Глава 19. Цветение папоротника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 19. Цветение папоротника



 

 

Полесские поверья и рассказы о добывании чудесного цветка папоротника входят в зону активного бытования этого сюжета, хорошо известного как в западноевропейской мифологической прозе (сюжетный тип: ATh D965; C401.5), так и в фольклоре восточных и западных славян (для балканославянской традиции он не является типичным). В Полесском архиве удалось обнаружить более сотни текстов на эту тему, большая часть которых представлена следующими, наиболее популярными в этом регионе, сюжетными версиями: 1. Человек добывает цветок папоротника, несмотря на противодействие нечистой силы, и обретает сверхзнание; 2. Человек пытается добыть цветок папоротника, но не выдерживает испытаний; 3. Находящемуся в лесу человеку случайно попадает в обувь цветок папоротника, в результате чего он обретает сверхзнание, но, потеряв цветок, теряет и свое временное сверхзнание; 4. Черт предлагает встреченному в лесу человеку поменяться обувью; тот отдает свои лапти, не зная, что в них случайно попал цветок папоротника. Последний из этих сюжетов представлен в наших материалах лишь двумя текстами (№ 29–30), записанными в Гомельской и Черниговской областях, но он достаточно известен в белорусских, украинских и южнорусских рассказах о папоротнике. Еще один гомельский вариант с мотивом «На табе сапап, а мне дай лапщ» опубликован в Гомельском томе серийного издания «Традыцыйная мастац‑кая культура беларусау» (ТМКБ 2013/6: 686).

Кроме сюжетно разработанных быличек, в Полесье записаны многочисленные поверья, раскрывающие подробности условий и времени добывания цветка, его чудесных свойств, влияющих на дальнейшую судьбу человека, либо рекомендации, как вести себя при встрече с нечистой силой, охраняющей цветущий папоротник. В целом полесская мифологическая традиция, описывающая трудности раз‑добывания в купальскую ночь чудесного цветка, сохраняет весь круг общеизвестных мотивов, характерных для восточнославянских и западнославянских текстов с этой тематикой; см. сводку общеславянских мотивов о папоротнике в (Агапкина 2004: 629–631).

К числу таких устойчивых стереотипов относится, например, представление о том, что папоротник зацветает один раз в году; что происходит это в купальскую ночь либо в одну из особенно темных, страшных, грозовых ночей (называемых в Полесье верабьинова ноч, грэбиная, рабыновая нич); что расцветает он ровно в полночь и цветет лишь один миг, одну минуту – «как глазом моргнуть».

По некоторым свидетельствам, во время цветения он «переливается огнем», «горит жаром», «светится золотом» (гомел.); «блестит, як молния» (чернигов.); жар от цветка идет такой, что его невозможно взять в руки (брест.). Общим местом во всех подобных сообщениях является предупреждение об опасностях, подстерегающих смельчаков, пошедших в лес за папоротником. Считалось, что идти надо в отдаленный, глухой лес, где не слышно петушиного крика: «Папороть эта есь у лесах далёких, где петух когда поёть, голос не заходить, и там она (папороть) цвэтёть протиу Купала» (текст № 79). По другим поверьям, искать цветущий папоротник следовало на перекрестке дальних лесных троп (гомел.), или на болоте (чернигов.), или «на могилках» (гомел.).

Сюжет о добывании цветка папоротника прочно связан во всех славянских традициях (и в Полесье – особенно) со сферой демонического, т. е. с мотивом вмешательства нечистой силы, не дающей человеку заполучить чудесное растение. Согласно поверьям полешуков, за папоротником охотятся ведьмы и колдуны, которым он якобы помогает более успешно колдовать: «...талькы одну секунду цвитэ, папороть. А ведьмы стэрэгуть ее и вона йим помочна, тым ведьмам» (текст № 34). В Брестской обл. тоже известны поверья о том, что ведьму можно встретить возле цветущего папоротника, который она стремится заполучить; см. текст № 506 из села Жабчицы, опубликованный в (НДП 2010: 148). Вместе с тем к папоротнику в момент его цветения слетается вся нечистая сила, чтобы не дать человеку его сорвать. На пришедшего в лес человека лезут со всех сторон черти, гады, змеи; мчатся табуны свиней или лошадей; наступают мужики с косами в руках, которые косят траву, угрожая зарезать сидящего в зарослях; слышится страшный вой, хохот, грохот; «из‑под земли вырастают легионы дьяволов» (Pietkiewicz 1938: 146); кто‑то тычет в человека баграми и палками, запугивает угрозами: «Уходи с нашего места, то мы тебя сожгём!» (МРВС 1987: 116).

Защититься от злых духов можно было, по полесским поверьям, используя обереги, молитвы или специальные охранительные меры. Например, рекомендовалось надеть на голову горшок (волын.) либо следовало очертить себя магическим кругом с помощью острой косы или особого ножа, которым десять лет подряд разрезали пасхальный кулич (чернигов.). Если же все‑таки черти уже напали на человека, обезвредить их можно было, задав «трудную работу», например сказать: «Заплетать мэни косу по одному волосу»; пока черти будут плести, наступит утро, и они исчезнут (текст № 90).

