Социально-гуманитарные аспекты международных научно-технологических 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-гуманитарные аспекты международных научно-технологических



 
ОТНОШЕНИЙ

О
бращение к социально-гуманитарным аспектам международ- ных научно-технологических отношений актуализируется по мере приближения эпохи технологической сингулярности,

 
когда человек утратит самостоятельность и инициативу в построении цивилизации на планете Земля. Эксперты предполагают, что за этим последует «интеллектуальный взрыв» и разум человека намного отста- нет от искусственного интеллекта. При этом вовсе не обязательно, что прогноз Рэя Курцвейла о том, что искусственный интеллект усилит, а не заменит нас, единственно правильный1. Учитывая темпы проис- ходящих перемен, апокалиптические сценарии о конце человечества, по крайней мере в том виде, в котором мы его знаем, могут приобре- сти реальные очертания. Возникала концепция «трансгуманитарно- го апгрейда», когда футурологи предсказывают не только «цифровой секс», но и «цифровое воскрешение человека»2.

 

В связи с перспективой наступления технологической сингуляр- ности в обществе нарастает понимание технологической угрозы со- циально-гуманитарной перспективе, обусловленной ростом техно- гуманитарного дисбаланса3. Думается, что вовсе не случайно в центр шестого технологического уклада поставлены высокие гуманитарные технологии, а Клаус Шваб значительную часть своих рассуждений

1 Подробнее см.: Курцвейл Р. Эволюция разума. М.: ЭКСМО, 2016.

2 Курпатов А. Четвертая мировая война. Будущее уже рядом! СПб.: ООО «Дом Печати Издательства Книготорговли “Капитал”», 2019. С. 45–55.

3 Голубев В. С. Человековедение — главная наука XXI века и ее значение для социо- гуманитарного просвещения // Производство, наука, образование: системный подход. М.: ИНИР им. Витте, 2018. С. 449.

105


 

 

 

 
ГЛАВА 4

 

o технологиях четвертой промышленной революции посвящает чело- веку, возрастающей роли его ценностей, важности постановки соци- ально-гуманитарных интересов на первое место по сравнению с други- ми факторами инклюзивного развития. Эти обстоятельства указывают на рост интеллектуализации международных отношений, увеличение доли знаний и творческого компонента в постиндустриальном способе производства, усилении роли социально-гуманитарных аспектов в на- циональном развитии. Одним словом, все это связано с растущим зна- чением современного социально активного и ответственного человека, являющегося членом коллектива, понимающего, что индивидуальный интерес играет подчиненную роль. Субъектом и объектом нашего рас- смотрения является член гражданского общества1. Вместе с тем чело- век должен быть ответственным и перед самим собой, понимая, что его ценность связана с духовным богатством, которое в сочетании с ин- теллектом формирует целостную личность. Именно духовный подъем, эмоции и чувства, способность творить со страстью делают человека человеком и выходят за рамки возможностей всесильного искусствен- ного интеллекта2.

 
Еще один фактор роста внимания к гуманитарным аспектам за- падная политология связывает с «пирамидой Маслоу», в соответствии с которой по мере насыщения материальных потребностей возрастает пространство для удовлетворения духовных потребностей3. Маслоу пришел к этому выводу на основании эмпирических исследований мотивации человека. Конечно, бытие определяет сознание, включая мотивацию. Все мы воспринимаем эту материалистическую истину как должное. При этом в реальности взаимосвязь между материаль- ным и духовным достаточно сложная и не сводится только к тому, что первое определяет второе, но и второе оказывает возрастающее вли- яние на первое. Сложность этой взаимосвязи проявляется в XXI в., когда знания стали основным драйвером развития. И в этой связи трудно не согласиться с профессором С. Д. Бодруновым в том, что знания востребуют человека творческого и культурного, «производи- теля знания»4.

 

Социум. В контексте глобальной информационной революции научно-технический прогресс оказывает разноплановое воздействие

1 Член гражданского общества должен обладать качествами социально активного человека и вовсе не обязательно являться гражданином «правового государства».

