Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Россия в контексте международныхСодержание книги Поиск на нашем сайте
НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ
кругами научные и технологические достижения.
чественной войны 1941–1945 гг. Другими словами, Россия исторически является одной из мировых научных держав: отечественная научная и инженерная школы эффек- тивно решали задачи социально-экономического развития и обеспече- ния безопасности страны, внесли существенный вклад в накопление человечеством научных знаний и создание передовых технологий. Во 175
ГЛАВА 6
многом этому способствовала адекватная времени и структуре эконо- мики система организации исследований и разработок. В этой связи следует отдать должное советской власти, которая ускоренным темпом развивала фундаментальную и прикладную нау- ку, с опорой на математику, физику, химию, технические дисципли- ны и естествознание. Благодаря высокоразвитой науке — 25% всех научных работников мира1 — СССР находился на переднем плане, его образование по многим параметрам считалось лучшим в мире2. Одновременно в стране большое внимание уделялось развитию гу- манитарных наук, преодолению техно-гуманитарного дисбаланса, а также воспитательному процессу и опоре на морально-этические ценности социализма3.
Опыт Советского Союза был воспет в «Марше энтузиастов»:
Прежде всего интерес представляет опыт мобилизации ресурсов на решении ключевых задач. Он предполагал, во-первых, грамотное фор- мулирование задач и путей их решения. А это, в свою очередь, озна- чало умение организовать работу, создать обстановку требовательно- сти к собственной совести, ответственного отношения к делу, систему поощрений и наказаний. Нередко осуждение противоправных деяний было публичным, чтобы было не только совестно, но и стыдно. Во- вторых, необходимо было досконально знать ресурсы, чтобы оптими- зировать процесс деятельности и исключить необоснованное дублиро- вание. Лозунг «беречь народное добро» весьма существен. После прочтения этих строк возникнет шквал осуждения негатива из советского прошлого. Его тоже нужно знать и извлекать уроки из плохой практики. В этой связи нельзя не упомянуть, что в СССР весь- 1 Наука в СССР. Справочные данные по состоянию на 1976 год. Статья из Большой советской энциклопедии (БСЭ). Т. 41. 2 «Спутниковый шок» в США. См.: Бирюков А. В. Современные научно-технологи- ческие отношения. М.: РосНОУ, 2014. С. 191. 3 См.: Моральный кодекс строителя коммунизма. 176
ма своеобразно воспринималось поощрение инициативы людей, из ко- торой исключались предприимчивость и демократическая активность, важнейшие источники развития.
Наконец, нельзя не отметить, высокий уровень интеллектуального, нравственного и духовного подъема советского народа, который был погружен в атмосферу инновационного прорыва и над которым в бук- вальном смысле слова витал «дух Гагарина». Важно подчеркнуть, что современная Россия унаследовала многие достижения Советского Союза, несмотря на разрушительное десятиле- тие 90-х годов прошлого века. И в этом наследии заключается одно из конкурентных преимуществ нашей страны. Однако в современных условиях ускоренного бега времени под воздействием НТП ни в коем случае нельзя топтаться на месте, опира- ясь только на достижения предыдущих поколений. Исходя из анализа опыта США, Китая, Японии и других технологических лидеров можно видеть, что для успешного включения в международные научно-техно- логические отношения необходимо сочетание четко сформулирован- ных политических целей и понятных путей движения к ним с учетом инициативности и предприимчивости граждан. Важны также такие компоненты конкурентоспособности и мощи, как интеллектуальный потенциал, включая национальные научные школы и развитую систе- 177
При более пристальном рассмотрении опыта современного Китая обращают на себя внимание комплексность и последовательность дей- ствий, которые указывают на продуманность и планирование шагов. Думается, это обусловлено не только тесной и плодотворной связью власти и науки, когда первая определяет цели и ставит задачи, а вто- рая к ним стремится и их решает, внося обоснованные коррективы, но и концентрацией усилий государственного аппарата, состоящего из подготовленных сотрудников, нацеленных на национальный успех. Взаимосвязь с наукой является рабочей и не осложняется бюрократи- ческой процедурой, а работа с государственными органами базируется на служебной дисциплине и пронизана следованием морально-этиче- ским нормам общественного поведения, которые традиционно были всегда сильны в Китае. Наконец, важным компонентом китайского успеха может считаться так называемая вертикальная демократия, ког- да «люди на местах и люди в высоких креслах» связаны двусторонней коммуникацией, в результате которой разумная местная инициатива становится импульсом общенационального дела1. Опыт участия Китая в МНТО подсказывает нам значимость работы над повышением качества открытости страны внешнему миру. Важным представляется соблюсти баланс между получением на Западе востре- бованных знаний, технологий, управленческих инноваций и навыков, подтвердивших собственную эффективность, и сведением к минимуму усилий развитых стран и транснационального бизнеса сплести и укре- пить ткань зависимости Китая.
