Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные характеристики личности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Главным элементом сложной социотехнической системы, которую представляет организация, является человек. Что же включает понятие работник? Нас интересует четыре проявления этого понятия: человек, индивид, индивидуальность и личность. Человек – родовое понятие – субъект деятельности, живое существо, обладающее речью, сознанием и др. характеристиками. Индивид – видовое понятие – представитель группы людей, характеризующийся полом, возрастом, типом, конституцией и т.п. Индивидуальность – неповторимость, уникальность каждого. Личность – социальное понятие – единство социальных образований, черт и качеств, воспитанных во взаимодействии с людьми. В трудовой сфере могут рассматриваться, как существенные особенности следующие качества и свойства личности: ощущения, восприятия, память, темперамент, мышление, чувства и эмоции, сознание, коммуникативность, направленность, характер, способности, склонности, задатки, речь, воля и др. На развитие и формирование личности влияют: уровни нравственного развития человеческих цивилизаций, природно-географическая среда, наследственный фактор и социокультурный фактор (семья, общение, самовоспитание, жизненный опыт, Я-образ и др.). Уровни нравственного развития человеческих цивилизаций – отражают выработанные нравственные нормы и всеобщность следования нравственным принципам, являющимся целостной основой социальных связей и культуры межличностных отношений. К ним относятся моральные нормы; общественные устои; строй жизни; формы общения посредством духовного воздействия через общественное мнение, одобрение или осуждение; идеалы добра и зла, долженствования, справедливости и т.п. Рассмотрим более подробно некоторые характеристики личности. Ощущения – простейшие психические процессы, осуществляются с помощью органов чувств (слух, зрение и т.д.). С помощью ощущений личность отражает свойства предметов и явлений. Здесь имеет значение индивидуальный порог чувствительности. Связано с ощущениями, но значительно сложнее – восприятие – отражение целостных явлений. Восприятие - индивидуально и очень субъективно, зависит от множества факторов (пол, возраст, образование, воспитание, настроение, самочувствие, желание, подготовленность и т.п.) Способности – психофизиологические свойства личности, от которых зависит динамика приобретения знаний, умений, навыков; успешность выполнения определенной деятельности. Важной характеристикой личности являются задатки – врожденные анатомио-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей (тембр голоса, подвижность нервной системы). Характер – совокупность устойчивых психологических свойств, определяющих линию поведения человека, его отношение к делу, другим людям, себе, вещам и т.п. Выделяют дихотомию (крайности) отношений: принципиальность – беспринципность, тактичность – бестактность, трудолюбие – лень, аккуратность – небрежность, жадность – расточительность, уверенность – неуверенность, организованность – неорганизованность и т.д. Определенному типу характера соответствует свой темперамент – обобщенная индивидуально-устойчивая система инвариантных психобиологических свойств динамики индивидуального поведения человека, реализующаяся в физической и коммуникативной среде. Еще Гиппократ (460-373 г. до н. э.) выделил 4 типа темперамента. В табл.2 приведены их основные характеристики. Табл.2 Характеристики темпераментов
Учет темперамента выражается в том, что следует опираться на положительные его черты и преодолевать (сглаживать) отрицательные. Так, например: если с холериком нужно вести себя сдержанно, то с флегматиком – активно, а в меланхолика – вселять оптимизм. Такая черта личности, как нейротизм (N) – измеряет приспособленность либо эмоциональную нестабильность. Высокая степень нейротизма – беспокойный, нервозный, эмоциональный, неуверенный, неадекватный, ипохондрический. Низкая степень нейротизма – характеризует спокойного, расслабленного, выносливого, неэмоционального, довольного собой человека. Другая черта личности – экстраверсия (E¢) – измеряет широту и интенсивность межличностных взаимодействий, уровень активности, потребность во внешней стимуляции, способность радоваться жизни. Высокий уровень экстраверсии (экстраверт) – общительный, активный, разговорчивый, оптимистичный, ориентированный на людей, ласковый человек. В то время, как низкий уровень экстраверсии (интроверт) – это сдержанный, трезвомыслящий, отчужденный, ориентированный на дело, замкнутый в себе индивид. На рис. 2 представлена взаимосвязь типов темперамента таким чертам личности, как нейротизм и экстраверсия. высокий N
холерик меланхолик
интроверт экстраверт
Флегматик сангвиник низкий N Рис.2 Соответствие темперамента, нейротизма и экстраверсии
Многие психологи считают, что подобно физическому росту и интеллекту черты личности развиваются и достигают полной зрелости к 40 годам жизни человека. И если «незрелый» возраст могут характеризовать: пассивность, зависимость, примитивные интересы, ограниченное число моделей поведения, краткосрочные перспективы, подчиненное положение, низкое самосознание, то «зрелый» возраст – соответственно: активность, независимость, глубокие интересы, разновидные поведенческие модели, долгосрочные перспективы, главенствующее положение и более высокое самосознание и самоконтроль. Очень важной особенностью личности считаются ценностные ориентации – идеологические, моральные, эстетические и другие основания оценок личностью окружающей действительности и ориентации в ней, формируют систему социальных установок человека. Установка – готовность чувствовать и вести себя определенным образом по отношению к кому-либо или чему-либо. Убеждения – элемент мировоззрения, духовные устои, придающие личности уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности, направляющие их поведение, волевые действия.
3.2. Организационное поведение личности.
На индивидуальное поведение каждого человека влияет множество факторов. Установки, особенности личности, ее способности и компетентность обуславливают мотивацию, восприятие, способность обучаться, которые в свою очередь сказываются на особенностях индивидуального поведения. Кроме того, большое значение имеют внешняя и внутренняя среда организации, а также конкретная ситуация, вернее ее образ, воспринятый индивидом. На рис. 3 представлена зависимость индивидуального поведения от внешних и внутренних факторов. Образ ситуации (sit), в которой находится человек, выливается из окружающей среды, зависит от способностей, желаний, потребностей, ожиданий, мотивов, стремлений, целей (или причин), жизненного опыта, культуры, социальных и экономических факторов. Все это вызывает определенное поведение (П), характеризующееся в свою очередь установками (Ус), ценностями (Ц) и убеждениями (У). Рассмотрим подробнее некоторые используемые понятия. Потребность – состояние недостатка (нужды или требование организма) в чем-либо, стимулирующее деятельность, направленную на восполнение этого недостатка. Потребности лежат в основе образования ценностей, формирования интереса, мотива, ориентаций, установок, цели, решений, действий. Желание – состояние актуализированной потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-то конкретное для ее удовлетворения. Стремление – желание и готовность действовать определенным образом. Мотивы – побудительные причины поведения и действий человека, возникающие на основе его потребностей и интересов (приходят на смену потребностям). Ожидания – способность предвосхищать будущие события, отражают представление человека о том, в какой мере его действия приведут к определенным результатам. Цели – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств. Жизненный опыт – совокупность усвоенных навыков, умений, знаний, полученных в результате активного практического взаимодействия личности с миром. Культура – совокупность социально приобретенных и транслируемых поколениями значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. Социальные факторы: принадлежность к социальной группе, социальный статус, образование, правовые условия, семейное положение, карьерный рост и т.д. Экономические факторы: благосостояние семьи, уровень заработка, уровень притязаний, профессионализм и т.д.
Рис.3. Индивидуальное поведение личности
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.84.207 (0.009 с.) |