Первый участник: Давай завтра организуем вечеринку. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первый участник: Давай завтра организуем вечеринку.



Второй участник: Да, и давай пригласим побольше народу.

Первый участник: Давай организуем там музыку.

Второй участник: Да, и танцы тоже.

 

Отрицание – другая сторона импровизации. Когда отрицается предложение другого человека, то останавливается действие и гибнет творческий подход. Если ваш партнер говорит «нет» любому вашему предложению, или объясняет, почему оно ему не нравится, или высказывает что‑то прямо противоположное либо не связанное с вашим предложением, возникает тупиковая ситуация, которую трудно разрешить. Она порождает в вас дух сопротивления, а не сотрудничества.

Например, так.

 

Первый участник: Давай устроим завтра вечеринку.

Второй участник: Нет, я ненавижу вечеринки.

Первый участник: Давай организуем там музыку.

Второй участник: Нет, музыку я тоже не люблю.

 

Очевидно, обе эти стороны импровизации часто используются людьми в разных ситуациях. Импровизация вошла сегодня во многие сферы нашей жизни, распространившись за пределы театра и искусства. Думаю, всем будет полезно ввести ее элементы в профессиональную и личную жизнь.

 

 

Стрикинг

 

Вы знаете, что такое стрикинг? Это когда человек бегает нагишом в общественном месте, пытаясь обратить на себя внимание. Какое это имеет отношение к данной главе? Для меня – самое прямое. Иначе зачем бы я стал об этом вам рассказывать? Стрикинг я понимаю не буквально, то есть в смысле обнажения и беготни, а как метод необычного действа, своеобразной встряски, которая резко повышает эффективность работы группы.

Однажды в 1970‑е я читал студентам старшего курса довольно скучную лекцию по механической вибрации. С начала лекции прошло всего полчаса, и я обнаружил, что б о льшая часть группы не на шутку заскучала. Неожиданно распахнулась дверь, и в аудиторию вбежал обнаженный мужчина, сделал по помещению один круг и, не сказав ни слова, выбежал.

Обстановка в аудитории тут же изменилась. Все проснулись. Энергетика на занятии повысилась с – 10 до +80. (Не спрашивайте меня, в каких единицах и по какой методике я ее измерял, просто назовем ее Шкалой Берни.) Я был поражен тем, что, когда все мы отошли от шока и я возобновил лекцию, передо мной сидела другая группа. Я стал говорить энергичнее, а в глазах студентов увидел неподдельный интерес. Более того, эти изменения в группе сохранились и в дальнейшем. В семестре еще оставалось четыре недели, и они прошли у нас гораздо лучше, чем предыдущие шесть. Тот стрикер изменил восприятие студентами моего курса в лучшую сторону.

После того случая я понял всю полезность небольших перерывов или короткой смены вида деятельности в аудитории. Чем необычнее такая активность, тем лучше. Я называю такие моменты стрикерами в память о том первом случае, когда я столкнулся с таким явлением, как бег нагишом, в реальности. Большинство преподавателей не очень любят делать перерывы в своих лекциях или на семинарах. Я же научился ценить их.

Когда я замечаю, что уровень внимания в группе падает, я могу объявить короткий перерыв. Для меня нет ничего необычного в том, чтобы предложить группе немного потянуться или встать со своих мест и пройтись по аудитории. Это очень полезно для того, чтобы подзарядить учащихся энергией. Но все же такие меры не могут сравниться с неожиданными внешними вмешательствами в учебный процесс.

К сожалению, таких примеров естественных стрикеров не так много, если только вы не организуете их сами. Поэтому лучшее, что я смог придумать для себя, – позволить себе использовать идею стрикинга по своему усмотрению в зависимости от того, что происходит в аудитории.

Больше я не стараюсь игнорировать или прятать правду от себя или студентов: когда я чувствую, что становлюсь скучным, я останавливаю лекцию. Если я понимаю, что внимание аудитории рассеялось, я открыто говорю об этом студентам и предпринимаю какие‑то действия. Лично меня идея стрикинга научила более серьезно и ответственно относиться к уровню внимания и энергетике любого коллектива, в котором я нахожусь, будь то студенты, участники делового совещания или просто группа людей, объединенная общей работой.

