Соответствие ожиданиям других 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соответствие ожиданиям других



 

Одна из самых трудных задач – следовать по пути, который отличается от того, которого от вас ожидают семья и общество. Возможно, от вас ожидали участия в семейном бизнесе либо следования по стопам родителей в выборе профессии или жизненных ориентиров. Вполне возможно, это принесло бы вам удовлетворение. А может, и нет.

В юности в Бронксе у меня был друг Марк, которого все время ругали родители, поскольку он совсем забросил школу и проводил время в основном на улице, ремонтируя автомашины. Родители настояли, чтобы Марк пошел к специалисту по профориентации, который подверг подростка целой серии тестов. Результаты показали, что у Марка бесспорные склонности к работе руками! В конце концов он уехал в небольшой город, где открыл собственную типографию и счастливо прожил много лет.

Многие из нас, как и Марк, инстинктивно чувствуют склонность к делу, которое нам нравится. Однако мы окружены действующими из лучших побуждений людьми, которые, как родители Марка, убеждены, что знают, как нам лучше прожить свою жизнь. Два этих убеждения часто вступают в конфликт друг с другом.

Когда моя жена Рут училась в школе, ее родители настаивали на том, чтобы она осваивала практические навыки, необходимые для работы, например секретарем или учительницей, вместо того чтобы посвящать себя художественному творчеству, для которого она создана. Давление родителей в дальнейшем привело к неправильному выбору профессии, и Рут потратила много лет на то, чтобы встать на единственно необходимый ей жизненный путь.

Иногда вам везет и у вас появляется защитник. Энди был моим ближайшим другом в докторантуре. Во время его похорон его племянник выразил ему глубокую благодарность в прочувствованном прощальном слове. Этот племянник, ныне преуспевающий архитектор, чувствовал себя глубоко обязанным Энди за то, что тот принял своего родственника и поддерживал его во время учебы на архитектора, в то время как родной отец отрекся от своего сына за то, что тот не захотел пойти в семейный бизнес.

Марк, Рут и племянник Энди имели проблемы с выбором жизненного пути. Эти проблемы типичны для студентов колледжей и университетов. Они часто меняют свой выбор посреди пути даже без особого влияния извне. Некоторые делают это по нескольку раз. Другие б о льшую часть сознательной жизни борются за место в профессии. Третьи вообще выпадают из нее. Когда я беседую со студентами, то часто говорю им, что многие люди, даже вполне успешные, в начале своего жизненного пути не знают, что из них выйдет, когда они «вырастут». Все это часть нашего приключения под названием жизнь, и лучшее, что мы можем сделать, – это наслаждаться путешествием по ней.

Факторы, сдерживающие нас в профессиональном росте, могут быть порождены нами самими. Часто говорят о том, что все мы рано или поздно достигаем своего уровня «некомпетентности». Не могу сказать, что нашел много доказательств этому. Скорее, по моему мнению, правда в том, что на каком‑то этапе мы склоняемся к тому, чтобы подниматься в профессии, глубоко об этом не задумываясь. Во многих профессиях есть своеобразные «карьерные лестницы», и людям вбивают в голову, что они должны карабкаться по ним вверх. Но отнюдь не каждая новая награда, научная степень или продвижение по службе безусловно хороши для человека.

Вокруг нас много людей, которые когда‑то были значительными, могли бы жить полной смысла и продуктивной жизнью, если бы они в этом качестве и остались. Им нужно было продолжать делать то, что приносило им радость, а не стремиться к тому, что называется «карьерным ростом». Я был знаком с женщиной по имени Диана, которая много лет проработала медсестрой. Затем она была повышена до старшей медсестры, а потом и вовсе назначена на административный пост. Она стала получать намного больше и приобрела определенную власть. И тем не менее она поняла, что не может жить, не помогая кому‑то конкретно, и ушла с работы. Отрыв от пациентов, о которых она заботилась и которых любила, убил энтузиазм в ее отношении к новой работе. Сегодня она преподаватель боевых искусств!

Если вы сомневаетесь в своем выборе, вернитесь к упражнению, в котором вы спрашивали себя: «Кто я есть?», «Чего я хочу?» и «Каковы мои цели?» Возвращаться к этому упражнению очень полезно. Я хочу, чтобы вы выполнили его еще раз и добавили одно новое слово: «Чего я по‑настоящему хочу?» Продолжайте задавать себе эти вопросы, пока не почувствуете, что добрались до ваших истинных желаний и больше не находитесь во власти общественных представлений о том, что хорошо для вас.

