Выработка правил иногда может осложниться по разным причинам: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выработка правил иногда может осложниться по разным причинам:



- участники еще не привыкли слушать друг друга, поэтому действует принцип «кто кого перекричит»;

- участники придумывают более 10 правил, из которых многие незначительны и касаются не всей группы, фундаментальные же правила упускаются, потому что рассматриваются как незначительные.

В такой ситуации тренер должен быть тренером и направлять процесс в нужное русло.

 

 

Этапы групповой динамики

 

Групповой процесс начинается со стадии зависимого и исследующего поведения и через разрешение внутригрупповых конфликтов приходит к сплоченности и эффективному разрешению проблем (Рудестам, 1993).

На ранних стадиях участники развития группы участники испытывают стремление к включению в ситуацию: начинает формироваться чувство принадлежности к группе и возникает желание устанавливать отношения с другими участниками. Позднее вперед выдвигается потребность в контроле: проявляется соперничество и стремление к власти, участники ведут борьбу за лидерство друг с другом и с ведущим. Наконец, на стадиях зрелости группы доминирует потребность в привязанности: участники устанавливают более тесную эмоциональную связь друг с другом, на первый план выступают вопросы привлекательности, партнерства, близости.

В исследованиях, посвященных взаимоотношениям в группе, прочность, единство и устойчивость межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе описывается понятием групповой сплоченности. Групповая сплоченность характеризуется взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой (Рудестам, 1993; Вачков, 1999).

 

Групповая сплоченность является необходимым условием достижения тренинговых задач. В группах, сформированных из незнакомых людей, какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, которая необходима для эффективного решения поставленных задач.

В группах существуют факторы, которые могут способствовать усилению групповой сплоченности, либо, наоборот, ослаблять ее.

Групповую сплоченность усиливают:

n совпадение взглядов и интересов участников;

n достаточно однородный состав группы;

n атмосфера психологической безопасности;

n активная совместная деятельность;

n привлекательность ведущего как образца;

n  квалифицированная работа ведущего;

n наличие соперничающей группы;

n присутствие в группе оппозиционера.

Групповую сплоченность ослабляют:

n возникновение мелких подгрупп («группировок»);

n предварительное знакомство между отдельными членами группы;

n неумелое руководство со стороны ведущего;

n отсутствие единой цели.

 

 

Основные этапы развития группы в тренинге.

Предварительная подготовка.

Проводится до начала групповой работы. Этот этап может занять больше времени, чем сам тренинг. 

ВАШИ ЗАДАЧИ:

Ú выбрать уютное помещение, найти удобные стулья

Ú продумать, как добиться того, чтобы участники собрались в назначенное время;

Ú заранее подготовить все материалы.

 

Начальная стадия.

Все участники хотят чувствовать себя в безопасности.

На этой стадии участников беспокоит: обстановка в группе; то, как его приняли остальные члены группы; то, как понравиться ведущему и другим участникам. На этой стадии члены группы склонны испытывать тревогу, тренер также может испытывать сходные чувства. Продолжительность этой стадии различна для каждого из участников. Один может сразу почувствовать себя комфортно, другому для этого понадобится 1-2 часа, а кому-то - 1 день. Кроме того, в группе может оказаться тот, кто на протяжении всего тренинга будет пребывать в состоянии некоторой тревожности.

ВАШИ ЗАДАЧИ:

Ú помнить, что начинать занятие нужно с процедуры знакомства;

Ú обсудить правила групповой работы (установить обязательные, попросить предложить дополнительные);

Ú объяснить методы групповой работы;

Ú поощрять все попытки подростков открыто рассказать о себе и поделиться своими чувствами;

Ú помнить о том, что наибольшее сопротивление оказывают незащищенные участники, у которых возможно есть психологические проблемы;

Ú на первых занятиях применять работу в парах, т.к. подросткам поначалу легче говорить друг с другом, а не с целой группой.

Ú НЕ ТОРОПИТЬСЯ...

Переходная стадия.

Это стадия, когда участники оценивают заинтересованность ведущего, его способность оказывать помощь. Именно на этой стадии участники определяют, является ли группа «безопасным местом»; уточняют свои цели и способы их достижения; уточняют свою жизненную позицию.

Как правило, момент оценки наступает в конце первого дня работы, продолжается дома и завершается в начале второго дня. К этому времени вы можете уже оценить, насколько группа сплотилась.

ВАШИ ЗАДАЧИ:

Ú не оставлять без внимания все (негативные и позитивные) чувства, которые выражают участники в группе;

Ú помочь подросткам понять, чего они хотят достичь за время работы в группе;

Ú еще раз выяснить ожидания группы от тренинга;

Ú обращать внимание участников на те моменты, когда группа чувствует себя как нечто единое, целое;

Ú предложить обучающие упражнения и, таким образом, дать возможность участникам попробовать новые приемы, стратегии поведения в безопасной обстановке в группе;

Ú принимать подростка таким, каков он есть.

Рабочая стадия.

Участники уже придерживаются правил групповой работы и могут попросить помощи у других членов группы. Подростки начинают рассказывать о своих первых попытках применить новые знания на практике.

Эта стадия может чередоваться с предыдущей: подростки могут многое подвергать сомнению (ваши слова, совместные упражнения, действия других участников).

ВАШИ ЗАДАЧИ:

Ú поощрять попытки участников отработать полученные навыки;

Ú способствовать развитию доверительных отношений;

Ú не оставлять без внимания произошедшее в группе.

Завершение.

Этот этап уникален. Если тренинг прошел удачно, то момент завершения групповой работы окрашивается положительными эмоциями и остается ярким впечатлением на долгое время для всех участников. На этом этапе существует возможность сгладить все предыдущие «шероховатости». Поэтому этот этап требует тонкой организации.

ВАШИ ЗАДАЧИ:

Ú попросить участников оценить эффективность работы;

Ú выяснить у участников то, что еще следует сделать; составить планы дальнейшей работы;

Ú подготовить процедуру закрытия;

Ú сделать так, чтобы все участники поблагодарили друг друга;

Ú обеспечить всех информацией о системе поддержки и дальнейшей работы;

Ú дать понять участникам, что вы всегда рады им помочь.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.008 с.)