Материалы для индивидуальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материалы для индивидуальной работы



Чехов А.П. Детвора Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Том 4. М., «Наука», 1984(дано в сокращении)

 

Папы, мамы и тети Нади нет дома. Они уехали на крестины… Гриша, Аня, Алеша, Соня и кухаркин сын Андрей сидят в столовой за обеденным столом и играют в лото. Говоря по совести, им пора уже спать; но разве можно уснуть, не узнав от мамы, какой на крестинах был ребеночек, и что подавали за ужином? <…>Перед каждым из играющих лежат по две карты и по кучке стеклышек для покрышки цифр. Посреди стола белеет блюдечко с пятью копеечными монетами. <…> Играют дети на деньги. Ставка — копейка. Условие: если кто смошенничает, того немедленно вон. <…>

Играют с азартом. Самый большой азарт написан на лице у Гриши. <…> Играет он исключительно из-за денег. Не будь на блюдечке копеек, он давно бы уже спал. Его карие глазки беспокойно и ревниво бегают по картам партнеров. Страх, что он может не выиграть, зависть и финансовые соображения, наполняющие его стриженую голову, не дают ему сидеть покойно, сосредоточиться. Вертится он, как на иголках. Выиграв, он с жадностью хватает деньги и тотчас же прячет их в карман.

Сестра его Аня, <…> тоже боится, чтобы кто-нибудь не выиграл. Она краснеет, бледнеет и зорко следит за игроками. Копейки ее не интересуют. Счастье в игре для нее вопрос самолюбия.

Другая сестра, Соня, <…> играет в лото ради процесса игры. По лицу ее разлито умиление. Кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и хлопает в ладоши.

Алеша, пухлый, шаровидный карапузик, пыхтит, сопит и пучит глаза на карты. У него ни корыстолюбия, ни самолюбия. Не гонят из-за стола, не укладывают спать — и на том спасибо. По виду он флегма, но в душе порядочная бестия. Сел он не столько для лото, сколько ради недоразумений, которые неизбежны при игре. Ужасно ему приятно, если кто ударит или обругает кого. Ему давно уже нужно кое-куда сбегать, но он не выходит из-за стола, ни на минуту, боясь, чтоб без него не похитили его стеклышек и копеек. Так как он знает одни только единицы и те числа, которые оканчиваются нулями, то за него покрывает цифры Аня.

 Пятый партнер, кухаркин сын Андрей, <…> стоит неподвижно и мечтательно глядит на цифры. К выигрышу и к чужим успехам он относится безучастно, потому что весь погружен в арифметику игры, в ее несложную философию: сколько на этом свете разных цифр, и как это они не перепутаются!

Выкрикивают числа все по очереди, кроме Сони и Алеши. <…> Игра идет бойко.

— Тридцать два! — кричит Гриша, вытаскивая из отцовской шапки желтые цилиндрики. — Семнадцать! Кочерга! Двадцать восемь — сено косим!

Аня видит, что Андрей прозевал 28. В другое время она указала бы ему на это, теперь же, когда на блюдечке вместе с копейкой лежит ее самолюбие, она торжествует.

<…>

— Сорок три! Один! — продолжает Гриша, страдая от мысли, что у Ани уже две катерны. — Шесть!

— Партия! У меня партия! — кричит Соня, кокетливо закатывая глаза и хохоча.

У партнеров вытягиваются физиономии.

— Проверить! — говорит Гриша, с ненавистью глядя на Соню.

На правах большого и самого умного, Гриша забрал себе решающий голос. Что он хочет, то и делают. Долго и тщательно проверяют Соню, и к величайшему сожалению ее партнеров оказывается, что она не смошенничала. Начинается следующая партия.

<…>

— Партия! — вскрикивает вдруг Гриша, хватая с блюдечка деньги. — У меня партия! Проверяйте, если хотите!

Кухаркин сын поднимает глаза и бледнеет.

— Мне, значит, уж больше нельзя играть, — шепчет он.

— Почему?

— Потому что... потому что у меня больше денег нет.

— Без денег нельзя! — говорит Гриша.

Андрей на всякий случай еще раз роется в карманах. Не найдя в них ничего, кроме крошек и искусанного карандашика, он кривит рот и начинает страдальчески мигать глазами. Сейчас он заплачет...

— Я за тебя поставлю! — говорит Соня, не вынося его мученического взгляда. — Только смотри, отдашь после.

Деньги взносятся, и игра продолжается.

<…>

На этот раз выигрывает Андрей.

— Он смошенничал, — басит ни с того ни с сего Алеша.