Чтобы успешно работать в команде, вы должны уметь приспосабливаться к ней и проявлять терпимость. Кратковременная смена обстановки и несложные групповые физические упражнения могут сделать команду более сплоченной и повысить эффективность ее работы. Даже если ваша группа состоит из людей, связанных только профессиональными отношениями, игра только улучшит рабочую атмосферу и повысит производительность.

 

 

Глава 8

Ваш внутренний имидж

 

Всегда уверен в том, что говорит; и всегда ошибается {28}.

Неизвестный автор

 

Институт дизайна Стэнфордского университета стал знаменит благодаря своим методикам, которые приучают людей к сотрудничеству в группах для рождения инновационных идей, в центре которых находится человек. Мы всегда спрашиваем: «Для кого мы решаем задачи, чего они хотят и в чем нуждаются?» Человеческие взаимоотношения лежат в основе нашей работы, поскольку мы уверены, что достижение почти любой цели зависит от того, сумеем ли мы поставить себя на место других. А для этого нам нужно лучше узнавать и понимать незнакомых нам людей и группы, чтобы эффективнее помогать им. Сопереживание может помочь нам и лучше понять себя, своих друзей, членов семьи или коллег.

Ваши достижения существенно зависят от того, как вы себе себя представляете, от вашего внутреннего имиджа. Если вы видите себя способным на риск деятелем, то, скорее всего, не будете бояться идти на риск и действовать. Если вы оцениваете себя как осторожного и даже пугливого человека, ваш путь к цели будет гораздо более протяженным и сложным. Зачастую вы не уверены в том, как себя оценивать. Поэтому поговорим о том, откуда берется ваш внутренний имидж и что делать, если он вас не устраивает.

 

Проведите ревизию ваших примеров для подражания

 

Когда мы молоды, мы учимся у окружающих. Естественно, наши родители, братья и сестры оказывают на нас большое влияние. Если нам повезет, наша жизнь начнется в теплой семейной атмосфере, где все поддерживают друг друга. Нам может и не повезти, и мы начнем жизненный путь в тяжелом и даже угрожающем окружении. Практически нельзя не приобрести какие‑то черты и особенности характера в зависимости от отношений в семье. Мы можем стать очень похожими на родных или совсем не похожими. Но факт остается фактом: наша семья с детства оказывает на нас большое влияние в самых разных, иногда даже незаметных, аспектах. Родители становятся первыми людьми, которые учат нас тому, чего мы должны достичь.

Когда моему младшему сыну было пять лет, врач спросил его, в какой форме он предпочитает получать антибиотик: в виде таблеток или уколов. Он ответил: «Что дешевле». Ясно, что уже к тому времени он воспринял от своих родителей отношение к деньгам. Сегодня ему 55 лет, и его подход к расходованию денег не изменился.

Я считаю, что очень отличаюсь от своего отца, а моя жена думает, будто очень сильно отличается от своей матери. И самыми болезненными для меня становятся ее слова: «Ты ведешь себя совсем как твой отец», а я могу ответить ей тоже неприятной ей фразой, что она ведет себя точь‑в‑точь как ее мать.

На самом деле мы оба несем в себе черты наших родителей, даже если и не хотим этого. Мы отрицаем у себя наличие качеств, которые нам в наших родителях не нравятся, хотя мы явно переняли эти качества у них. Зато мы с удовольствием видим в себе черты, которые нам в наших родителях нравятся, хотя совершенно не факт, что они есть у нас самих.

 

 

Ваша очередь

Изучите подходы ваших родителей к разным вопросам и подумайте, насколько они повлияли на вас во взрослой жизни.

• Как они относятся к деньгам?

• Какой жизненный путь они считают наиболее подходящим для вас?

• Каково их отношение к властям?

• Что они думают о тяжелой черной работе? О жизненном успехе? О работе и отдыхе? О профессиональных и личных рисках? О чувстве полноты жизни?

• С какими их подходами вы согласны, а с какими нет? Построили ли вы свою жизнь в соответствии с их советами? Были ли эти советы для вас полезными, болезненными или нейтральными? От каких аспектов влияния ваших родителей на вас вы отошли? Какие восприняли?

