Россия в контексте международных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Россия в контексте международных



НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ

 
ОТНОШЕНИЙ

Р
оссия является не только правопреемницей СССР, но и наслед- ницей в широком смысле этого слова Советского Союза и Рос- сийской империи, которые уделяли внимание научно-техниче- скому прогрессу, хотя капитализм как масштабная питательная среда НТП стал развиваться здесь позже, чем в Европе, из которой пошли

кругами научные и технологические достижения.

 
При этом понимании Россия тем не менее обращала внимание на инновации, выражаясь современным языком, которые рождались в пытливом уме народа, жившего в суровых климатических условиях, позитивно воспринимавшего коллективизм в качестве общественной ценности и стремившегося осваивать оптимальным образом земельные просторы и природные богатства. В этой связи немаловажную роль иг- рала потребность защищать собственную землю с помощью военной силы, поэтому армия являлась заказчиком и потребителем инноваций. Эти обстоятельства обусловили параллельное изобретение в Рос- сии парового двигателя, радио, подводной лодки, мины и в целом по- явление национальной инженерной школы, которая, несмотря на ре- волюционные перемены после 1917 г., получила дальнейшее развитие в процессе индустриализации, культурной революции и Великой Оте-

чественной войны 1941–1945 гг.

Другими словами, Россия исторически является одной из мировых научных держав: отечественная научная и инженерная школы эффек- тивно решали задачи социально-экономического развития и обеспече- ния безопасности страны, внесли существенный вклад в накопление человечеством научных знаний и создание передовых технологий. Во

175


 

 

 

ГЛАВА 6

 

многом этому способствовала адекватная времени и структуре эконо- мики система организации исследований и разработок.

В этой связи следует отдать должное советской власти, которая ускоренным темпом развивала фундаментальную и прикладную нау- ку, с опорой на математику, физику, химию, технические дисципли- ны и естествознание. Благодаря высокоразвитой науке — 25% всех научных работников мира1 — СССР находился на переднем плане, его образование по многим параметрам считалось лучшим в мире2. Одновременно в стране большое внимание уделялось развитию гу- манитарных наук, преодолению техно-гуманитарного дисбаланса, а также воспитательному процессу и опоре на морально-этические ценности социализма3.

 
СССР, базируясь на новых знаниях и квалифицированных кадрах, создал передовое производство на ряде ключевых направлений — авиа- строение, космонавтика, ядерная энергетика, кибернетика, которые стимулировали отрасли науки, образования и промышленности, выво- дившие страну на передовые рубежи научно-технического прогресса.

Опыт Советского Союза был воспет в «Марше энтузиастов»:

 
«Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна ученых!» Поэто- му представляется важным обратить внимание на ряд аспектов совет- ского прошлого.

Прежде всего интерес представляет опыт мобилизации ресурсов на решении ключевых задач. Он предполагал, во-первых, грамотное фор- мулирование задач и путей их решения. А это, в свою очередь, озна- чало умение организовать работу, создать обстановку требовательно- сти к собственной совести, ответственного отношения к делу, систему поощрений и наказаний. Нередко осуждение противоправных деяний было публичным, чтобы было не только совестно, но и стыдно. Во- вторых, необходимо было досконально знать ресурсы, чтобы оптими- зировать процесс деятельности и исключить необоснованное дублиро- вание. Лозунг «беречь народное добро» весьма существен.

После прочтения этих строк возникнет шквал осуждения негатива из советского прошлого. Его тоже нужно знать и извлекать уроки из плохой практики. В этой связи нельзя не упомянуть, что в СССР весь-

 

1 Наука в СССР. Справочные данные по состоянию на 1976 год. Статья из Большой советской энциклопедии (БСЭ). Т. 41.

2 «Спутниковый шок» в США. См.: Бирюков А. В. Современные научно-технологи- ческие отношения. М.: РосНОУ, 2014. С. 191.

3 См.: Моральный кодекс строителя коммунизма.

176


 

ма своеобразно воспринималось поощрение инициативы людей, из ко- торой исключались предприимчивость и демократическая активность, важнейшие источники развития.

 
В то же время именно аспект опыта мобилизации ресурсов в усло- виях бесконечных санкций против России с целью ограничения ее доступа к международным финансам и технологиям представляется особенно востребованным. К нему примыкает позитивная практика института планирования и прогнозирования. Эти инструменты не яв- ляются признаком мобилизационной экономики и активно использу- ются рядом успешных стран типа Японии и Кореи. Однако в условиях концентрации усилий на главном планирование и прогнозирование играют важную роль.