 

Что мы принимаем на веру?

 

Самое важное из того, что мы можем знать о человеке, – то, что он принимает на веру. А самое важное из того, что мы можем знать об обществе, – те аспекты, которые считаются само собой разумеющимися и часто проходят незамеченными {40}.

Луис Вирт [33]

 

То, что мы воспринимаем на веру и считаем естественным, создает основу нашего внутреннего имиджа. Озвучивая свои взгляды, мы приобретаем способность подтверждать или изменять их. Так мы получаем возможность менять себя и из марионеток превращаемся в самостоятельные существа.

Некоторые люди достигают самостоятельности и независимости с помощью упрямства и бунтарства. Гораздо более рациональный подход – признать очевидное.

 

 

Ваша очередь

Составьте список того, что вы обычно не замечаете. Хорошее название для такого списка – «Список вещей, которые не требуют перечисления в силу своей привычности и тривиальности».

Например, в ваш список может входить следующее.

Обычно я не вслушиваюсь в то, что говорит мне жена.

Я никогда не очищу свой гараж от хлама.

Я не высыпаюсь.

Я никогда не соберусь позвонить своему кузену.

Я всегда поддерживаю ту же политическую партию, что и мои родители.

Я отношусь к деньгам так же, как мой отец.

В ближайшие несколько дней обратите внимание на то, как много элементов в вашем обычном поведении основываются на изложенных постулатах. Если ответ вас не беспокоит, живите как жили. Если же вы обнаружите, что хотите изменить некоторые из них, то просто вычеркните их из списка – и физически, и мысленно.

 

В постановке проблемы в форме «точки зрения» (см. главу 3) мне нравится то, что «точки зрения» обычно раскрывают бесспорные исходные посылки и четко формулируют стоящие цели. Сегодня в любой «точке зрения» таких исходных посылок все больше. К сожалению, многие из них остаются незамеченными и могут невольно исказить решение.

Роль бесспорных исходных представлений в решении проблем видна на примере элементов общественного устройства разных стран в прошлом: абсолютная монархия, участие в общественно‑политической жизни только для мужчин, передача права наследования старшему сыну, рабство, прикрепление крестьян к земле, запрет на разводы, право подавать на развод только для мужчин, право участия в выборах только для владельцев собственности, детский труд, колонизаторство и так называемое бремя белого человека по отношению к угнетаемым. В течение долгого времени каждое из этих явлений представлялось незыблемым устоем соответствующей социальной и политической культуры и существовало как само собой разумеющееся и неоспоримое, пока не стало заметным и по поводу его законности не возникли вопросы.

Есть притча, которая ярко иллюстрирует относительность социальных норм в нашем обществе. В ней рассказывается, как однажды в небольшой городок вошел молодой человек, завернутый только в кусок белой ткани и произносивший отрывочные звуки. Жители города подумали, что он психически нездоров, и отправили его в психиатрическую больницу. Каково же было их удивление, когда спустя неделю в город пришла группа из 20 молодых людей, которые были одеты и вели себя точно так же, как и пришедший неделю назад. Тогда жители освободили его: им стало ясно, что это какая‑то религиозная секта.

Помимо прочего, мораль притчи такова: если вы собираетесь сделать что‑то из ряда вон выходящее, то позаботьтесь о том, чтобы собрать группу единомышленников. Иначе вас примут за сумасшедшего.

В нашем обществе, безусловно, приняты многие его институты. Но если вы посмотрите на них сквозь призму притчи о молодом человеке в белой ткани, то поймете, что в их существовании не было бы никакого смысла, если бы множество людей не принимало в них участия. Представьте себе, что у нас не было бы университетов, а я вдруг подошел бы к вам на улице и предложил платить мне большие деньги в течение четырех лет. Взамен я пообещал бы читать вам лекции на темы, о которых вы даже не слышали, но в которых я оказался специалистом. Еще я сказал бы вам, что если вам удастся перепрыгнуть через множество препятствий, в конце этого срока я дам вам кусок бумаги с написанным на нем вашим именем – давайте назовем его дипломом бакалавра? Разве это звучало бы нормально?

Однажды я услышал притчу об истории ростовщичества, рассказанную одним индийским гуру.