Некая малопонятная связь может быть отмечена между цветением папоротника и душой русалок, которые якобы «красуются» среди цветущей ржи либо на цветке папоротника: «папороть цвитэ – то значыть красуецца душа русалок, в ноч на Купалу русалки дають свою красоту папороти» (Днепровское Черниговского р‑на Черниговской обл.); текст опубликован в (НДП 2012: 639 № 652). Это уникальное в записях нашего архива свидетельство, по‑видимому, не является случайным, поскольку подтверждается сходными поверьями (зафиксированными белорусскими собирателями в Ивановском р‑не Брестской обл.) о том, что в цветах папоротника «жывуть душы дгток, шчо запнулы по вше маты», т. е. души «выкидышей» (Боганева, Салавей 2011: 349), а происхождение русалок, как известно, связывается в полесских верованиях не только с умершими незамужними девушками, но и с мертворожденными младенцами или с детьми, умершими неокрещенными. Кроме того, в недавнее время участники экспедиции, работавшие в 2013 г. в Велижском р‑не Смоленской обл., записали еще одно свидетельство о том, что русалки появляются в тот день, когда цветет папоротник (Петров 2015: 146–147).

Еще одно редкое (для круга традиционных славянских мотивов о папоротнике) сообщение, записанное в единственном варианте, касается особого способа заполучить цветок папоротника, при котором считалось необходимым заранее вырастить для себя из «петушиного яйца» духа‑помощника и, взяв его с собой, можно успешно разыскать, сорвать и уберечь от нечистой силы чудесный цветок (текст № 68).

Даже если человеку удается найти цветущий папоротник, выдержать все испытания, суметь вовремя сорвать цветок, то и в этом случае приходится соблюдать большие предосторожности, чтобы суметь его сохранить у себя, не позволить нечистой силе его отобрать. К числу таких рекомендаций относятся в Полесье следующие: надо разрезать ладонь на левой руке, заложить под кожу цветок и быстро убежать (брест., гомел., волын., житомир.); либо спрятать растение под ноготь на пальце руки (гомел.); либо заложить под левую подмышку (брест.); либо сначала пожевать растение, а затем запихнуть его под кожу на ладони (чернигов.); либо зашить в одежду (чернигов.). Считалось также, что легче будет сохранить при себе добытый цветок, если его удастся сорвать зубами без помощи рук (гомел.).

Одним из центральных в поверьях и рассказах этого цикла является мотив приобретения некоего «сверхзания» в случае успешного завладения чудесным цветком. Оно может выражаться в обобщенно‑универсальной форме: «будэш знать усё на свете», «всэ будэш знать, што на свете делаецца», «усё зна‑тимеш, шо на сьвити робицца». А может приобретать вид конкретизированных сверхъестественных способностей или умений. Чаще всего упоминается способность понимать язык зверей, домашних животных, птиц (як куры балакають, лес разговаривает, што собакы брэшуть, шо коровы кажуть) или слышать, как растения и травы рассказывают о своих целебных свойствах (брест., гомел.). Далее, обладатель цветка сможет узнать, где искать пропавший скот, кто у кого что украл, кто в селе ведьма, сколько родится в новой семье детей, когда начинать пахать и сеять; он станет хорошим хозяином, у него будет «худоба» вестись, поросята будут вестись; он будет всю жизнь счастливым, везучим во всех делах; сможет стать невидимым (гомел., брян.), открывать любые запоры и замки (гомел.). Одной заблудившейся в лесу женщине попал в обувь цветок папоротника – и она сразу нашла дорогу домой (Радчицк Сталинского р‑на Брестской обл.).

Зафиксированные в Полесье рассказы о папоротнике сохраняют признаки удивительно устойчивой нарративной традиции, которая продолжает успешно существовать в современных условиях. Пожалуй, самым стабильным (сюжетообразующим) стержнем большинства современных полесских текстов на эту тему можно признать мотив: «цветок папоротника случайно попадает в лапти человека, пошедшего в грозовую ночь искать своих пропавших волов». Такого типа былич‑ки, например, были записаны в недавнее время (в 2003–2006 гг.) участниками Украинской комплексной историко‑этнографической экспедиции, которые работали в селах Житомирского Полесья среди украинцев‑переселенцев, переехавших на новые места после Чернобыльской катастрофы, см. (Игнатенко‑Колодюк 2010: 211).

Восточнославянские данные о папоротнике содержатся в (Агапкина 2004: 629–631; Агапкина, Топорков 1989: 230–154; Афанасьев 1994/2: 380–382; Кри‑ничная 2000: 250–263; МРНП 2007: 288–294; МРВС 1987: 115–116; ШЭС 2001: 187–188; СМЭС 2003: 352–353; РП 2001: 362–364; Боганева, Соловей 2011: 349; ЗК 1990: 221–223, 285, 292; Легенды 2005: 218; ТМКБ 2009/4: 489–490; Онищук 1909: 45–46; Шухевич 5: 260–261; НССУ 2000: 147–152).

