Виды цен.

3.Структура розничной цены.

4.Принципы рыночного ценообразования.

 

ВОПРОС 1:

В условиях рынка цена - это экономический инструмент соотношения спроса и предложения. Это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель продать и получить при этом прибыль.

Цена зависит от многих факторов:

1.от величины затрат,

2.от покупательской силы рубля,

3.от курса доллара,

4.от средней нормы прибыли и рентабельности,

5.от развития производства,

6.от экономической политики,

7.от инфляционных процессов и т.д.

Роль цены определяется выполняемыми ею функциями. Для рассмотрения более конкретных функций цены целесообразно объединить их в 2 группы в зависимости от экономики.

1.Макроэкономика - осуществляется на уровне национального хозяйства и происходит взаимодействие экономики отдельных государств между собой.

2.Микроэкономика - на уровне отдельных предприятий, семей и людей.

 

Функции цены макроэкономики:

а) пропорциональность экономики;

б) государство с помощью цен регулирует экономику.

 

Функции цены микроэкономики:

а) учетная - цена анализируется, сравнивается с экономическими результатами.

Эти знания позволяют определить уровень издержек, прибыли. Наметить мероприятия по снижению затрат.

б) стимулирующая - эта функция цены используется для экономического стимулирования производства, потребления одних товаров и сдерживания других.

 

ВОПРОС 2:

В каждой стране имеется сложная система цен, которая включает в себя следующие направления:

1.Цены, применяемые при расчетах на предприятии:

-оптовая цена предприятия используется между промышленными предприятиями (С/С+П)

-свободно-отпускная цена применяется при расчетах за товары между промышленными предприятиями, предприятиями розничной торговли и предприятиями питания.

-свободно-закупочная цена - это цена, по которой производится закупка сельскохозяйственной продукции у колхозов и совхозов заготовительными организациями, а также закупка другой продукции через оптово-посреднические звенья.

-декларированная цена - это цена на товары предприятий-монополистов и на товары, которые регулируются государством.

 

2.Цены, применяемые при расчетах с населением:

- регулируемые цены, т.е государственные, которые могут измеряться в соответствии с условиями производства и конъюнктуры рынка.

Государственные цены устанавливаются на продукцию предприятий монополистов.

-свободно-розничная цена - складывается из свободно-отпускной цены и торговой надбавки или свободно-закупочной цены и торговой надбавки с учетом налогов. Торговая надбавка устанавливается в зависимости от спроса и предложения на товар.

-сезонные цены - устанавливаются в зависимости от сезона (например на овощную продукцию)

-льготные цены - используются для социальной защиты отдельных групп населения с низкими доходами.

-престижные цены - устанавливаются на товар высшего качества.

-розничная цена на продукцию предприятий питания - включает в себя розничную цену и наценку предприятия питания.

3.Прочие цены:

-аукционные цены - устанавливаются на аукционах с учетом спроса и предложения, эта цена зависит от особенности товара, его уникальности, опыта аукциониста.

-фьючерсные цены - это цены, которые формируются на фьючерсных биржах.

-монопольные цены устанавливаются товаропроизводителями при отсутствии конкуренции.

-мировые цены применяются в международных контрактах, международной торговле, а значит товар должен соответствовать качеству мировых стандартов.

-демпинговые цены,– используются для проникновения на какой-либо рынок определенного товара.

 

ВОПРОС 3:

Полная себестоимость формируется на промышленном предприятии.

Себестоимость составляет основу цены.

В неё включают:

-материальные затраты за вычетом стоимости возвратных отходов,

-затраты на оплату труда,

-отчисления на социальные нужды,

-амортизация основных средств и прочие затраты.

Индивидуальная себестоимость на различных предприятиях разная, это зависит от условий труда, степени механизации и автоматизации, квалификации работников и т.д.

Полная себестоимость включает в себя:

производственные расходы (производственная себестоимость) в том числе:

а) прямые расходы

б) косвенные расходы

Прямые расходы - затраты на сырьё, на оплату труда работникам производства, на топливо, на электроэнергию, на содержание производственного помещения т.е. затраты связанные с производством товара, услуги.

Косвенные расходы - (общезаводские) - это затраты, связанные с содержанием административно-управленческих зданий, с оплатой труда административным работникам, налоги, сборы.

Непроизводственные расходы (непроизводственная себестоимость) - это затраты связанные со сбытом, командировочные, транспортные, упаковочные расходы.

