Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одноух и Дыркорыл
Одноух и Дыркорыл воспитывались в семье бухгалтера Нехлебова, если, конечно, одинокого бухгалтера можно назвать семьей. Но когда их стало трое, то получилась очень дружная семья: два малыша, два верных друга, и их приемный отец. Жили они в деревне Берники, где Нехлебов работал в двухэтажной конторе совхоза «Светлый путь». Совхоз имел большие поля, на которых росли картофель, капуста, морковь, горох и другие овощи, имел много различных машин и расторопного бухгалтера, который постоянно считал, какой в совхозе урожай, как выполняется план по заготовке овощей и сколько заработал каждый работник хозяйства «Светлый путь». Удивительная увлеченность совхозного бухгалтера всеми жизненными делами имела важное значение в воспитании его необычных детей. Нехлебов подобрал своих питомцев осенним утром на пустынной улице. Трудно сказать, как оказались поросенок и крольчонок одни на грязной мостовой. Говорят, что на рассвете через село проезжала подвода на базар. Возможно, именно из нее на тряской дороге выпали малыши. Они дрожали от холода и повизгивали. Бухгалтер осторожно поднял поросенка и крольчонка, завернул их в пиджак, принес домой. Он нагрел воды, выкупал подкидышей в тазу и, как смог, запеленал их в разорванную пополам простыню. Малыши мгновенно уснули. Нехлебов оглядел два белых свертка с симпатичными мордашками. Одна громко сопела розовым пятачком. Вторая дышала ровно аккуратным черным носиком; из‑под белой пеленки упрямо торчало длинное ухо. – Что же дальше, Одноух и Дыркорыл? – сказал тревожным шепотом Нехлебов. – Чем будем питаться – вот вопрос?! Сам‑то он привык питаться бутербродами, но колбаса и сыр малышам явно не годились. Пока Одноух и Дыркорыл спали, бухгалтер сбегал в магазин, купил соски и бутылочки. Он забыл, как называются эти маленькие резиновые штучки, однако продавщица поняла его с полуслова. А дальше все было проще: Нехлебов налил в бутылочки теплое молоко, сунул соски в рот спящим. Дыркорыл хрюкнул от удовольствия и, не открывая глаз, аппетитно зачмокал. Одноух сосал соску нежно и деликатно.
Бухгалтер почему‑то разволновался, забегал по комнате, потом составил длинный список покупок и снова помчался в магазин. Там он купил кроватки, одеяла, пеленки, белье, игрушки и все прочее, что полагается для новорожденных. По два экземпляра каждой вещи на сумму девяносто восемь рублей и двадцать копеек. У дверей стояла грузовая машина из совхозного гаража. Покупки вызвали разговоры в Берниках. Бухгалтер, такой серьезный парень, только что окончил техникум, поступил заочно в институт, на счетной машинке, как на гармошке, играет, и в одно утро – двое детей!.. Потратил разом всю месячную зарплату! До позднего вечера в доме Михаила Нехлебова толпились соседи. Малыши понравились. Спят себе, причмокивая сосками, сопят забавными носами. Из‑за носов и ушей не спутаешь их ни за что: сразу видно, кто Дыркорыл, а кто Одноух. Сразу видно: разные характеры! Молодой отец получил массу полезных советов и наглядных уроков: чем кормить и поить малышей, как их пеленать, какой должен быть режим дня. А когда Нехлебов, замучившись с мокрыми пеленками, объявил о своем решении купить стиральную машину, две бабушки вызвались быть добровольными няньками малышей. Ясное дело – человек весь день на работе, ему не до пеленок. Бабушки молчаливо и добросовестно делали свое дело, и Одноух и Дыркорыл запомнили их на всю жизнь. Свое детство Одноух и Дыркорыл провели в деревне Берники. Росли они хорошо и быстро, ничем серьезно не болели. Нехлебов, человек очень аккуратный, научил их мыть не только руки перед едой, но и те огородные лакомства, которые они очень любили. А любили они морковку, капусту, огурцы, репу и все другие овощи, которые росли на грядках. И очень скоро сластены поняли, что две морковки слаще и вкуснее, чем одна, а четыре моркови лучше двух. Когда ты непрерывно думаешь про морковь и капусту, то вскоре научишься называть их своими именами. И если твердо знаешь, что дважды два – это четыре, неудобно появляться на улице на четырех лапах. Образование, хоть и самое простое, ко многому обязывает. Одноух и Дыркорыл ходили, как и все, на двух ногах. Они научились читать и писать, играть в разные игры с ребятами на улице, полоть в поле сорняки, печь на костре картошку, управлять лошадью, собирать грибы и ягоды, – словом, мало чем отличались от своих деревенских сверстников. Многие уже и не помнили, как и при каких обстоятельствах появились у бухгалтера сыновья. Остальные относились к ним как к обычным мальчишкам. Среди любой ребячьей ватаги всегда найдется один лопоухий, а другой с задорным пятачком. Это лишь чисто внешняя примета. Каждый имеет свое «я». Все знали, что когда по улице идет заросший длинноухий мальчишка и негромко поет забавную песню;
