Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Три индекса ресурсных доноров
Отобранные страны пытаются опираться на конкурентные преи- мущества, связанные с богатыми природными ресурсами. Венесуэла по запасам нефти занимает первое место в мире, хотя речь идет о тяжелой нефти, которую после добычи необходимо подготовить к продаже. При Уго Чавесе в 2007–2008 гг. в стране были национализированы нефтяная отрасль, черная металлургия и цементная промышленность и начали культивироваться административные методы управления экономикой, что привело к негативным результатам, включая высокую инфляцию, дефицит товаров первой необходимости, разгул коррупции.
В стране слабо развиты образование, наука и инновации. Вместе с тем одна из самых сильных на континенте армий требует грамот- 170
Зарубежный опыт участия государств в МНТО
ных солдат и офицеров и в результате выступает фактором, позитивно влияющим на систему образования в стране.
Нефть и нефтепереработка — основа экономики страны, а прин- ципиальная конечность нефтяного ресурса требует поиска новых источников развития. В течение нескольких десятилетий власти этого государства пыта- ются преодолеть зависимость от монокультурного производства и от колебания мировой цены на нефть. Однако эти усилия коснулись до- статочно узкого круга секторов — металлургии и металлургической обработки. Обрабатывающая и пищевая промышленность в стране слабая. Большинство потребительских товаров и услуг имеют ино- странное происхождение. Помимо экспортера нефти, Саудовская Аравия выступает круп- нейшим импортером вооружений. Военный бюджет страны большой, третье место в мире, опережая соответствующие расходы следующих за ней Индии, Франции и России, и составляет 67,6 млрд долл.3 Воо- руженные силы включают ВВС и ВМС и являются самыми мощными на Ближнем Востоке. Они требуют квалифицированных кадров, во- оруженных современными знаниями.
1 Данные МВФ. 2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.wipo.int Global Innovation Index 2018; [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.undp.org Human Development Index 2018. 3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.toparmy.ru. Военное обозрение. Военные бюджеты ведущих стран мира. 171
жета. В стране действует восемь университетов, которые не могут удовлетворить потребности граждан, желающих получить высшее образование. Студенты участвуют в международных академических обменах. Государство оплачивает учебу молодых людей в вузах США, Великобритании, Канаде, Австралии и Малайзии.
Анализ данных технологических лидеров, быстроразвивающихся догоняющих стран и ресурсных доноров, а также их участие в МНТО позволяет сделать ряд выводов. В современном мире господствует острая несправедливость с точ- ки зрения уровня развития, получения и распределения дохода от де- ятельности государств, их юридических и физических лиц. Причины сложившейся ситуации объясняются объективными обстоятельства- ми, которые сильнее людей. Однако вопрос о том, может ли человек творить обстоятельства, давно перешел из философской плоскости в практическую управленческую плоскость. Несправедливость имеет внутренние корни из-за неумения орга- низовать управление инклюзивным общественным развитием. И та- кое неумение не преодолевается с должной интенсивностью. А в ряде случаев несправедливость неравномерности культивируется внеш- ним фактором, который оказывал воздействие и продолжает влиять на положение дел в той или иной стране. Этот внешний фактор в свое время обрел черты неоколониализма, а теперь проявляется в виде раз- ного рода санкций и «правил игры» в обход международного права, примеряя одежды цифровой эпохи.
Анализ опыта быстроразвивающихся догоняющих стран подтвер- ждает, что движение по пути инклюзивного развития дает позитив- ные результаты в исторически сжатые сроки и, главное, показывает, как организовать дело. Другой вопрос, что в условиях нарастающего каскада глобальных процессов и проблем придется корректировать параметры национального движения, но делать это согласованно всем странам без исключения, независимо от статуса лидирующего, догоняющего или отстающего. 172
Зарубежный опыт участия государств в МНТО
Следует иметь ясное понимание цели и путей ее достижения в виде четкой и внятной научно-технической и инновационной поли- тики, ориентированной на технологическое лидерство, подкреплен- ное необходимыми ресурсами. Целеполагание и планирование — не- обходимые условия успешной политики. Другой урок связан со значимостью развития интеллектуального потенциала общества за счет создания и выращивания национальной научной школы. Делать это целесообразно не только за счет государ- ства, которое остается основным источником финансирования нау- ки и образования, но и за счет культивирования многообразия форм организации и источников финансирования научных исследований. Например, можно активно участвовать в кооперации научной дея- тельности и опираться на инициативы бизнес-сообщества и граждан- ских научных организаций.
Представляется важным развивать наукоемкую промышленность, основанную на собственных технологиях, а следовательно, растить кадры для собственной инженерной школы. При этом глобальный технологический трансфер должен быть интеллектуально открытым, финансово приемлемым и основанным на строгом соблюдении права интеллектуальной собственности. Необходимо понимать, что образование — это основа всего дела. Раздел образования, с тем чтобы отдельно готовить творцов и квали- фицированных потребителей, — неприемлемая практика. Культ зна- ния должен доминировать в обществе в качестве главного обществен- ного блага, и доступ к нему обязан быть равноправным.
В информационном обществе оказалось целесообразным культи- вировать приоритет коллективных интересов перед личными целя- ми. Это обусловлено историческим опытом восхождения от общего 173
ГЛАВА 5
к частному и обратно. К тому же такой подход помогает купировать возможность того, чтобы научно-технический прогресс оборачивался к нам темной стороной по субъективным причинам.
1 Эти соображения перекликаются с положениями в книге: Иванов В. В., Мали- нецкий Г. Г. Россия: XXI век. Стратегия прорыва: Технология. Образование. Наука. М.: ЛЕНАНД, 2016. С. 16.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.024 с.) |