Один человек сидел на пороге своего дома, наблюдая, как мимо него течет жизнь. Неожиданно перед ним возникло видение из четырех букв Б‑А‑Н‑К. Он взял мел и написал эти буквы на двери своего дома. Вскоре к нему пришел некто и принес ему деньги. Удивленный и озадаченный, человек положил их в большую коробку. И тут к нему в дом чередой потянулись другие люди, которые тоже приносили деньги. Вконец сбитый с толку, человек продолжал складывать деньги в коробку. В конце концов, на исходе дня, он достал из‑под матраца все свои деньги и тоже положил в коробку.

Эту историю старый гуру рассказал для того, чтобы предостеречь своих последователей от иллюзий и фальшивых пророчеств. Притча выделяет тот момент, что если достаточное число людей повторяет какое‑то необычное действие, то оно перестает казаться из ряда вон выходящим и представляется обществу нормой. «Тюльпаномания 1637 года» (экономический кризис в Голландии), биржевые пузыри, пузырь доткомов (кратковременный взлет акций интернет‑компаний в 1995–2001 гг.) и американский пузырь недвижимости 2006–2012 гг. – только верхушка айсберга кризисов, порожденных иррациональным поведением людей по принципу «и я тоже!». К сожалению, это явление, когда сумасшествие называется нормой, не только характерно для мира экономики, но становится зачастую причиной величайших политических и социальных конфликтов на планете.

Во многих человеческих и межгосударственных конфликтах каждая сторона считает себя правой в связи с тем, что противник нанес ей некий ущерб. Аргументы сторон иногда бывают очень разумными и оправдывают любые ответные действия. Здесь самый интересный момент в том, что их оправдания зависят от того, от какого времени они ведут отсчет. Я называю это «вопросом временн о й пунктуации». И хотя зачастую противники его не замечают, он играет крайне важную роль.

История – постоянный процесс. У всего, что существует в ней (за исключением наших жизней), нет ни начала, ни конца. Поэтому все истории, которые рассказываются «с начала», на самом деле становятся искажением действительности. То, откуда начинает тот или иной рассказчик свою историю, окрашивает ее только в выгодные ему тона. Резня между мусульманами и индуистами началась не с того, кто в кого первым бросил камень после раздела Индийского субконтинента. Распад вашего брака начался не с того, что ваша жена начала встречаться с бывшим бойфрендом или ваш муж не привел в порядок гараж. Решая, от чего отсчитывать историю или где поставить в ней точку, вы придаете ей определенное значение. Меняя в вашей истории временн у ю пунктуацию, вы можете превратить героя в преступника и наоборот.

Проблема в том, что большинство из нас слишком заняты, чтобы всматриваться в людей вокруг нас, которые обернуты в белую ткань и бормочут что‑то нечленораздельное. Если мы видим только их, нам трудно понять, что мы действуем не как независимые, рационально мыслящие и разумные существа.

Во многих отношениях наш внутренний имидж зависит от того, что мы представляем собой как личности. Часто мы так активно держимся за расхожие представления, что в итоге становимся их заложниками. Эти незаметные вещи обязательно должны входить в ваш «Список вещей, которые не требуют перечисления в силу своей привычности и тривиальности». Если вы хотите обрезать нити, которые идут к кукловоду, и при этом сохранить свою личность, вам, скорее всего, нужно переписать истории своих конфликтов, расставив в них знаки препинания по‑новому.

 

Иногда все мы косячим

 

Время от времени все мы в чем‑нибудь да накосячим. Некоторые делают это чаще, другие реже. Вы что‑нибудь приврете в резюме, и вас выведут на чистую воду. Вы скажете что‑то обидное о вашем руководителе и неожиданно обнаружите, что он был неподалеку и все слышал. Вы незаслуженно присвоите себе чью‑то идею. Вы проскользнете на работу с опозданием и притворитесь, что уже давно сидите за своим столом.

Президенты Ричард Никсон и Билл Клинтон тоже однажды накосячили. Но роковым для них стал не сам их косяк, а ложь, которую они потом отстаивали. Если бы они вовремя отступили, их проблемы закончились бы с меньшими потерями и значительно быстрее. Вместо этого они, как вы помните, изо всех сил держались за позиции «я не мошенничал» и «я не имел с этой женщиной никаких сексуальных отношений»

Ложь может разрастаться, как снежный ком. Вы лжете один раз, а затем вынуждены лгать еще и еще, чтобы скрыть первую ложь. Если вас все‑таки загонят в угол, у вас есть хороший выход: скажите правду. Да, это неприятно и у вас могут быть проблемы, но они будут гораздо меньшими, чем если вы продолжите врать.

