Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международные индексы Российской Федерации в 2018 г.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В этой связи, подводя итоги, целесообразно сформулировать ряд соображений по теме монографии.
193
«концом истории». Национальный совет по разведке США в одном из своих докладов прямо заявил, что грядет завершение эры господства англосаксонского мира1.
1 Мир в 2030 году: прогноз американских экспертов (о докладе Национального со- вета по разведке США «Глобальные тенденции 2030: альтернативные миры») // Анали- тические доклады ИМИ. Вып. 3 (38). М.: МГИМО-Университет, 2013. 2 Guide on Intellectual Property Commercialization. WIPO, 2015. Р. 10. 194
Об этом не принято публично распространяться, хотя в открытых публикациях мы встречаем завораживающие примеры. В частности, в атомном проекте интеллектуальная мощь команды советских ученых, возглавляемых И. В. Курчатовым, была помножена на результативную работу советских разведчиков, организаторский талант Берии, которо- му было поручено возглавить проект, и ориентированность Сталина на значение атомной перспективы мира в результате обстоятельных бесед с академиком В. И. Вернадским.
Мы живем в условиях, когда в общественную жизнь все активнее проникает постиндустриальный технологический уклад и складывают- ся условия для опережающего развития. Его смысл заключается в том, что преобразования революционного характера, сопровождающие переход к новому технологическому укладу, открывают возможности экономического роста на новой технологической основе. Страны, ли- дировавшие в предшествующий период, сталкиваются с обесценением накопленного капитала и квалификаций, открываются ниши, быстрое заполнение которых и является опережающим развитием. 195
гли бы находиться в основе национальной стратегии России. Инклюзивное опережающее развитие предполагает активизацию принципа государственно-частного партнерства в рыночной эконо- мике. Государство должно максимизировать усилия по стимулирова- нию национального производства, не только замещающего импорт, но и создающего эндогенную продукцию широкого ассортимента. Рос- сийский бизнес должен получить ясные и долговременные льготы для производства национальных продуктов, иметь государственную под- держку в области финансирования, реализации продукции на мировом рынке, защите национального производителя за границей. При этом важно минимизировать внешнюю зависимость страны и практиковать сбалансированный подход. 1 Подробнее см.: Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в услови- ях глобального кризиса. М.: Экономика, 2010. С. 177–179. 2 Там же. С. 180. 196
В экономическом развитии необходимо отдавать приоритет реаль- ной экономике, постоянно повышая ее качество и эффективность. Это означает, что страна должна ускоренными темпами развивать нацио- нальную промышленность, опираться на интеграцию Интернета, Боль- ших данных, искусственного интеллекта с реальным производством, где ведущая роль отдается производственным инновациям на основе современных технологий. В цифровую эпоху следует стимулировать «экономику совместного потребления», вносить вклад в укрепление международных технологических цепочек и воспитывать адекватные кадры, а также поддерживать традиционную экономику, которая не только создает рабочие места, но и производит «простую продукцию», востребованную обществом и, следовательно, имеющую внутренний рынок реализации. Опыт многих стран указывает на то, что приоритеты должны быть связаны с капитализацией конкурентных преимуществ. Применитель- но к России целесообразно обратить внимание на следующее: n культивирование миссии «глобального заповедника»; n капитализация и технологическое обновление добывающей промышленности, энергетики, транспорта и связи; n развитие «зеленой экономики» в опоре на природоподобные технологии; n поощрение производства сельскохозяйственной продукции вы- сокого качества без ГМО; n развитие экспорта современных наукоемких вооружений; n продвижение информационно-космических технологий; n приоритет науки и образования с опорой на традицию и с уче- том передового международного опыта; n акцент на технологии шестого технологического уклада, вклю- чая высокие гуманитарные технологии.
197
ГЛАВА 6
Значимо качественное улучшение координации государственной политики в смежных секторах (энергетика, транспорт, связь, космос, образование, наука). Приходится говорить об этом, поскольку науч- но-технический прогресс, являясь «звеном в цепи», не только влияет на национальное развитие, но и испытывает серьезное воздействие со стороны «других звеньев». Поэтому задача повышения эффектив- ности государственного управления с учетом влияния НТП весьма существенна. В этой связи интересным и полезным представляется опыт создания и функционирования ситуационных центров, которые выходят за пределы мониторинга, ситуационного анализа и занима- ются прогнозированием и разработкой обоснованных аналитических рекомендаций. В этом деле анализ опыта СССР, КНР, США, Японии и Южной Кореи был бы, на наш взгляд, полезен.