 

Полная себестоимость = производственная себестоимость + непроизводственная себестоимость

Производственная себестоимость = прямые расходы +косвенные расходы

 

Так как в предприятиях торговли товар реализуется по розничным ценам, для этого рассмотрим структуру розничной цены:

1.полная себестоимость

2.прибыль промышленного предприятия

1+2=оптовая цена предприятия (отпускная цена предприятия изготовителя)

3.акциз

1+2+3 = свободно-отпускная цена на товары народного потребления

4.оптово-посреднические надбавки

1+2+3+4=цена закупки

5.торговая надбавка (ТН, торговая наценка)

1+2+3+4+5=цена с торговой надбавкой

6.налог на добавленную стоимость(НДС)

1+2+3+4+5+6=цена с НДС

Прибыль промышленного предприятия является источником дохода предприятия и включается как элемент цены. Сумма прибыли исчисляется от полной себестоимости, часть направляется в государственный бюджет в виде отчислений, другая часть остаётся у предприятия. Размер прибыли не лимитируется.

Акциз - косвенный налог, включающийся в цену товара непервой необходимости (вино, сигареты, автомобили и т.д.)

Список подакцизных товаров устанавливается правительством. Акцизы перечисляются в бюджет государству.

Оптово-посреднические надбавки - включаются в цену товара в том случае если товар проходит оптово-посреднические звенья, возмещает затраты этих звеньев и образует им требуемую прибыль.

Торговая надбавка - устанавливается к отпускной цене или к цене закупки. В основе ее лежит издержкоемкость по реализации товаров и обеспечении рентабельности торгового предприятия.

НДС - форма изъятия в бюджет части прироста стоимости товара, которая создается на всех стадиях.

 

ВОПРОС 4:

Основными принципами ценообразования являются:

1.обеспечение рентабельности предприятия, т.е.  любое предприятие, занимающееся производством или сбытом продукции, должно ориентироваться на обеспечение рентабельности. Для этого необходимо цены увязать с объемом реализуемого товара, кроме того на рентабельность влияет спрос на данный товар и использование научно-технического прогресса. Цены зависят от качества, надежности, полезности, престижности, жизненного цикла товара, характера представляемых гарантий, дополнительных услуг, сервисного обслуживания фирмы.

2.Тип рынка:

-рынок продавца - это рынок, на котором спрос значительно превышает предложение.

-рынок покупателя -это рынок, на котором предложение значительно превышает спрос.

-рынок равновесия - это когда спрос равен предложению. Цены на таком рынке стабильны.

3.Рыночные условия и конкуренция:

Цены в условиях рынка формируются под влиянием спроса и предложения. Различают товары с эластичным спросом и товары с неэластичным спросом. Спрос считается эластичным, если покупатели реагируют на изменение цены товаров (это в основном промышленные товары). Спрос считается неэластичным, если покупатели не реагируют или мало реагируют на изменение цены товаров (хлеб, картофель, молоко и т.д.)

Рыночную цену формирует закон спроса и предложения. На цену влияет конкуренция, чем больше конкурентов производящих товар, тем ниже цена.

 

Затраты предприятия

1.Сущность издержек обращения и их классификация.

2.Факторы, влияющие на уровень издержек обращения.

3.Прогнозирование издержек обращения по статьям.

4.Пути снижения расходов.

 

ВОПРОС 1:

Затраты предприятия делятся на издержки обращения и затраты, которые не учитываются в издержках обращения.

 

Издержки обращения – это расходы, связанные с доведением товаров от производителя до потребителя. Для того чтобы выявить направления и целевое назначение отдельных затрат возникает необходимость учета и анализа издержек обращения по статьям.

 

№ Наименование статьи

1.Транспортные расходы (на бензин при перевозке товаров)

2.Расходы на оплату труда (зарплата администрации и горничных)

3.Отчисления на социальные нужды (страховые взносы)

4.Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря

5.Амортизация основных средств (износ оборудования, транспортных средств и т.д.)

6.Расходы на ремонт основных средств

7.Износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов, других малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП)

8.Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд

9.Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров

10.Расходы на рекламу

11.Затраты по оплате процентов за пользование займом

12.Потери товаров и технологические отходы (естественная убыль)

13.Расходы на тару

14.Прочие расходы

 

Существует такой термин как нормируемые прочие расходы (затраты на оплату кредитов, командировочные расходы, на рекламу и т.д.)

По этим статьям суммы затрат относятся на издержки обращения только в пределах лимита, а сверх лимита за счет прибыли торгового предприятия.