— Врешь, я не смошенничал!

Андрей бледнеет, кривит рот и хлоп Алешу по голове! Алеша злобно таращит глаза, вскакивает, становится одним коленом на стол и, в свою очередь, — хлоп Андрея по щеке! Оба дают друг другу еще по одной пощечине и ревут. Соня, не выносящая таких ужасов, тоже начинает плакать, и столовая оглашается разноголосым ревом. Но не думайте, что игра от этого кончилась. Не проходит и пяти минут, как дети опять хохочут и мирно беседуют. Лица заплаканы, но это не мешает им улыбаться. Алеша даже счастлив: недоразумение было!

В столовую входит Вася.... Вид у него заспанный, разочарованный.

«Это возмутительно! — думает он, глядя, как Гриша ощупывает карман, в котором звякают копейки. — Разве можно давать детям деньги? И разве можно позволять им играть в азартные игры? Хороша педагогия, нечего сказать. Возмутительно!»

Но дети играют так вкусно, что у него самого является охота присоседиться к ним и попытать счастья.

— Погодите, и я сяду играть, — говорит он.

— Ставь копейку!

— Сейчас, — говорит он, роясь в карманах. — У меня копейки нет, но вот, есть рубль. Я ставлю рубль.

— Нет, нет, нет... копейку ставь!

— Дураки вы. Ведь рубль, во всяком случае, дороже копейки, — объясняет гимназист. — Кто выиграет, тот мне сдачи сдаст.

— Нет, пожалуйста! Уходи!

<…>

— В таком случае разменяй мне, — пристает он к Грише…— Я тебе промен заплачу. Не хочешь? Ну, продай мне за рубль десять копеек.

Гриша подозрительно косится на Васю: не подвох ли это какой-нибудь, не жульничество ли?

— Не хочу, — говорит он, держась за карман.

Вася начинает выходить из себя, бранится, называя игроков болванами и чугунными мозгами.

— Вася, давай я за тебя поставлю! — говорит Соня. — Садись!

Гимназист садится и кладет перед собой две карты. Аня начинает читать числа.

— Копейку уронил! — заявляет вдруг Гриша взволнованным голосом. — Постойте!

Снимают лампу и лезут под стол искать копейку. <…> Ищут до тех пор, пока Вася не вырывает из рук Гриши лампу и не ставит ее на место. Гриша продолжает искать в потемках.

Но вот, наконец, копейка найдена. Игроки садятся за стол и хотят продолжать игру.

— Соня спит! — заявляет Алеша.

Соня, положив кудрявую голову на руки, спит сладко, безмятежно и крепко, словно она уснула час тому назад. Уснула она нечаянно, пока другие искали копейку.

— Поди, на мамину постель ложись! — говорит Аня, уводя ее из столовой. — Иди!

Ее ведут все гурьбой, и через какие-нибудь пять минут мамина постель представляет собой любопытное зрелище. Спит Соня. Возле нее похрапывает Алеша. Положив на их ноги голову, спят Гриша и Аня. Тут же, кстати, заодно, примостился и кухаркин сын Андрей. Возле них валяются копейки, потерявшие свою силу впредь до новой игры. Спокойной ночи!

А.Н. Леонтьев Психологические вопросы сознательности учения // Деятельность, сознание, личность. М, 1975. - С. 235-302 (дано в сокращении)

<…> Все приводит нас к одной очень простой идее, к идее зависимости познавательных содержаний от отношения к познаваемому. Это старая, можно сказать, классическая для педагогики идея. И задача психологии состоит, разумеется, не в том, чтобы все «обосновать», а в том, чтобы конкретно психологически раскрыть. Уже найденное позволяет нам иначе подойти к этой идее в одном из самых важных ее пунктов, в вопросе формирования сознательности, сознания как отношения. Требование, вытекающее из принципа сознательного обучения, включает в себя требование ясного понимания ребенком того, почему, зачем надо учиться. Нужно, чтобы ребенок понимал, что учиться надо для того, чтобы стать полноценным членом общества, достойным его строителем, защитником своей Родины и т.д., что учиться - долг ребенка. Это бесспорно, это категорически так. Тем не менее, такое требование является еще абстрактным. Оно абстрактно еще и потому, что сводит весь вопрос к вопросу о понимании, знании ребенком того, зачем надо учиться. В действительности понимание этого - только предпосылка, условие сознательности учения. Можно ли объяснить ребенку, почему необходимо учиться? Конечно, можно. И это можно и нужно сделать достаточно полно, достаточно подробно. Ведь даже младший школьник способен понять, способен сам толково и убедительно рассказать об этом. Дело, однако, в том, что не понимание, не знание значения изучаемого характеризуется сознательностью, а тот смысл, который изучаемое приобретает для ребенка. Не различение, смешение того и другого является не только ложным психологически, но и порождает в практике «интеллектуалистический» формализм.