Когда вас застигают на месте преступления возле вазы с печеньем, не отпирайтесь – признайтесь.

Иногда мы настолько погружены в текучку, что забываем сделать шаг назад и рассмотреть более широкие возможности, которые она нам дает. Если вы всегда были осторожным, то почему не отступить от этой позиции хотя бы на короткое время? Смените обстановку, согласитесь с каким‑нибудь безумным планом друга, езжайте в путешествие по дикой, неизведанной местности. Узнайте больше о том, как живут другие группы людей, и подумайте, как вы можете присоединиться к ним. Помните, что настоящая «Общая картина жизни» выглядит так: вы не можете ничего взять с собой после смерти, поэтому вам стоит провести ваше время на этой Земле, испытывая и познавая все, что вы можете, а не коснеть в бездействии и не заниматься накопительством.

 

 

Глава 10

Достижения как привычка

 

Жесткая классификация действительности приводит к болезни искусства {41}.

Кеннет Снельсон [34]

 

Я считаю, что вся наша жизнь – сплошь поиск решений проблем и каждый из нас может улучшить и сам процесс, и его результаты. При написании этой книги я преследовал цель дать вам идеи и инструменты, с помощью которых вы можете обеспечить себе более насыщенную, продуктивную и удовлетворяющую вас жизнь.

 

Проблемы – это хорошо

 

В слове «проблема» содержится негативный оттенок. Он подразумевает, что в обозначенной этим словом сфере что‑то обстоит не так, что‑то нужно исправить. Но если проблему понимать как возможность сделать нашу жизнь лучше, то оно приобретает позитивный оттенок. А решение проблем может рассматриваться как одна из главных движущих сил в жизни.

Некоторые просвещенные люди считают все проблемы новыми возможностями. Но не следует ждать просветления, чтобы осознать то позитивное влияние, которое проблемы могут оказывать на вашу жизнь. Достаточно оглянуться на свой предшествующий опыт. Когда я работаю над решением какой‑то проблемы, процесс может захватить меня целиком. Мне трудно засыпать по ночам, я рано просыпаюсь и вскакиваю с постели, полный решимости продолжить работу.

В классическом произведении русской литературы XIX века Иван Гончаров создает образ антигероя Ильи Ильича Обломова, яркое воплощение поверхностной личности. Обломов неспособен ни на какое решение или серьезное действие. У него нет настоящих проблем, поэтому он редко покидает свою постель. По существу, он остается в ней на протяжении первых сотни с лишним страниц романа. Считается, что сюжет этого произведения выдуман и имел целью создать пародию на жизнь тогдашних аристократов. Для меня же это картина того, что случается с человеком, живущим без проблем. Роман еще раз утверждает меня в мысли, что проблемы, как и приносящая удовлетворение работа, становятся своеобразными дарами, которые создают условия для естественного развития наших жизнеутверждающих сил.

Что же такое проблемы? Я использую это слово для обозначения любой ситуации, которую мы хотим изменить. Обычно проблемы формулируются в виде вопросов («Как мне найти работу?») или утверждений («У меня нет денег на учебу в колледже»). Как правило, мы хотим решить проблему, чтобы вызвать позитивное изменение в той или иной ситуации.

Жизнь состоит из цепочки проблем. Почти все мы в итоге приучаемся их решать. В основном мы учимся путем повторения и часто не осознаем наши способности. Большинство ежедневно одеваются по погоде, ездят на работу и выполняют свои основные функции, чтобы обеспечивать себя. Причем практически всегда в пределах очерченных для них физических, культурных и экономических границ.

Наряду с успехами в повседневной жизни мы сталкиваемся также с разочарованиями и неудачами. Мы встречаемся с ситуациями и людьми, которые нас раздражают; у всех есть неприятности в семье и на работе. Такие проблемы можно достаточно легко решать с помощью приемов, описанных в главе 3. Я использовал их не раз и делился ими со многими группами по всему миру.

Если вы переформулируете свою проблему в позитивном ключе, то вам откроется широкий выбор подходов. И путь решение окажется очевидным. Как только вы четко поймете, чего именно хотите добиться, сразу же появится много способов проработать детали.

 

Моделируйте свой успех

 

Модель или прототип – образец, созданный с целью продемонстрировать или протестировать какую‑то идею. На моделях учатся. И моделирование полезно использовать при решении проблем.