2   Гурова Т. Хакнуть человечество // Эксперт. 2019. 4–10 марта. № 10. С. 40–46.

3  Цит. по: Бодрунов С. Д. Ноономика. М.: Культурная революция, 2018. С. 104.

4 Бодрунов С. Д. Ноономика. М.: Культурная революция, 2018. С. 105.

106


 

 

 

 
Социально-гуманитарные аспекты МНТО

 

на социум, семью и личность человека. Такое воздействие осуществ- ляется в условиях сформировавшегося информационного общества на международном и национальном уровнях.

В условиях информационного общества создание, распростране- ние, использование, обработка информации представляют собой зна- чительную часть жизни и деятельности людей, преобразуя социальную парадигму. Это означает, что информатизация и достижения НТП до- статочно быстро проникают в социум, гражданские отношения, соци- ализацию, образование и здравоохранение, культуру, быт и досуг. Этот процесс учитывает национальные исторические и культурные особен- ности каждой страны, демонстрируя положительные и отрицательные эффекты. Они открывают небывалые возможности получения новых знаний, расширения кругозора, горизонтов сознания. Все более чет- ко вырисовываются жизненные траектории с учетом освоения новых профессий и повышения квалификации. Возникают новые социаль- ные лифты. Расширяется география приложения собственных сил. Значительно легче и быстрее решаются вопросы, ставятся точки над i. Появилась возможность обстоятельно рассматривать тему и творить в опоре на большой массив информации. Наконец, цифровая эпоха требует от людей, собирающихся преуспеть на ниве бизнеса, государст- венной службы или общественной деятельности, быть готовыми инве- стировать в смелые проекты, нацеленными на конкретный результат, проявлять гибкость на уровне менталитета, стремиться много и упорно работать и экспериментировать1.

 
В информационном обществе доминирует цифровая среда, многие товары приобретаются на электронном рынке, а услуги предоставля- ются в дистанционном режиме. Подобный режим существует прежде всего в авангардных государствах, хотя в ускоренном темпе распро- страняется и на догоняющие страны.

Однако было бы неправильно воспринимать воздействие инфор- мационного общества и научно-технического прогресса на людей ис- ключительно в позитивном ключе. Технологии превращаются во всю- ду проникающую и доминирующую часть нашей жизни. Цифровое присутствие обусловливает постоянное добровольное «попадание под колпак» постороннего наблюдения. Людьми все чаще манипулируют. Меняется их социально-психологическое состояние.

 

Идет смещение акцентов в восприятии окружающего мира, осо- бенно в Сети. С научного, образовательного и культурного восприя-

1 Международная информационная безопасность: Теория и практика. М.: Аспект Пресс, 2019. С. 180.

107


 

 

 

ГЛАВА 4

 

 
тия происходит транзит на развлекательное восприятие. Формируется клиповое мышление. Характерная особенность этой модели — массо- вое поверхностное отношение к информации1. Ускоренным образом развивается цифровая зависимость, которая по воздействию на мозг сопоставима с наркотической зависимостью. Перенасыщенность ин- формацией, поступающей с помощью ИКТ, стала хроническим явле- нием. Данные не успевают адекватно обрабатываться. Принцип науч- ной подачи информации замешается принципом калейдоскопа. Мозг приспосабливается к упрощенным схемам восприятия информации, поэтому тексты и формулы заменяются в лучшем случае инфографи- кой, а абстракции, заставляющие думать, — простыми схемами и фо- тографиями.

По мнению экспертов, упомянутая зависимость людей и феномен клипового мышления ведут к таким заболеваниям цифровой эпохи, как «цифровое слабоумие» и «информационное оглупление». Хорошо, что эти «заболевания» в принципе излечимы2.

Цифровое слабоумие — это не просто забывчивость. Люди не за- думываются над тем, что делают. И это отличает их поведение от предыдущей эпохи, когда стереотипы, повторявшиеся из поколения в поколение, имели структуру и всегда сопровождались обращением к критическому анализу. Информационное поле изменилось для всех, поэтому врачи фиксируют, что даже шизофреники, т.е. реально боль- ные люди, отличаются от своих аналогов, живших в условиях дефицита информации3.