Первоклассник, второклассник знают, зачем они учатся, знают, зачем вообще нужно учиться. Но разве это реально заставляет его внимательно слушать учителя и тщательно выполнять домашние задания? Нет, это не так. Реально его побуждают учиться другие мотивы: может быть, он просто хочет научиться читать, писать и считать; может быть, он хочет получать пятерки, может быть, он хочет поддержать свою репутацию в семье, в классе, в глазах учителя... Что же определяет собой тот смысл, какой имеет для ребенка изучаемое: то, что он знает о необходимости учиться, или реальные мотивы его учения? Согласно нашему общему положению, отношение непосредственного предмета действия к мотиву деятельности, в которую оно включено, и есть то, что мы называем смыслом. Значит, тот смысл, который приобретает для ребенка предмет его учебных действий, предмет его научения, определяется мотивом его учебной деятельности. Этот смысл и характеризует сознательность усвоения им знаний. Значит, недостаточно, чтобы ребенок усвоил значение данного предмета, безразлично теоретическое или практическое, но нужно, чтобы он соответственно отнесся к изучаемому, нужно воспитать у него требуемое отношение. Только при этом условии приобретаемые им знания будут для него живыми знаниями, станут «подлинными органами его индивидуальности» и, в свою очередь, определят его отношение к миру.

Если взять вопрос о сознательности в более общем виде, то тогда его нужно ставить не так, например: способен ли ребенок понять, что такое отечество? - но так, как его ставил Н. А. Добролюбов: может ли ребенок «вместить в себя отечество»? За внешним различием слов здесь кроется внутреннее различие сознания. «Вместить в себя» - это не то же самое, что понять. Ведь что такое - понять и на основании чего судить о понимании? На основании умения ученика объяснить, рассказать, написать сочинение на данную тему. Но это умение еще не является свидетельством того, что рассказанное им сделалось для ученика внутренне своим, «вместилось» в его личность.

Я сейчас воспользовался в качестве иллюстрации вопросом о том, чем могут становиться для ребенка такие понятия, как отечество, смелость. Вопрос этот, однако, скорее относится к области воспитания, и, может быть, применительно к обучению, к приобретению знаний (например, по математике или по физике) проблема смысла вообще не стоит, а речь должна здесь идти только о знании, об овладении знаниями? Это глубоко неверная мысль. И в математике, и в физике можно усвоить знания так, что они будут мертвыми и останутся мертвыми до тех пор, пока, может быть, сама жизнь не воскресит их, если они, конечно, окончательно не выветрятся к тому времени из памяти учащегося, ведь признался же один из учеников VII класса, что ему еще ни разу не представлялось такого «выдающегося случая», который бы позволил ему воспользоваться приобретенными им знаниями по физике.

Конечно, и в овладении учебными предметами (как и в овладении, всяким знанием вообще, как и в овладении, наукой) решающе важно то, какое место в жизни человека занимает познание, является ли оно для него частью действительной жизни, или только внешним, навязанным извне условием ее.

«Науку, - писал А.И. Герцен, - надобно прожить, чтобы не формально усвоить ее себе»; и в учении тоже, чтобы не формально усвоить материал, нужно не «отбыть» учение, а прожить его, нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащихся.

Даже в обучении навыкам, обыкновенным двигательным навыкам это тоже так. Даже приемами штыкового боя нельзя как следует овладеть, если нет к этому внутреннего отношения как мотива, и все выглядит как голая техника «длинных уколов» и «коротких уколов», «отбивов вверх» и «отбивов вниз». Даже здесь полезно старое классическое «рассердись!», которое испокон веков требовалось командирами от русского солдата.

Интеллектуалистическое понимание сознательности является не только абстрактным, но, как я уже говорил, также глубоко и метафизическим, ибо оно лишено идеи развития.