Я – Одноух, я – Одноух… Люблю зеленых мух, –
то это приемыш бухгалтера Нехлебова, скромный и отчаянно смелый Одноух. Мухи он, конечно, никогда в жизни не обидит, но за друга готов сражаться даже зубами. И очень любит все зеленое, летнее, нарядное, потому может часами разглядывать и великанский дуб, и крохотную былинку. А если слышна задорная песенка с чуть печальным концом, то это идет розовощекий весельчак с грозным именем, которым наградил его приемный отец:
Я – Дыркорыл, я – Дыркорыл… А дальше я забыл…
Дырк – звали его приятели за победно торчащий, розовый от волнения пятачок носа. Все понимали, что у взрослого Дыркорыла будет взрослый пятак, который в просторечье принято называть «рылом», но пока думать про это не хотелось. Дырк – и все тут! Никто не знал в Берниках, что эти мальчишки сыграют значительную роль в жизни районного центра. Дыркорыл и Одноух прожили в деревне некоторое время. Когда контору совхоза перевели в соседний город, семья Нехлебовых переселилась в многоэтажный дом и заняла там двухкомнатную квартиру. Так Одноух и Дыркорыл оказались в районном центре Ерши. Наши новоселы помогали отцу расставлять вещи в новой квартире, готовились к новой жизни, к очень важному дню – началу учебного года.
В новом дворе
Ершовцы дружелюбно приняли Одноуха и Дыркорыла. Когда Михаил Нехлебов вывел своих воспитанников во двор, сбежались все ребята. Забавной оказалась пара новоселов. Разгуливают себе в начищенных ботинках, руки в брюки и поглядывают на всех хитренькими глазками. Спереди поглядишь – симпатяги, спортсмены. Один чуть зарос серым пушком и с длинными ушами, причем одно переломлено пополам. А у другого круглое розовое лицо и нос боксерский, в форме дерзко выпяченной лепешки – пятачок, можно сказать. – Что у тебя с ухом? – спросили ребята Одноуха. – Пустяки, – махнул серой лапой Нехлебов‑младший. – Когда маленький был, с собакой не поладил. С волкодавом. У него зубы, знаешь, во какие… И Одноух обнажил свои длинные острые зубы. «Ого! – с уважением подумали ребята. – Да он тоже зубат… С таким лучше не кусаться…» А сзади братья тоже на всех похожи. Небольшое лишь отличие: из штанов хвосты торчат. Один шерстяной и куцый, а другой розовый, подвижный, надкусанный кем‑то. – Это кто тебе хвост грыз? – поинтересовался один дворовый насмешник. – От волка удирал, – признался Дыркорыл. – Еле успел на дерево влезть. Если бы не Одноух, не знаю, как бы я с ним сладил, – пояснил покрасневший от воспоминаний поросенок. И Дыркорыл рассказал, как он спасался от волка. Всех слушателей поразило не то, что Дыркорыл мгновенно оказался на дереве: когда тебя цапнут клыками за хвост, и на телеграфный столб взберешься… Удивила находчивость брата Дыркорыла. Одноух, видевший нападение, не растерялся, вывалялся в стружках и страшным голосом зарычал и залаял из кустов. Тощий волк оглянулся, попятился, но еще не решился удирать. А тут настоящие деревенские собаки сбежались. То‑то был переполох в Берниках!.. Горожане переглянулись, посмеялись и сразу приняли новых друзей в компанию. Свои ребята – смелые и не хвастуны. Честные и хитрые. В любую игру с ними играть можно! Дядя Миша Нехлебов, вернувшись из домоуправления, сказал, что сейчас они будут заняты: идут в школу записываться в первый класс. – Здорово! – закричали ребята. – Давайте их к нам, в первый «А»! – Нет, к нам, – подхватили другие ершовцы, – к нам, к нам! В первый класс «Б»! – Куда примут, – сказал дядя Миша и протянул руки сыновьям. – Пошли. Мы опаздываем. Они направились к школе. Ребята толпой проводили приятелей и остались ждать у школьных дверей.