 
Массовое оглупление обусловлено спецификой работы мозга в условиях интенсификации давления на людей информационной среды, когда мощная информационная нагрузка при отсутствии меха- низмов адекватного восприятия и всестороннего анализа обусловли- вает процесс упрощения данных. Упрощение происходит сознательно и подсознательно.

Зависимость, слабоумие и оглупление происходят параллельно с нарастанием мощи искусственного интеллекта. В этой связи можно сказать, что издержки информационного общества действительно ве- лики и представляют реальные угрозы.

 

1 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг. С. 7.

2 См.: Курпатов А. Четвертая мировая война. Будущее уже рядом! СПб.: ООО «Дом Печати Издательства Книготорговли “Капитал”», 2019. С. 294–309.

3 Там же. С. 313.

108


 

 
В этом контексте возникают идеи трансгуманитарного апгрейда, технологического расширения людей за счет «умных машин», развития киборгов в качестве альтернативы деградирующему человеку1. Вирту- альное пространство превращается в «реальность» для многих людей, которые не мыслят себя вне компьютера, ежедневно погружаясь в ки- бернетический мир. Растет болезненная зависимость от такого обра- за жизни, происходит симбиоз реального и виртуального, ценности

«игры» переносятся в действительность. Это идет вразрез с объектив- ными законами природы и общества. В результате происходят траге- дии. В этой связи художественная литература и публицистика пестрят апокалиптическими историями по поводу специфики информацион- ного общества.

 
Интернет, по существу, используется в качестве ведущего сред- ства построения гражданского общества. С его помощью происходит формирование сознания и стереотипов поведения людей и их социа- лизации, конкурирующей с государством, общественными институ- тами, семьей, школой, церковью и другими механизмами, транслиру- ющими новому поколению, сложившемуся в конкретном обществе, совокупность формальных и неформальных норм, правил, традиций и навыков2.

Парадоксальность ситуации связана с тем, что глобальная ин- формационная сеть, несмотря на первоначальную цель расширения общественных связей, подкрепила культивируемый индивидуализм. По мнению известного американского политического консультанта Кааса Санстейна, «Интернет усилил способность людей слышать толь- ко свой собственный голос и отгораживаться от других»3. С этими явле- ниями связано стремление к эпатажу и оригинальности, а не серьезно- му дискурсу, чтобы получить максимальное общественное одобрение, символизируемое знаком «лайка».

Еще одна особенность связана с тем, что многие права человека стали ассоциироваться со Всемирной паутиной. В Международном пакте «О гражданских и политических правах», в частности, заявле- но, что каждый человек имеет право на свободное выражение своего

 

1 См.: Емелин В. А. Идентичность в информационном обществе. М.: КАНОН, 2018. С. 317.

2 Международная информационная безопасность: Теория и практика. М.: Аспект Пресс, 2019. С. 181.

3 Цит: по: Федоров А. В., Зиновьева Е. С. Информационная безопасность: политиче- ская теория и дипломатическая практика. М.: МГИМО-Университет, 2017. С. 264.

109


 

мнения, что предполагает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ. Интернет, являясь глобальным феноменом, создает дополни- тельные условия для реализации этого права1. Вместе с тем пользова- ние зафиксированными в пакте правами налагает особые обязанности и ответственность. Оно может быть сопряжено с некоторыми законны- ми и необходимыми ограничениями.

 
Между тем в условиях информационного общества наблюдаются процессы, не связанные с законным и необходимым ограничением прав. С помощью современных технологий власти имеют возможность контролировать все общество и каждого его члена. Это осознается гра- жданами. После того как Сноуден и Ассанж открыли миру механизмы подобного контроля, а также факты трансграничного вмешательства во внутренние дела других государств, подобное расхождение между словами и делами стало очевидным. В США, которые гордятся собст- венной демократической системой, идет настоящая «охота на ведьм», которая сопровождается доминированием одной «правильной» точки зрения и осуждением мнений, с ней не совпадающих. Более того, все чаще имеет место преследование людей за взгляды и действия под не- обоснованными предлогами. При этом выпячивается «демократиче- ская процедура» подобного преследования.