Чтобы у технологического потенциала России было будущее, не- обходима национальная ориентированность на шестой технологиче- ский уклад, который, как и все предыдущие, ведет к революционным изменениям во всех аспектах общественной жизни. Но, в отличие от предыдущих, может привести к становлению цивилизационных из- менений на Земле. Переход к новому технологическому укладу связан с массовым проникновением прежде всего в экономику нано-, био-, качественно новых информационных и когнитивных технологий, 198
социальной инженерии. Совершенствуется инфраструктура инфор- мационного общества за счет нового поколения цифровых средств и инструментов связи (5G). Размывается грань между реальным и виртуальным миром, появляются возможности для расширения би- ологического потенциала человека, его последовательного вытесне- ния из процесса производства и сосредоточения на интеллектуальном и художественном творчестве. Одновременно возрастают риски утра- ты им социальной инициативы. В массовом масштабе появляются так называемые лишние люди. Обостряется техно-гуманитарный дисба- ланс. Все более четкие очертания приобретает перспектива техноло- гической сингулярности. Широко осознается важность сочетания когнитивных облачных технологий, современных научных знаний о функционировании эко- номики, Больших данных, касающихся экономико-технологического развития, методов корпоративного управления, автоматизированной отчетности, а также глубокого понимания процесса познания. Эта си- стема выступает источником инвестиций для инноваций и работает в сетевом режиме. В результате возрастает качество технологического потенциала, являющегося в новых ипостасях1.
Однако в целом неудачная реформа Российской академии наук привела к тому, что по научному потенциалу страна по состоянию на 2015 г. не попала в состав «Группы двадцати», а ее доля мировых рас- ходов на науку составляла примерно 1%2. И в этой связи потребова- лись срочные и решительные действия по исправлению ситуации. Тем более что, являясь наследницей Российской империи и СССР, Россия по-прежнему сильна в фундаментальной науке, прежде всего физике 1 Подробнее см.: Овчинников В. В. Технологии глобальной конкуренции. М.: ИНЭС-МАИБ, 2012. С. 29–32. 2 См.: Доклад о состоянии фундаментальных наук в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях российских ученых в 2015 году. Доклад утвержден решением Общего собрания членов РАН 23 марта 2016 г., а также доклад ЮНЕСКО «На пути к 2030» (UNESCO Science Report towards 2030), изданный в 2015 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.unesco.org. 199
ГЛАВА 6
Налаживается долгожданный плодотворный диалог власти и нау- ки. Регулярный характер приобрели встречи президента России и пре- зидента РАН. Расширяется перечень компетенций академии, которая все активнее привлекается к решению общенациональных стратегиче- ских задач. На последней встрече Путина и Сергеева, в частности, об- суждались новые полномочия РАН — научное обеспечение стратегиче- ского планирования в России, научно-методическое руководство всей научной деятельности со стороны РАН, а также научная дипломатия1. Важную роль призван сыграть национальный проект «Наука», ко- торый должен стать инструментом достижения к 2024 г. целей, постав- ленных руководством страны. Их три: Россия должна войти в пятерку ведущих стран по приоритетным для страны областям науки, сделать привлекательной работу в России для российских и зарубежных уче- ных, а также обеспечить опережающий рост внутренних затрат на на- учные исследования по сравнению с ростом ВВП нашей страны2.
В то же время до сих пор не принят закон о науке, который обсу- ждается с 2014 г. Это означает, что остаются нерешенными фундамен- тальные вопросы организации науки в России. Законодательство этой сферы совершенствуется темпами, явно недостаточными для обес- печения ускоренного развития научно-технологического комплекса страны и преодоления отставания3. Вместе с тем, чтобы закон не прев- 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.kremlin.ru. 2 Национальный проект «Наука». Заседание президиума РАН. [Электронный ре- сурс]. — Режим доступа: www.scientificrussia.ru. 3 Иванов В. В. Законы развития. Заместитель президента РАН о том, каким должно быть регулирование в сфере науки // Известия. 2019. 27 февраля. 200
Для максимально объективной оценки реформы науки, которая проводилась в течение последних шести лет, РАН провела масштабный опрос ученых, который в обобщенном виде представлен в соответству- ющем докладе1. Российские ученые в целом негативно оценивают ре- зультаты реформы, в результате которой авторитет российской науки в мире не вырос. Основным источником финансирования остается го- сударственный бюджет, а в отличие от технологических лидеров бизнес пока не инвестирует научные исследования в России. Оценки перспек- тив развития науки, звучащие из уст российских экспертов, указывают на то, что диалог власти и науки РАН полезен при решении приоритет- ных задач, которые стоят перед Россией, как это делали в свое время ее предшественницы. При этом, правда, высказывается озабоченность тем, что такому диалогу может помешать «электронный бюрократизм», сосредоточенный на многостраничных отчетах и просто измеряемых критериях творческой деятельности2.
