Правила управления номенклатурой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правила управления номенклатурой



 

Велика неравномерность спроса при огромной номенклатуре товаров и трудно найти оптимальную грань между ростом неликвидов и неудовлетворенностью спроса. Желание неудачливых бизнесменов получить все и сразу заставляет их ограничивать штаты товароведов, расходы на компьютеризацию и управлять десятком тысяч наименований товаров как одним товаром, чтобы упростить себе жизнь. В результате – упущенные продажи из-за дефицита товара и убытки из-за списания неликвидов.

Каждый товар среди однородных (запчасти, лекарства, одежда и т. п.) является  самостоятельным товаром, поэтому работа с каждым наименованием должна вестись отдельно. Невозможно, как это пытаются делать на практике, успешно управлять даже группой запчастей, пусть и относящейся к одному агрегату. Обязательно одни детали будут ходовыми, другие неликвидами. Нельзя, как это делают многие, предоставлять единую скидку на весь прейскурант или увеличивать цены всего прейскуранта на единый процент. В подобных случаях убытки неизбежны.

Как грамотно построить работу с номенклатурой? Так, как это делают западные крупные поставщики и продавцы. Каждому наименованию товаров в учетной карточке базы данных присваивается несколько признаков (кодов), по которым можно делать выборки для различных операций управления запасами и ценами. Это  логистические средства управления информацией.

Для подготовки проектов заказов на пополнение склада компьютер должен выполнять следующие операции  для каждого наименования товара:

• анализ ABC и XYZ;

• группировка по категориям спроса и стоимости;

• расчет динамической переменной за период для расчета потребности на период;

• расчет расхода на единицу парка машин;

• присвоение категорий АХ……CZ каждой детали;

• расчет страховых запасов;

• расчет точки заказа;

• расчет максимального запаса;

• расчет контрольных параметров для выявления неликвидов;

• расчет оптимальной партии для заказа;

• подготовка проектов заказов;

• ручная корректировка проектов заказов;

• печать окончательного заказа;

• обсчет стоимости заказов;

• контроль подтверждения заказов;

• корректировка заказов по подтверждениям.

Подготовку проектов заказов компьютером следует программировать по различным алгоритмам, в зависимости от категории спроса, стоимости и маркетинговых соображений. Быстро оборачивающиеся запасные части заказывать по методу фиксированных интервалов между заказами. Средне оборачивающиеся запасные части, а также очень дешевые детали заказывать по методу «точки заказа». Дорогие агрегаты, а также новые детали для первых партий заказывать путем ручной подготовки расчетов. Принадлежности и материалы, поставляемые из той же местности, заказывать чаще по методу фиксированных объемов заказов.

Любой компьютерный проект заказа должен корректироваться товароведом – компьютер не может учесть, например, ожидаемого всплеска спроса на запчасти в связи с окончанием гарантийного периода у машин или падения спроса из-за списания машин у клиентов, замены детали на новую и т. п. Для управления запасами и корректировки заказов поставщикам товароведы должны при помощи компьютерных выборок выделять в отдельные группы детали по степени спроса, по оборачиваемости, по необходимости формирования страховых запасов.

Ниже приведен пример современной базы данных о запасных частях. Намеренно вперед вынесены признаки (коды) для управления запасами и ценами.

Признаки (коды):

• признак группы спроса – ABC (автоматически вводит программа после анализа за период);

• коэффициент оборачиваемости запаса данной детали фактический (автоматически вводит программа после анализа за период);

• признак неликвидности (вводит товаровед вручную после анализа);

• признак ручного контроля;

• признак важного резерва;

• признак наличия страхового запаса;

• группа материалов (черные или цветные металлы, пластмассы и т. д.);

• группа оборудования (топливка, электрика, резинотехнические и т. д.);

• коэффициент соотношения розничной и закупочной цен;

• коэффициент рентабельности фактический в периоде;

• признак категории калькуляции розничных цен;

• признак категории изменения розничных цен;

• признак группы скидок с розничных цен;

• признак группы стоимости – XYZ;

♦ признак степени конкуренции;

♦ признак показательных цен;

♦ коэффициент общего изменения цен;

♦ признак группы цен;

♦ признак группы скидок;

♦ признак необходимости снижения цен поставщика;

♦ фактический коэффициент пересчета закупочных цен в розничные текущий;

♦ коэффициент пересчета нетто цен после коррекции;

♦ коэффициент пересчета нетто цен после максимальной скидки.