 
Существенный аспект советского прошлого связан с особым ак- центом на образовании и науке, которые рассматривались в качестве драйверов развития. В этом аспекте СССР ничем не отличался от раз- витых западных стран, если не считать, что в целом ряде отраслей типа освоения околоземного космического пространства и ядерной энерге- тики он находился вровень с США и на голову опережал ведущие стра- ны Западной Европы. Именно эти страны в нынешних рейтингах раз- вития ПРООН, ВОИС и ВЭФ находятся в первой десятке передовых государств.

Наконец, нельзя не отметить, высокий уровень интеллектуального, нравственного и духовного подъема советского народа, который был погружен в атмосферу инновационного прорыва и над которым в бук- вальном смысле слова витал «дух Гагарина».

Важно подчеркнуть, что современная Россия унаследовала многие достижения Советского Союза, несмотря на разрушительное десятиле- тие 90-х годов прошлого века. И в этом наследии заключается одно из конкурентных преимуществ нашей страны.

Однако в современных условиях ускоренного бега времени под воздействием НТП ни в коем случае нельзя топтаться на месте, опира- ясь только на достижения предыдущих поколений. Исходя из анализа опыта США, Китая, Японии и других технологических лидеров можно видеть, что для успешного включения в международные научно-техно- логические отношения необходимо сочетание четко сформулирован- ных политических целей и понятных путей движения к ним с учетом инициативности и предприимчивости граждан. Важны также такие компоненты конкурентоспособности и мощи, как интеллектуальный потенциал, включая национальные научные школы и развитую систе-

177


 

 
му образования всех уровней, опирающихся на собственных граждан, а также механизмы овеществления знаний в инновации в контексте на- укоемкой национальной промышленности.

При более пристальном рассмотрении опыта современного Китая обращают на себя внимание комплексность и последовательность дей- ствий, которые указывают на продуманность и планирование шагов. Думается, это обусловлено не только тесной и плодотворной связью власти и науки, когда первая определяет цели и ставит задачи, а вто- рая к ним стремится и их решает, внося обоснованные коррективы, но и концентрацией усилий государственного аппарата, состоящего из подготовленных сотрудников, нацеленных на национальный успех. Взаимосвязь с наукой является рабочей и не осложняется бюрократи- ческой процедурой, а работа с государственными органами базируется на служебной дисциплине и пронизана следованием морально-этиче- ским нормам общественного поведения, которые традиционно были всегда сильны в Китае. Наконец, важным компонентом китайского успеха может считаться так называемая вертикальная демократия, ког- да «люди на местах и люди в высоких креслах» связаны двусторонней коммуникацией, в результате которой разумная местная инициатива становится импульсом общенационального дела1.

Опыт участия Китая в МНТО подсказывает нам значимость работы

над повышением качества открытости страны внешнему миру. Важным представляется соблюсти баланс между получением на Западе востре- бованных знаний, технологий, управленческих инноваций и навыков, подтвердивших собственную эффективность, и сведением к минимуму усилий развитых стран и транснационального бизнеса сплести и укре- пить ткань зависимости Китая.

 
К качеству открытости имеет отношение совершенствование охра- ны прав интеллектуальной собственности в Китае. Согласно докладу Всемирной организации интеллектуальной собственности, в 2017 г. количество заявок на выдачу патентов в очередной раз стало рекорд- ным, при этом Китай выступал движущей силой динамичного роста. По количеству заявок на оформление патентов на изобретения, про- мышленные образцы и торговые марки Китай занял первое место в мире2. В стране была создана система законодательства, применения права, интернационализации и гласности в сфере охраны интеллекту-

 

1 Нейсбит Дж. Китайские мегатренды. 8 столпов нового общества. М.: Астрель, 2012. С. 64–66.

2 Лю Вэй. Совершенствование охраны прав интеллектуальной собственности // Журнал «Китай». 2019. Январь. С. 5.

178


 

 

Россия в контексте международных научно-технологических отношений

 

альной собственности. А ведь еще недавно на Западе обвиняли КНР в интеллектуальном пиратстве.

 
Еще одним достижением, повлиявшим на участие Китая в МНТО, является национальная система трансфера технологий, в которую во- шли научно-исследовательские институты, университеты, частные компании и государственные учреждения, занимающиеся таким тран- сфером. В контексте этой системы функционируют механизмы предо- ставления информации, обмена правами собственности, предоставле- ния льготных кредитов и других способов поддержки инновационного бизнеса на первоначальном этапе, включая специальное страхование.