 

По дороге к зрелости мы проходим несколько этапов. Первый большой отрыв от семьи происходит, когда мы поступаем в школу и учимся иметь дело с незнакомыми детьми без защиты родителей или лиц, их заменяющих. Нам приходится привыкать к трудностям, конкуренции, разочарованиям и оценкам ровесников. Наши одноклассники могут быть недобрыми по отношению к нам, даже проявлять физическое насилие или осыпать насмешками.

Именно в этой обстановке мы впервые бросаем на себя взгляд со стороны и задумываемся о своем внутреннем имидже, который отвечает на вопрос, кто мы на самом деле, а не кем нас считают родители. Если нам везет, то мы встречаем человека, очень похожего на нас, который становится нашим самым близким другом. Он помогает нам лучше узнать себя, потому что с ним мы можем делиться тем, чем с родителями никогда не поделились бы. С надежным другом мы можем исследовать новые аспекты своего внутреннего «Я», опираясь на его поддержку. При этом окружающий нас мир расширяется.

В подростковом возрасте необходимость в исключительной близости дружеских отношений притупляется, и круг наших друзей заметно расширяется. Это еще больше отдаляет нас от родителей и дает возможность развить свой внутренний имидж и испытать его в новой и не очень стабильной обстановке. Это может познакомить нас с новыми сторонами жизни, например сексом и наркотиками. Разумеется, такая перемена, как правило, требует серьезного пересмотра самооценки и заставляет подростка под очень сильным давлением со стороны сверстников перенимать групповые характеристики. Если в подростковом возрасте мы можем найти группу похожих на нас людей, наше ощущение вписанности в жизнь усиливается. Если же нет, то можем страдать от отчужденности и изоляции. К счастью, большинство людей обычно нормально справляются с травмами подросткового возраста, а некоторым на основе пережитого опыта удается даже стать самодостаточными и наполненными внутренней энергией.

Моя мама умерла, когда мне было 12 лет, а отец страдал тяжелым маниакально‑депрессивным расстройством. В подростковом возрасте я в основном был предоставлен самому себе. У меня было много подработок, которыми я занимался после школы и на каникулах. Я носился по всему Нью‑Йорку, покупал и продавал машины и мотоциклы еще до того, как дорос до водительских прав, и довольно часто попадал во всякие неприятности как в школе, так и вне ее. Думаю, что полученный в юности опыт сделал меня более самостоятельным и деятельным, чем если бы я получал тот же объем родительского внимания и руководства, как большинство моих сверстников.

Мало того что у меня на всю жизнь сохранилось очень глубокое и щемящее чувство утраты в связи со смертью матери, оставшись с собой один на один, я не избежал влияния улицы.

Но не все, что мне там советовали, было правильно и законно. Старшую школу я выбрал под влиянием Чарли, нападающего футбольной команды Stuyvesant High School. Я до сих пор помню его слова: «Иди в Stuyvesant, у тебя не хватит мозгов для того, чтобы учиться в спецшколе Bronx Science» (там углубленно преподавались точные дисциплины).

Я позволил парням вроде Чарли определить границы того, чего я мог достичь. Теперь я бы себе хорошенько надавал за это. Сейчас я мудрее и могу оглянуться на свою юность с сочувствием к тогдашнему себе. Я понимаю, что слишком полагался на эмоции, а не на разум, и тогда еще четко не представлял себе, кто я такой и чего хочу в жизни.

Я предпочитаю не думать о прошлом с сожалением. У всех есть события или стороны, которыми мы не очень‑то гордимся, но этот факт не должен влиять на то, на что мы способны сейчас. Выработка взгляда в будущее занимает много времени, особенно на стадии формирования личности, когда мы соотносим свою самооценку с оценкой других. Нам нужно быть добрыми к себе.

Миновав подростковый возраст, мы вновь сталкиваемся с проблемой внутреннего имиджа, когда начинаем выстраивать любовные связи. Этот период заканчивается браком или другим видом сожительства с любимым человеком и отдалением от широкого круга друзей {29}. Вдобавок в этот период обычно происходит рост человека как личности, что мы обычно связываем с приобретением или развитием востребованных обществом навыков и умений. Здесь мы создаем новую самооценку, совмещая в ней наши личные отношения с супругой (супругом) и наши навыки и умения в единую картину себя как взрослых личностей.