Оно не создает никакой перспективы, не выдвигает в отношении сознательности никакой системы последовательных конкретно-воспитательных задач; вытекающие из него требования остаются, в сущности, одинаковыми, все равно, идет ли речь об учениках I или X класса. Но ведь ребенок может учиться очень сознательно и в I классе, он может остаться очень сознательным учеником и в старших классах школы и, наконец, стать столь, же сознательным студентом в вузе; и все, же сознательность его учения будет на всех этих ступенях разной. Это очевидно. Следовательно, и конкретные задачи воспитания сознательного отношения к учению, к изучаемому различны для разных ступеней развития по отношению к детям разного возраста. Дать перспективу воспитанию сознательности - это и значит найти эти задачи. А это требует, чтобы они были выражены не в терминах конечного результата, а в терминах развития. Теперь мы знаем: они должны ставиться как задачи развития, воспитания мотивов учения. Мы знаем еще и другое: мотивы формируются в действительной жизни ребенка; единству жизни соответствует единство мотивационной сферы личности, поэтому мотивы не могут развиваться по изолированным, не связанным друг с другом линиям. Речь должна идти, следовательно, о задачах воспитания мотивов учения в связи с развитием жизни, с развитием содержания действительных жизненных отношений ребенка; только при этом условии выдвигаемые задачи будут достаточно конкретны и, главное, реальны.

Итак, обучение, приобретаемые знания воспитывают, и этого нельзя недооценивать. Но для того чтобы знания воспитывали, нужно воспитывать отношения к самим знаниям. В этом суть сознательности учения.

 

Мотивационные письма старшекурсников

1. Дорогой Первокурсник! В этом семестре ты начал изучать такую новую дисциплину, как Психология. Изучение данного предмета, как и любого другого нового дела, требует усилий, ведь «без трудности не добиться победы». Но это совсем не повод печалиться. Главное – это влиться в атмосферу, которая царит на паре. Когда ты готов к занятию пары проходят очень легко и интересно. Реально, психология – это один из тех предметов, на занятиях которых я никогда не чувствовала дискомфорт и боязнь оказаться неправой.

Хотелось бы дать несколько советов, чтобы помочь тебе в освоении данной науки:

- во-первых, прочитывай по нескольку раз само задание, чтобы понять его смысл. Не нужно все бросать и мириться с тем, что ничего не понятно;

- во-вторых, помни про теорию. Без изучения теоретического материала очень сложно разобраться с практическими заданиями – «практика без теории нема, так как и теория без практики слепа»;

- в-третьих, если все-таки с чем-то неразобрался, задавай больше вопросов, подходи на консультации к преподавателю, будь активным!

А вообще, если приложить усилия, психология не такой уж и сложный предмет, как это может показаться с начало. Дерзай и у тебя все получится!

Даша, выпуск ИИЯ 2017г.

 

2. Привет, друг!

Вот уже прошло полгода, как ты студент. Ты прошел посвящение в студенты официальное и не официальное – первую ссесию. Мы уверены, ты уже провел свою первую бессонную ночь за учебниками и вообще почувствовал, что такое быть студентом. Через 5 лет ты станешь настоящим педагогом! Но сейчас ты только в начале освоения профессионального пути!

Ели ты читаешь это письмо, то значит, начал изучать предмет «Психология». Это интересная и увлекательная дисциплина, а для будущего педагога еще и необходимая. Психология поможет тебе понять сущность выбранной профессии. Чтобы проникнуть в глубину этого предмета, необходимо научиться его понимать. Поэтому будь готов перелопатить кучу информации, постичь множество определений, задавать вопросы, активно учавствовать на всех занятиях и т.д. Серьезное и внимательное отношение к данному предмету есть залаг успеха в постижении профессии педагога! Иногда теме может казаться, что в том, что ты делаешь, нет смысла. Но это заблуждение. Старайся не пропускать занятий, иначе ты можешь потерять цепочку мыслей, которую будет сложно, потом найти. Главного ничего не бойся! У тебя все получится! УДАЧИ!!!

Дианна В. и Анна Ч., студентки ИИЯ 3 курс, 18.2.2015г.

 

3. Дорогой первокурсник, искренне поздравляю тебя с началом курса психологии. В нем тебя ждет много увлекаткльных моментов, а так же громких разочарований. Готовься к тому, что выполнять задания для семинаров по психологии ты будешь в 2 раза дольше, чем по профильным предметам. Не удивляйся, если ты не будешь понимать суть задания, когда-нибудь через несколько лет до тебя дойдет. В любом случае у тебя будет возможность подойти к преподавателю и разобраться в интересующем тебя вопросу. Экзамен ты сдашь… пусть и не с первого раза, но сдашь, и даже не поседеешь. В общем, желаю тебе успехов, терпения, креативности.