Давайте знакомиться
– Давайте знакомиться, – сказала учительница новым ученикам. – Меня зовут Тамара Константиновна. А вас? – Одноух, – спокойно проговорил будущий первоклассник, глядя на учительницу большими темными глазами. – А меня – Дыркорыл, – резво подхватил его брат. – Хорошо. Я бы даже сказала – отлично! – похвалила Тамара Константиновна, оглядывая новых учеников. Дыркорыл и Одноух удивились: за что учительница хвалит их? Не успели рта раскрыть, и уже – отлично… Они вежливо промолчали. Учительница осталась довольна. Она была наслышана о странных учениках. Но вот она увидела их: говорят громко, отчетливо, не стесняясь; одеты аккуратно; очень вежливы – совсем хорошие ученики! Мало ли кто из нас каким кажется в детстве! Один похож на гадкого утенка, другой – зайканемогуузнайка, а третий, как говорят взрослые, просто‑напросто свинтус! Что ж, так нередко в жизни случается: сегодня он, к сожалению, свинтус, зато завтра… – Теперь проверим, что вы умеете, – предложила Тамара Константиновна, садясь за свой стол. – Я умею плавать, – сообщил, тряхнув ушами, Одноух, и Тамара Константиновна отметила, что внешность бывает обманчива: крольчонок, кажется, не трус. – А я лазить на деревья, – гордо поведал Дыркорыл и покраснел. Учительница заметила, что Дыркорыл очень легко краснеет, причем мгновенно весь целиком – от пятачка и до конца хвоста. Под розовой кожей таился важный для будущей жизни дар – совесть. Нехлебов, сидевший на парте позади воспитанников, тоже покраснел и пробормотал: – Наверное, вас спрашивают не об этом. Сломанное ухо шевельнулось. Подвижный пятачок замер в ожидании. – Прекрасно, что вы имеете жизненные навыки, – улыбнулась Тамара Константиновна и похвалила про себя: «А они не робкого десятка, вот что значит жизнь в деревне!» – Я хочу знать, умеете ли вы писать, считать… – Я – до ста двадцати! – нетерпеливо сообщил пятачок. – А я – все буквы! – махнул мягкое ухо. – Сейчас проверим. И учительница, видя нетерпение Дыркорыла, задала ему простую задачу: к четырем прибавить пять. Поросенок просиял от счастья, но тут же сморщил свой горящий пятачок, зашептал с громким сопением: – Четыре кочана и пять кочанов. – Он представил себе ароматные, отполированные солнцем зеленые кочаны и, проглотив слюну, громко подытожил: – Это будет девять кочанов капусты. Можно и больше. – Верно, – подтвердила Тамара Константиновна. – А почему больше? – Одноух может съесть десять или двенадцать, – похвастал Дыркорыл. Учительница рассмеялась. – А от одиннадцати отнять девять? – Два кочана. – Ответ правильный. Но не обязательно ведь кочаны. – Два яблока, две морковки, две кочерыжки – все это очень вкусно, – хрюкал с удовольствием Дыркорыл. – Да это математика, – объяснила Тамара Константиновна. – Там все равно что складывать или вычитать. Мы поговорим подробнее на уроке. Дыркорыл кивнул. Он сразу догадался, что математика – очень аппетитная наука. А учительница уже спрашивала Одноуха, из каких чисел можно сложить число три. И кролик очень серьезно стал считать: один волк… плюс один волк… плюс еще один волк… – А если без волков? – предложила Тамара Константиновна. – Есть у этой задачи другое решение? Одноух смотрел на учительницу из‑под длинных ресниц очень внимательно и вдруг сверкнул яркими белыми зубами. – Есть! Когда Дыркорыл спасался от волка на дереве, я стал звать на помощь. Прибежали две собаки, а потом еще одна. Всего, значит, три. – У вас очень способные ребята, – похвалила учительница бухгалтера и перешла к чтению. Дыркорыл прочитал отрывок из книги. Читал он по слогам, но очень старался, даже вспотел. А Одноух пересказывал прочитанное. В отрывке шла речь об осенней страде на полях, о разных машинах, которые помогают людям собрать урожай. И хотя Одноух в своем рассказе перечислил все новейшие марки тракторов, комбайнов и грузовиков, но не удержался и, отходя от текста, расписал, как много пшеницы, картофеля, разных овощей собирают в совхозе «Светлый путь», как день и ночь считает бухгалтер большой урожай. Нехлебов заерзал на парте, громко закашлял, напоминая рассказчику о скромности. Тамара Константиновна встала. – Поздравляю, вы приняты в первый «А», – сказала она торжественно. – Извините их, – смутился Нехлебов. – Росли в деревне. Вот и наговорили. – Я люблю ребят с фантазией, – улыбнулась учительница. Ученики первого «А» класса не знали, хорошо или плохо иметь фантазию, но их мордочки сияли от радости. Даже серый Одноух казался розовым. Все остались довольны в этот день. Первый «А» потому, что у них такие способные одноклассники. Первый «Б» потому, что он рядом – за стеной первого «А». Вторые и третьи классы потому, что находятся на одном этаже с первоклассниками. А остальные – потому, что в одной школе, хотя и на других этажах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.165.234 (0.011 с.) |