Основные данные:

♦ название изготовителя машин (группа);

♦ номер детали по каталогу изготовителя машин;

♦ номер детали по каталогу изготовителя комплектующих;

♦ номер детали – аналога по каталогу изготовителя неоригинальных деталей (несколько полей);

♦ наименование на русском языке;

♦ наименование на английском языке;

♦ код изготовителя детали (несколько полей);

♦ код и название подгруппы;

♦ в какой комплект или сборку входит – если не поставляется отдельно;

♦ модели машин, для которых предназначена деталь;

♦ применяемость (неограниченно полей);

♦ период применения на машине;

♦ VIN код применяемости;

♦ код модели двигателя;

♦ какой деталью заменена (после снятия с производства);

♦ вместо какой детали введена в конструкцию;

♦ код взаимозаменяемости;

♦ код наименования;

♦ срок службы расчетный;

♦ возможность восстановления после износа;

♦ единица измерения;

♦ вес;

♦ объем;

♦ количество на 1 машину;

♦ количество в комплекте;

♦ вид упаковки;

♦ количество в упаковке;

♦ вид тары.

Складские данные:

♦ адрес хранения;

♦ наличие на складе фактическое;

♦ наличие на других складах;

♦ минимальный запас или точка заказа;

♦ максимальный запас;

♦ страховой запас;

♦ неприкосновенный запас – до решения руководства.

Ценовые данные:

♦ закупочная цена в валюте;

♦ закупочная цена в рублях;

♦ розничная цена в валюте;

♦ розничная цена в рублях.

Данные для заказов и отгрузок:

♦ срок поставки;

♦ минимальное количество для заказа, норматив поставщика;

♦ оптимальное количество для заказа по параметрам: количество – скидка – срок поставки;

♦ заказано у поставщика;

♦ подтверждено поставщиком к поставке;

♦ недопоставлено поставщиком по подтвержденным заказам;

♦ неудовлетворенный спрос, штук;

♦ недогружено заказчику (долг), штук.

Статистические данные:

♦ продано в периоде – нарастающим с начала года, штук;

♦ продано в периоде, кг;

♦ продано в периоде, м3;

♦ продано в периоде в закупочных ценах;

♦ продано в периоде в розничных нетто ценах;

♦ валовой доход в периоде;

♦ продано в году “текущий -1", штук;

♦ продано в году “текущий -2", штук;

♦ продано в году “текущий – X", штук /до 5 и более лет/; Аналитические данные:

♦ сбыт на 1000 машин в год в штуках;

♦ сбыт на 1000 машин в год в кг;

♦ сбыт на 1000 машин в год, м3.

При учете предусматривают возможности:

• заказы на закупки, продукция собственного производства, возвраты товаров;

• полное управление партиями на уровне склада;

• отслеживание сроков реализации и условий хранения партий товаров;

• операции по учету удовлетворения претензий.

• перемещения между складами;

• отслеживание отгрузок, товаров в пути и приемки.

• Для обеспечения анализа учетных данных предусматривают:

• определение видов статистики, необходимой для анализа, видов анализа, необходимых для принятия управленческих решений;

• определение видов учетной, статистической и аналитической документации, ведение и корректировка альбома форм документов;

• определение параметров для контроля качества и надежности учета.

Правила контроля неликвидов

 

Рискованность содержания запасов состоит в постоянной, ежедневной опасности образования неликвидов – нереализуемых запасов товаров. Они могут образовываться по следующим причинам:

– падение спроса из-за появления конкуренции;

– падение спроса из-за ликвидации потребителя;

– ошибочные закупки излишних количеств;

– ошибочные закупки устаревших товаров;

– порча товаров из-за повреждений, повышенной влажности;

– брак, не замененный поставщиком по рекламациям;

– появление новой модификации товаров, заменяющей прежние;

– оприходование по ошибке;

– пересортица в поставках;

– не списание реализованных товаров;

– пересортица из-за неверной раскладки, обнаруженная при поиске других товаров;

– потери на складе из-за небрежности в указании адресов или нанесения их нестойкой краской, обнаруженные при инвентаризации.

