I. Вступительное слово классного руководителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Вступительное слово классного руководителя



Классный руководитель. Добрый вечер, дорогие родители! Сегодня на собрании мы будем разбирать очень интересную для вас тему «Особенности общения с детьми старшеклассниками». В вашей семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общения, нормы человеческих отношений.

Вы дали жизнь своему ребенку, а сегодня, возможно, в недоумении стоите перед вопросами: «Почему мы с сыном (дочерью) чужие?», «Что с ним (с ней) происходит?», «Почему мы не понимаем друг друга?» И самый мучительный вопрос: «Что делать?» Поиск ответов требует мужества. Вспомните, пожалуйста, сколько раз за последние 2-3 недели вы приходили домой и искренне, без особой воспитательной задачи, говорили ребенку о том, как прекрасна жизнь, какое счастье быть живым и здоровым, любить, смеяться, плакать среди всеобщих жалоб на плохих людей, растущие цены, плохую погоду? Помогаем ли мы своим детям верить в то, что жизнь, несмотря на все проблемы и трудности, есть великий и бесценный дар?.. Ведь если мы сами не считаем, что жизнь прекрасна и удивительна, и не доказываем этого детям на своем примере, то что мы можем противопоставить, к примеру, наркокультуре, утверждающей, что кроме наркотиков в этой жизни радоваться совершенно нечему, да и жить-то без этого практически не имеет смысла. Мы не имеем права забывать, что для ребенка самый действенный образец жизнелюбия или смертельной скуки - это его родители.

II. Анализ анкет

Сопоставительный анализ анкет покажет, совпадают ли представления родителей о ребенке с его собственными или нет. В чем совпадают, в каких вопросах существует непонимание? Об этом можно предложить родителям и детям подумать вместе. Из анкеты «Насколько ты общителен» учитель сообщает, насколько дети в классе общительны.

III. Игра «Ролевое общение»

Группа делится на участников и наблюдателей. Участники (не более 10 человек) садятся в круг, в середине которого кладется стопка конвертов с заданиями. Содержание каждого задания заключается в том, чтобы продемонстрировать определенный стиль общения с людьми.

Ведущий предлагает всем взять по одному конверту. Никто не должен показывать другим содержание своего конверта до момента окончания дискуссии и анализа.

Задается тема дискуссии (например, «Нужен ли психолог в школе?»). Кроме участия в дискуссии на заданную тему каждый участник должен выполнить свое индивидуальное задание, содержащееся в конверте. Наблюдатели стараются определить разные стили общения участников, анализируя конкретное вербальное и невербальное поведение каждого.

Индивидуальные задания для дискуссии - содержимое отдельных конвертов - могут носить следующий характер.

• «Вы как минимум 2 раза выскажетесь во время дискуссии. Всякий раз вы будете говорить что-то на обсуждаемую тему, но ваши слова должны быть абсолютно не связаны с тем, что говорили другие. Будете вести себя так, словно совершенно не слышали того, что говорили до вас...»

• «Вы как минимум 2 раза выскажетесь во время дискуссии. Будете слушать других только затем, чтобы найти в чьих-то словах предлог для смены направления разговора и подмены его обсуждением заранее намеченного вами вопроса. Постарайтесь вести разговор в нужном для вас направлении...»

• «Будете активно участвовать в разговоре и вести себя так, чтобы у других создалось впечатление, что вы очень много знаете и много пережили...»

• «Как минимум 5 раз вы постараетесь влезть в разговор. Будешь слушать других главным образом для того, чтобы в своих словах вынести какие-то оценки конкретным участникам дискуссии (например, начинающееся со слов «вы -...»).

• «Не менее 3 раз выскажитесь в ходе дискуссии. Внимательно слушайте других и каждую свою реплику начинайте с пересказа того, что говорил предыдущий оратор (например, «Правильно ли я вас понял, что...»)

• «Ваше участие в разговоре должно быть направлено на то, чтобы помогать другим как можно более понятно выразить их мысли, способствовать взаимопониманию между членами группы».

• «Вам не дается никакого задания, ведите себя во время дискуссии так, как вы обычно ведете себя во время групповых обсуждений».

По окончании упражнения анализируются конкретные особенности поведения участников дискуссии, соответствующие разным стилям поведения. Делаются выводы о продуктивности в общении «хорошего» слушания, точного отражения позиции партнера по взаимодействию. Подчеркивается не меньшее значение способностей осознавать свои чувства и действия в различные моменты интеракций с другими членами группы. Обсуждаются конкретные действия в общении, помогающие «быть услышанным».