Лично у меня это произошло в то время, когда я женился на третьем курсе колледжа. Я начал преподавать уже на четвертом курсе, а дипломную работу делал по вечерам. Затем я сразу же окончил докторантуру, получил степень доктора философии и место доцента в Стэнфордском университете.

 

Станьте самостоятельными

 

Обычно преподавателей колледжей и университетов не учат преподавать. Главным образом их готовят к исследовательской работе и повторению тех ее методов, которыми пользовались их учителя. Может пройти много лет, прежде чем они обретут собственный голос. В какой‑то мере они никогда не освобождаются от влияний своих профессоров, совсем как дети никогда полностью не освобождаются от влияния родителей.

Однажды я проводил однодневный семинар на Тайване под названием «Креативное преподавание». Обратно в гостиницу меня вез на машине молодой доцент. В доверительной обстановке, когда в машине мы были с ним вдвоем, он сказал: «Мне было очень интересно. Я никогда не думал, что смогу изменить свой стиль преподавания. Я не понимал, что могу модифицировать систему своей работы и подходить к вопросам преподавания как каждодневному решению новых проблем». Он был явно потрясен: ведь только что он увидел котов с желтыми глазами. Теперь он понял, что к преподаванию нужно подходить со своей индивидуальностью, а не только передавать учащимся готовый и обкатанный учебный материал. Преподаватель должен перед каждым занятием четко осознавать, каковы его цели и намерения. Он должен вырабатывать собственный стиль, соответствующий его личности.

К сожалению, в той же ловушке, в которую угодил упомянутый мною тайваньский доцент, находятся многие люди – и не только в академических кругах. Влияние учителей и родителей на нас оказывается таким сильным, что всю жизнь мы пытаемся, насколько это возможно, копировать их. И часто заканчиваем тем, что превращаемся в их второклассные копии.

Одна из социальных функций наших семей и других социальных групп, к которым мы принадлежим, состоит в контроле нашего поведения. В принципе такой семейный и социальный контроль играет важную роль в развитии общества. Однако он может нести в себе и негатив, если мы не желаем при необходимости конструктивно противостоять ему, а иногда и отвергать некоторые его стороны. Если мы понимаем, что являемся уникальной личностью и обладаем опытом, который отличается от опыта наших учителей и родителей, мы становимся создателями новых ценностей, которые отдают дань их опыту и становятся подлинными проявлениями нашей человеческой сущности. Для всех нас важно рассматривать свою жизнь и работу не только с точки зрения их содержания, но и с точки зрения того, каковы в них наши истинные намерения.

 

 

Ваша очередь

Составьте список всего, чего вы хотите достичь в своей работе. В этом вам помогут некоторые вопросы, заданные себе.

Какова моя главная цель?

Состоит ли она в том, чтобы просто прожить день?

Состоит ли она в том, чтобы выполнить определенное задание?

Состоит ли она в том, чтобы просто убить время?

Состоит ли она в том, чтобы продемонстрировать окружающим свое «Я»?

Чтобы очаровать кого‑то?

Чтобы воодушевить кого‑то?

Чтобы побудить кого‑то к действию?

Чтобы сбежать от всего?

Выяснив, каковы ваши ближайшие главные намерения, вы можете перейти к осмыслению того, как их реализовать. До этого важно убедиться в том, что они реальные, а не запрограммированные клише, которые вы повторяете вслед за другими или создали сами, чтобы нравиться себе. Если вам удастся четко определить свои ближайшие истинные намерения, вы сможете подходить к выбору способа их решения как к творческому процессу, освободившись от прошлого опыта и попыток скопировать кого‑то.

 

Когда мы общаемся с тем, кем восхищаемся, то часто перенимаем некоторые черты этого человека. Так мы поступаем в отношениях с родителями, любимыми, друзьями, учителями и коллегами. В основном это происходит на подсознательном уровне. Что примечательно, от окружающих людей можно научиться и тому, каким быть не ст о ит. А это уже требует включения сознания и логического мышления. Например, если мои родители постоянно ругаются и ведут себя грубо по отношению друг к другу, то в логической памяти у меня отложится, что я не хотел бы повторения подобного в своей семье. Но если я не буду принимать мер для того, чтобы сдерживаться, элементы поведения моих родителей могут проявиться и в моем поведении в случае возникновения напряженности в отношениях с супругой.