 
Одновременно идет массированная пропаганда, своего рода «про- мывка мозгов», основанная на смеси лжи и правды при однозначном доминировании неправды. Нарастает поток лживых новостей, огра- ничен круг источников достоверной информации. Распространяются информационные роботы, не обремененные моралью. По существу, происходит оболванивание населения. Культивируется русофобия, которая по своей интенсивности уже превзошла «стандарты» периода холодной войны. Опросы общественного мнения в США, например, показывают быстрый рост антироссийских настроений: по сравнению с 2014 г. почти в два раза увеличилось количество американцев, кото- рые видят в России врага. Все это инициируется частью американской элиты, контролирующей основные средства массовой информации и связанной со спецслужбами.

В таком контексте Интернет не становится средой, где действи- тельно работают принципы демократии, несмотря на то, что общение

 

1 Международный пакт от 16.12.1966 г. «О гражданских и политических правах», ст. 19. Принят резолюцией 2200 (XXI) на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.

110


 

 


 

Социально-гуманитарные аспекты МНТО

 

 
в Сети находит достаточно широкий общественный отклик. С одной стороны, это способствует расширению круга социальных отношений, а с другой — из-за растущей прозрачности позволяет с большой точ- ностью определять политические интересы человека. Известный рос- сийский специалист, изучавший информационное общество в США, Е. А. Роговский считает, что последняя президентская избирательная кампания, по существу, отняла у рядовых американцев право на тайное голосование  и  нанесла  колоссальный  ущерб  американской  демокра- тии. В ходе выборов президента США против американского народа были применены самые современные информационные и психологи- ческие  технологии,  подрывающие  веру  избирателей  в  совместимость принципов демократии и Интернета1.

 
В Интернете идет процесс преодоления сетевой анонимности, которая стала анахронизмом. Процесс деанонимизации Интернета сопровождается сокращением пространства конфиденциальности. Дефицит конфиденциальности, культивируемый государством и биз- несом с целью решения стоящих перед ними задач, приводит к тому, что американцы, особенно трепетно относящиеся к невмешательству в частную жизнь, но выросшие в условиях информационного общест- ва, рассматривают подобный дефицит в качестве нормы, которая пе- редается новому поколению. Другими словами, утрата конфиденци- альности практически во всем становится рутиной. Люди привыкают жить в паноптикуме и находиться под наблюдением на работе, на ули- це и даже дома. Эта реальность американской жизни все чаще встре- чается в других странах по мере распространения всюду проникающих технологий, обеспечивающих условия вмешательства в частную жизнь людей.

На фоне этих процессов цифровой эпохи хотелось бы обратиться к вопросам повышения гуманитарной роли и ее взаимосвязи с культу- рой, образованием, наукой, правом и этикой в условиях возрастающего воздействия научно-технического прогресса на международные отно- шения. Все эти категории являются своеобразными рамками, в кото- рых существует социум.

Культура. Культура, пожалуй, «главная рамка», поскольку со- ставляет основу общества и человека, являющегося членом этого об- щества. Одновременно именно культура воздействует на духовность

 

1 Роговский Е. А. Выборы в США: успех технологических инноваций // Междуна- родная жизнь. 2017. Март. С. 120.

111


 

 


 

человека, затрагивает такие струны души, которые делают человека

«мерилом всех вещей, а его жизнь высшей ценностью бытия». На Всемирной конференции по политике в области культуры, которую ЮНЕСКО провела в Мексике 26 июля — 6 августа 1982 г., было пред- ставлено общепринятое определение культуры. Она рассматривается как «совокупность ярко выраженных черт, духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных, характеризующих общество или социальную группу. Культура охватывает, помимо искусства и лите- ратуры, образы жизни, основные права человека, системы ценностей, традиции и веры»1.

