ТправлюПсихология как наука. Специфика психологического знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТправлюПсихология как наука. Специфика психологического знания



ТправлюПсихология как наука. Специфика психологического знания

Психология - наука, изучающая психику человека. Она зародилась в недрах философии, первые представления – душа => психология – наука о душе.

Ее отличают 3 особенности:

· Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству – психике.

· В ней сливаются объект и субъект познания (научное сознание человека становится его научным само сознанием)

· Практические результаты развития психологии значительнее результатов любой другой науки (умение управлять своими психическими процессами, функциями и способностями – задача более грандиозная, чем освоение космоса…)

Специфика психологического знания в том, что оно обращено и на самого субъекта, т.е. на себя (самосознание).

 

Методы психологии, их классификация и основная характеристика

· Наблюдение (свободное, стандартизированное; включенное, стороннее)- чтобы получить объективные (независимые от наших суждений, отношений и опыта) сведения об интересующем нас психическом явлении, следует придерживаться определенной схемы. Необходимо регистрировать все факты. Фиксировать результаты наблюдений в определенном порядке, сразу их записывая. Нужно определить цель наблюдения и выбрать подходящую ситуацию. Нужно следить за тем, чтобы описывать наблюдаемое, а не объяснять его. Преимуществом наблюдения является то, что наблюдаешь объект непосредственно, напрямую; к недостаткам относится пассивная позиция наблюдателя, вынужденного ожидать проявления нужного качества.

· Эксперимент (естественный, лабораторный; констатирующий, формирующий) - Это создание такой ситуации, когда у изучаемого человека вызывается нужное для анализа психическое явление. В отличие от наблюдения, здесь исследователь активно влияет на процессы психики испытуемого. Но для «чистоты эксперимента» лучше, чтобы человек не знал, что над ним проводится эксперимент, или не знал об истинной цели исследования. В естественном эксперименте испытуемые не знают, что их исследуют. В процессе такого эксперимента, конечно, выявляется более достоверная информация. Но для обеспечения скрытности процесса эксперимента, его нельзя проводить многократно и ограничиваются возможности использования аппаратуры. При лабораторном эксперименте человек знает, что его изучают. Но зачастую результаты исследования могут искажаться психическим состоянием человека.

· Опросы, тесты, анализ продуктов деятельности, моделирование

 

Сравнение психики животных и человека

· Многими экспериментами исследователей было показано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Человек же способен поступать соответственно познанной необходимости - сознательно.

· Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия.

· Третья отличительная черта психической деятельности человека - передача общественного опыта. Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт.

· Различие в чувствах - только в человеке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и радость другого человека.

 

Неосознаваемые психические процессы и их классификация

Такие процессы начали изучаться в начале XX века.

Три класса:

Надсознательные процессы

а) неосознаваемые автоматизмы – действия, которые совершаются без участия сознания, при отсутствии сознательного контроля (как говорится, «на автомате») подразделяются на автоматические (никогда не осознавались, не могут быть осознаны. кроме того, их осознание расстраивает действие. Как только начинаем контролировать красивую походку, походка становится корявой.) и автоматизированные(прошли через сознание и перестали осознаваться – навыки – езда не велосипеде).

б) Установка – готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении. Речь идет именно о готовности.

если в темной комнате сидеть и со страхом ждать чего-то угрожающего, то иногда в самом деле начинаете слышать шаги или шорохи. Подозревать человека в краже топора и действительно видеть, что он ходит «как укравший топор» Это осознаваемые установки. неосознаваемые – контрастные иллюзии установки и ассимилятивные иллюзии установки. Если 15 раз подряд давать человеку в левую руку больший шар, а в правую – меньший. А на 16 раз дать два одинаковых, то он скажет, что в левой меньший (контрастные установки) или больший (ассимилятивные установки)

в) механизмы, сопровождающие действие (слова, движения – внешнее действие; поза мимика, интонация – мышечная тоника; слезы, дрожь, изменение зрачка и т.п.) Передают эмоциональное состояние, намерения, отношение, мысли. Человек смотрит на другого, порезавшего палец, и строит горестную гримасу.

Надсознательные процессы – это, если можно так сказать, процесс образования некоего продукта большой сознательной работы, который затем «вторгается» в сознательную жизнь и, как правило, меняет ее течение. Человек с детства молился перед сном, но однажды, когда он начал молиться, брат ему равнодушно говорит «ты все еще это делаешь?» После этого человек больше никогда не молился перед сном. Не столько вопрос брата, сколько предшествующий процесс, несознаваемый в полном объеме, подготовил его к такому повороту. Вопрос лишь последняя капля, толчок.

