Праху возлюбленного, помещенному вместо песка в песочные часы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Праху возлюбленного, помещенному вместо песка в песочные часы



 

Струится, сокращая ежечасно

Нам жизни срок, отпущенный в кредит,

И о печальном опыте твердит

В сосуде крохотном сей прах безгласный,

 

То прах Лисардо, кто любим был страстно

И ветреностью был столь знаменит…

Сон жизни завершив, сном смертным спит

Источник горьких мук, к ним безучастный.

 

Огнем любви он обращен был в прах,

И ввергло в сей сосуд его отмщенье

За то, что предал он любви закон.

 

За то, что жил он с ложью на устах,

Ему и после смерти нет прощенья,

И в смерти не обрел покоя он.

 

 

ПЕДРО СОТО ДЕ РОХАС

 

 

АД ЛЮБВИ В СЕРДЦЕ

 

В груди моей – кромешный ад: вражда

зловещих фурий, жар ослепшей страсти,

мучительная грусть –

ничьей печали не сравниться с нею.

Я страх и ужас сею,

я приношу отчаянье. И пусть

нет утешенья для моих несчастий,–

в чужую память, как в речную гладь,

вглядевшись, их вовек не увидать;

как в зеркале, беда

в реке забвенья моего всегда.

 

 

ЭСТЕБАН МАНУЭЛЬ ДЕ ВИЛЬЕГАС

 

 

К ЗЕФИРУ

Сапфические строфы

 

Рощи зеленой постоялец нежный,

Вечный любимец младости цветущей,

Друг и сопутник матери – Киприды,

Зефир приятный;

 

Если б ты ведал все мои томленья,

Ты, доносящий вздохи всех влюбленных,

Плач мой услышав, расскажи ты нимфе,

Что умираю.

 

Филис когда‑то я поведал душу.

Тронулась Филис тайной скорбью сердца,

Даже любила! Но бегу я ныне

Гнева прелестной.

 

Вечные боги с преданностью отчей,

Небо благое так с любовью кроткой

Да остановят в дни, когда блажен ты,

Снежные вихри!

 

Да не заденет пасмурная туча

В пору рассвета на вершине горной

Плеч твоих хрупких; град да не поранит

Ввек твоих крыльев!

 

 

 

Виллем Хеда. Завтрак

 

 

ПЕДРО КАЛЬДЕРОН

 

 

* * *

 

Нет, меня не веселит

Волн и сада состязанье,

Бурной зыби в океане,

Зыблющихся веток вид.

Для меня не развлеченье,

Что увлечены борьбой

Моря пенного прибой

И земля в цветочной пене.

У стихий старинный счет:

К морю сад давно завистлив;

Морем сделаться замыслив,

Раскачал деревьев свод.

С подражательностью рабьей

Перенявши все подряд,

Он, как рябью волн, объят

Листьев ветреною рябью.

Но и море не внакладе:

Видя, как чарует сад,

Море тоже тешит взгляд

Всей расцвеченною гладью.

Воду бурно замутив

Тиною со дна пучины,

Выкошенной луговиной

Зеленеется залив.

Друг для друга став подспорьем

И держась особняком,

Море стало цветником,

А цветник – цветочным морем.

Велика моя печаль,

Раз не облегчают горя

Небо мне, земля и море.

 

 

НАСТАВЛЕНЬЯ ПЕДРО КРЕСПО СЫНУ ИЗ ДРАМЫ «САЛАМЕЙСКИЙ АЛЬКАЛЬД»

 

А пока сеньор дон Лопе

Собирается в дорогу,

Пред Инее и Исавелью

Слушай то, что я скажу.

Божьей милостью, Хуан,

Из семьи ты вышел чистой,

Чище солнца, но крестьянской.

Ты в себе не унижай

Гордость духа и отвагу

И стремленья не теряй

Выше стать, а вместе с тем

Бойся гордости чрезмерной.

Будь всегда во всем смиренным,

И тогда ты победишь

То, что в гордых иногда

С здравым смыслом несогласно.

Сколько есть людей таких,

Кто, имея недостатки,

Их стирал своим смиреньем!

И у скольких находили

Недостатки (а они

Не имели их) затем,

Что о них судили плохо!

Будь изысканно любезен,

Щедрым будь, великодушным;

Помни: шляпа и кошель

Нам друзей приобретают;

И не столько ценно злато,

Что в земле родит индийской

Солнце и везут моря,

Сколько быть для всех приятным.

Никогда не говори

Ты про женщину дурное:

Знай, достойна уваженья

И скромнейшая из них.

Не от них ли мы родимся?