Издержки обращения, выраженные в процентах к товарообороту, называются уровнем издержек обращения. Уровень издержек обращения находится по формуле:

Уи.о. = И/Т * 100%,

где И – издержки обращения, Т – товарооборот.

 

К затратам, не учитывающимся в издержках обращения относятся:

1) налоги, сборы, платежи, относимые на финансовые результаты или чистую прибыль;

2) платежи по кредитам сверх установленной ставки;

3) штрафы, пени за несвоевременное перечисление налогов и обязательных платежей;

4) прочие расходы.

 

 

 По характеру выполняемых функций затраты подразделяются:

· Прямые – связанные с выполнением основных функций хозяйственной деятельности (оплата труда продавцов, транспортные расходы, амортизация, аренда помещений, естественная убыль и т.д.)

· Административно-управленческие (косвенные) – это затраты на содержание работников аппарата и его подразделений (филиалов), материально-техническое и транспортное обслуживание, служебные командировки и т.д.

Исходя из экономической природы затраты подразделяются на:

· Дополнительные – это затраты, обусловленные продолжением и завершением процесса производства (транспортировка, хранение, фасовка, сортировка и т.д.).

· Чистые издержки – это расходы, связанные с куплей продажей товаров.

По отношению к товарообороту затраты делятся на:

· Условно-постоянные – это затраты, которые менее чувствительны или мало изменяются с увеличением объема товарооборота (содержание административно- управленческого аппарата, зданий, аренда и др.).

· Условно-переменные – изменяются пропорционально объему товарооборота (транспортировка, хранение, оплата труда продавца и т.д.).

 

ВОПРОС 2:

Издержки обращения в торговле исчисляются в абсолютных и в относительных показателях.

Абсолютным показателем издержек обращения является их сумма.

Относительным показателем – их уровень.

Уровень издержек обращения - это процентное отношение издержек к товарообороту.

 

У = сумма издержек обращения: товарооборот х 100%

Уровень издержек обращения - важный качественный показатель, он характеризует эффективность затрат торгового предприятия. Чем эффективнее работает предприятие, тем ниже уровень издержек.

 

На уровень издержек обращения оказывают влияние ряд факторов:

Объем товарооборота

С ростом товарооборота сумма издержек обращения увеличивается, но в меньшей степени, чем объем товарооборота, поскольку часть статей издержек является условно-постоянными, и не растут пропорционально объему товарооборота. Поэтому наращивание объема реализации товаров приводит к снижению уровня издержек.

2.Состав (структура) товарооборота

Разные товары имеют различную издержкоемкость. Если в товарообороте повышается доля товаров с относительно низкой издержкоемкостью, то снижается уровень издержек обращения в целом по магазину, и наоборот. К наиболее издержкоемким товарам относятся продовольственные товары.

Скорость обращения товара

Чем она быстрее, тем ниже уровень издержек обращения. Замедление товарооборачиваемости, означает рост товарных запасов и расходов на хранение, (оплата кредита).

Вывод: Снижение издержек имеет важное значение, ибо на сумму их снижения увеличиваются доходы предприятия.

Важным показателем, характеризующим структуру издержек является удельный вес. Он равен сумме расходов любой статьи издержек деленой на общую сумму издержек и умножением результата на 100% (самый большой удельный вес составляют расходы на заработную плату).

 

ВОПРОС 3:

При прогнозировании издержек обращения предприятия торговли составляют смету расходов, при которой учитываются следующие показатели:

1.Результаты анализа издержек за предшествующий период (бухгалтерский, аналитический, статистический, оперативный учет)

2.Действующие ставки и тарифы на услуги и их изменение.

3.Действующие цены на товары и их изменение.

4.Прогнозируемый объем продаж по размеру и составу.

5.Инструктивные материалы и порядки отнесения затрат на издержки.

 

Расчет издержек обращения проводится двумя способами:

-нормативный, учитывающий соответственные нормативы.

-статистический метод - на основании расходов за предшествующие  годы и их возможного изменения в прогнозируемом периоде.

 

Расчет издержек обращения проводят в следующей последовательности:

1.Определяют сумму расходов по каждой статье (по инструкции о порядке отнесения затрат на издержки).

2.Рассчитывают общую сумму расходов и их уровень по торговому предприятию.

 

ВОПРОС 4:

 

Для обеспечения рационального расходования средств предприятия в будущем году производят анализ издержек по предприятию (фирмы) за отчетный год.