 

Как вы себя видите

 

В нашей голове постоянно роятся мысли о том, кто мы и что собой представляем. Все эти мысли можно объединить в понятиях внутренней собственной самооценки и внутреннего имиджа. Осознание нами своей внутренней сущности: нашего тела, наших чувств и эмоций, наших действий и мыслей – и определяет, кто мы на самом деле. Наша внутренняя самооценка может быть верной, а может и не быть.

 

 

Ваша очередь

Составьте список из пяти кратких описаний (одно‑два слова) того типа человека, которым вы, по вашему мнению, являетесь. Попросите пятерых друзей или членов семьи, чтобы каждый из них составил пять описаний того, каким они вас представляют. Количество совпадений и несовпадений в ваших и их оценках могут дать вам ценную пищу для размышлений над точностью вашей самооценки.

 

Независимо от того, насколько правилен наш внутренний имидж, он значительно влияет на то, каковы мы, что делаем и как реагируем на окружающий мир. Другие могут использовать наш внутренний имидж, чтобы воздействовать на нас, и мы тоже можем использовать его, чтобы влиять на окружающих. Воздействие может быть преимущественно позитивным или негативным, но в большинстве случаев оно двояко. Часто наша самооценка контролирует то, что мы делаем и чего не делаем, или по крайней мере придает эмоциональную окраску тому, что мы сделали или не сделали. В идеальном мире наша самооценка должна почти полностью определять наши действия. В реальном же все немного сложнее. Используя придуманные ими самими причины, люди могут оправдать практически любое свое действие или бездействие, пытаясь привести их в соответствие с собственной самооценкой.

Большинство из нас не обладают полностью реалистичным внутренним имиджем. Занимающийся психологией бизнеса профессор Гарвардского университета Крис Аргирис после 40 лет изучения людей сделал следующее заключение: «Человек постоянно и сознательно действует иррационально, не замечая противоречия в том, что он думает о своих действиях и что на самом деле делает» {30}. Чтобы наше внешнее поведение совпадало с нашим внутренним имиджем, мы должны говорить себе только правду, не обманывая себя и не оправдывая некоторые стороны нашего поведения. Наше внутреннее в и дение себя развивается и изменяется по ходу жизни. У нас могут быть врожденные наклонности, которые усиливаются под влиянием окружения. В то же время мы приобретаем новые черты, которые формируются под влиянием нашего опыта, пережитых успехов и неудач. Так что один из путей изменения нашего поведения – активно менять свою внутреннюю самооценку, изменяя вместе с ней и наше поведение. У по‑настоящему целостных людей на протяжении всей жизни поведение меняет внутренний имидж и наоборот.

В Институте дизайна Стэнфордского университета мы стараемся обучать студентов так, чтобы их внутренняя самооценка менялась в сторону осознания себя более творческими людьми. Мы называем это явление креативной уверенностью {31}. Майкл Дженсен, Вернер Эрхард и их коллеги используют эти же идеи для воспитания у людей лидерских качеств. Они называют это «изменением контекста». Другие называют их «перезагрузкой» и «расширением рамок». Независимо от названия, в них очень важна психологическая составляющая. Именно она определяет наши взгляды на жизнь. Упражнения «Ваша очередь» в этой главе предназначены для того, чтобы помочь вам в исследовании и расширении границ вашего внутреннего имиджа.

 

 

Ваша очередь

Один из способов понять вашу внутреннюю составляющую – перечисление присущих вам основных качеств. Это опять же может быть сделано в рамках ответа на вопрос «Кто я?». Чтобы углубить вашу самооценку, на этот раз вам придется ответить на вопросы не только «сущностные», но и те, что должны раскрыть ваши приобретения и дела. Как я уже говорил в конце главы 1, каждый вопрос нужно задавать себе в течение по меньшей мере 5–10 минут. Если вы можете найти себе пару, то хорошо по очереди задавать друг другу одни и те же вопросы и получать на них ответы. Конечно, если вы работаете вдвоем, то вопросы должны быть перефразированы в форме «Кто вы?».

• Кто я в смысле того, что я имею?

• Кто я в смысле того, чем я занимаюсь?

• Кто я в смысле своего существования?