Не дерись по пустякам;

Если кто‑нибудь при мне

Учит драться, я стократно

Повторяю: «Эта школа

Не по мне…» Я разумею,

Что не нужно человека

Обучать уменью драться

С пылом, ловкостью, искусством,

Но должны мы научить

Познавать его, за что

Он дерется. Утверждаю:

Объявись средь нас учитель

И задайся целью мудрой

Научить нас не тому,

Как нам драться, а за что –

Все б к нему детей послали.

С наставленьями моими

И с деньгами, что берешь

Ты в дорогу (их вполне

Хватит на обмундировку),

С покровительством дон Лoпe

И с моим благословеньем,

Я уверен, что тебя,

С божьей помощью, увижу

Я другим. Прощай же, сын мой,

Я растрогался совсем!

 

 

СЛЕПЕЦ

 

Слепца я знал одного,

что и средь солнца сиянья

не различал очертанья

собеседника своего.

Нынче я встретил его

(было пасмурно, вечерело):

он по улице шел несмело,

и, путь осветив незнакомый,

немного стеблей соломы

в руках у него горело.

Кто‑то спросил, проходя:

На что тебе этот свет,

раз в глазах твоих света нет? –

И услышал под шум дождя:

Коли света не вижу я,

то, увидев меня, другой

избежит столкновенья со мной;

так что свет, что увидел ты,

не рассеяв моей темноты,

осветит для людей меня.

 

 

ЩЕДРОСТЬ

 

Оборванным, бедно одетым

предстал ученый Терпандр,

когда послал Александр

за венчанным славой поэтом.

И кесарь, стремясь благородно

примирить богатство и гений,

наградил (хоть и нет сомнений:

таковое стремленье бесплодно)

поэта дарами такими,

что рассеют тщеславье любое,

даже если б тщеславье людское

было атома неразделимей.

Мудрец в испуге застыл,

подобную щедрость видя,

и, бесстрастьем монарха обидя,

молчал. Александр спросил:

– Ты даруешь забвенье добром,

а память – презреньем коварным?

Но будучи неблагодарным,

можно ли быть мудрецом?

Но если благо рождает

рука того, кто дает,

а не того, кто берет,–

Терпандр ему отвечает,–

То не я благодарен тебе

должен быть за щедрость твою,

а ты за бедность мою

должен быть благодарен мне:

ты щедрость свою проявил,

бедность мою награждая,

и, щедрость твою вызывая,

воистину щедр я был!

 

 

ПРЕЗРЕНЬЕ К СЛАВЕ

 

Подумай над этим примером:

философ, что жил когда‑то

на горе иль в долине (не важно

для завязки, высоко иль низко),

встретил однажды солдата,

что шел по дороге мимо;

философ заговорил с ним,

и, после беседы долгой,

воин спросил: – Возможно ль,

что ты никогда не видел

Великого Александра,

кесаря, чье величье

увенчано громкой славой

властителя шара земного? –

И философ ему ответил:

– Не человек он разве?

Так почему важнее

не тебя, а его мне видеть?

А коль я не прав, то внемли:

чтоб отучиться от лести,

цветок, что растет у канавы,

сорви и снеси Александру,

и скажи, что его просил я

сделать другой такой же.

И тогда ты увидишь, приятель,

что трофеи, триумфы и лавры,

что хвала, и величье, и слава

не превышают предела

человеческой сути, ибо

после стольких побед великих

не сумеет твой Александр

сделать цветка полевого,

что растет у любой канавки.

 

 

УТЕШЕНИЕ

 

Я слышал про одного

мудреца: он был нищ настолько,

бедняк, что трава лишь только

была питаньем его.

На свете нет никого

беднее, он был убежден.

Но как он был удивлен,

когда увидал случайно

мудреца другого, что тайно

ел траву, что выбросил он!

 

 

РАССКАЗ ФАБЬО О МАРТЫШКАХ

 

Один испанец жил в Оране,

Он мастер был стекольных дел,

И закадычного имел

Приятеля он в Тетуане.

Влюбившись в юную испанку,

Узнал стекольщик от своей

Возлюбленной, что, дескать, ей

Иметь угодно обезьянку.

Влюбленный пишет сим же часом

Посланье другу в Тетуан,–

А там ведь пропасть обезьян,–

И просит трех прислать, с запасом.

Но вышел в том письме изъянец:

«Три» – римской цифрой он проставил,

Три палки (был он старых правил).

И вот читает тетуанец:

«У вас полно мартышек, друг;

К тебе я с просьбою немалой,–

Пришли. Достаточно, пожалуй,

Мне… ста одиннадцати штук».

В заботах о такой поставке

Приятель бедный сбился с ног,

Но что, спустя известный срок,

Творилось в той стекольной лавке,

Где сотня с лишним чертенят

Проказничала с диким гамом,

В воображенье пылком самом

Нельзя представить, как бог свят!

