Общение Как обмен информацией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общение Как обмен информацией



Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

Однако такой подход нельзя рассматривать как методологически корректный, т.к.:

· в нем опускаются некоторые важнейшие характеристики именно человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации.

· фиксируется в основном лишь одно направление потока информации, а именно от коммуникатора к реципиенту.

· фиксируется лишь формальная сторона дела, но информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается и тд.

Аспекты:

1. Общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что в отличие от простого "движения информации" между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом, поэтому в коммуникативном процессе и происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею. Люди стремятся выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Суть коммуникативного процесса - не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.

2. обмен информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера.

3. "все должны говорить на одном языке" (единая система кодификации). (Например, Муж, встреченный у двери словами жены: "Я купила сегодня несколько электрических лампочек", не должен ограничиваться их буквальным истолкованием: он должен понять, что ему надо пойти на кухню и заменить перегоревшую лампочку!=)

4. в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальный или психологический характер. (социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание; неприязнь по отношению друг к другу, недоверие)

Названные особенности человеческой коммуникации не позволяют рассматривать ее только в терминах теории информации.

  Коммуникативные процессы:

1. аксиальный (когда сигналы направлены отдельным людям)

2. ретиальный (когда сигналы направлены множеству вероятных адресатов)

Фасцинация – совокупность средств, помогающей принятию информации и ослабляющей действия различных фильтров (например, музыкальное сопровождение речи, пространственное или цветовое сопровождение ее).

Информация, исходящая от коммуникатора:

1. побудительная (приказ, совет, просьба). Рассчитана на стимуляцию к-л действия.

Виды стимуляции:

· активизация, т.е. побуждение к действию в заданном направлении

· интердикция, т.е. побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности

· дестабилизация - рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности

2. Констатирующая. Не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому.

 

Коммуникация

1. Вербальна я - человеческая речь.

"Убеждающая коммуникация " - совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия. На ее основе разрабатывается так называемая экспериментальная риторика - искусство убеждения посредством речи.

Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу.

1) Кто? (передает сообщение) - Коммуникатор

2) Что? (передается) - Сообщение (текст)

3) Как? (осуществляется передача) - Канал

4) Кому? (направлено сообщение) - Аудитория

5) С каким эффектом? - Эффективность

 

2. Невербальная:

1) оптико-кинетическая (жесты, мимика, пантомимика)

2)  паралингвистическая (система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность)

экстралингвистическая (включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи)

3) организация пространства и времени коммуникативного процесса,

4) визуальный контакт

функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

"семантически значимая информация" - информация, которая и влияет на изменение поведения, т.е. которая имеет смысл.

Вербальная и невербальная системы коммуникации обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.007 с.)