1 Нейсбит Дж. Китайские мегатренды. 8 столпов нового общества. М.: Астрель, 2012. С. 64–66. 2 Лю Вэй. Совершенствование охраны прав интеллектуальной собственности // Журнал «Китай». 2019. Январь. С. 5. 178
Россия в контексте международных научно-технологических отношений
альной собственности. А ведь еще недавно на Западе обвиняли КНР в интеллектуальном пиратстве.
Самый главный метод обеспечения суверенной независимости в Китае видят в создании национальной промышленной, финансовой, научной, образовательной и технологической базы, которая охватыва- ет все ведущие области человеческой деятельности, включая, в част- ности, создание инновационной промышленности, освоение косми- ческого пространства, обеспечение информационно-кибернетической безопасности, культивирование искусственного интеллекта, формиро- вание боеспособных современных вооруженных сил. Обращает на себя внимание приверженность традиции в ходе про- цесса модернизации. В результате Китаю удается приспосабливаться к процессам, пришедшим в страну извне, придавая им форму и при- вкус, позволяющие инновациям восприниматься китайцами есте- ственным образом. Эта работа требует творческого подхода, но она оправдана во всех аспектах учета зарубежного опыта. Китай, в значительной степени перенявший опыт СССР, демон- стрирует также, что для адекватного участия в МНТО существенна ат- мосфера творческого поиска, которая складывается на фоне духовного национального подъема и повышения престижа профессий с высоким творческим компонентом.
Оценивая современную ситуацию в России, следует отметить, что у страны имеется научно-технологический потенциал, существу- ет несколько сотен научных и образовательных центров, проводящих исследования и разработки мирового уровня. Однако направления ис- 179
ГЛАВА
следований и разработок в ряде случаев отягощены направлениями, актуальными в прошлом, но в настоящем требующими серьезной кор- ректировки. Наблюдаются значительная дифференциация научных и образовательных организаций по результативности и эффективно- сти, концентрация исследовательского потенциала лишь в нескольких регионах страны. Сохраняется проблема невосприимчивости эконо- мики и общества к инновациям. Практически отсутствует передача знаний и технологий между оборонным и гражданским секторами эко- номики, что сдерживает развитие и использование технологий двойно- го назначения. Все перечисленные негативные явления создают существенные риски отставания России от стран — мировых технологических лиде- ров — и обесценивания внутренних инвестиций в сферу науки и тех- нологий, снижают независимость и конкурентоспособность России в мире, не содействуют долгосрочному росту благосостояния общества и укреплению суверенитета страны. В конечном счете ставят под угрозу обеспечение национальной безопасности1. В этой связи предпринима- ются меры, направленные на исправление ситуации.
В условиях, когда в международных отношениях не снижается, а, пожалуй, возрастает роль фактора силы, активная опора на НТП ста- новится вопросом национальной безопасности. В Стратегии России, посвященной вопросам национальной безопасности, прямо заявлено о стремлении некоторых стран «использовать информационные и ком- муникационные технологии для достижения своих геополитических целей, в том числе путем манипулирования общественным сознанием и фальсификации истории»3. 1 См.: Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года. 2 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года от 12 мая 2009 года. П. 13. 3 Там же. П. 21. 180
Россия в контексте международных научно-технологических отношений
Вместе с тем в Стратегии национальной безопасности четко зафик- сированы факторы, негативно влияющие на безопасность в области науки, технологий и образования. К их числу относятся отставание в развитии высоких технологий, зависимость от импортных поставок научного, испытательного оборудования, приборов и электронных компонентов, программных и аппаратных средств вычислительной техники, несанкционированная передача за рубеж конкурентоспособ- ных отечественных технологий, снижение престижа профессий препо- давателя и инженера. Также не просто есть понимание, но определены вехи нейтрализации перечисленных негативных факторов, комплек- сного развития научно-образовательной базы, национальной иннова- ционной системы и системы трансфера технологий.
1 Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная президен- том В. В. Путиным 30 ноября 2016 г. 181
Обратимся к еще одному официальному документу — Концепции государственной политики Российской Федерации в области между- народного научно-технического сотрудничества, одобренной прави- тельством в 2000 г. Следует подчеркнуть, что эта Концепция формули- рует ряд положений, важных для понимания системы МНТО. Прежде всего, к международному научно-техническому сотрудничеству в этом документе относятся как к «реальному инструменту стабилизации и подъема отечественной экономики и наращивания научно-техни- ческого потенциала России в условиях формирования рыночной эко- номики и демократизации общества»1. Концепция была рассчитана на 2000–2005 гг. и отражает представления о данной сфере международ- ных отношений, сформировавшиеся к концу XX в.
