Продолжение изучения нового материала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Продолжение изучения нового материала.



    Произведения художественной литературы – это тоже модели, т.к. они фиксируют внимание читателя на определенных сторонах человеческой жизни. Анализируя литературное произведение. Вы выделяете в нем объекты и их свойства, отношения между героями, связи между событиями, проводите параллели с другими произведениями и т.п. Самое непосредственное отношение к понятию модели имеет такой литературный жанр, как басня. Смысл этого жанра состоит в переносе отношений между людьми на отношения между вымышленными персонажами, например, животными.

  Словесные описания весьма разнообразны, они могут быть выполнены в разных стилях. Прежде всего, различают разговорный и книжный стили. Книжный стиль имеет следующие разновидности: научный, официально - деловой, публицистический, художественный.

 

 


   Научный стиль используется для передачи точной научной информации. Наиболее важными качествами научного стиля являются логичность и четкость изложения. В текстах научного стиля присутствует большое количество слов-профессионализмов.

  Художественный стиль – это стиль художественных произведений. Его основное назначение – воздействовать на читателя или слушателя с помощью образных средств языка (сравнений, метафор, эпитетов и др.)

Пример 4. Литературное описание:

В Мещерском крае можно увидеть сосновые боры,

где так торжественно и тихо, что бубенчик – «болтун»

заблудившейся коровы слышен далеко, за километр.

Но такая тишина стоит в лесах только в

безветренные дни. В ветер леса шумят великим

океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед

пролетающим облакам.

   В Мещерском крае можно увидеть лесные озера с

темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и

осиной, одинокие, обугленные от старости избы

лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки

журавлей и знакомые под всеми широтами звезды.

(К.Паустовский)

  Рассмотрим некоторые особенности естественного языка используемые в словесных описаниях:

ü многозначность – разные значения одного многозначного слова сохраняют некоторую общность в толковании их смысла;

ü использование слов в прямом и переносном значениях (прямое значение слова переносят на другой предмет);

ü синонимия – наличие близких по значению, но разных по звучанию слов;

ü омонимия – наличие слов, одинаково пишущихся, но имеющих различное значение и т.д.

    - Приведите примеры таких слов.

С одной стороны перечисленные особенности делают человеческое общение выразительным, эмоциональным, красочным. С другой стороны, их наличие делает естественный язык непригодным для создания информационных моделей во многих сферах профессиональной деятельности (например, в системах «человек – компьютер»).

 Работа со словесными информационными моделями требует вдумчивого отношения к прочитанному и анализа.

Закрепление.

А теперь попробуем проанализировать литературные произведения и ответить на вопрос:

- Какие черты характера людей и отношения между людьми сформулировал в этой басне автор?

(Класс разбивается на группы и каждой группе дается текст басни И.А. Крылова, на совместное обсуждение дается 10 минут, затем заслушивается ответ каждой группы – по одному человеку).

 1 группа - Ворона и лисица

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

 

Вороне где-то бог послал кусочек сыру.

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перушки! Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, -

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло, -

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал – с ним плутовка такова.

2 группа - Слон и моська

По улицам слона водили,

Как видно, напоказ –

Известно, что Слоны в диковинку у нас –

Так за Слоном толпы зевак ходили.

Отколе ни возьмись, навстречу Мостка им.

Увидевши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться,

Ну, так и лезет в драку с ним.

«Соседка, перестань срамиться, -

Ей шавка говорит, - тебе ль с Слоном возиться?

Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет

Вперед

И лаю твоего совсем не примечает». –

«Эх, эх! – ей Моська отвечает, -

Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

Пускай же говорят собаки:

«Ай, Моська! Знать, она сильна,

Что лает на Слона!»

3 группа - Лебедь, щука и рак

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

 

 

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака.

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

4 группа - Лисица и виноград

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нем винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись,

А кисти сочные как яхонты горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдет,

Хоть видит око,

Да зуб неймет.

Пробившись попусту час целой,

Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь».

Итог урока.

1) Подвести итоги урока: проаналировать работу всего класса и отдельных учащихся, дать оценку работы класса и выставить оценки.

2) Рефлексия.

ü Что нового узнали на уроке?

ü Было ли интересно работать на уроке?

ü Чему вы научились на уроке?

ü Как вы считаете справились ли вы с поставленной в начале урока целью?

8.Домашнее задание.

§2.3, РТ № 15 – 17, 19 (стр. 46 – 47).

 

Конспект урока по предмету «Информатика», 9 класс.

Информатика 9 класс                                                               Дата ___________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.01 с.)