Самый главный метод обеспечения суверенной независимости в Китае видят в создании национальной промышленной, финансовой, научной, образовательной и технологической базы, которая охватыва- ет все ведущие области человеческой деятельности, включая, в част- ности, создание инновационной промышленности, освоение косми- ческого пространства, обеспечение информационно-кибернетической безопасности, культивирование искусственного интеллекта, формиро- вание боеспособных современных вооруженных сил.

Обращает на себя внимание приверженность традиции в ходе про- цесса модернизации. В результате Китаю удается приспосабливаться к процессам, пришедшим в страну извне, придавая им форму и при- вкус, позволяющие инновациям восприниматься китайцами есте- ственным образом. Эта работа требует творческого подхода, но она оправдана во всех аспектах учета зарубежного опыта.

Китай, в значительной степени перенявший опыт СССР, демон- стрирует также, что для адекватного участия в МНТО существенна ат- мосфера творческого поиска, которая складывается на фоне духовного национального подъема и повышения престижа профессий с высоким творческим компонентом.

 
С учетом изложенного представляется целесообразным рассмо- треть стратегические документы современной России, которые свя- заны с наращиванием промышленного, научного, технологического и образовательного потенциала и обеспечением национальной безопа- сности. Важно также высказать соображения относительно инклюзив- ного опережающего развития страны в условиях постиндустриального технологического уклада.

Оценивая современную ситуацию в России, следует отметить, что у страны имеется научно-технологический потенциал, существу- ет несколько сотен научных и образовательных центров, проводящих исследования и разработки мирового уровня. Однако направления ис-

179


 

 

 

ГЛАВА

 

следований и разработок в ряде случаев отягощены направлениями, актуальными в прошлом, но в настоящем требующими серьезной кор- ректировки. Наблюдаются значительная дифференциация научных и образовательных организаций по результативности и эффективно- сти, концентрация исследовательского потенциала лишь в нескольких регионах страны. Сохраняется проблема невосприимчивости эконо- мики и общества к инновациям. Практически отсутствует передача знаний и технологий между оборонным и гражданским секторами эко- номики, что сдерживает развитие и использование технологий двойно- го назначения.

Все перечисленные негативные явления создают существенные риски отставания России от стран — мировых технологических лиде- ров — и обесценивания внутренних инвестиций в сферу науки и тех- нологий, снижают независимость и конкурентоспособность России в мире, не содействуют долгосрочному росту благосостояния общества и укреплению суверенитета страны. В конечном счете ставят под угрозу обеспечение национальной безопасности1. В этой связи предпринима- ются меры, направленные на исправление ситуации.

 
В Стратегии национальной безопасности и концепции внешней политики России в аналитическом аспекте рассмотрен контекст уча- стия России в международных научно-технологических отношениях. Формирование новой полицентричной модели мироустройства пони- мается в качестве процесса, который сопровождается конкуренцией между государствами и все в большей степени «охватывает ценности и модели общественного развития, человеческий, научный и техноло- гический потенциалы»2.

В условиях, когда в международных отношениях не снижается, а, пожалуй, возрастает роль фактора силы, активная опора на НТП ста- новится вопросом национальной безопасности. В Стратегии России, посвященной вопросам национальной безопасности, прямо заявлено о стремлении некоторых стран «использовать информационные и ком- муникационные технологии для достижения своих геополитических целей, в том числе путем манипулирования общественным сознанием и фальсификации истории»3.

 

1 См.: Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года.

2 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года от 12 мая 2009 года. П. 13.

3 Там же. П. 21.

180


 

 

 

Россия в контексте международных научно-технологических отношений

 

 
В связи с этим наука, технологии и образование отнесены к разряду стратегических национальных приоритетов. На этот блок возлагаются ответственные задачи обеспечить модернизацию национальной эко- номики, реализацию конкурентных преимуществ России, ее оборону и безопасность, а также формирование научно-технических заделов на перспективу. Это, в частности, означает развитие фундаментальной науки, а также повышение качества и доступности образования.

Вместе с тем в Стратегии национальной безопасности четко зафик- сированы факторы, негативно влияющие на безопасность в области науки, технологий и образования. К их числу относятся отставание в развитии высоких технологий, зависимость от импортных поставок научного, испытательного оборудования, приборов и электронных компонентов, программных и аппаратных средств вычислительной техники, несанкционированная передача за рубеж конкурентоспособ- ных отечественных технологий, снижение престижа профессий препо- давателя и инженера. Также не просто есть понимание, но определены вехи нейтрализации перечисленных негативных факторов, комплек- сного развития научно-образовательной базы, национальной иннова- ционной системы и системы трансфера технологий.