В процессе анализа ставятся задачи:

1.Установить допущен ли перерасход или достигнута экономия по издержкам;

2.Установить причины допущенных отклонений;

3.Установить влияние различных факторов на уровень издержек обращения;

4.Разработать мероприятия с учетом неиспользованных резервов для снижения уровня издержек и для рационального использования средств в будущем и т. д.

 

Товарные запасы предприятия

1.Виды товарных запасов и их значение.

2.Факторы, влияющие на размер товарных запасов.

3.Расчет товарных запасов. Прогнозирование товарных запасов по отдельным группам и в целом по предприятию.

4.Понятие «товарные ресурсы» и источники их формирования.

5.Товарооборачиваемость и расчет ее в днях и в количестве оборотов.

 

ВОПРОС 1:

По назначению

а) текущего хранения (для ежедневной реализации);

б) сезонного накопления (они создаются по товарам, для которых характерен разрыв между их производством и потреблением - овощи, фрукты, меховые изделия, елочные украшения);

в) целевого назначения (для выполнения определенных задач - выставки, ярмарки, конференция);

г) досрочного завоза (для обеспечения бесперебойной торговли в районах, куда поставка зависит от состояния дорог - Крайний Север, Сибирь и т.д.)

 

По месту нахождения

а) в розничной сети;

б) на оптовых базах и складах;

в) в пути.

 

По срокам

а) отчетные, на конкретную дату (по отчетам);

б) начальные (входящие)31;

в) конечные (выходные)32.

 

По величине

а) минимальные (в день перед завозом);

б) максимальные (в день завоза);

в) средние (по формуле Х1/2+Х2+Х3+Хп/2): (п-1)

 

Показатели товарных запасов бывают:

1.Абсолютные:

-натуральные (кг., т., гр., шт., л),

-в денежном выражении (руб.);

2.Относительные:

-в днях.

ВОПРОС 2:

 

Факторы, влияющие на оборачиваемость и величину товарных запасов на предприятии:

1.Соотношение между спросом и предложением (изучение спроса населения - способствует нормализации товарных запасов);

2.Сложность ассортимента (оборачиваемость товаров сложного ассортимента, т.е. обувь, швейные изделия и т.д. - увеличивает время обращения);

3.Организация и частота завода (чем чаще завозятся товары, тем с меньшими товарными запасами можно выполнить план товарооборота);

4.Ритмичность поступления товаров;

5.Потребительские свойства товаров (скоропортящиеся товары - хранятся не долго);

6.Реклама (способствует быстрой оборачиваемости товаров);

7.Форма продажи и т.д.

 

ВОПРОС 3:

 

Для обеспечения выполнения плана товарооборота важно правильно определить размер товарных запасов.

Планирование товарных запасов возможно несколькими методами:

1.Экономико-статистический, который основан на анализе отчетных данных о фактических товарных запасах текущего хранения на конец периода за ряд лет.

2.Технико-экономический расчет. Суть этого метода в том, что рассчитывают норму товарных запасов в днях по элементам в зависимости от их назначения, затем определяют норматив в сумме по каждой группе товаров и в целом по предприятию.

1.Рабочий запас включает в себя:

а) представительный ассортиментный набор, который создается предприятием для показа, имеющегося в ассортименте товара;

б) запас на среднедневную реализацию (равен одному дню);

в) запас на приемку и подготовку товаров к продаже.

 

2.Запас текущего пополнения создается для обеспечения нормальной работы предприятия между поставками. Он рассчитывается по формуле:

(частота завоза: коэффициент комплектности):2

Частота завоза - это средний промежуток времени между двумя поставками рассчитывается по формуле:

частота завоза = число календарных дней: число поставок

Например, в течение месяца товар был завезен 6 раз, частота завоза =30:6 = 5 дней.

 

Коэффициент комплектности показывает степень обновления ассортимента товаров за одну поставку, рассчитывается по формуле:

Фонд накопления

В состав фонда, кроме части чистой прибыли, включаются амортизационные отчисления от собственных основных фондов, отчисления в ремонтный фонд, выручка от реализации собственных основных средств, долгосрочные ссуды и средства от продажи ценных бумаг.

Средства фонда используются:

1)на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных, технологических работ (в том числе затраты на приобретение лицензий, оборудования, приборов и других товарно-материальных ценностей).