Культура предстает в виде культурного разнообразия, поскольку каждая нация в течение длительного существования формирует соб- ственную, непохожую на других культуру, пусть даже такие различия будут не существенными. Одновременно складывается культурное на- следие, поскольку культура развивается в ходе исторического процесса в рамках определенных материальных и духовных обстоятельств.

 
Экономическая глобализация и общественная информатизация, безусловно, представляют собой вызов культурному разнообразию, о чем было прямо сказано в преамбуле Декларации ЮНЕСКО о куль- турном разнообразии от 2001 г.; вместе с тем они «создают условия для нового диалога между культурами и цивилизациями»2.

Культурное разнообразие и культурное наследие являются ката- лизатором творческого процесса, поскольку создают питательную общественную среду, способствующую творчеству. Действитель- но, культурное разнообразие для общества, подобно биологическо- му разнообразию для фауны и флоры, обусловливает устойчивость и развитие, которые немыслимы без творчества, т.е. качества, не- обходимые для достижений. Что касается культурного наследия, то оно предполагает базирование на принципах преемственности и на- копления знаний, а также укрепления традиционных ценностей из поколения в поколение. Это позволяет повышать качество и увели- чивать количество культурных людей, составляющих основной кон- тингент лиц, участвующих в международных научно-технологиче- ских отношениях.

 

1 Всемирная конференция по политике в области культуры от 1982 г. См. сайт ЮНЕСКО, раздел Всемирные конференции. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.unesco.org.

2 Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии от 2001 г. См. сайт ООН, раздел Декларации. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.unesco.org.

112


 

 
Представляется, что особое внимание следует уделять системе ценностей, востребованных современным человеком, родившимся в XX в. и живущим в XXI в. Согласитесь, окружающая среда, включая технологическую сферу, существенно изменилась, что при взаимо- действии с культурными основами и традициями вносит некоторые коррективы в действующую систему ценностей социально активного и гармонично развитого человека. Вместе с тем ценности, пожалуй, самая консервативная составная часть мировоззрения и деятельности человека.

Как только человек получил возможность сосредоточить соб- ственное внимание на себе, возникла стройная система ценностей, нашедшая отражение в мировых религиях. И как только водово- рот событий уносит человека, занимая его помыслы актуальными, но второстепенными вопросами, ценности как бы уходят на задний план, работают на подсознательном уровне, являясь нам «в полный рост» в трудные минуты.

Постиндустриализм цифровой эпохи при правильном понимании этого феномена дает обильную пищу для размышления о месте и роли человека в условиях шестого технологического уклада. Казалось бы, когда время ускоряет свой бег, а волна информации захлестывает, си- стема ценностей может «отдыхать». Однако в реальном мире, а вслед за ним и в виртуальном происходит своеобразный ренессанс ценностей, выступающих своеобразным якорем человечества.

 
Осознание этого приходит постепенно и трудно. Необходимо преодолеть «цифровую зависимость» и «цифровой эгоизм», концен- трацию исключительно на собственных интересах, убогость внима- ния, обусловленную избытком информации, деградацию милосердия и способности сосредоточиться на эмоциональном состоянии другого человека. Современные люди во все большей степени готовы обме- нивать конфиденциальность на удобства, предпочитают иметь, а не быть. Поэтому приоритет неприкосновенности частной собственности и личной жизни доминирует.

 

Один из способов возрождения ценностей связан с культивирова- нием ценностно ориентированного подхода к научно-техническому прогрессу, который признает политическую природу технологий и де- лает общественные интересы основой ответственного и эффективно- го управления1. Всемирный экономический форум разработал «Новое

1 Шваб К. Технологии четвертой промышленной революции. М.: ЭКСМО, 2018. C. 23.

113


 

социальное соглашение» (a New Social Covenant), являющееся еще од- ной попыткой нахождения общих основ между культурами, религиями и философиями, которые воспринимаются всеми. К таким основам/ ценностям относятся: достоинство человека, независимо от расы, пола, происхождения и убеждений; важность общего блага, превосходящего индивидуальные интересы; необходимость разумного управления и за- боты о нас самих и о наших потомках.