 

Большие соц.группы

Классификация больших соц.групп:

2 вида общностей:

1. на основании объективных соц.связей (классы, половозрастные группы)

2. на основании сознательного стремления к объединению на основе общих целей и ценностей (партии, ассоциации, конфессиональные объединения)

           Критерии классификации:

1. по времени существования

2. по степени организованности

3. по степени открытости

4. по признаку контактности (условные и реальные)

5. по степени гомогенности (например, по объективно существующему признаку либо на основании стремления к объединению)

Уровни развития больших соц.групп:

1. Типологический уровень (совокупность, но не единство)

2. Уровень идентификации (члены группы причисляют себя к новой общности)

3. Уровень солидарности – интегрированности (члены группы переходят к совместным действиям по защите своих интересов).

Виды толп.

Толпа – изначально неорганизованное, либо потерявшее организацию скопление людей, не имеющее общей осознанной цели (или утратившее ее), и находящееся в состоянии эмоционального возбуждения.

1. Активная

2. Пассивная

Соц-псих характеристики толпы:

1. внушаемость

2. однородность толпы, уравнивание в толпе

3. чувство анонимности порождает ощущение бесконтрольности и безответственности

Формирование толпы:

1. Паника – проявление бесконтрольного страха, охватывающее значительное кол-во людей.

2. Слухи.

Виды толп:

1. окказиональная (любопытство к происшествию)

2. конвенциональная (интерес к объявленному ране событию)

3. экспрессивная (общее отношение к какому-либо событию)

4. действующая:

· агрессивная (слепая ненависть)

· паническая (стихийно спасающаяся от источника опасности)

· стяжательская (конфликт за обладание какими-либо ценностями)

· повстанческая (общее справедливое возмущение действиями властей)

 

 

Социальная фасилитация

Это мотивация, источником которой является присутствие исполнителя или аудитории. Эффект может быть как положительный, так и отрицательный. То есть, в присутствии других людей, человеку свойственно решать быстрее легкие задачки, но не так успешно справляться с более трудными. Если социальное возбуждение усиливает доминирующие реакции, оно должно благоприятствовать выполнению легких заданий и мешать выполнению сложных. К этому пришел социальный психолог Роберт Зайонц.

Однако в присутствии посторонних люди, переживающие стресс, больше потеют, у них учащаются дыхание и пульс, больше напрягаются мышцы и заметнее поднимается артериальное давление. Чем больше вокруг человека людей, тем заметнее их влияние на него. Пребывание в толпе усиливает как позитивные, так и негативные реакции

Пребывание в толпе усиливает возбуждение, которое благоприятствует доминирующим реакциям.

По мнению Николаса Коттрелла, наблюдатели вселяют в нас тревогу, потому что нам не все равно, как они нас оценивают. Смущение, которое мы испытываем, когда нас оценивают, тоже может помешать нам справиться с тем, что мы лучше всего делаем автоматически, не задумываясь.

Другая причина возбуждения в присутствии других – рассеянность внимания. То есть, при наличии наблюдателей, человек начинает заботиться о том, как он выглядит со стороны, как реагирует аудитория, как работают его соисполнители, их внимание рассеивается.

Тем не менее Зайонц полагает, что и без боязни оценки, и без отвлечения внимания сам факт присутствия наблюдателя способен стать причиной возбуждения.

Социальная леность

Было экспериментально доказано, что люди, действующие в группе прикладывали меньше усилий для достижения опр. Цели. Причем, они сами не замечают этого, и не могут назвать себя ленивыми.

Возникновение соц. Лености может быть связано с:

· Коллективные действия уменьшают боязнь оценки

· Возникает соблазн стать «халявщиком»

Социальная леность проявляется в том случае, когда работающие в группах люди не несут личной ответственности за результаты своего труда. Исключения составляют группы, которые либо выполняют чрезвычайно трудную, привлекательную или интересную работу, либо объединяют людей, связанных дружескими отношениями}

Деиндивидуация в группе.

В некоторых групповых ситуация, люди совершают такие поступки, которые они никогда бы не совершили в одиночку в повседневной жизни. Они утрачивают собственное Я, и становятся восприимчивыми к нормам толпы. Такой процесс наз-ся деинд-ией.

Ч ем многочисленнее толпа, тем заметнее утрата её членами чувства самосознания и их готовность совершать такие зверства, как сожжение, растерзание или расчленение жертвы.

Групповая поляризация.

После группового обсуждения мнения дискутировавших (обычно) сближаются, особенно потому, что принято сперва обсуждать вопросы в кругу единомышленников.