2)на модернизацию оборудования;

3)на финансирование строительства новых объектов, расширение, техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства, приобретение оборудования;

4)на финансирование прироста собственных оборотных средств, а также на возмещение их недостатка;

5)на уплату % по долгосрочным ссудам банков, а также по просроченным и отсроченным краткосрочным ссудам и ссудам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств;

6)на погашение представленных предприятию долгосрочных кредитов банка;

7)на расходы, связанные с выпуском и распространением акций, облигаций и других ценных бумаг (за бланки, уплата комиссионного вознаграждения банку за их распространение);

8)на затраты по участию в строительстве, реконструкции, ремонте и содержании местных автомобильных дорог;

9)на затраты по содержанию зданий и сооружений, включая амортизационные отчисления и затраты на проведение всех видов ремонта, предназначенных для культурно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы среди работников и членов их семей;

10)на затраты по содержанию детских дошкольных учреждений, баз отдыха и т.д.

 

Фонд потребления

В его состав, кроме части чистой прибыли включается сумма расходов на уплату труда всего персонала, отражаемая в издержках обращения и другие целевые поступления. Средства фонда используются:

1) Для выплаты заработной платы, начисленной за выполненную работу.

2) Для выплаты денежных премий коллективам, бригадам и отдельным работникам за результаты хозяйственной деятельности.

3) Для доплат и надбавок к тарифным ставкам и должностным окладам.

4) Для доплат разницы между должностными окладами, выплачиваемыми при временном заместительстве.

5) Для оплаты специальных перерывов, предусмотренных законодательством.

6) Для оплаты донорам за дни обследования и сдачи крови.

7) Для оплаты ежегодных и дополнительных отпусков.

8) Для денежной компенсации за неиспользованный отпуск.

9) Для выплаты выходного пособия при прекращении трудового договора.

10) Для единовременных вознаграждений за выслугу лет.

11) Для выплаты районных коэффициентов.

12) Для выплаты различного рода надбавок к зарплате (за непрерывный стаж в районах Севера и других местностях).

13) Для оплаты расходов выпускникам всех видов учебных заведений, средней заработной платы по основному месту работы во время обучения работников с отрывом от работы.

14) Доплата за обучение учеников.

15) Оплата отпусков, предоставленных в соответствии с действующим законодательством лицам, обучающимся на заочном и вечернем отделениях и т. д.

 

Фонд коммерческого риска (страховой или резервный фонд).

Размер фонда определяется финансовым состоянием предприятия, формируется за счет чистой прибыли и используется для покрытия разнообразных потерь и убытков, возникающих в ходе коммерческой деятельности и не включаемых в издержки производства и обращения.

ВОПРОС 7:

 

Важным показателем, характеризующим деятельность предприятия, является рентабельность. Она характеризует уровень доходности предприятия и рассчитывается как отношение прибыли к затраченным средствам или объему оборота, выраженного в процентах.

Различают:

 

Товарооборот

Величина всего капитала

ВОПРОС 1:

Производительность труда – это производительность продукции за единицу времени или время, затрачиваемое на производство единицы продукции.

Эффективность труда - это достижение наибольших результатов при наименьших трудовых и денежных затратах.

 

Эффективность труда характеризуется рядом показателей:

-фондоотдачей,

-фондовооруженностью,

-товарооборачиваемостью,

-рентабельностью.

 

ВОПРОС 2:

На повышение производительности труда влияет множество факторов:

1.объем товарооборота,

2.структура товарооборота,

3.квалификация работников, стаж работы, отношение к труду,

4.научная организация труда (правильная расстановка кадров),

6.прогрессивные формы обслуживания покупателей,

7.улучшение материально-технической базы,

8.материальное и моральное стимулирование труда работников,

9.гибкая политика цен.

ВОПРОС 3:

 

Каждое предприятие составляет штатное расписание, при составлении которого учитывается фонд оплаты труда (ФОТ). Примерную численность работников предприятия можно определить по формулам:

Ч = ФОТ: Сз;

Ч = Т: ПТ, где

 

Ч - численность работников,

ФОТ - фонд оплаты труда,

Сз - средняя зарплата одного работника,

Т - объем товарооборота,

ПТ - производительность труда на одного работника.

 

Численность административно-управленческого и обслуживающего персонала определяется на основе установленных нормативов, объема хозяйственной деятельности и хозяйственной целесообразности.

Численность основной категории работников определяется расчетным путем. Для

При планировании численности различают явочную, среднесписочную и плановую численность.

Явочная численность – это количество работников, которые ежедневно должны выходить на работу.