 

Это упражнение дает вам шанс прекратить пустую болтовню в вашей голове и посмотреть предметно на то, чем вы располагаете, чем занимаетесь и кто вы на самом деле. Оно дает вам возможность глубже осознать, как складывается ваша жизнь в контексте вашей внутренней самооценки. Упражнение может помочь вам подкорректировать ход вашей жизни или убедиться в том, что вы движетесь в верном направлении.

 

Люди зачастую путают осознание себя со своими приобретениями и благосостоянием, достижениями и профессиональными успехами. Разделение вопроса «Кто я?» на три части позволяет достичь большей ясности в ответе на него. Каждый раз, когда я предлагаю студентам это упражнение, я убеждаюсь, что вопросы в нем более тонкие, чем кажется на первый взгляд. Например, в ответе на вопрос, что у меня есть, я могу перечислить следующее: жена, двое сыновей, профессорская должность, дом, друзья, студенты и бывшие выпускники, несколько велосипедов, черновик только что законченной книги и сотни научных работ и статей. О своих занятиях я могу сказать: я муж, воспитал двух детей, преподаю и работаю как исследователь, помогаю жене по хозяйству, общаюсь с друзьями, передаю опыт и знания, езжу на велосипеде, вожу машину, пишу и издаюсь. Многое в этих двух списках совпадает.

И ни один из них не дает информации о том, кем я являюсь в смысле существования. Или дает?

Многое зависит от того, какое место в своей жизни я отдаю перечисленному. Например, преподавание для многих людей становится тем, чем они обладают. Работа преподавателя для них – самый ценный объект владения. Я помню, как был ошеломлен, когда однажды в молодости сопровождал одного из своих профессоров в химчистку, чтобы забрать его готовую одежду, и служащий обратился к нему сначала как к «доктору», а затем как к «профессору». Это была маленькая семейная химчистка в районе Флашинг в Нью‑Йорке, в паре десятков километров (как в десяти световых годах) от Колумбийского университета. Такое обращение принято в Европе, но выглядело неуместно и даже несколько комично в рабочем квартале огромного города. Мне показалось, что этими титулами бедный парень из химчистки просто хотел спрятать себя от осознания того, кто он рядом с профессором.

Для некоторых людей преподавание – просто то, чем они занимаются. Это работа, ясная и простая. Такая же, как любая другая: они ходят на нее, проводят на ней время и получают зарплату. Они работают ради ясных земных целей: чтобы получить деньги и заплатить за аренду жилья, еду для своей семьи и подписку на кабельное телевидение. А для некоторых людей преподавание – часть их естества. Даже если по профессии они не учителя, они все равно будут таковыми по жизни. Это их призвание, неотъемлемая часть их существования. Я вспоминаю, что в одной из своих ранних книг Генри Миллер[28] рассказывал, как он и его друзья знали, что он станет писателем, еще тогда, когда он работал курьером и ничего еще не издал.

Таким образом, в зависимости от моего отношения к преподаванию оно может быть для меня тем, чем я обладаю, или тем, что я делаю, или просто частью моего существа. Это относится ко многим сторонам человеческой жизни. Четкого ответа, к какой из этих категорий принадлежит то или иное ваше дело или качество, нет. Все зависит от вас. Однако очень важно понимать реальное положение вещей и не путать то, чем вы обладаете или что вы делаете, с тем, кто вы на самом деле. Если вы будете понимать это, то ваши шансы на формирование правильной самооценки возрастут.

Внутренний имидж некоторых людей полностью увязывается ими с их происхождением. Один из таких людей – мой хороший друг Бруно. Его жизнь пронизана романтическими приключениями в большей степени, чем жизнь обычного человека. Такое поведение Бруно основано на его непоколебимой собственной внутренней оценке себя в качестве «неаполитанского мачо». Я понял это много лет назад, когда вместе с ним участвовал в научной конференции в австрийском Линце. После ужина наша группа решила посетить дискоклуб. В клубе неподалеку от нас сидели несколько женщин‑австриек. Бруно подошел к одной из них и пригласил ее на танец. Она отказалась. Бруно не мог поверить своим ушам. Он громко воскликнул: «Но я же итальянец! Я из Неаполя!»