 

 

РАССКАЗ ФАБЬО О БЛОХЕ

 

Раз некий щеголь своей крале

Любовную плел чепуху,

И тут голодную блоху

Мечты о крови обуяли.

«При даме, – думает она,–

Он не посмеет почесаться,

И кровушки я насосаться

Смогу досыта, допьяна!»

Извелся бедный франт от зуда

И, улучив удобный миг,

Залез к себе за воротпик,–

Попалась наконец, паскуда!

Была та схватка коротка,

Но не укрылось от красотки,

Что держит что‑то он в щепотке –

Как бы понюшку табака.

Смутился бедный воздыхатель,

Когда сеньора на весь зал

Спросила: «Значит, смертью пал

Ваш кровожадный неприятель?»

Однако, поборов смущенье,

Врага еще сильней сдавив,

Он отвечал: «Пока он жив,

Но в безысходном положенье».

 

 

К ЦВЕТАМ

 

Казались сада гордостью цветы,

Когда рассвету утром были рады,

А вечером с упреком и досадой

Встречали наступлепье темноты.

 

Недолговечность этой пестроты,

Не дольше мига восхищавшей взгляды,

Запомнить человеку было надо,

Чтоб отрезвить его средь суеты.

 

Чуть эти розы расцвести успели, –

Смотри, как опустились лепестки!

Они нашли могилу в колыбели.

 

Того не видят люди‑чудаки,

Что сроки жизни их заметны еле,

Следы веков, как миги, коротки.

 

 

* * *

 

Рассыпанные по небу светила

Нам темной ночью поражают взгляд

И блеск заемный отдают назад,

Которым солнце их, уйдж снабдило.

 

На вид цветы ночные так же хилы.

Нам кажется, не дольше дня стоят

Горящие цветы садовых гряд,

А звезды выживают ночь насилу.

 

И наши судьбы – зданья без опор.

От звезд зависит наша жизнь и рост.

На солнечном восходе и заходе

 

Основано передвиженье звезд.

На что же нам, затерянным в природе,

Надеяться, заброшенным в простор?

 

 

* * *

 

Взглянув на кудри, коим ночь дала,

рассыпавшимся по плечам, свободу,

вздохнула Синтия и вновь в угоду

тирану‑дню их строго прибрала.

 

Но царственность ее волос, чела

обязана не холе, не уходу.

Краса, что составляет их природу,

не послушаньем людному мила.

 

Лик, чистый, как снега вершины горной,

где отразился заревом восток,

не возвеличить модою притворной.

 

Прикрасы хитроумные не впрок

той красоте, природной и бесспорной,

что расцветает в свой заветный срок.

 

 

ХУАН ПЕРЕС ДЕ МОНТАЛЬВАН

 

 

О РАКОВИНЕ

 

Ты видел раковину в море:

вбирая дивный пот зари,

она с невиданным усердьем

жемчужину творит внутри

и вырастает с нею вместе,

и – связи родственной залог –

их трепетно соединяет

едва заметный узелок.

Из раковины материнской

ее попробуй извлеки,–

не раньше створки покорятся,

чем разлетятся на куски.

Так и мое немое сердце,

под стать затворнице морей,

годами пестовало нежно

жемчужину любви моей,

росло, соединяясь с нею,

пока не сделалось одной

нерасторжимою душою,

соединив ее со мной.

Попробуйте проникнуть в сердце

и вырвать с корнем то, что в нем

я нежно пестовал, – и слезы

жемчужным истекут ручьем.

От вас не сможет скрыть печали

несчастная душа моя:

мне истерзают грудь нещадно

ее обломков острия.

 

 

* * *

 

Идет Ревекка, ливнем золотым

волос тяжелых плечи отягчая,

одной тесьме их груз препоручая,

и дразнит мир сокровищем своим.

 

К источнику придя, играет с ним,

хрусталь певучий на руке качая,

и он, с ее красой свою сличая,

печально ропщет, завистью томим.

 

Глаза подняв, Ревекка над собою

увидела глядящего с мольбою

и огненной водой его поит.

 

Уже сыграли свадьбу Исаака –

Любовь, чья сущность дерзкая двояка,

начав с воды, огнем сердца казнит.

 

 

* * *

 

Не поборов сомненьями томленье,

младая Дина, изменив свой вид

нарядами, в чужих глазах спешит

увидеть собственное отраженье.

 

Спасая честь, чтоб скрыть свое волненье,

она лицо под кисеей таит,

но это красоту ее ланит

лишь умножает, взглядам в искушенье.

 

Навстречу Сихем! Красные гвоздики

еще прекрасней на девичьем лике –

любовь свой нежный промысел вершит.

 

И плачут очи о погибшей чести,

ну что ж: поддавшимся коварной лести,

им первым сокрушаться надлежит.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.102 с.)