В ходе совершенствования отечественной инновационной системы представляется целесообразным уделить повышенное внимание соци- альной ответственности бизнеса, а также росту и повышению качества 1 Шесть лет реформы Российской академии наук: результаты и перспективы прео- бразований. Координационный совет профессоров РАН, Управление информационной политики и пресс-служба РАН, Институт психологии РАН, Институт социологии РАН. 2019. С. 32–33. 2 См., например, блог Георгия Малинецкого «Без науки — смерть!». Нынешняя РАН должна стать «государевым оком над всей наукой!». 201
инженерно-технического персонала, ученых и преподавателей. Подоб- ные шаги следовало бы делать в контексте улучшения управления в об- ласти исследований и инноваций, повышения культуры участников инновационного процесса, обеспечения независимой оценки резуль- татов инновационного развития.
Полномасштабное внедрение инновационной экономики невоз- можно без людей, способных творить, проектировать, управлять и под- держивать сложные социальные и технологические процессы. Потому что образование не только важный компонент национальной инно- вационной системы, но и одна из наиболее инновационных отраслей народного хозяйства. Образование человека в течение всей его жизни обусловлено высокой скоростью обновления знаний и необходимо- стью поддержания собственной конкурентоспособности. Оно требует формирования компетенций, обеспечивающих способность к само- образованию и познавательной мотивации. Несмотря на сложность за- дачи, надо учить инновационному мышлению — решать не проблемы, а головоломки. И, следовательно, не ждать созревания проблем и затем решать их изо всех сил, а предвидеть их возникновение и делать макси- мум возможного, чтобы ликвидировать их на стадии зарождения. Стра- ны, имеющие таких специалистов в достаточном количестве, получают в мире постоянно меняющихся технологий большие конкурентные преимущества. Россия должна находиться в ряду таких стран1. 1 Решение международной конференции «Проблемы институционального взаи- модействия и развития международного научно-технического и образовательного пар- тнерства для обеспечения инновационного развития России». Москва. 2016. 7–8 апреля. Сайт Российского нового университета. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. rosnou.ru.
При формулировании национальной стратегии неплохо было бы помнить любимую максиму Игоря Васильевича Курчатова: «об- гонять — не догоняя»1. В принципе не удивительно, что именно этот выдающийся ученый, которому поручили возглавить атомный проект СССР, высказал такую мысль. Он мог сравнить результаты трансфера технологий, даже осуществленного с помощью разведки, и создания собственных оригинальных технологий. Во втором случае многократ- но увеличивалась неуязвимость проекта.
Достижение ядерного паритета досталось огромным трудом и жер- твами советского народа.
Главный урок из недавнего прошлого России, а также зарубежно- го опыта заключается в том, что научно-технический прорыв должен в первую очередь опираться на национальные ресурсы: отечественную фундаментальную науку, научную и образовательную школы, научно- технический потенциал страны. Именно такой подход обеспечивает режим «обогнать — не догоняя». 1 Эта максима в силу актуальности стала предметом научно-политического дискур- са в России. А. П. Девятов опубликовал в 2013 г. книгу «Обогнать, не догоняя. Надежда мира придет из России», в которой представлена весьма необычная трактовка максимы. В. В. Иванов и Г. Г. Малинецкий в своей книге 2016 г. «Россия: XXI век. Стратегия про- рыва: Технологии. Образование. Наука» затрагивали эту тему в традиционном ключе. Думается, что максима «обогнать — не догоняя» может стать предметом самостоятельно- го исследования в области общественных наук. 203
Трудно предсказать, какая область фундаментальной науки обес- печит следующий прорыв. Можно предположить, что исследование мозга человека и его симбиоз с искусственным интеллектом. Растущее внимание власти России к оправдавшей собственную значимость Ака- демии наук и научной школе России вселяет уверенность, что такие прорывы будут. Тем не менее приходится констатировать, что России придется на- верстывать разрыв в области науки, технологий и инноваций, который образовался к концу прошлого века, с такими развитыми странами, как США, Япония и Германия. Здесь предстоит интенсивная работа с при- влечением всех ресурсов нации.
Представляется также целесообразным отметить фактор, внешне, казалось бы, не связанный с национальным технологическим потен- циалом. Речь идет о становлении в России гражданского общества и организации духовного общественного подъема, которые, как демон- 204
стрирует опыт очень многих стран, включая СССР, имеют значение. Полет Гагарина в околоземный космос и возвращение Крыма в лоно Родины являются катализаторами становления гражданского общества и духовного подъема нации. Именно такого рода события становятся мощными факторами консолидации российского общества.
Такого рода масштабные инициативы тесно связаны с иннова- ционным прорывом, требующим индустриализации на новой техно- логической основе, включая создание промышленного ядра. Особое внимание при этом следует уделить транспортному и энергетическому машиностроению, станкостроению и приборостроению с использо- ванием механизмов глобального технологического трансфера, а так- же роботизации, автоматизации производства и конвергенции ИКТ и промышленных процессов. Это, в свою очередь, требует реального укрепления национальной научной, инженерной и образовательной школы и прекращения действий, торпедирующих научно-образова- тельный потенциал страны.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.40 (0.012 с.) |