 

 
Еще один документ, определяющий контекст участия России в международных научно-технологических отношениях, называет- ся Концепция внешней политики Российской Федерации. В 2016 г. вступила в силу последняя концепция, базирующаяся на современных тенденциях международных отношений и приоритетах национальной безопасности России. В ней зафиксирована устойчивая ориентация подавляющего большинства государств не столько на фактор силы, который, безусловно, сохраняет свое значение, сколько на обстоя- тельства, связанные с экономической, научно-технической и инфор- мационной конкурентоспособностью и мощью. В Концепции особо отмечается крупный прорыв на ряде ключевых направлений научно- технического прогресса1. В связи с этим на передний план глобальной конкурентоспособности и национальной мощи России выдвигаются такие составляющие, как интеллектуальные, информационные и ком- муникационные возможности, благосостояние и образовательный уровень населения, степень сопряжения научных и производственных ресурсов, концентрация финансового капитала и диверсификация экономических связей.

1 Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная президен- том В. В. Путиным 30 ноября 2016 г.

181


 

 
Вместе с тем в ходе развертывания основных направлений внешней политики России Концепция только вскользь упоминает проблемы информационной безопасности и снижения негативного воздействия на гомеостаз биосферы Земли за счет применения современных пере- довых технологий. Однако обширная сфера воздействия НТП на ме- ждународные отношения и внешнюю политику России, по существу, обойдена молчанием. Этот пробел, думается, будет восполнен в оче- редном стратегическом документе c прогнозом внешнеполитических действий страны.

Обратимся к еще одному официальному документу — Концепции государственной политики Российской Федерации в области между- народного научно-технического сотрудничества, одобренной прави- тельством в 2000 г. Следует подчеркнуть, что эта Концепция формули- рует ряд положений, важных для понимания системы МНТО. Прежде всего, к международному научно-техническому сотрудничеству в этом документе относятся как к «реальному инструменту стабилизации и подъема отечественной экономики и наращивания научно-техни- ческого потенциала России в условиях формирования рыночной эко- номики и демократизации общества»1. Концепция была рассчитана на 2000–2005 гг. и отражает представления о данной сфере международ- ных отношений, сформировавшиеся к концу XX в.

 
В Концепции были сформулированы стратегические цели поли- тики России, обусловленные процессами глобализации, интернацио- нализации и формирования экономики знаний и инноваций. В число таких целей включены содействие переходу России на инновацион- ный путь развития, полноправное участие нашей страны в глобаль- ных интеграционных процессах в сфере науки, технологий и науко- емкого производства, повышение уровня конкурентоспособности отечественной науки и технологий, развитие новых форм сотрудни- чества, а также обеспечение научно-технологической безопасности России. В этом документе рассмотрены также содержание, формы и направления межгосударственного научно-технического сотрудни- чества, которое призвано стать важным фактором развития россий- ской науки2.

 

1 Концепция государственной политики Российской Федерации в области между- народного научно-технического сотрудничества. Введение.

2 Концепция государственной политики Российской Федерации в области между- народного научно-технического сотрудничества. Направления политики в области меж- государственного научно-технического сотрудничества.

182


 

 
Особый акцент был сделан на использовании возможностей ООН и других международных организаций для формирования глобальной системы международного научно-технического и инновационного сотрудничества, партнерства и кооперации, отвечающего геополити- ческим и экономическим интересам России. Отдельно рассмотрены возможности взаимодействия с развитыми странами, новыми инду- стриальными странами и странами с переходной экономикой1. Целый раздел документа посвящен международному инновационному вза- имодействию, предложены правовые и информационные механизмы его реализации на практике. Предложения, изложенные в Концепции, по-прежнему сохраняют актуальность.

При реализации Концепции наша страна столкнулась с суровой реальностью жесткой конкурентной борьбы на пространстве МНТО в сочетании с геополитическими интересами государств технологиче- ских лидеров, возглавляемых США, которые рассматривали Россию в качестве младшего политического партнера и вовсе не были готовы содействовать наращиванию ее научного, технологического и про- мышленного потенциала. Думается, что именно по этой причине в от- личие от других государственных актов, ограниченных временными рамками, Концепция не стала возобновляемым документом. Россия нашла другие форматы планирования политической деятельности с учетом достижений НТП и их влияния на международные отноше- ния.