Имеет место тенденция группового обсуждения усиливать первоначальные мнения индивидуумов, даже больше, чем среднее арифметическое их индивидуальных суждений – это и есть «феномен групповой поляризации».

Объяснение: информационное влияние (в обсуждении закладывается банк идей с доминирующей точкой зрения) и нормативное влияние (желание быть принятым и одобренным остальными членами группы)

Интенсифицируются ли мнения в группе?

Поляризация помогает объяснить постоянно повторяющийся эффект: группы сильнее конкурируют и меньше сотрудничают друг с другом, чем отдельные индивидуумы между собой.

Пример результата «естественной поляризации»: если студенты колледжа X изначально более интеллектуальны, чем студенты колледжа Y, то к концу срока обучения этот разрыв увеличится. =)

Объяснение поляризации

- желание быть принятым и одобренным в группе

- соотнесение своей позиции с позицией других людей укрепляет веру в её объективность или переубеждает («большинство вряд ли может ошибаться» - такой ход мысли)

Активиое участие в дискуссии вызывает большие изменения установок, чем пассивное восприятие.

Социальное сравнение - оценивание своих мнений и способностей путем сравнения себя с другими.

Плюралистическое неведение - ложное представление о мыслях, чувствах и реакциях других людей.

Влияние меньшинства.

Факторы:

1) Последовательность (постоянно называть голубые линии зелеными, а не в трети случаев)

2) Уверенность в себе (центр внимания позволяет привести больше аргументов)

3) Отступники со стороны большинства (перебежчики – эффект снежного кома)

 

Последовательность: более влиятельны те, кто твёрдо стоит на своей позиции. Вероятен аналитический прямой способ убеждения.

Отступники: сомневающиеся при критике могут высказать и свои доводы против.

Лидерство – процесс, посредством которого определённые члены группы мотивируют и ведут за собой группу. Есть целевые лидеры и социальные, последним характерен демократический стиль руководства

Лидеры рабочих групп (организация работы) и социальные лидеры (сплочение, улаживание конфликтов, поддержка)

Коммуникация

1. Вербальна я - человеческая речь.

"Убеждающая коммуникация " - совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия. На ее основе разрабатывается так называемая экспериментальная риторика - искусство убеждения посредством речи.

Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу.

1) Кто? (передает сообщение) - Коммуникатор

2) Что? (передается) - Сообщение (текст)

3) Как? (осуществляется передача) - Канал

4) Кому? (направлено сообщение) - Аудитория

5) С каким эффектом? - Эффективность

 

2. Невербальная:

1) оптико-кинетическая (жесты, мимика, пантомимика)

2)  паралингвистическая (система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность)

экстралингвистическая (включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи)

3) организация пространства и времени коммуникативного процесса,

4) визуальный контакт

функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

"семантически значимая информация" - информация, которая и влияет на изменение поведения, т.е. которая имеет смысл.

Вербальная и невербальная системы коммуникации обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.

 

Понятие о Я-концепции.

Социальное окружение влияет на самосознание: оказавшись в группе иной культуры, расы или пола, мы ясно осознаем свое отличие и чутко реагируем на то, как нас воспринимают другие. Эгоизм накладывает отпечаток на социальные суждения. Отношение к себе мотивирует социальное поведение (Мы пытаемся произвести впечатление кого-то. Т.е. мы хотим быть красивыми и тратимся на косметику и сидим на диетах)

Я-концепция – ответ на вопрос кто я такой?. Состоит из Я-структур (психические модели, с помощью которых мы организуем нашу жизнь – восприятие себя как…) Я-концепция влияет на восприятие других, так если в центре концепции стоит спорт, то и у других мы в первую очередь оцениваем спортивные достижения

Эффект ссылки на себя:

тенденция эффек­тивно обрабаты­вать и хорошо запоминать инфор­мацию, относящую­ся к самому себе.

Самоуважение:

всеобъемлющая самооценка, или чувство собствен­ного достоинства.

тправлюПсихология как наука. Специфика психологического знания

Психология - наука, изучающая психику человека. Она зародилась в недрах философии, первые представления – душа => психология – наука о душе.

Ее отличают 3 особенности:

· Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству – психике.

· В ней сливаются объект и субъект познания (научное сознание человека становится его научным само сознанием)

· Практические результаты развития психологии значительнее результатов любой другой науки (умение управлять своими психическими процессами, функциями и способностями – задача более грандиозная, чем освоение космоса…)

Специфика психологического знания в том, что оно обращено и на самого субъекта, т.е. на себя (самосознание).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.058 с.)