СХЕМА ОПИСАНИЯ

 

 

1. Человек добывает цветок папоротника, несмотря на противодействие нечистой силы, и обретает сверхзнание

2. Человек пытается добыть цветок папоротника, но не выдерживает испытаний (убегает, гибнет, теряет разум)

3. Находящемуся в лесу человеку случайно попадает в обувь цветок папоротника, в результате чего он обретает сверхзнание; потеряв цветок, теряет и свое сверхзнание

3а. Черт предлагает человеку поменяться обувью; тот отдает свои лапти, не зная, что в них случайно попал цветок папоротника

4. Колдуны и ведьмы стараются заполучить цветок папоротника ради укрепления своей колдовской силы

5. Обладающий цветком папоротника становится удачливым (счастливым, невидимым, всезнающим, способным распознать ведьму)

6. Обладающий цветком папоротника понимает речь растений и животных; раскрывает жене тайну своего сверхзнания – и лишается его

7. Человек использует магические средства при попытке сорвать цветок папоротника

8. Человек ради сохранения добытого цветка папоротника прячет его, надрезав кожу руки

9. Папоротник цветет в полночь один раз в году (на Ивана Купалу, в Петровку, на Пасху, в грозовую ночь)

10. Папоротник способен оборачиваться жабой, змеей, животным

11. Нечистая сила охраняет цветок папоротника, не допуская до него людей

1. Человек добывает цветок папоротника,

НЕСМОТРЯ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЧИСТОЙ СИЛЫ, и ОБРЕТАЕТ СВЕРХЗНАНИЕ

+ 19.9. Папоротник цветет в полночь один раз в году (на Ивана Купалу, в Петровку, в грозовую ночь)

Большая часть текстов о цветке папоротника и о попытках его приобретения связана с мотивом противодействия со стороны нечистой силы. В полесской мифологии он представлен в двух версиях. В первой из них основное внимание уделяется поведению человека, стремящегося заполучить чудесный цветок, несмотря на запугивания и угрозы со стороны вредоносных сил; во второй – поведению персонажей нечистой силы, отпугивающих человека от папоротника. В данной рубрике представлены тексты первой из этих версий (а тексты второго типа сгруппированы в разделе: 19.11. Нечистая сила охраняет цветок папоротника, не допуская до него людей).

Идущий за папоротником человек знает о грозящей ему опасности, готовится к самозащите и верит, что нечистая сила не сможет ему навредить, если он очертит себя магическим кругом. Ему будет казаться, что «нечыста сила прибежит, буде душыть, буде греметь, буде конь лететь, буде звер лететь, буде каждый лякать» (текст № 4), что на него нападают жабы, змеи и гады, наезжает воз сена, выскакивают сто чертей и т. п., но все это лишь происки злой нечисти, которая напускает на человека видения. Ему необходимо выдержать испытание, остаться на своем месте, дождаться цветения чудесного растения.

Образ движущегося воза с сеном, фуры с соломой, копны или стога сена (тексты № 1, 3, 10), равно как и облик хтонических животных (лягушек, ужей, гадюк), являются типичными формами оборотничества полесской ведьмы; см. соответствующие свидетельства об этом в главе «Ведьма» (1.5в. Ведьма обладает способностью к оборотничеству). Судя по данным Полесского архива, в виде движущейся копны сена чаще всего появляется ведьма в рассказах Брянской обл. (НДП 2010: 132–133 № 425–429, 432, 434). В одном гомельском сообщении персонифицированная Смерть также движется по селу в виде «сеняной копы» (глава 26, текст № 130).

Хождение за папоротником считается в народе делом нечистым, греховным; этим занимаются те, кто хочет стать колдуном; ср.: «Если хотиш занимацца чародейством, надо идти у лес...», причем идти надо так далеко, чтобы до этого места не долетал петушиный голос (текст № 3). Охота за чудесным цветком называлась «худым делом», которым занимались только видьмакы. В поверьях Нижегородской обл. папоротник считался бесовским цветком; отправляясь за ним, нужно было отречься от христианской веры, снять нательный крест, пояс, выходить из дома не крестясь (МРНП 2007: 290).

Сразу же после завладения цветком мужику становится ясно, где искать потерявшихся волов (текст № 4). Но дальше этот рассказ из с. Чудель разворачивается в виде контаминации с сюжетом о ведьме, превратившейся в лежащую на пути корягу, о которую спотыкается путник и которую он перерубает топором; в дальнейшем он обнаруживает в соседнем селе одноногую бабу, признавшуюся, что это она в виде оборотня мешала человеку идти за папоротником. В Полесье этот сюжет распространен в западных областях, где записано много быличек о ведьме‑оборотне; см. мотив 1.6г. Человек ломает (рубит, связывает) предмет, вид которого приняла ведьма (НДП 2010: 206).

БРЕСТСКАЯ ОБЛ.

№ 1. На Яна цвытэ попороть одын раз в рик, и цвытэ вона в пылноч, трэба пылно‑ваты того момэнта, колы вона зацвытэ, зловыты того цвытка и тогды будэш знаты, як говорыть скотына. Шоб побачыты тую попороть, трэба пуйты в корчи, в лис, там вона цвытэ, систы, около сэбы обвысты круга рукамы. Ну, як сыдыш, дожыдаешса, шоб зацвыла папороть, то трэба ны боятыс нычога, бо лякы вс.якы будуть, прийидэ жяба з возом, с хурою соломы, будэ тую солому палыты, на тыбэ кыдаты, алэ боятыса ны тр э ба, бо сол о ма тог о кр у га ны пырылит ы ть, и тр э ба сыд и ты соб и спок и йно и всэ, и дожыдатысь, покы папороть зацвытэ.