 
Обратимся в связи с этим к государственным документам, в кото- рых детальнее представлены положения, связанные с научно-техно- логической стратегией, политикой в области формирования инфор- мационного общества и основами международной информационной безопасности в Российской Федерации. Именно эти сферы самым не- посредственным образом связаны с МНТО.

Центральным документом здесь является Стратегия научно-тех- нологического развития Российской Федерации от 1 декабря 2016 г., над созданием которой трудились более трех тысяч экспертов2. Имен- но в ней, как представляется, отражено глубокое понимание подхо- да к международным научно-технологическим отношениям. В этом

 

1 Концепция государственной политики Российской Федерации в области между- народного научно-технического сотрудничества. Задачи многостороннего и двусторон- него межгосударственного научно-технического сотрудничества.

2 Портал Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.sntr-rf.ru.

183


 

 

ГЛАВА 6

 

документе развернуты стоящие перед государством большие вызовы как совокупность проблем, угроз и возможностей, приоритетные на- правления научно-технологического прогресса, а также независимость и конкурентоспособность этого процесса.

 
Стратегия нацелена на получение технологий, способных ответить на основные вызовы, повысить долю инновационной продукции во внутреннем валовом продукте, вывести на новые рынки наукоемкие отечественные технологии, повысить результативность проводимых российскими учеными исследований. Этот документ представляет со- бой своеобразный план, который включает формирование современ- ной системы управления в области науки, технологий и инноваций, культивирование эффективной коммуникации науки и бизнеса с це- лью повышения восприимчивости последнего к инновациям. В целом предполагается умная реорганизация системы научных организаций в горизонте примерно восьми лет в зависимости от решения новых важных конкретных задач.

 
Анализ документа выявляет также, помимо долгосрочного характе- ра стратегии, рассчитанной до 2035 г., еще и акцент на так называемых сквозных технологиях, владение которыми определяет технологиче- ское преимущество и технологическую ренту в течение длительного времени. Если конкретизировать, речь идет о цифровых производст- венных технологиях, создании новых материалов, развитии систем, способных обрабатывать большие объемы данных, искусственном ин- теллекте и машинном обучении. Имеются также в виду переход к эко- логически чистым и ресурсосберегающим источникам энергетики, когнитивные и другие высокие технологии, возникшие на пространст- ве физического, биологического и цифрового мира, а также в области познания человека и его мозга.

Немаловажно и то, что Стратегия предполагает подготовку ква- лифицированных кадров — инженеров и рабочих, готовых выпол- нять задачи нового уровня. Поэтому происходит совершенствование системы среднего профессионального образования на основе пере- довых международных стандартов и с учетом накопленного позитив- ного национального опыта. При этом изучение дисциплин, имеющих отношение к STEM, приоритетно1. Одновременно на базе ведущих вузов предполагается создание центров компетенции, которые пред- ставляют собой структуру, нацеленную на активный поиск, тран-

 

1 STEM — Science, Technology, Engineering, Mathematics.

184


 

 

 

 
Россия в контексте международных научно-технологических отношений

 

сфер и накопление знаний и уникального опыта, а также их класси- фикацию1.

В Стратегии научно-технологического развития присутствует понимание того, что фундаментальная наука является «системо- образующим институтом долгосрочного развития нации»2. Именно фундаментальная наука призвана оценить перспективы тенденций будущего и предложить оптимальные решения для ответа на вызовы, с которыми столкнется мир будущего, включая Россию. В развитие замыслов этого документа в рамках программы мегагрантов уже со- здано более 200 лабораторий мирового уровня, а также выделяются средства на развитие научной инфраструктуры, востребованной циф- ровой эпохой3.

В этом документе делается акцент на международном научно-тех- ническом сотрудничестве и международной интеграции в области исследований и технологий, позволяющих защитить идентичность российской научной сферы, а также интересы страны в контексте ин- тернационализации науки. В этой связи предлагается определять цели и формат взаимодействия с государствами в зависимости от их разви- тия, повышать уровень участия России в международных системах на- учно-технической экспертизы и прогнозирования, а также развивать механизм научной дипломатии4.

 
Наконец, этот документ акцентирует внимание на той роли, ко- торую играют наука и технологии в укреплении положения России в международных отношениях и на глобальном рынке. Речь идет не только о переходе к передовым цифровым, интеллектуальным про- изводственным технологиям, но и возрастании актуальности иссле- дований, связанных с этическими аспектами технологического раз- вития, изменениями экономических, социальных и политических отношений. Государство ставит задачу «способствовать формирова- нию модели международного научно-технического сотрудничества и международной интеграции в области исследований и технологиче- ского развития, позволяющей защитить идентичность российской на-

 

1 Гительман Л. Д., Кожевников М. В. Центры компетенций — прогрессивная форма организации инновационной деятельности // Инновации. 2013. № 10. [Электронный ре- сурс]. — Режим доступа: www.cyberleninka.ru.