1 Концепция государственной политики Российской Федерации в области между- народного научно-технического сотрудничества. Введение. 2 Концепция государственной политики Российской Федерации в области между- народного научно-технического сотрудничества. Направления политики в области меж- государственного научно-технического сотрудничества. 182
При реализации Концепции наша страна столкнулась с суровой реальностью жесткой конкурентной борьбы на пространстве МНТО в сочетании с геополитическими интересами государств технологиче- ских лидеров, возглавляемых США, которые рассматривали Россию в качестве младшего политического партнера и вовсе не были готовы содействовать наращиванию ее научного, технологического и про- мышленного потенциала. Думается, что именно по этой причине в от- личие от других государственных актов, ограниченных временными рамками, Концепция не стала возобновляемым документом. Россия нашла другие форматы планирования политической деятельности с учетом достижений НТП и их влияния на международные отноше- ния.
Центральным документом здесь является Стратегия научно-тех- нологического развития Российской Федерации от 1 декабря 2016 г., над созданием которой трудились более трех тысяч экспертов2. Имен- но в ней, как представляется, отражено глубокое понимание подхо- да к международным научно-технологическим отношениям. В этом 1 Концепция государственной политики Российской Федерации в области между- народного научно-технического сотрудничества. Задачи многостороннего и двусторон- него межгосударственного научно-технического сотрудничества. 2 Портал Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.sntr-rf.ru. 183
ГЛАВА 6
документе развернуты стоящие перед государством большие вызовы как совокупность проблем, угроз и возможностей, приоритетные на- правления научно-технологического прогресса, а также независимость и конкурентоспособность этого процесса.
Немаловажно и то, что Стратегия предполагает подготовку ква- лифицированных кадров — инженеров и рабочих, готовых выпол- нять задачи нового уровня. Поэтому происходит совершенствование системы среднего профессионального образования на основе пере- довых международных стандартов и с учетом накопленного позитив- ного национального опыта. При этом изучение дисциплин, имеющих отношение к STEM, приоритетно1. Одновременно на базе ведущих вузов предполагается создание центров компетенции, которые пред- ставляют собой структуру, нацеленную на активный поиск, тран- 1 STEM — Science, Technology, Engineering, Mathematics. 184
сфер и накопление знаний и уникального опыта, а также их класси- фикацию1. В Стратегии научно-технологического развития присутствует понимание того, что фундаментальная наука является «системо- образующим институтом долгосрочного развития нации»2. Именно фундаментальная наука призвана оценить перспективы тенденций будущего и предложить оптимальные решения для ответа на вызовы, с которыми столкнется мир будущего, включая Россию. В развитие замыслов этого документа в рамках программы мегагрантов уже со- здано более 200 лабораторий мирового уровня, а также выделяются средства на развитие научной инфраструктуры, востребованной циф- ровой эпохой3. В этом документе делается акцент на международном научно-тех- ническом сотрудничестве и международной интеграции в области исследований и технологий, позволяющих защитить идентичность российской научной сферы, а также интересы страны в контексте ин- тернационализации науки. В этой связи предлагается определять цели и формат взаимодействия с государствами в зависимости от их разви- тия, повышать уровень участия России в международных системах на- учно-технической экспертизы и прогнозирования, а также развивать механизм научной дипломатии4.
1 Гительман Л. Д., Кожевников М. В. Центры компетенций — прогрессивная форма организации инновационной деятельности // Инновации. 2013. № 10. [Электронный ре- сурс]. — Режим доступа: www.cyberleninka.ru. 2 Стратегия научно-технологического развития России до 2035 года. П. 21. 3 Из послания президента России В. В. Путина Федеральному собранию РФ 5 дека- бря 2016 года. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.kremlin.ru. 4 Стратегия научно-технологического развития России до 2035 года. П. 35. 185
ГЛАВА 6
информационной инфраструктуры»3. В эпоху глобальной информационной революции очень важно, что в Основах формулируется в качестве цели политики России «со- действие установлению правового режима, направленного на создание условий для формирования системы международной информацион- ной безопасности»4. Такая постановка вопроса означает, что на МИБ 1 Стратегия научно-технологического развития России до 2035 года. П. 29-д. 2 Закон о стратегическом планировании России. Ст. 22. 3 Основы государственной политики Российской Федерации в области междуна- родной информационной безопасности на период до 2020 года. П. 6. 4 Там же. П. 9. 186
как важнейший компонент международных научно-технологических отношений возложена миссия «протаптывания тропы» на международ- но-правовом поле, призванном регулировать международные отноше- ния, возникающие под воздействием возрастающего влияния научно- технического прогресса.
Основы политики России в области МИБ обусловили утверждение президентом В. В. Путиным Доктрины информационной безопасно- сти Российской Федерации и Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг.
С точки зрения МНТО особый интерес представляют положения Доктрины, касающиеся действий ряда зарубежных стран по наращи- ванию возможностей негативного влияния на российское общество и государство. Такие действия преследуют военно-политические цели, включают техническую и кибернетическую разведку, нацелены на ин- формационно-психологическое воздействие. Усиливается предвзя- тость подхода к России, доминируют негативные оценки ее политики. За рубежом растет число провокаций в отношении российских граждан, 1 Там же. П. 20. 187
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.157.203 (0.022 с.) |