Материалы для индивидуальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материалы для индивидуальной работы



Крапивин В.П. Болтик. Повесть – М. 2016

 

Улица называлась Восточная и была тихая. Дома - разные: деревянные и каменные. Некоторые одноэтажные, а чаще по два и три этажа. Но все старые. И тротуары старые – не асфальтовые, а из стертых гранитных плит. В трещинах пробилась яркая травка и желтели одуванчики. Максим шагал, стараясь не наступать на них. В одном месте плиты были выворочены, и улицу пересекала глубокая траншея. Видимо, водопроводчики меняли здесь трубы. Но сегодня была суббота, и никто не работал. Через траншею перекинут был мостик из досочек. Но это – на другой стороне улицы. Там у чугунных узорчатых ворот стояли две девчонк и – наверно, класса из пятого – и поглядывали на Максима.

Максим посмотрел за траншею, и внутри у него слегка захолодело. Но как быть? В конце концов, нельзя же трусить всю жизнь!

Ведь я ничуть не боюсь высоты,

Я прыгал два раза с крыши…

Он отошел, вздохнул и крепко сжал болтик. И разбежался так, что ветер засвистел в ногах. Р-раз! Он перелетел! Мельком увидел под собой темную глубину траншеи с голубым осколком воды и упал на четвереньки в кучу рыхлой глины.

Вскочил, отряхнул глиняные крошки и пошел, не оглянувшись на девчонок.

Но так спокойно и независимо шел он недолго. Потому что на тихой улице послышался громкий плаксивый голос. Кто-то кричал и причитал за углом высокого дома.

Максим заторопился и свернул в переулок. На тротуаре стояла худая, как палка, тетенька в синем платье и клетчатом платке. Платок закрывал всю голову, лоб и шею. Голова была похожа на клетчатый шар с маленьким остроносым лицом. Тетенька стояла прямо, как на сцене, и, глядя перед собой, голосила:

– Сгорим, сгори-им ведь, паразит он проклятый, утюх-та не выключен, и ушел, чтоб его машина переехала, опять наберется по уши, висельник окаянный!..

Толстый дядя в полосатой рубахе, две женщины с большими сумками и очень высокий гражданин в очках стояли неподалеку и переглядывались. Видно, понять не могли: что за невыключенный «утюх», который ушел куда-то, и почему его должна переехать машина.

Максиму тоже стало интересно и сделалось немного жаль крикливую тетеньку.

Подошла еще женщина – видно, знакомая. Ухватила голосистую за локоть. Громко спросила:

– Что с тобой, Марина?

Тетенька с девчоночьим именем Марина стрельнула по сторонам глазами и опять запричитала:

– Только на минутку вышла к Нюре за маслом, велела паразиту: «Никуда не уходи», – ключ не взяла, а он уже смылся, дверь захлопнул! Только бы за воротник залить ради субботы, а что утюх горит, сообразить – ума нет! Ой, пожар будет на всю улицу! Ой, будет!.. Там газеты рядышком лежат, все равно, что растопка…

– Ну, ясно, – сказал толстый дядя женщинам. – Муж сбежал, ключа нет, утюг калится. Это надо же: уходить – и не выключать электроприборы.

– На минутку вышла-то, кто же его знал! – жалобно откликнулась Марина. И захныкала, не поворачивая головы.

– Подожди ты! Может, твой Витя выключил утюг-то, – сказала знакомая.

Марину опять прорвало:

– Выключит он, как же! Сроду ничего не выключает, палец о палец стукнуть дома не желает, чтоб он отравился! Наделаем пожару, всю жизнь не расплатимся, будет знать, рожа запойная!

– Дело понятное, – сказал толстый дядя. – Все может кончиться возгоранием.

– Тогда, наверное, есть смысл немедленно позвонить пожарным, – откликнулся высокий гражданин.

Несколько остановившихся прохожих ему возразили: а вдруг утюг все же выключен и пожарные приедут зря? Неприятность будет.

– Пока ведь не горит. Ежели бы горело, дым бы из форточки шел. Она открытая.

Все посмотрели наверх. Над нижним кирпичным этажом поднимались еще два – деревянные, и на верхнем, под узорчатым карнизом большого окна, темнел квадрат распахнутой форточки.