На ранних этапах решения проблемы модели стоит рассматривать как пробные шары. Они помогают оценить реакцию людей на ваши идеи. Модели или прототипы не обязательно должны принимать форму физических объектов. Форма может быть любой: записи бесед, письменные черновики, небольшие видеосюжеты, рисунки, графика или физические модели объектов. Прототипы любых форм должны быть информативны. Они не обязательно должны выглядеть или работать как окончательные варианты решений и не должны совмещать обе эти функции.

В культуре моделирования идей и вещей все испытывается и проверяется заранее. Путь к окончательному решению усеян идеями, которые моделировались, чтобы получить информацию, определить направление движения, найти возможности для модификации изначального замысла и даже пути отказа от него. Моделирование – прекрасный способ показать людям, что у вас в голове, так, чтобы добиться от них ответной реакции. Если модель представляет собой физический объект, желательно, чтобы он не был очень дорогим. Термин «макет» как раз используется для обозначения недорогой модели на ранней стадии проработки проблемы. Думаю, здесь можно было бы даже использовать слово «макет‑болванка».

 

 

Ваша очередь

В следующий раз, когда перед вами поставят задачу, не затягивайте обдумывание ее решения. Берите с места в карьер. Озвучьте первую связанную с задачей идею, которая придет вам в голову (пусть это будет ваш макет‑болванка). Подумайте о том, что вы вынесли из ее озвучивания. Если вы достаточно смелы, то «опробуйте» ее на нескольких людях и поинтересуйтесь их реакцией.

 

В d.school и наших программах по дизайну в Стэнфордском университете моделирование – стиль жизни. Это же относится и к нашим соседям, дизайнерско‑консультационному агентству IDEO. В Стэнфорде и агентстве я сталкивался с тысячами примеров моделирования. Некоторые были очень полезными, а отдельные стали каноническими. На занятиях по моему курсу «Преобразующая сила дизайна» команда из трех студентов захотела улучшить настроение пациентов в отделении экстренной помощи университетского госпиталя. Особый интерес вызывал у них вопрос о том, как чувствуют себя пациенты в комнате ожидания. Они договорились о посещении отделения, наблюдении за больными и беседах с ними. К сожалению, буквально накануне их визита разрешение было отозвано из соображений обеспечения покоя пациентов.

Нимало не смущенные этим, студенты разработали модель, которая работала по принципу экстренной помощи. Они построили ее так, что в ней острота необходимости в экстренной помощи заменялась остротой необходимости помочиться. Студенты собрали группу друзей и попросили их до эксперимента несколько часов не ходить по малой нужде. Когда студенты прибыли на место испытания, им были предложены напитки, но отказано в доступе в туалет. Наконец туалет открыли. Однако желавшие использовать его студенты должны были сидеть в зале ожидания до тех пор, пока их не вызовут.

Порядок вызова строился не на том, кто раньше прибыл на место, а на том, кто больше выпил. Студенты провели здесь аналогию с потребностью в медицинской помощи. Тем, кто больше других потребил напитков, доступ в туалет предоставлялся раньше. Эта модель навела экспериментаторов на интересные мысли о том, как именно формировать очередь пациентов к врачу скорой помощи и как добиться, чтобы они поняли: некоторые из них, даже пришедшие позже, могут быть обслужены в первую очередь в связи с серьезностью травмы.

Такой способ моделирования позволяет вам «проскочить» виртуальную стадию «что могло бы быть, если бы» и сразу выводит вас на реальную ситуацию в решении той или иной проблемы.

В другом случае студенты‑дизайнеры подготовили видеофильм о том, как будет работать предложенное ими приложение к детскому смартфону. Загрузив программу, дети должны были управлять появляющимися на экране анимационными героями с помощью прикосновений либо легких ударов пальцами по экрану. В видеопрезентации вместо вымышленных героев анимации выступал человек.

Вы думаете, человек появился в приложении на смартфоне? Нет! Модель представляла собой кусок картона в форме экрана смартфона, а с другой стороны находился живой человек. Он двигался в соответствии с движениями руки «играющего», который как будто осуществлял манипуляции с экраном.

Так дизайнеры смогли продемонстрировать различные функции приложения без создания анимационных фигур и программ по управлению ими. В дальнейшем эта модель стала основой очень популярного приложения для детских смартфонов из серии «Улица Сезам» под названием Elmo’s Monster Maker.

В этих примерах моделировалась основная идея, то есть концепция реального решения проблемы. Они относятся к большой группе концептуальных моделей. К другой группе относятся функциональные модели, которые предназначены для реального тестирования решения. Поскольку модели или прототипы могут принимать форму физических объектов, рисунков, видеозаписей, бесед и т. д., задача моделирования и состоит в том, чтобы выбрать наиболее подходящую форму прототипа, работа с которым привела бы к как можно более быстрому решению проблемы.

