Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Динамические процессы в малой группе.
Структура малой группы: · формальная/неформальная · социометрическая · коммуникативная · ролевая · структура соц.власти и влияния Образование малых групп: 1. Формальные: Через вхождение индивида в формирующуюся или уже существующую группу Механизм: привлекательность данной группы для индивида. 2. Неформальные: Образуются на основе потребностей в общении, участии, принадлежности Механизм: эмоциональная привлекательность, психологическая совместимость. В современной социальной психологии процесс развития малой группы понимается как закономерная смена этапов (или стадий), различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции. Развитие группы по Л.Уманскому: [ Отличительными признаками (параметрами) развития группы выступают: направленность (содержание групповых целей, мотивов и ценностей), организованность, подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность, стрессоустойчивость. Целостными характеристиками группы выступают также сплоченность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность. ] 1. Номинальная группа (характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач) 2. группа-ассоциация (отличается начальной межличностной интеграцией в сфере эмоциональных отношений) 3. группа-кооперация (характеризуется преобладанием интегративных тенденций в сфере деловых отношений) 4. группа-автономия (высоким внутренним единством как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений) 5.а) группа-корпорация (Изоляция группы и концентрация активности ее членов на узкогрупповых целях) 5.б) коллектив – реальная контактная группа, отличающаяся интегративным единством, организованностью, подготовленностью. (интеграция с другими группами на основе направленности на более широкие социально значимые цели; группы могут характеризоваться внутренней антипатией, эгоизмом в межличностных отношениях («интраэгоизм» по Л.И.Уманскому), конфликтностью, агрессивностью как формами проявления дезинтеграции.) Развитие группы по А.Петровскому:
· По степени опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности (от диффузной до высокоорганизованной) · По ее общественной значимости (группы с положительной и отрицательной соц.направленностью) Механизмы развития малой группы: 1. Разрешение внутригрупповых противоречий (между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью, между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой, между поведением лидера группы и ожиданиями его последователей.) 2. «психологический обмен» ( предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ за более высокий их вклад в ее жизнедеятельность. ) 3. «идиосинкразический кредит» ( предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей. ) Социальная фасилитация. Социальная “леность”. Социальная фасилитация Это мотивация, источником которой является присутствие исполнителя или аудитории. Эффект может быть как положительный, так и отрицательный. То есть, в присутствии других людей, человеку свойственно решать быстрее легкие задачки, но не так успешно справляться с более трудными. Если социальное возбуждение усиливает доминирующие реакции, оно должно благоприятствовать выполнению легких заданий и мешать выполнению сложных. К этому пришел социальный психолог Роберт Зайонц. Однако в присутствии посторонних люди, переживающие стресс, больше потеют, у них учащаются дыхание и пульс, больше напрягаются мышцы и заметнее поднимается артериальное давление. Чем больше вокруг человека людей, тем заметнее их влияние на него. Пребывание в толпе усиливает как позитивные, так и негативные реакции Пребывание в толпе усиливает возбуждение, которое благоприятствует доминирующим реакциям. По мнению Николаса Коттрелла, наблюдатели вселяют в нас тревогу, потому что нам не все равно, как они нас оценивают. Смущение, которое мы испытываем, когда нас оценивают, тоже может помешать нам справиться с тем, что мы лучше всего делаем автоматически, не задумываясь.
Другая причина возбуждения в присутствии других – рассеянность внимания. То есть, при наличии наблюдателей, человек начинает заботиться о том, как он выглядит со стороны, как реагирует аудитория, как работают его соисполнители, их внимание рассеивается. Тем не менее Зайонц полагает, что и без боязни оценки, и без отвлечения внимания сам факт присутствия наблюдателя способен стать причиной возбуждения. Социальная леность Было экспериментально доказано, что люди, действующие в группе прикладывали меньше усилий для достижения опр. Цели. Причем, они сами не замечают этого, и не могут назвать себя ленивыми. Возникновение соц. Лености может быть связано с: · Коллективные действия уменьшают боязнь оценки · Возникает соблазн стать «халявщиком» Социальная леность проявляется в том случае, когда работающие в группах люди не несут личной ответственности за результаты своего труда. Исключения составляют группы, которые либо выполняют чрезвычайно трудную, привлекательную или интересную работу, либо объединяют людей, связанных дружескими отношениями} Деиндивидуация в группе. В некоторых групповых ситуация, люди совершают такие поступки, которые они никогда бы не совершили в одиночку в повседневной жизни. Они утрачивают собственное Я, и становятся восприимчивыми к нормам толпы. Такой процесс наз-ся деинд-ией. Ч ем многочисленнее толпа, тем заметнее утрата её членами чувства самосознания и их готовность совершать такие зверства, как сожжение, растерзание или расчленение жертвы. Групповая поляризация. После группового обсуждения мнения дискутировавших (обычно) сближаются, особенно потому, что принято сперва обсуждать вопросы в кругу единомышленников. Имеет место тенденция группового обсуждения усиливать первоначальные мнения индивидуумов, даже больше, чем среднее арифметическое их индивидуальных суждений – это и есть «феномен групповой поляризации». Объяснение: информационное влияние (в обсуждении закладывается банк идей с доминирующей точкой зрения) и нормативное влияние (желание быть принятым и одобренным остальными членами группы) Интенсифицируются ли мнения в группе? Поляризация помогает объяснить постоянно повторяющийся эффект: группы сильнее конкурируют и меньше сотрудничают друг с другом, чем отдельные индивидуумы между собой. Пример результата «естественной поляризации»: если студенты колледжа X изначально более интеллектуальны, чем студенты колледжа Y, то к концу срока обучения этот разрыв увеличится. =) Объяснение поляризации - желание быть принятым и одобренным в группе - соотнесение своей позиции с позицией других людей укрепляет веру в её объективность или переубеждает («большинство вряд ли может ошибаться» - такой ход мысли) Активиое участие в дискуссии вызывает большие изменения установок, чем пассивное восприятие. Социальное сравнение - оценивание своих мнений и способностей путем сравнения себя с другими. Плюралистическое неведение - ложное представление о мыслях, чувствах и реакциях других людей.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.006 с.) |