 
Помимо ценностей для человека важны традиции, которые про- низывают жизнь людей, что называется, с младых ногтей. Традицией называют множество представлений, обрядов, навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколе- ние, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Традицию воспринимают в качестве фактора стабильности и устойчивости, которые базируются на постоянно корректируемых в результате перемен стереотипах. В этом заключается связь между традицией и инновацией. Эти противоположности воспринимают друг друга как иное и одновременно в практическом плане дополня- ют друг друга.

 
Многие управленческие инновации, связанные, например, с фор- мированием оптимальной институциональной среды, базируются на традиционных представлениях, которые делают приемлемыми ново- введения, востребованные многочисленными переменами цифровой эпохи. Прозорливые политики всегда опираются на традиции, когда стремятся проводить инновационный курс. И соответственно, «куль- турная традиция — это выраженный в социально организованных сте- реотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных челове- ческих коллективах»1.

Особое место в системе ценностей занимает духовная традиция, которая понимается как «мировоззренческая опора народа»2. Для по- нимания особенностей духовной традиции принципиальное значение имеет понимание природы духовности, которая всегда обращает чело- века к высшим ценностям — сознательное стремление усовершенство- вать себя и приблизить свою жизнь к идеалу.

 

1 Полонская И. Н. Социокультурная традиция: онтология и динамика. Автореф. дисс. … д-ра философ. наук. Ростов-на-Дону, 2006.

2 Духовные традиции русской культуры, на наш взгляд, представляют особую ценность русского мира, являясь тем, что существенно отличает наши взгляды на от- ношения с Богом, миром людей и природой от мировоззрения, предположим, англо- саксов.

114


 

 
Духовность может быть конкурентным преимуществом, выража- ясь современным языком, особенно в условиях, когда материальные ценности утрачивают доминирующие позиции в системе социально активного человека. Фраза «не хлебом единым жив человек» как раз описывает подобную ситуацию.

Важность духовной традиции обусловлена еще и тем, что культура не всегда во всех своих проявлениях духовна. Только то, что возвыша- ет человека над суетой и стереотипом, то, что наполняет смыслом его познание и передается «по наследству» или в ходе дружеского общения в течение поколений, становится духовной традицией.

В этой связи нельзя не отметить, что духовный подъем народа всегда сопровождал великие достижения, открытия и прорывы и обеспечивал успешное движение по пути социально-экономического и научно-тех- нического прогресса, одновременно предостерегая или не предостере- гая, в силу дефицита духовности, от опасных поворотов в сторону зла на этом пути.

Если брать последние сорок лет XX в. и первые десятилетия XXI в., то духовный подъем наблюдался в СССР в связи с «запуском Гагари- на», что позитивно сказалось на общественном настрое и насыщенной жизни народа; в США — после высадки на Луне и по мере выдвижения на первое место во многих аспектах экономического прогресса; в Ки- тае — в контексте достижений развития нации и государства при стро- ительстве социализма с китайской спецификой.

В цифровую эпоху, когда интеллект становится драйвером разви- тия, вызовы в области образования и науки являются основными.

 
Образование. Китайцы справедливо называют образование «ос- новой всего дела», имея в виду общественное строительство. Одно- временно образование выполняет высокую гуманитарную миссию, по- могает человеку выстроить удовлетворяющую его траекторию жизни. В этой связи ЮНЕСКО вовсе не случайно трактует образование как

«публичное благо» (Public Good).

Именно под эгидой этой организации осуществляется мониторинг образовательной ситуации в мире, регулярно проводятся Всемирные конференции, на которых рассматриваются основные тенденции в об- ласти глобальной академической революции, а также разрабатываются международно-правовые документы, регулирующие отношения госу- дарств, юридических и физических лиц на международном образова- тельном пространстве.

ЮНЕСКО считает образование приоритетным направлением сво- ей деятельности. В 1960 г. была принята Конвенция о борьбе с дискри-

115


 

минацией в области образования, систематизировавшая деятельность в отношении развивающихся стран, которым стало уделяться повы- шенное внимание.