с. Симоновичи Дрогичинского р‑на Брестской обл., 1974 г., зап. С. М. Толстая, Ф. Д. Климчук от Климчука Д. Ф. (текст опубликован в (Толстая 1978: 137)).

+ 19.6. Обладающий цветком папоротника понимает речь растений и животных + 19.11. Нечистая сила охраняет цветок папоротника, не допуская до него людей

ГОМЕЛЬСКАЯ ОБЛ.

№ 2. Антересуешься на Ивана – дэ папэрэть [цветет], прарезь пальца да туды шолко‑ву траву палажы. И сиди срэди папэрэти. У двенацать часоу ночи папэрэть цвете разными *гэнчиками, так красива. Сорви тэй цвет, и будешь чуть, што сабака гаворыть, што кунь, што те насекомые. Да кажуть, што йе таки люди – идуть да стэрэгуть, а мы баимса. [Обладатель цветка понимает речь животных]. Кот кажэ: «Мэнэ добрэ у хазя‑ина, мне ести смачно дають, а как нэма детей, так ешчэ смачней дають». Сабака кажэ: «А я сторож, дак мэнэ хазяин нэ пустит пагреца, як мароз». А карова кажэ: «Як хароша хаз я йка, то пам ы е карт о шечку, лупчаечки, так ч ы стэнька да е т, а як плохая, так с песк о м дае, заболела желуткам». А свинья: «Мэнэ хазяин кормит добрэ, а как придэ празник, мэн е х о чет уб и ть».

с. Барбаров Мозырского р‑на Гомельской обл., 1983 г., зап. Г И. Трубицына от Серенок Феклы Филипповны, 1910 г. р.

+ 19.6. Обладающий цветком папоротника понимает речь растений и животных + 19.8. Человек ради сохранения добытого цветка папоротника прячет его, надрезав кожу руки

ВОЛЫНСКАЯ ОБЛ.

№ 3. Если хотиш занимацца чародейством, надо идти у лес на Ивана Купайла, да‑лэко зо сэла, шоб не було слышно пивнеу, як поёт. И сэдить у папороть. Приходить к тебе мушчына чи жэншчына – шось жывое – и станет спрашивать: «Шо сидиш? Шо ты ждёш?» Кажы: «Я жду цветка папоротя». Той самый чоловек будет на тебя бросать страшну колоду или подводу сена, большую фуру переворачывать. Но ты сиди, не бойся. Он всё это прыкидывает. И если папороть расцветёт и ухватиш цьветок у руку – режь ладонь, и той цьветок трэба загорнуть в етую ранку, и ранка зажывёт. А потом любую вещь себе подумать – и зделаецца. Но всё то худое... [т. е. поиски папоротника дело нечистое].

с. Ветлы Любешовского р‑на Волынской обл., 1985 г, зап. Г. М. Берестнев от Дов‑гуна Владимира Трофимовича, 1913 г. р.

+ 19.8. Человек ради сохранения добытого цветка папоротника прячет его, надрезав кожу руки

+ 19.11. Нечистая сила охраняет цветок папоротника, не допуская до него людей РОВЕНСКАЯ ОБЛ.

№ 4. Чоловик загубыу волы и [чтобы узнать, где их искать] ходыу на Ивана Пытриусь‑кого сыдиты у папороть. У 12 часоу зацвитае вона. Взяу того цвиточка. Як вин узяу цвит о чка в р у ку – ср а зу поч у у, дэ вол ы обызв а лыся. Як вин ид э, то вол ы бл ы жають до ёго, рыкають, и вин зачыпыуся за корэнь, упау. То вин выняу сокирку малую, – була у ёго [при себе], – да й того корня пэрэрубау. Да й загубыу ту сокирку там. [Через какое‑то время] вин пиш о у у сэл о Т ы ння. И там б а чить свою сок и рку, шо там лэжала. А баба сыдыть бэз ногы. То вин пытаецця: «Дэ вы сокирку мою найшлы?» А вона кажэ: «Там, дэ ты рубау мою ногу». А то буу той корэнь, а вона [ведьма] сыди‑ла у лиси да пудставыла ёму ногу.

с. Чудель Сарненского р‑на Ровенской обл., 1984 г, зап. К. Корнелюк от Яковец Марии Сергеевны, 1923 г. р.

+ 1.6г. Человек ломает предмет, вид которого приняла ведьма

ЖИТОМИРСКАЯ ОБЛ.

№ 5. Папороть цвете чорным цветом, таки, як дзвоночек, на Купайло ноччу. У ту ноч, як п а пороть цвет е, с и льно бл ы скае, грэм и т. Там чудес а р о бляцца у т о е вр э мя, яки – нихто не знае. Побачыш [цветок] – хватай у руку, як схопиу, так папороть залышаецца у руку, в шкуру [проникает под кожу], цветок як тушью вошол. У двана‑цать н о чы зацвет а ет. Неч ы ста с и ла прибеж и т, б у де душ ы ть, б у де грем е ть, б у де конь лететь, буде звер лететь, буде каждый лякать. Усё пэрэтерпишь – и возьмеш. Хай сто чэртей выскочут, ведьмы злякают, трэба творити «Воскресну молитву» и не огля‑дацца.

с. Возничи Овручского р‑на Житомирской обл., 1981 г, зап. Е. Л. Чеканова от Левков‑ской Настасьи Ивановны, 1927 г. р.