Среднесписочная численность – численность работников по списку, т.е. с учетом того, что часть работников находится в командировке, отпуске и на больничном.

 

Среднесписочная численность = явочная численность х полный фонд рабочего времени: реальный фонд рабочего времени в году

 

Плановая численность - определяется с учетом того, что административные работники заменяют работников прилавка согласно правилам работы.

Плановая численность = среднесписочная численность - количество единиц продавцов, заменяемых административными работниками

ВОПРОС 4:

 

С развитием рыночных отношений развиваются различные виды собственности - частная, коллективная, государственная и т.д.

Частная форма собственности является более самостоятельной, чем государственная. Поэтому предприятия частной собственности сами определяют необходимую численность работников и зарплату.

Зарплата - денежная оплата труда наемного работника.

 

Виды оплаты труда:

1. Повременная:

а) Простая повременная

б) Повременно-премиальная

2.Сдельная:

а) прямая сдельная

б) сдельно-премиальная

в) сдельно-прогрессивная

Зарплата имеет 2 основные формы:

Повременная - оплата труда зависит от продолжительности отработанного времени.

Виды повременной оплаты туда:

Простая повременная - зарплата выплачивается в соответствии с окладом и отработанным временем.

Повременно-премиальная – зарплата выплачивается как и при простой повременной и прибавляется премия.

Сдельная - оплата труда прямо пропорциональна количеству реализованного товара. Она подразделяется на индивидуальную и бригадную.

Виды сдельной оплаты труда:

Простая сдельная - предусматривает оплату по твердым расценкам.

Сдельно-премиальная – предусматривает оплату по сдельным расценкам и нормам выработки.

Сдельно-прогрессивная – оплата труда в пределах плана производится по одним расценкам, а за сверхплановый объем работ – по повышенным расценкам.

 

ВОПРОС 5:

Зарплата на предприятии строится на основе двух взаимосвязанных элементов: формы оплаты труда и тарифная система. Тарифная система состоит из совокупности нормативов, с помощью которых государство осуществляет регулирование зарплаты.

Тарифная система включает тарифные сетки, тарифные ставки, тарифно-квалификационный справочник и районные коэффициенты к зарплате.

Тарифная сетка позволяет учитывать различия сложности труда, квалифицируются специалисты 1,2,3 категории и 1,2 категории. Чем выше квалификация, тем выше его разряд.

Тарифная ставка характеризует оплату труда в денежном выражении единицы времени (за час, день, месяц).

Тарифно-квалификационный справочник представляет собой перечень производственных характеристик различных работников.

В справочнике имеются 2 раздела:

1) Характеристика работ

2) Должен знать

В 1 разделе приводится содержание работы, которую должен уметь выполнить работник.

Во 2 разделе содержится основные требования к квалификации работника.

На предприятиях, расположенных в районах с более тяжелыми условиями труда и жизни по сравнению со среднеевропейской частью страны, к зарплате устанавливаются коэффициенты.

 

ВОПРОС 6:

 

Расходы оплаты труда планируются двумя способами:

Первый способ – с учетом базисного фонда оплаты труда и соотношения темпов прироста фонда оплаты труда и товарооборота.

 

ФОТ                        ФОТ базисный х(100%+прогнозируемый % прироста ФОТ)

Прогнозируемый =----------------------------------------------------------------------------------                                                       100%

 

Важно, чтоб прогнозируемый процента прироста товарооборота был выше процента прироста фонда оплаты труда.

Второй способ – фонд оплаты труда рассчитывается на основании плановой численности работников, форм оплаты труда, ставок зарплаты, надбавок, порядка премирования. Вначале определяют сумму зарплаты по сдельным расценкам =

 

Руб.

Сумма зарплаты при повременной форме оплаты труда = численность работников х ставка зарплаты х количество месяцев в периоде.

Затем определяют сумму премий и надбавок с учетом анализа работы за предплановый период и прогнозируемые изменения.

Общая сумма расходов на оплату труда = расходы по сдельным расценкам + оплата труда при повременной форме оплаты + премии и надбавки.

У расходов = сумма расходов на оплату: товарооборот х 100%

Виды внешней экономической деятельности предприятий (ВЭД)

1.Место предприятий в системе мировых связей.

2.Основные этапы подготовки внешней торговой операции.

 

ВОПРОС 1:

 

ВЭД предприятия – это сфера производственно-хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, с экспортом и импортом товаров и услуг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.321 с.)