Подошли две девчонки – те, что стояли у ворот, когда Максим прыгал. Тоже стали смотреть на форточку, быстро поняли, что к чему. Одна сказала:

– Если бы кто залез да выключил…

– Это, пожалуй, здравая мысль, – откликнулся высокий гражданин. – Но кто рискнет? Тут необходимы ловкость и сноровка.

Может быть, они просто так говорили, но у Максима под рубашкой забегали холодные мохнатые жуки. Показалось, что все смотрят на него. Если ловкость и сноровка, то у кого? Не у толстого же дяди и не у этих пожилых женщин с кошелками. И не у девчонок с глупо приоткрытыми ртами.

Наверно, видели передачу и уже вспоминают, как он пел про полет.

Здесь, конечно, не песню петь. До окна с форточкой метров семь: если стукнешься, щепки будут… А пилотка? А эти слова: «Ведь я ничуть не боюсь высоты»? Попробуй теперь сделать вид, что тебя ничего не касается, попробуй уйти! Может быть, ничего не скажут, но как будут смотреть вслед…

И как потом ходить по городу в пилотке с крылышками?

Максим глянул на водосточную трубу. Даже не оправдаешься, что старая и не выдержит. Или что грязная – перемажешься ржавчиной. Как назло, новая, прочная, покрытая коричневой масляной краской.

В конце концов, по шесту в спортзале он лазил, не падал…

И по правде говоря, как было бы здорово, если бы сейчас на виду у всех он спас от пожара дом…

Чувствуя замирание в душе. Максим снял пилотку и положил в неё болтик. Потом расстегнул и скинул жилет. Протянул все это высокому гражданину в очках:

– Подержите, пожалуйста.

Гражданин с почтением взял Максимкино имущество. Зрители эапереговаривались:

– Ишь, смелый малец…

– А чего! Он как перышко, враз доберется.

– Перышко! Мать-то видела бы…

– Да поймаем, коли оборвется…

– Ты, мальчик, главное, не бойся, забудь, что всоко…

– Граждане, зачем вы разрешаете? А если что случится?

– А если пожар?

– Мальчик, не надо!

!Не надо!! Теперь никуда не денешься, нужно держаться до конца. Максим, не оборачиваясь, подошел к трубе и здесь сбросил сандалии и носки. Глянул вверх, вдоль трубы. И все, наверно, смотрели, как он – ловкий, гибкий и быстрый – готовится рисковать. Сзади тяжело затопали – подошел толстый дядя.

– Давай-ка, акробат, я подсажу повыше. Все легче будет.

И не успел Максим вздохнуть, как оказался в двух метрах над землей. Почти на уровне второго этажа.

Он вцепился в трубу. Сжал ее коленями, ступнями, ладонями. Прижался грудью и даже щекой. Будто приклеился. Посмотрел вниз. Все с ожиданием глядели на него. Максим вздохнул и полез…

Труба, хотя и блестящая была, но не очень скользкая. И не очень шершавая – не царапалась. Она словно прилипала к ногам и ладоням. Угол дома был в тени, труба не нагрелась от солнца и приятно холодила. Максим после каждого рывка прижимался к ней щекой. Это прогоняло боязнь.

В общем, лезть было не очень трудно, и Максим понял, что до третьего этажа доберется.

А вот как дальше?

Он подтянулся последний раз, встал на перемычку, соединявшую трубу со стенкой. Железо было тонкое и резало ступни. Максим сжал зубы, зашипел от боли и поскорее перебрался на длинный карниз, который отделял второй этаж от третьего.

Окно с форточкой было третьим от угла. Цепляясь за косяки, за выступы деревянных узоров и переплеты рам, он стал пробираться вдоль стены. Снова стало жутковато, и, чтобы не дрожать. Максим уговаривал себя: все это не страшно, до земли всего два этажа, а если точнее – то полтора, потому что первый, каменный, – не настоящий этаж, а почти полуподвал. И если что случится, толстый дядька обещал поймать…

До окна он добрался. Подергал створки. Они, конечно, не открывались. Теперь начиналось самое сложное. Внизу переговаривались, давали Максиму советы и даже требовали, чтобы он спускался обратно. Но он не обращал внимания. Он знал, что выход один – лезть в форточку.

Он дотянулся до верхнего карниза, встал пальцами на узенькую кромку подоконника. Нижний край форточки оказался на уровне груди. Максим сунул в форточку голову и руки, лег грудью на переплет, зацарапал коленками по скользкому стеклу. И, сам не зная как, начал проталкиваться все дальше, дальше. Наконец перевесился и радостно свалился вниз головой в комнату.