Сдавший экзамен по психологии студент 3 курса ИИЯ

 

4. Здравствуй любитель иностранных языков. Я, как и ты, 2 года назад поступила в ВГСПУ. Честно признаюсь, я раньше и подумать не могла, что буду учиться в педагогическом ВУЗе, ведь отношение к профессии учителя у меня было негативаное. Нет, ни в коем случае я не отношусь злобно к преподавателям, но себя в этой роли даже представить не могла.

Со временем ты углюбишься в такие предметы, как психология и педагогика, в тебе возникнит либо интерес, либо ты однозначно поймешь, что не сможешь связать свою жизнь с данной профессией.

Тебе предстоит поездка в лагерь после второго курса, где ты столкнешся лоб в лоб с адскими отродьями, найдешь новых друзей в лице своих однокурсников, а кто-то откроится для тебя с новой стороны.

На третьем курсе вас отправят бороздить просторы школ. Столкнувшись с жестокой реальностью, вы будете крайне шокированы, ведь ошибки в поведении педагогов будут бросаться в глаза, поведение детей приведет вас в бешенство и навернека у вас появится ярое желание все исправить, вы будете считать, что это ваше призвание. Но не обольщайтесь!

Надеюсь, что это письмо наталкнуло тебя на некоторые мысли. Помни: «чем дальше в ле, тем больше дров»!

 

Студентка 3 курса ИИЯ Анастасия В., февраль 2015г.

 

Литература

Основная

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2001, С. 61-72

Маслоу А.Г. Теория человеческой мотивации. В книге Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. Психология мотивации и эмоций, М. - 2009 с. 238-257

Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. – СПб. 2012, С. 510-534 (407-423).

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995. С.254-261

 

Дополнительная

Аристова А.А. Общая психология: мотивация, эмоции, воля. Владивосток 2003

Бадмаева Н.Ц. - Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей

Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. - Психология мотивации и эмоций

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы

Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции.

Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения. М., 1990.

Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников. Волгоград, 1983.

Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М, 1984.

Хекхаузен Х. - Мотивация и деятельность

 

Художественная

Чехов А.П. Детвора Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Том 4. М., «Наука», 1984.

 

 

Тема 5. Эмоционально-волевая сфера личности

(аудиторная работа – 2)

Узловые вопросы темы:

4. Виды эмоций и формы их проявлений.

5. Развитие эмоций их роль в жизни человека.

6. Волевая и эмоциональная регуляция поведения.

 

Ключевые слова

Воля, волевой акт, волевое поведение, произвольность, произвольное поведение.

Волевые качества: инициативность, самооценка, самостоятельность, самоконтроль, сила воли (выдержка, самообладание, настойчивость целеустремленность оперативная и стратегическая), последовательность действий, решительность.

Аффект, настроение, переживание, страсть, стресс, фрустрация, чувства, эмоции (интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина).

 

Задания для подготовки и работы на занятии

Задание 1. Саморегуляция деятельности может быть рассмотрена на операционально-техническом уровне как волевое поведение или на эмоционально-мотивационном уровне как переживание. В материалах для индивидуальной работы представлен отрывок художественного произведения В. Крапивин. Ознакомьтесь с текстом и поразмышляйте над вопросами:

· О чем идет речь в рассказе – о волевом поведении или эмоциональном переживании?

· Какие волевые качества проявляет главный герой? Какие средства, механизмы саморегуляции использовал герой?

· Определите эмоции главного героя. Какую функцию (побудительную или тормозящую) выполняли эмоций в приведенном отрывке.

Подгогтовьтесь обсуждать данное задание в группе, обосновывая свои ответы примерами из текста.

 

Задание 2 (письменно) Все волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека, и особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст. Как и все психические процессы, воля не развивается сама по себе, а в связи с общим развитием личности.

Использую рекомендуемую литературу, составьте текст стендового доклада, научной статьи (на выбор), который можно использовать для просветительской работы молодых педагогов. В своей работе затронте следующие вопросы:

· Каковы основные факторы, обеспечивающие формирование волевых качеств личности в детском возрасте?

· Какие обстоятельства в учебной деятельности способствуют волевой мобилизации школьников?

· Какие ошибки могут допускаться взрослыми, в том числе и педагоги, при формировании воли у ребенка?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Задание 1. (письменно) Понимание природы эмоций и чувств предполагает выход за пределы собственно чувственной сферы и рассмотрение их в контексте жизнедеятельности человека. Посмотрите документальный фильм ВВС «Тайны мозга. Эмоции» (2012г) и сформулируйте ответьты на вопросы:

· Что собой проставляют эмоции как психическое явление?

· Какова роль эмоций в жизни человека?

· Какие психологические теории возникновений эмоций встречаются в фильме?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.061 с.)