Несмотря на отказ, Бруно не сдавался и продолжал приглашать ее. Она же упорно отказывалась, хотя он дал ей безусловные, по его мнению, сведения о своих достоинствах. Вскоре он сменил тактику и стал вовлекать женщину в разговор. Я потерял к происходящему интерес и не следил за развитием событий. Когда мы вышли из клуба, Бруно с видом триумфатора показал мне листок бумаги, сказав: «Она дала мне свой номер телефона». И ужас! Когда Бруно набрал этот номер на следующий день, оказалось, что он неверен. Он был уверен, что закралась какая‑то ошибка. Он не мог даже представить себе того, что было совершенно ясно нам: она написала ему придуманный номер телефона только для того, чтобы избавиться от него. Я уверен, что она намеренно указала ошибочные цифры. И все же она ошиблась как раз в том, что не дала Бруно настоящий номер. В чем‑то Бруно прав – он действительно парень что надо!

Метод управляемых фантазий – хороший инструмент, который поможет нам понять, какие мы на самом деле. Например, можно закрыть глаза, представить себе реальный объект, скажем дом или дерево, и детально описать то, что мы видели в своем воображении. С каждым разом деталей должно становиться все больше. В конце концов мы приводим самое детальное описание как будто от имени воображаемого объекта. Так мы учимся получать доступ к картинкам нашего внутреннего мира, которые мы обычно скрываем от себя или не видим в нашем сознании.

 

 

Ваша очередь

Управляемые фантазии – хорошее средство для изучения настоящего себя. Вы можете записать их на магнитофон, а затем лечь на пол или любую другую плоскую поверхность и, прослушивая запись, выполнять соответствующие действия.

Закройте глаза. Почувствуйте, как вы дышите: вдох – выдох. Отметьте про себя, какая примерно в комнате температура. Обратите внимание, как поднимается и опускается при дыхании ваша грудь.

Переведите внимание с груди на правую половину тела. Мысленно ощутите правый тазобедренный сустав. Опуститесь вниз, по передней поверхности бедра до колена. Затем почувствуйте свою правую голень до лодыжки. Следуйте мыслью от нее к стопе и почувствуйте мизинец. «Обойдите» все пальцы правой ноги и по внутренней ее стороне поднимитесь к области паха, а затем живота. Перенесите свои ощущения на левый тазобедренный сустав. Спуститесь по передней поверхности левого бедра до колена. Затем почувствуйте свою левую голень до лодыжки. Следуйте от нее к стопе и почувствуйте мизинец. «Обойдите» все пальцы левой ноги и по внутренней ее стороне поднимитесь к области паха, а затем живота.

Теперь проследуйте мысленно от груди до подбородка. Чувствуйте свое дыхание. Отметьте про себя, какая примерно в комнате температура. Обратите внимание, как поднимается и опускается при дыхании ваша грудь. Представьте себе, что начинаете путешествие. Вы встаете утром и едете в аэропорт. Вообразите, что вы садитесь в самолет и совершаете короткий полет. Затем выходите из самолета и направляетесь к автобусу. Теперь представьте себе дом, который стоит на некотором отдалении от вас. Идите к нему. Когда приблизитесь к дому, мысленно осмотрите его снаружи, а затем изнутри. Обращайте внимание на каждую деталь.

(Здесь следует десятиминутная пауза.)

Теперь покиньте дом и начинайте обратное путешествие.

Сначала дойдите до того места, где вы сошли с автобуса. Вообразите, что автобус возвращается и везет вас в аэропорт. Сядьте в самолет и вернитесь в аэропорт, из которого вы вылетали. Затем снова переместитесь в ту комнату, в которой находитесь.

Представьте себя лежащим. Ощутите свое дыхание. Отметьте про себя, какая примерно в комнате температура. Обратите внимание, как поднимается и опускается при дыхании ваша грудь. Обратите внимание на звуки, доносящиеся в комнату. Медленно откройте глаза и сядьте. Через несколько минут детально опишите дом, который вы исследовали. Можете сделать это наедине с собой, перед другим человеком или даже группой людей, если это возможно.

Затем снова опишите дом. Но говорите не от себя, а от имени самого дома и того, что в нем находилось. Через вас и дом, и находящиеся в нем предметы описывают себя от первого лица. Если при первом описании вы сказали: «Это был старый дом с разбросанными в беспорядке вещами», то вариант от имени дома должен звучать: «Я стар и полон всякого в беспорядке разбросанного барахла».