IV. Выступление психолога

Психолог. Отличительная особенность детей раннего юношеского возраста - это тяга к общению со сверстниками и, как следствие этого, некоторая социально-психологическая изолированность от взрослых, которая сопровождается образованием небольших, замкнутых групп друзей, живущих автономной, обособленной жизнью. Эти группировки они образуют потому, что их очень волнуют вопросы, которые ни с кем, кроме сверстников, они не смогут обсудить, т. к. для взрослых их дела могут оказаться неинтересными и не заслуживающими внимания.

Через общение со сверстниками подростки и юноши усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения. Пробуя себя в контактах друг с другом, в совместных делах, в различных ролях, они усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают у себя деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, быть организаторами дела и исполнителями. Общение в этом возрасте является важнейшей школой воспитания, которому подростки уделяют большое внимание.

Как можно эту естественную тягу подростков к общению употребить с максимальной пользой для их воспитания? Для нахождения ответа на этот вопрос необходимо выяснить три вещи: каковы потребности детей, побуждающие их к общению друг с другом именно в этом возрасте; каковы воспитательные задачи, которые с помощью такового общения можно решить; каковы возможности групп подростков в решении этих задач.

Для того чтобы имеющиеся в общении возможности были максимально реализованы детьми, необходимо, чтобы они как можно больше взаимодействовали не только между собой, но и со взрослыми в самых разных делах и ситуациях. Желательно, чтобы такие естественно образующиеся группировки детей были на виду у взрослых людей, однако не для того чтобы вмешиваться в их дела, а чтобы умело руководить ими. Такая группа, в частности, у нас работает в школьном ученическом самоуправлении. Взрослые, включающиеся в общение с подростками, могут принести им ощутимую пользу. Дети данного возраста на самом деле очень нуждаются в помощи взрослых, хотя сами могут этого и не осознавать, более того - не стремиться и искать этой помощи. Дети часто не в состоянии найти правильные ответы на вопросы, которые их волнуют, и которые они между собой активно обсуждают. Особенно благоприятные возможности для межвозрастного общения детей и взрослых создает их совместный труд. Участие в труде вместе со взрослыми формирует у подростка чувство ответственности. Для ускоренного развития этого чувства у подростков их необходимо включать в совместный труд со взрослыми людьми на правах помощников, обладающих своей системой прав и обязанностей. Доверие взрослого весьма импонирует подростку, т. к. в этом случае удовлетворяется его потребность быть и казаться взрослым. Если младшие подростки бывают полностью удовлетворены ролью помощника взрослого, то старшим подросткам особенно приятно, когда они находятся со взрослыми на равных правах и при необходимости могут полностью его заменить, т. е. выполнить какую-либо работу вполне самостоятельно. Деспотическое управление со стороны взрослого, базирующееся на произволе и желании взрослого показать свою власть, дети отвергают, нередко это вызывает у них решительный протест, а если этот протест не имеет положительного результата, то и состояние депрессии. То же самое наблюдается в семьях, где родители ведут себя подобным образом в отношении своих детей. Установлено, что дети слишком авторитарных родителей редко в жизни полагаются только на свои силы, неспособны действовать и мыслить самостоятельно, лишены возможности воплотить в жизнь свои далеко идущие замыслы, брать на себя ответственность и зачастую сами этого не желают. Они менее уверены в себе, менее любознательны и менее зрелы в социально-нравственном отношении, как правило, хуже справляются с проблемами интеллектуального характера.

Несколько рекомендаций, которые помогут вам в общении с вашими почти взрослыми детьми.

• Проявляйте уважение к мнениям детей.

• Научитесь видеть достоинства в детях. Будьте искренними, сердечными и щедрыми в похвалах и одобрениях.

• Прежде чем осудить детей, постарайтесь понять их и выяснить, почему они поступают так, а не иначе.

• Если вы не правы, открыто признайте это.

• Стремясь убедить ребенка, дайте ему сначала возможность выговориться.

• Начинайте беседу, в которой вы хотите ребенка убедить или переубедить, с демонстрации дружеского отношения.

• Беседуя с детьми по вопросам, в которых у вас имеются разногласия, не следует начинать разговор именно с них.

• Проявляйте искренний интерес к делам ребенка.

• Запоминайте имена его друзей, с которыми вам приходится общаться.

• Почаще улыбайтесь.

• Укрепляйте у ребенка веру в собственные силы.

• Повышайте свою эрудицию, больше читайте.

• Вместе интересуйтесь событиями в нашей стране и за рубежом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.011 с.)