На первый взгляд кажется, что подобные случаи нечасты. Однако если склад работает с номенклатурой более сотни наименований товаров, неликвиды возникают и нарастают быстро. Ежемесячно проверяйте перечень товаров, не имевших спроса с начала года. Ведите статистику поквартальной реализации каждого товара в штуках, чтобы отслеживать колебания спроса и анализировать их причины. В договорах с поставщиками добивайтесь права возврата ошибочно заказанных товаров, удовлетворения рекламаций по количеству и качеству. Только тщательный учет и хорошая организация управления запасами избавят вас от образования неликвидов. Вот некоторая информация, которую складская служба должна готовить руководству для управления:

– ежемесячный перечень товаров, не пользовавшихся спросом более месяца или двух – критерий устанавливается руководством. Это необходимо для принятия мер по ускорению реализации, т. е. высвобождению “замороженных" в товарах средств для дальнейшего использования и предотвращению образования неликвидов, приносящих убытки;

– еженедельный или ежемесячный перечень товаров, запас которых снизился меньше установленного минимума – это нужно для своевременного размещения заказов;

– ежеквартальные расчеты оборачиваемости по каждому наименованию – это необходимо для принятия мер по оптимизации сроков и объемов заказов новых партий;

– ежемесячный перечень товаров, переданных на реализацию и находящихся у посредников сверх установленных сроков – это нужно для решения вопросов продления сроков реализации или возврата;

– ежеквартальные предложения по списанию испорченных, утерянных, похищенных и неликвидных товаров.

Допустимым объемом неликвидов по стоимости считают не более 5 % – иначе расходы по содержанию, налоги на имущество, обесценение денег и т. д. съедают прибыль без всякой надежды на компенсацию – неликвиды не просто лежат – они дорожают с каждым годом, они занимают место на складе.

К сожалению, в большинстве предприятий работа по ликвидации мертвых запасов ведется бессистемно. Желательно в компьютерных базах данных предусмотреть параметры для быстрой обработки такой номенклатуры в разных аспектах с целью ускорения принятия мер по избавлению от нее. Выявить такую номенклатуру при помощи компьютера несложно – достаточно включить в программу алгоритм:

• к неликвидам относить остатки товаров, не имевших спроса, например, последние 6 месяцев;

• к излишним запасам относить товары, имевшие спрос, но остатки которых превышают, например, 3-месячную потребность.

Выявив неликвиды, прежде всего определяется пригодность товаров для сбыта – могут ли они вообще кому-то понадобиться.

• если товар можно предложить торговцам, цену стараются установить на уровне, лишь едва покрывающем себестоимость, учитывая, что в запас товары покупают неохотно и только в случае явной выгодности сделки, а также тот факт, что вторично тому же клиенту неликвиды предложить не удастся – снижение цены при повторном предложении лишь укрепит его сомнения в нужности или в качестве этих товаров;

• если применения товары не нашли, цены устанавливают "бросовые" за штуку или за вес и предлагают их на выбор или на вес;

• если избавиться от неликвидов не удалось, их списывают на убытки.

Важно систематически заниматься избавлением от неликвидов и списывать их, если приходится, как можно быстрее, иначе за год или два может накопиться такой объем, списание которого станет невозможным без процедуры банкротства.

Ниже перечислены некоторые моменты, на которые следовало бы обращать особое внимание при работе с многочисленной номенклатурой товаров при нарастающем объеме сбыта, в целях предотвращения образования неликвидов.

• Проводить перманентную инвентаризацию по утвержденному бухгалтером плану – проверку соответствия наличия учетным данным определенного количества наименований или определенной группы товаров в месяц.

• При размещении товаров на складе обеспечивать оптимальное использование площадей и объемов складов и свободный доступ к каждому товару. Это необходимо для быстрой раскладки и отбора товаров – т. е. экономии трудозатрат. Особенно это важно при увеличении числа и объемов отгрузок в день.

• Систематизировать приемку, отбор, упаковку и отгрузки товаров в целях оптимального использования рабочего времени, установив график и не допуская авралов и привлечения дополнительной рабочей силы. Например, все отгружаемые партии должны быть упакованы и снабжены документами до конца рабочего дня или до обеда – в зависимости от способов отгрузки. Получатель при самовывозе должен тратить не более часа на получение товаров и оформлять все документы в одном месте. То же касается привлеченных транспортных организаций– длительный простой удорожает перевозки. Приемку товаров (проверка по количеству и качеству, раскладка) выполнять в свободное от отгрузок время.