+ 1.3б. Ведьма пугает человека

+ 19.8. Человек ради сохранения добытого цветка папоротника прячет его, надрезав

кожу руки

+ 19.11. Нечистая сила охраняет цветок папоротника, не допуская до него людей

2. Человек пытается добыть цветок папоротника,

НО НЕ ВЫДЕРЖИВАЕТ ИСПЫТАНИЙ (УБЕГАЕТ, ГИБНЕТ, ТЕРЯЕТ РАЗУМ)

+ 19.9. Папоротник цветет в полночь один раз в году (на Ивана Купалу, в Петровку, в грозовую ночь)

Эта версия сюжета о добывании папоротника отличается от текстов, включенных в предыдущую рубрику (19.1), лишь негативной концовкой: сообщением о неудачной попытке заполучить чудесный цветок. В остальном содержание тех и других рассказов совпадает: за чудесным цветком идет в лес баба, которая «хоти‑ла буты хытрэю», т. е. хотела заниматься чародейством; смельчаки, караулившие момент цветения папоротника, очерчивают себя кругом или надевают на голову глиняный горшок (макитру), иначе черти сорвали бы у них головы; нечистая сила запугивает сидящего в круге человека грозными видениями, например видом приближающегося воза, груженного сеном; черти устраивают в лесу устрашающий бурелом, грохот, шум, вой, звон и т. п.

В тексте № 10 говорится о том, что караулить цветение папоротника отправились двое парней, которые потерпели неудачу; здесь отсутствует известный по другим вариантам запрет ходить за этим цветком вдвоем, ср.: «идти вдвоем за папоротником нельзя, иначе он не зацветет» (Federowski 1: 168); чтобы поход был успешным, «идти за цветком нужно поодиночке» (Pietkiewicz 1938: 146); «вдвоем за папоротником нельзя ходить – не покажется никогда папоротник» (МРНП 2007: 293).

В одном из рассказов сообщается, что увидеть цветение папоротника обычный человек не может; что для этого необходимо в ночь на Ивана Купалу сварить черного кота и взять его с собой в лес; сидя в зарослях папоротника, надо ровно в час ночи съесть этого кота, и тогда можно разглядеть расцветший цветок (текст № 8). Требование сварить черного кота в купальскую ночь ради того, чтобы стать колдуном, часто упоминается в поверьях о том, как стать «знающим»; см. мотив: 2.3. Как стать колдуном (НДП 2010: 263–267 № 28, 32, 34, 36, 38). Интерес представляет также брестский вариант поверья о том, что за чудесным цветком надо идти ночью не в дальний лес, а на кладбище (текст № 6).

БРЕСТСКАЯ ОБЛ.

№ 6. Вин [цветок папоротника] на Петриуского Ивана цветэ. Кажут, надо на могилки идти. Будут гадюки вицца. Папорот цветэ. А если не пройдэш [не выдержишь испытаний], то можэш помешатиса. Есь человек проданный [тот, кто продался нечистой силе]. Гром его знае, а ему падчыняецца нечыста сила. Он – ей, она – ему. У нас на Ивана один пошоу [за цветком папоротника], так с ума тронууся. У нас на Ивана один раз у год папороть цветёт. Вот у двенацать часоу ночи должэн зацветать папо‑роть. Вот оно зацветает, только цветочка показываецца...

с. Заболотье Малоритского р‑на Брестской обл., 1982 г., зап. М. И. Серебряная от Сковородки Андрея Веримеевича (Еремеевича), 1911 г. р.

ГОМЕЛЬСКАЯ ОБЛ.

№ 7. Идуть в лес знахары на Ведьмина Ивана. Так надо ити з дому, штоб никто не знал в семье. Ложацця в папоротник. Там никто не выдержыть. Ровно в двенацять часов адин раз в год покажецця цветок. Если кто выдержыт цветок сарвать, так будет знать, што гаворыть, што птички поют, што думает. Но будут машыны ити, звери лезть, вужы ползут, змеи бягуть. Был адин, не выдержал, спугался. Пришол дамой заболеу и умер. с. Золотуха Калинковичского р‑на Гомельской обл., 1983 г, зап. В. А. Багрянцева.

+ 19.6. Обладающий цветком папоротника понимает речь растений и животных + 19.11. Нечистая сила охраняет цветок папоротника, не допуская до него людей

№ 8. Казали люди, што кали пойдеш ноччу, у час на Ивана Купала у лес да зварыш чорнага кота, да бедзеш [будешь] есци яго, – то убачыш цьвяток папоротника. А як зорвеш яго, то будзе табе щясця и будзеш панимаць мову звярэй, птушкау, усяго. Вось одын мужык зварыу кота и пашоу у лес. У час ночы пачау есци яго, але нэ выдержау – уцёк. Вось што людзи расказваюць.

с. Бабичи (д. Головки, в 6‑ти км от Бабичей) Речицкого р‑на Гомельской обл., 1991 г., зап. А. Н. Красильщикова от Емельяненко Марии Дмитриевны, 1914 г. р.

+ 2.3. Как стать колдуном

+ 19.5. Обладающий цветком папоротника становится удачливым (счастливым, невидимым, всезнающим, способным распознать ведьму)

+ 19.6. Обладающий цветком папоротника понимает речь растений и животных

ВОЛЫНСКАЯ ОБЛ.