2 Стратегия научно-технологического развития России до 2035 года. П. 21.

3 Из послания президента России В. В. Путина Федеральному собранию РФ 5 дека- бря 2016 года. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.kremlin.ru.

4 Стратегия научно-технологического развития России до 2035 года. П. 35.

185


 

 

 

ГЛАВА 6

 

 
учной сферы и государственные интересы в условиях интернациона- лизации науки и повысить эффективность российской науки за счет взаимовыгодного международного взаимодействия»1. Для понимания Стратегии необходимо помнить, что в Федеральном законе «О стра- тегическом планировании» целая статья посвящена прогнозу научно- технологического развития России. В ней, в частности, приведено со- держание прогноза. Он должен включать оценку достигнутого уровня и возможностей научно-технологического развития, а также анализ макроэкономических, структурных и институциональных факторов, на него воздействующих, которые рассматриваются в долгосрочной перспективе2.

 
Дальнейшее изучение основополагающих документов Российской Федерации, затрагивающих проблематику МНТО, выявило мощный акцент, сделанный в нашей стране на развитии информационного об- щества и обеспечении международной информационной безопасно- сти. С точки зрения МНТО, эти документы также являются знаковыми. В 2013 г. президент утвердил Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 г., в 2016 г. — Доктрину информаци- онной безопасности Российской Федерации, а в 2017 г. — Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг. Основы представляют собой документ стратегического планирования, в котором представлено определение международной информационной безопасности. Под МИБ понимается «такое со- стояние глобального информационного пространства, при котором исключены возможности нарушения прав личности, общества и прав государства в информационной сфере, а также деструктивного и про- тивоправного воздействия на элементы национальной критической

информационной инфраструктуры»3.

В эпоху глобальной информационной революции очень важно, что в Основах формулируется в качестве цели политики России «со- действие установлению правового режима, направленного на создание условий для формирования системы международной информацион- ной безопасности»4. Такая постановка вопроса означает, что на МИБ

 

1 Стратегия научно-технологического развития России до 2035 года. П. 29-д.

2 Закон о стратегическом планировании России. Ст. 22.

3 Основы государственной политики Российской Федерации в области междуна- родной информационной безопасности на период до 2020 года. П. 6.

4 Там же. П. 9.

186


 

как важнейший компонент международных научно-технологических отношений возложена миссия «протаптывания тропы» на международ- но-правовом поле, призванном регулировать международные отноше- ния, возникающие под воздействием возрастающего влияния научно- технического прогресса.

 
Еще одним моментом Основ является формулирование своеобраз- ной дорожной карты выстраивания системы международной и наци- ональной безопасности в условиях развития глобального информа- ционного пространства и становления информационного общества в международном и национальном контексте. Именно этот контекст играет важную роль для понимания и учета объективных тенденций развития МНТО. К числу таких тенденций относится «формирование глобальной информационной инфраструктуры, которая предоставля- ет качественно новые возможности социализации людей, их общения и доступа к накопленным человечеством знаниям»1.

Основы политики России в области МИБ обусловили утверждение президентом В. В. Путиным Доктрины информационной безопасно- сти Российской Федерации и Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг.

 
Доктрина информационной безопасности России представляет со- бой систему официальных взглядов на обеспечение национальной без- опасности нашей страны в информационной сфере. Это документ стра- тегического планирования, в котором зафиксированы национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере, основные информационные угрозы и состояние информационной безопасности, а также стратегические цели и основные направления обеспечения ин- формационной безопасности. Доктрина излагает на системной основе задачи, стоящие перед страной в области обеспечения информацион- ной безопасности.

С точки зрения МНТО особый интерес представляют положения Доктрины, касающиеся действий ряда зарубежных стран по наращи- ванию возможностей негативного влияния на российское общество и государство. Такие действия преследуют военно-политические цели, включают техническую и кибернетическую разведку, нацелены на ин- формационно-психологическое воздействие. Усиливается предвзя- тость подхода к России, доминируют негативные оценки ее политики. За рубежом растет число провокаций в отношении российских граждан,

 

1 Там же. П. 20.

187


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.101 с.)