 
В 1990 г. на очередной Всемирной конференции, состоявшейся в Джомтьене (Таиланд), было принято решение «универсализиро- вать систему начального образования и сократить безграмотность» к 2000 г. Эта программа получила название «Образование для всех». Однако оценка реализации этой программы, проведенная в 2000 г., показала, что, несмотря на некоторый прогресс, ни одна из постав- ленных целей не была достигнута. В этой связи цели были перене- сены на 2015 г., а развитые страны, включая Россию, приняли на себя обязательства дополнительно профинансировать мероприятия, направленные на ускоренную реализацию этой программы. В 2008 г. ЮНЕСКО предположила возможность провала программы «Образо- вание для всех».

Несмотря на эту неудачу, в современном мире проводится большой объем полезной работы в области образования. Налажено функциони- рование мегауниверситетов, которые призваны готовить квалифици- рованные кадры для общества, основанного на знаниях. Эта программа включает 24 мегауниверситета и охватывает развитые и развивающиеся государства. К каждой Всемирной конференции ЮНЕСКО издается Международный доклад по образованию с обзором и анализом миро- вых тенденций в этой области. Созданы и успешно работают Междуна- родное бюро просвещения в Женеве, Международный институт плани- рования образования в Париже и Буэнос-Айресе, Институт ЮНЕСКО по обучению в течение всей жизни в Гамбурге, Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в Москве, Международный центр ЮНЕСКО по техническому и профессиональному образованию и под- готовке в Бонне1.

 
Нельзя обойти вниманием и программы этой организации, свя- занные с гуманитарным воспитанием и уважительным отношением к окружающей природной среде, которые культивируются сетью ассо- циированных школ ЮНЕСКО.

Основная проблема международного сотрудничества в сфере об- разования связана с признанием образовательных документов, что расширило бы географию образовательных траекторий, поскольку качество образования отличается в зависимости от страны и на этом

 

1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.unesco.org.

116


 

 
пространстве необходимо осуществлять выравнивание. Инструменты признания призваны содействовать решению этой сложной задачи. Ей посвящены международные конвенции и многочисленные двусторон- ние соглашения и протоколы.

Международные конвенции имеют региональный масштаб. В част- ности, на Европейском континенте последовательно принимались Ев- ропейская конвенция об эквивалентности дипломов, ведущей к досту- пу в университеты (1953), Европейская конвенция об эквивалентности периодов университетского образования (1956), Европейская конвен- ция об академическом признании университетских квалификаций (1959).

В конечном итоге при содействии ЮНЕСКО и Совета Европы в 1997 г. в Лиссабоне была принята Конвенция о признании квалифи- каций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе. В ней максимально подробно рассмотрены все аспекты права на об- разование и его признание в государствах Европы, которая особенно внимательно относится к вопросам образования, культурного и науч- ного достояния каждого человека и общества, членом которого он яв- ляется1.

 
В 1983 г. государства Азии и Тихого океана при содействии ЮНЕСКО приняли Региональную конвенцию о признании учебных курсов, ди- пломов о высшем образовании и учебных степеней. Этот международ- но-правовой документ содержит определение «признания», которое трактуется как принятие компетентными властями одного государства образовательных документов, выдаваемых в другом государстве, пре- доставление обладателю этих документов таких же прав, какими поль- зуются граждане принимающей страны.

В конвенции зафиксированы цели сотрудничества в сфере образо- вания и академической мобильности, а также консолидации ресурсов стран региона, представленных в виде образованных людей, ориенти- рованных на интеллектуальную деятельность, а кроме того, механизмы достижения этих целей и обусловленные ими обязательства всех го- сударств, присоединившихся к процессу признания образовательных документов2.

В условиях глобальной информационной революции все более важную роль играет транснациональное образование, которое так-

 

1 Международные соглашения по признанию документов об образовании. М: Ми- нобрнауки РФ, 2009. С. 20.

2 Там же. С. 36.

117


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.094 с.)