№ 9. Иван, Иван Пэтривський – самый найврэдниший [праздник]. У цего Ивана цви‑тэ папоротэнь в двинаццать часоу ночи. Найды – то всэ будэш знаты, шо на свиты ро‑бицця. Жэньшчына хотила буты хытрэю. Вона пушла у папоротэнь и сыдила и хотила того цвиту добуты. Алэ вона нэ выдэржэла. *Макитры накладала на голову. Макитру на голову накладають, [иначе] знэсуть и голову... И косою обчэрчывалась кругом сэбэ, чтоб нэ доступыть [нечистой силе] чэрэз сталь ужэ. И нэ помогло ий – зошла з ума. с. Ветлы Любешовского р‑на Волынской обл., 1985 г., зап. А. В. Гура от Скупейко Кирилла Феодосьевича, 1909 г. р.

+ 1.5а. Как становятся ведьмами

+ 19.5. Обладающий цветком папоротника становится удачливым (счастливым, невидимым, всезнающим, способным распознать ведьму)

+ 19.7. Человек использует магические средства при попытке сорвать цветок папоротника

№ 10. На Ивана Купального стэрэжуть хлопци старийи, жэныхы лит по 24–26, стэрэ‑жуть воны папороть. От, по‑двое воны стэрэглы, и шчось йих налякало, и воны утэк‑лы. Кажуть: йихау [по лесу] виз сина, и на йых усэ, пэрэйихала уся. А воны утэклы, и то сино на зэмлю упало. [А потом посмотрели – будто и не было ничего.]

с. Любязь Любешовского р‑на Волынской обл., 1985 г, зап. В. А. Глюзицкая.

+ 19.11. Нечистая сила охраняет цветок папоротника, не допуская до него людей

ЖИТОМИРСКАЯ ОБЛ.

№ 11. Уноч на Купайло, кажут, папороть цвитэ. Раз хлопцы кажут: «Пойдемо у лис, побачым, як цвите!» Пошлы. Тут почало трэшчать да ломать, дак вони усе поутекали. Як хто возьме [цветок папоротника], то добрэ. Вуде та людына усё знать. Колись були люди, шо выдержывали. [Почему в эту ночь трещит и ломает?] То ж недобрый. Может задушыть. Вони [черти] у ету ноч едуть у леси, звонять...

с. Рясное Емельчинского р‑на Житомирской обл., 1981 г., зап. А. М. Гамбарова от Юденко Пелагеи Степановны, 1908 г р.

+ 19.5. Обладающий цветком папоротника становится удачливым (счастливым, невидимым, всезнающим, способным распознать ведьму)

+ 19.11. Нечистая сила охраняет цветок папоротника, не допуская до него людей + 34. Черт

3. Находящемуся в лесу человеку

СЛУЧАЙНО ПОПАДАЕТ В ОБУВЬ ЦВЕТОК ПАПОРОТНИКА,

В результате чего он обретает сверхзнание;

ПОТЕРЯВ цветок, теряет и свое сверхзнание

Данная рубрика составлена из повествований о цветке папоротника как «случайной находке простака» (в отличие от рассказов на сюжет: «целенаправленное добывание чудесного предмета»), поэтому все эпизоды, связанные с подготовкой к ночному походу за папоротником, со способами защиты от нечистой силы, с агрессивными действиями злых духов и т. п., здесь обычно отсутствуют. Этот круг текстов представлен по преимуществу в виде фабульных историй о неких реальных случаях, происходивших с человеком, когда он ходил в купальскую ночь в лесу в поисках пропавшего скота, и в его обувь случайно попал чудесный цветок. Все они построены по однотипной, очень устойчивой схеме: человек, бредущий по лесу, неожиданно для себя начинает понимать речь животных, птиц и растений либо становится ясновидящим (знает, где искать пропавших волов; находит дорогу, заблудившись в лесу; понимает, какие травы нужны от каких болезней). Но, придя домой и разувшись, он теряет застрявший в обуви папоротник, а вместе с ним исчезает и его сверхзнание.

Во многих вариантах рассказов о папоротнике сообщается о том, что в ночь цветения этого растения случаются сильные грозы; в житомирских селах такая грозовая ночь в купальско‑петровский период называется грэбиная нич, грэбинова ноч, рябинова, вэрабьинная и т. п. Эти терминологические выражения служат для обозначения летних грозовых ночей, сопровождаемых вспышками ярких зарниц. Согласно народным поверьям, в такую ночь расцветает не только папоротник, но и рябина. В тексте № 27 сообщается, что человека застала в лесу грэбинова ноч и что в его лапоть попал цветок рябины, после чего он стал «знающим». О «рябиновых ночах» в языке и поверьях восточных славян см. (Агапкина, Топорков 1989: 230–253).

БРЕСТСКАЯ ОБЛ.

№ 12. Некы чоловик погубыу волы. Пошов шукаты в ночы. Вин буу обуты у пастолы. Цвиток (папоротника) упау ёму дэсь у той постил. И шо ему зробилося, шо вин по‑нимау, шо говорыть птаство и скотына всяка. Прышоу до хаты, розууса, вытрас той цвиток – ды нэ стау и знаты.

с. Дружиловичи Ивановского р‑на Брестской обл., 1986 г, зап. Н. Запольская от Шур‑хаба Федосия Степановича, 1989 г. р.