• Ввести и строго соблюдать систему адресов для ячеек, стеллажей и других мест хранения товара. Ведомость наличия на складе должна содержать адрес каждого товара. Своевременно корректировать в картотеках и памяти компьютера адреса при изменениях места хранения товара. Поддерживать в читабельном состоянии бирки адресов и наименований товаров во избежание ошибок при размещении и отборе.

• Обеспечивать соблюдение рекомендуемых поставщиком правил хранения каждого товара.

• Своевременно рассматривать рекламации покупателей, обеспечивать их удовлетворение.

• Вести учет полученных рекламаций, их удовлетворения или финансовой компенсации.

• Обеспечить невозможность хищений товаров со склада, повреждения товаров при перемещениях.

• Изучить и использовать все возможности компьютерной программы по складскому учету.

• Вести учет товаров, переданных на реализацию, контролировать сроки их нахождения у посредников, их реализацию и оплату, возврат и качество нереализованных.

Порядок активизации запасов

 

Для уменьшения риска образования неликвидов ежегодно проводится активизация запасов по результатам продаж за год. Выполните анализ частоты продаж каждого товара и по результатам анализа измените размещение товаров по принципу “чаще спрос – ближе к зоне выдачи". Задача такого анализа – разгрузка склада от товаров редкого спроса, перемещение на их место товаров высокого спроса и упорядочение размещения для облегчения доступа.

Если нет программы такого анализа, выполните анализ по количеству продаж, установив определенные критерии, например: сделать выборки товаров, продажа которых составила, например, менее 300 шт. в год, от 300 до 1000 в год и более 1000 шт. в год. По таким выборкам примите решения. Например, если товар продан за год в количестве менее 300 штук, т. е. в среднем около 1 шт. в день, его можно хранить не в теплом, а в холодном складе.

Для сокращения складских расходов:

• полностью избавляются от выявленных при анализе “мертвых" неликвидных запасов;

• бездействующие запасы переводят на более дешевую форму хранения;

• удешевляют контроль по всем малоценным товарам;

• группируют оставшиеся на складе товары в соответствии с результатами анализа спроса для обеспечения надлежащего контроля за движением товаров.

Решиться на списание даже бездействующих и “мертвых" запасов нелегко. Основанием для этого может быть только тщательный анализ и прогноз и выяснение причин отсутствия спроса на те или иные товары. Если отсутствие спроса вызвано недостатками организации сбыта, принимают меры для продвижения товара. Если же никаких перспектив для продажи “мертвых" запасов нет, стараются от них избавиться. Некоторые дистрибьюторы сокращают бездействующие запасы на своих складах путем распределения их по частям на складах дилеров и при появлении спроса разыскивают нужный товар. Для реализации “мертвых" и бездействующих запасов организуют специальные распродажи и аукционы, предоставляют повышенные скидки. Оставшиеся нераспроданными товары устраняют из запасов. Товары, по которым не было движения в течение года (за исключением новых товаров, только введенных на рынок), снимают со стеллажей и укладывают в ящики, на которые крепят упаковочные листы. Ящики держат в таком месте, где их хранение не влечет значительных расходов. Эти товары оставляют в базе данных, но указывают другой адрес складирования. Стоимость этих товаров, как правило, списывают. Если спустя год (т. е. всего через два года) по этим товарам по-прежнему не будет никакого движения, их продают как лом или утиль, или уничтожают. После очищения складов от бездействующих и мертвых запасов принимают меры для предупреждения возможности аккумуляции подобных запасов в будущем.

В качестве примера управленческих решений по борьбе с образованием неликвидов можно привести такой пример. В целях снижения издержек практически все поставщики машин серийного производства и их дилеры отказались от работы с гарантийными комплектами запчастей, которые требовали отдельного места на складах и отдельного учета и в большинстве своем оседали в виде неликвидов. Замену вышедших из строя в гарантийный период деталей осуществляют за счет коммерческих запасных частей, стоимость которых в этих случаях относится на счет поставщиков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.056 с.)