Часто при этом происходит нечто показательное. Говоря от имени дома и вещей, вы описываете себя. Вы переносите на них многие свои черты. Это прекрасный способ взглянуть на себя. Поскольку вы говорите не от себя, а как будто от имени других объектов, вы не чувствуете, что вам что‑то угрожает. Этот метод позволяет вам получить непредвзятую оценку своего «Я», которой трудно добиться при прямом анализе своего внутреннего имиджа.

 

 

Изменение вашей самооценки

 

Другое упражнение, которое может серьезно повлиять на изменение состояния вашего ума, – использование вашего сознания для того, чтобы найти новые подходы к проблемам, с которыми вы сталкиваетесь в жизни. Чтобы выполнить его, подумайте о проблеме или вопросе, которые вы хотели бы исключить из своей жизни. Спросите себя: «Я действительно хочу избавиться от них? Я хочу, чтобы они исчезли прямо сейчас?» На самом деле этот вопрос труднее, чем мы порой думаем. Оказывается, иногда нам нравится сосуществовать со своими проблемами. Мы используем их, чтобы понять, кто мы на самом деле, и задействовать их в общении с друзьями. Например, некоторые из нас любят представлять себя жертвами, потому что так легче получить сочувствие окружающих.

Если вы поймете, от каких проблем действительно хотите освободиться, все остальное окажется простым. Нужно осознать все, что вы связываете с этой проблемой. Осознанное поведение подразумевает понимание того, что вы делаете, а не жизнь на автопилоте. Но в этом есть и нечто большее.

Настоящая осознанность предполагает рассмотрение жизни без суждений. Это эквивалент простого присутствия в настоящем и бесстрастного наблюдения за тем, что происходит вокруг и что мы делаем. Это желание быть в данное время в данном месте. Чтобы достичь такого состояния, нужно сделать минутную паузу, подышать, совместить свои ощущения с внутренним опытом и понаблюдать за происходящим. Осознанность может привести к возникновению глубоких мыслей и пониманию сущего.

 

 

Ваша очередь

В 1970‑х я принимал участие в двухдневном семинаре, известном под названием Erhard Seminar Training (обычно это название сокращается до аббревиатуры EST)[29]. На второй день группе было предложено упражнение под названием «Постижение правды» (Truth Process). К своему удивлению, я обнаружил, что после его применения из моей речи исчезла давно беспокоившая меня неприятная привычка. Я был очень впечатлен этим и включил это упражнение в мои курсы. Результаты были очень благоприятные. Это упражнение помогает избавиться от тех элементов нашей внутренней самооценки, которые мешают развить привычку к достижениям.

С годами я несколько изменил оригинальную методику и создал свой вариант упражнения. Я не провожу его в письменной форме, и каждый год то, что я говорю студентам, немного меняется. Я не думаю, что для этого упражнения так уж важно точное следование оригиналу. Подобные методики в разных вариантах существовали задолго до того, как я первый раз столкнулся с «Постижением правды» {32}. В этом упражнении необходимо мысленно представить себе как можно больше аспектов, которые связаны с конкретной проблемой. Если упражнение выполняется в группе, кто‑то может взять на себя функции руководителя. Если нет, вы можете записать указания на магнитофон и руководить собой сами. Когда вы подготовитесь, немного помедитируйте, чтобы добиться релаксации. Хорошо последить за своим дыханием и ощущениями по поводу температуры вдыхаемого и выдыхаемого вами воздуха. Затем не торопясь мысленно ощутите свое тело. (Здесь хорошо работает изложенная выше инструкция по медитации.)

Добившись расслабления, подумайте о проблеме, от которой хотите избавиться. Она может быть связана с вашей личной жизнью или работой, манерами или решением, принятие которого вас беспокоит. Это может быть что угодно, но касающееся лично вас, а не чего‑то глобального вроде мира во всем мире или спасения планеты, если только эти вопросы не входят в вашу личную повестку дня.

Четко определив проблему, которую вы хотите убрать из своей жизни, переходите к выполнению шагов, изложенных ниже. Если на любом этапе вы почувствуете, что мучившая вас проблема уходит, вы можете сразу же перейти к двум последним шагам, минуя остальные.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.068 с.)