+ 19.6. Обладающий цветком папоротника понимает речь растений и животных

№ 13. Никы чоловик загубыу волы и пишов шукаты. Дэнь и нич ходыть. У папоротнык зайшоу и заснуу. Квитка упала ёму в постолы, – да й знайшов вин волы. Вин пыры‑казау гэта молодому хлопцу. Тый як пойшов шукаты [цеток папоротника], то стау лис валитыся, буря. И той чоловик загынуу

с. Дружиловичи Ивановского р‑на Брестской обл., 1986 г, зап. Н. Запольская от Шур‑хаб Дарьи Борисовны, 1924 г. р.

+ 19.2. Человек пытается добыть цветок папоротника, но не выдерживает испытаний (убегает, гибнет, теряет разум)

№ 14. [Человек пошел в лес на Ивана Купального] шукаты тый, шчо бывало плэтуть з того лапти. Як вин ходыу по лиси, шукау набрау этэе [лыко]. И цвэту папороти туды натрусылос – и вин усэ знау, понимау А потэм, як разууса, то и усэ пропало. [А что он знал?] Ну, знау такэе про волшэбнэе, чы где у яго волы булы, ночовалы...

с. Ласицк Пинского р‑на Брестской обл., 1985 г., зап. О. В. Санникова от Чирвы Марины Сергеевны, 1917 г. р.

+ 19.5. Обладающий цветком папоротника становится удачливым (счастливым, невидимым, всезнающим, способным распознать ведьму)

№ 15. Жоночына шла на Купала па ягады, заблудылася, у постул [лапоть] убилася па‑пороть‑кветка. Яна идэ и чуе, як усэ *бае: трави, зверы, птушки, кветки. Папороть‑кветка указвае дарогу. Выйшла з лису, разулася, каб ноги памыть, а кветки нэту.

с. Радчицк Столинского р‑на Брестской обл., 1984 г, зап. Е. Наркевич.

+ 19.6. Обладающий цветком папоротника понимает речь растений и животных

ГОМЕЛЬСКАЯ ОБЛ.

№ 16. Треба у ноч ходить по ёй (по папороти), в поуночи цвет расцветаеть, бутто вроде чуть, як дерево, як семья [семена] гомонить. Кажуть, уроди, колись пошоу человек да ходиу у ноч, да попау цвет у постол. Аж вон, кажэ, пришоу додому – собаки гомонять, дак он ужэ чуе, шо собаки гомонять, шо коровы гомонять. Собаки гомонять – один приказал: «Ты ж гляди добре, бо эту ноч придуть к хозяину злодеи».

с. Симоничи Лельчицкого р‑на Гомельской обл., 1986 г., зап. Е. В. Тростникова от Остапович Ольги Канистратовны, 1908 г. р.

+ 19.6. Обладающий цветком папоротника понимает речь растений и животных

№ 17. На Ивана Купайло цветка шукали... Шоу жэ один хлопец и зачэпиу, кажуть, той цветок у постол, он не бачыу Пока быу цветок в постоле – быу человек шчасливый, а як згинуу – нема ничого.

с. Симоничи Лельчицкого р‑на Гомельской обл., 1986 г., зап. Е. В. Тростникова от Пашинской Анны Тимофеевны, 1916 г. р.

+ 19.5. Обладающий цветком папоротника становится удачливым (счастливым, невидимым, всезнающим, способным распознать ведьму)

№ 18. На Купалного Ивана у нас, казали, папороть цвете. Хто сорве етот цветок, будет знать всё на свете. Нихто не можэ найти етого цветка. Его пужае. Змеи, воуки усякие. А один чоловек ишоу волы искать, ему у лапоть упал цветок. Дак ён кажную былинку видзеу – от чэго вона. Пришоу домой, вынуу лапоть, цветок упал. И ён ничого ужэ не чуу

с. Замошье Лельчицкого р‑на Гомельской обл., 1983 г., зап. А. А. Астахова от Шкробот Анны Васильевны, 1920 г. р.

+ 19.5. Обладающий цветком папоротника становится удачливым (счастливым, невидимым, всезнающим, способным распознать ведьму)

+ 19.11. Нечистая сила охраняет цветок папоротника, не допуская до него людей

№ 19. Один дед да пошоу шукать телят [на Купалу]. У лесе йе папороть. И она только цвете на Ивана Петровного ночью. Дак он ходил у постолах. А цветок попау у лапоть. И он стау всё знать: и де худоба, и у кого што украли. Всё кругом говорят [деревья, река, травы]. Так казали: усё‑усё разговарваэ. Только мы не слышим. А он почуу

с. Верхние Жары Брагинского р‑на Гомельской обл., 1984 г., зап. В. И. Харитонова от Мищенко Екатерины Игнатьевны, 1905 г. р.

+ 19.5. Обладающий цветком папоротника становится удачливым (счастливым, невидимым, всезнающим, способным распознать ведьму)

+ 19.6. Обладающий цветком папоротника понимает речь растений и животных + 19.9. Папоротник цветет в полночь один раз в году (на Ивана Купалу, в Петровку, в грозовую ночь)

№ 20. Чоловек у лесе ти на поле робиу, волы загубиу И это протиу Ивана быу. И у ночь шукау волоу И ён не знау а тольки йе таки цветок, папороть, кажуть, цвете, тольки проти Ивана, а ему у постол той цветок упау и он усе бачиу

с. Верхние Жары Брагинского р‑на Гомельской обл., 1984 г, зап. А. А. Астахова.