Нет, не зря он сюда забрался! В комнате уже плавал едкий дымок. На шерстяном одеяле, накрывавшем стол, вокруг чугунной подставки утюга, расползалось коричневое пятно, похожее на большого краба. Максим дернул шнур, схватил за ручку утюг, ударил им по подставке. Она со звоном покатилась и легла у двери. Максим поставил на нее безопасный теперь утюг. Потом, кашляя от запаха горелой шерсти, подошел к окну, дернул запоры. Распахнул створки. Снизу, одинаково приоткрыв рты, смотрели на него разные люди.

– Все! – сказал Максим. – Выключил. Еще немного, и загорелось бы. Одеяло уже дымилось.

Он был сдержан, а душа у него ликовала. Две девчонки переглянулись, снова задрали головы и вдруг зааплодировали. Как на концерте. И тогда другие люди, взрослые, тоже захлопали. Все. И толстый дядя, и женщины (они аккуратно поставили на тротуар сумки), и высокий гражданин в очках (он повесил Максимкии жилет на локоть). И даже трое больших мальчишек – они подошли, когда Максим забирался в окно. И еще разные прохожие.

Максим даже отодвинулся на полшага от подоконника. И наверно, слегка покраснел. Второй раз за сегодняшний день его награждали аплодисментами. Снова он был победитель. Может быть, напрасно он совсем недавно считал себя трусом?

 

 

Литература

Основная

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2010, С. 53 - 61

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.Информационно-методическое пособие к курсу Психология человека. - М. 2006, С 83-95

Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. - СПб, 2012, С. 97-107

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.,1995, С.126 – 137 (76 - 83)

Соколова Е.Е.Введение в психологию: учебник для студентов вузов – М. 2005, С. 175-183, 214 - 223

Теплов Б. М. Психология. - М., 1953, С. 96-103

 

Дополнительная

Давыдов В.В.. Понятие деятельности и психики в трудах А.Н.Леонтьева// Проблемы развивающего обучения. - М., 1986. С.217-224.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2005, С. 182-207.

 

Тема 4. Потребностно-мотивационная сфера личности

(аудиторная работа – 2)

Узловые вопросы темы:

1. Механизмы регуляции деятельности человека.

2. Мотивация как проявление поребностей в деятельности человека.

3. Виды мотивов и формы их проявлений.

Ключевые слова

Мотивы, мотивация, мотивационная сфера, мотивировка, направленность, нужда, потребность.

Влечение, идеалы, интересы, желание, мечта, мировоззрение, стремления, склонность, убеждения, установка.

Виды мотивации (внутренняя, внешняя, престижная, достижения успеха, избегания неудачи, компенсаторная, власти).

 

Задания для подготовки и работы на занятии

Задание 1. Человеческая деятельность является полимотивированной, т.е. регулируемой одновременно двумя или даже несколькими мотивами. В материалах для индивидуальной работы представлен рассказ А.П. Чехова, описывающий как одна и та же деятельность, может соподвигаться разными мотивами. Опираясь на источники рекомендуемой литературыпроанализируйте художественный текст и ответьте на следующие вопросы:

· Какие потребности по А. Маслоу дети пытаются удовлетворить в игре?

· Определите потребности, виды и формы проявления мотивов главных героев произведения.

Предоставьте развернутую аргументацию своего ответа для работы в группах.

 

Задание 2. (письменно) Разные виды стимуляции обладают различным мотивационным потенциалом, т.е. оказывают разное воздействие на энергетику мотива. Внешние стимулы, применяемые взрослыми, могут, как усиливать, так и ослаблять силу мотива обучающегося.

Использую тексты материалов для индивудуальной работы (А.Н. Леонтьев, мотивационные письма старшекурсников), а так же рекомендуемую литературу составьте сообщение на тему «Как привить любовь к учению», которое можно использовать для проведенияродительского собрания или педагогического совета (на выбор). В своей работе затронте следующие вопросы:

· Ведущие мотивы обучающихся их роль в процессе учения.

· Каковы основные причины отсутствия интереса у обучающихся на занятиях.

· От каких факторов зависит сила мотивов.

· Что целесообразно применять взрослым в процессе взаимодействия с ребенком, а что нет, чтобы стимулировать его к учебной деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.027 с.)