+ 19.9. Папоротник цветет в полночь один раз в году (на Ивана Купалу, в Петровку, в грозовую ночь)

№ 21. Папороти не возьмешь. От, хоть гаворать, шчо мак надо пасьвячоны, нада, дзе‑ци, малитва, мак не памагае, малитва надо. И шли у нас там [люди] у Антонауку, пад‑нялось такое, як бура, ноги не идут, ну тае... валяе, свишчэ, и шчо ни делали [не могли идти] – и вернулись, не допустили [черти] до папороци. Эту паперець, не возьмешь яе, то молитва надо. Яна адзин час тальки цвите, у ночи пад Купальна Ивана, адзин часочак яна цьвяте, папереть. То нихто не може видзець и узять, ета папереть – тя‑жолая дзела. А ета лесник ходзиу у пастолах, и нячаянна у пастол яму цвяток папау‑ся. И у яго два сабаки пры ём. И чуе, як сабаки гавораць. Гавора одна: «Ты будзь ля хазяина, а я пабягу дамой, а то к нашей хазяйке сягодня прыдуць злодеи». Вдвоих воров нашли, дак адбили, не допустили да хоты. Он тры дни не разувауся и усе понимал. А тады яны уже паехали к канторе на конях. Дык конь адзин стаиць так, пырскае, вясёлый, а другый стаиць, павеся губу. Скучае. Той гавора: «Цябе добре пырскаць, цябе хозяин напаиу и накармиу, и ехау важно, ни разу не пабиу, а я наеуся кнута, и мяне хазяин не накармиу, и на мене цяжолую кладзь палажиу». Дак той лесник пастаяу ля каней и уже пашоу А як загубиу тую попераць, дак уже ничаго не панимау

с. Грабовка Гомельского р‑на Гомельской обл., 1982 г, зап. Н. В. Борзаковская от Валь‑ченко Софьи Николаевны, 1902 г. р.

+ 19.6. Обладающий цветком папоротника понимает речь растений и животных + 19.9. Папоротник цветет в полночь один раз в году (на Ивана Купалу, в Петровку, в грозовую ночь)

+ 19.11. Нечистая сила охраняет цветок папоротника, не допуская до него людей

№ 22. Попарать цвэте жоутым цвэтам. Ее трудно узять. На Ивонаву ноч у двяноццать часоу, штоб ты у лесе сидела кола ее. Як ты ёго паймола, то нода крепко держать, шобы воны ни атабролы (нячыстая сила). [Папоротник надо спрятать куда‑нибудь внутрь тела человека, даже надрезать кожу и туда засунуть, чтобы нечистая сила не отобрала.] Пад ногать чы пад кожу, у кроу, чы пад шкуру, шоб нэ атабролы. Усё на свэте будэш зноть, иде на свэте шо ёсть. Чэлавек пашоу коней пости. Цвэт [папоротника] туды папоу, у лопти, прышоу домой: «А я усё на свэти зною!» А як разууся, тропки те вытрусиу [папороть случайно попалась ему в лапти и задержалась в обмотках, чего он не знал] – и забыу усё. Он не знау, шо цвэт там. И быу бы харошым чэлавеком, памагал усем. [Нечистая сила всячески сопротивляется тому, чтобы человек, найдя цветок папоротника, сохранил его у себя. Поэтому нечисть так пугает человека, что почти нет возможности сохранить цветок у себя.] Аны ж будут гноцца за табой и бечь, серцэ нэ выдэржэ. Но трапляецца же людям, шчостье трапляет [сорвать цветок папоротника].

с. Присно Ветковского р‑на Гомельской обл., 1982 г., зап. М. Г. Боровская от Голубевой Анны Яковлевны, 1912 г. р.

+ 19.5. Обладающий цветком папоротника становится удачливым (счастливым, невидимым, всезнающим, способным распознать ведьму)

+ 19.8. Человек ради сохранения добытого цветка папоротника прячет его, надрезав кожу руки

+ 19.9. Папоротник цветет в полночь один раз в году (на Ивана Купалу, в Петровку, в грозовую ночь)

+ 19.11. Нечистая сила охраняет цветок папоротника, не допуская до него людей

РОВЕНСКАЯ ОБЛ.

№ 23. Дядько по лиси ходыу [на Ивана Купалу] у двэноцать годын. А ёму поподало того из попороти, того цвету. А так жэ его трудно побочыть. А одын дядько ходыу колысь у постолох, и наподало у постолы цвету. Ток‑то его [папоротник] нихто нэ бочыть, як вин цвэтэ. Тады ужэ вин усё знау, як ему наподало. Ему ужэ усё ишлося [т. е. везло во всем]. Конечно, жэ стау ведьмарун ужэ.

с. Нобель Заречненского р‑на Ровенской обл., 1984 г., зап., А. А. Плотникова от Ходне‑вич Ганны Романовны, 1933 г. р.

+ 2.3. Как стать колдуном

+ 19.5. Обладающий цветком папоротника становится удачливым (счастливым, невидимым, всезнающим, способным распознать ведьму)

ЖИТОМИРСКАЯ ОБЛ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.141 с.)