Моделирование преследует разные цели в зависимости от того, на каком этапе решения проблемы мы находимся. Этот процесс проходит три стадии. На первой моделирование применяется для того, чтобы генерировать хорошую идею (концептуальная модель). На второй стадии моделирование помогает выработать конкретное решение (реальная модель). Последняя стадия подразумевает возможность удостовериться в том, что решение будет работать в соответствии с возлагаемыми на него ожиданиями (функциональная модель). Приведенные выше примеры относятся в основном к первому этапу.

По мере продвижения процесса поиска решения прикидки по конечному его варианту становятся все точнее, а модели – все ближе к «генеральной репетиции», предшествующей формулировке окончательного решения.

В решении личных неурядиц мы редко мыслим изложенными выше категориями, но в целом концепция моделирования применима к большинству существующих проблем. Для устранения каждой из них вы должны сгенерировать хорошую идею, выработать конкретное решение и удостовериться, что оно будет работать. Вы можете показать кому‑то черновик делового письма или попросить совета по какому‑то вопросу. Так вы уже начинаете процесс моделирования. Помните об этом, например, тогда, когда занимаетесь каким‑то проектом, который все время откладываете на потом, не находя решения сразу. Если в голове у вас давно роятся планы написать сценарий для фильма или разработать дизайн нового платья, не дайте поймать себя на мысли о том, как вам сделать так, чтобы все это возникло прямо сейчас. Именно такой подход зачастую расхолаживает и не дает начать дело. Скажите себе, что вы сейчас в процессе моделирования вашего сценария или дизайна нового платья. Окончательный вариант может прийти позже.

 

Сосредоточьтесь на важном

 

В процессе решения проблем в любой сфере что‑то может пойти неправильно. В таких случаях люди стремятся не брать на себя ответственность за сбой. Одним из распространенных путей уклонения от такой ответственности становится наклеивание своим неудачам ярлыка досадных инцидентов.

Мой любимый вид спорта – езда на велосипеде. Мне очень повезло: каждый день я могу ездить на нем на работу. У меня есть группа друзей, с которыми мы совершаем велопрогулки каждое воскресенье, а несколько раз в год отправляемся в далекие путешествия. Я занимаюсь этим уже более 30 лет и за это время был свидетелем многих аварий. К сожалению, я и сам не избежал их. Оглядываясь в прошлое, я признаюсь себе, что почти все они имеют одну и ту же причину: невнимательность. Я (и другие тоже) просто теряли концентрацию внимания.

Две самые тяжелые из моих велосипедных аварий – классический пример. Однажды я проехал около 50 км от Стэнфордского университета до Сан‑Франциско. По плану назад я должен был возвращаться на поезде. Когда мы уже подъезжали к станции, я стал думать о докладе, с которым мне предстояло выступить в тот вечер. Я отвлекся от дороги. Неожиданно переднее колесо велосипеда попало в трамвайную колею, и я упал, растянувшись посередине оживленного перекрестка. К счастью, ни одна из машин меня не задела, хотя я сильно ушибся и получил много кровоточащих ссадин.

Если бы я был достаточно сосредоточен на дороге, то легко пересек бы трамвайные пути под углом, как сделали все участники нашей группы. После этого инцидента я решил, что впредь всегда буду внимательно следить за дорогой, когда езжу на велосипеде.

Второй случай произошел несколько лет спустя, во время наших традиционных велосипедных выездов по воскресеньям. Один из моих приятелей рассказывал мне о предстоящей поездке в Индию, и мы чуть отстали от основной группы. Когда он закончил говорить, я хотел предложить ему изменить маршрут его поездки, но никак не мог вспомнить название «того красивого маленького городка к югу от Бангалора». Я стал крутить педали быстрее, чтобы догнать группу, думая об Индии и тщетно пытаясь вспомнить географическое название. Неожиданно мое переднее колесо ударилось о какой‑то забор не менее метра высотой. Мой велосипед совершил кульбит в воздухе и перевернулся на 180 градусов. Я приземлился на голову и плечи посреди дороги. Коллега, с которым мы только что говорили, моментально сообразил остановить движение машин. Меня оттащили на боковую дорожку с разбитым шлемом, выбитым плечом и кровью на голове и лице. И, конечно, название того городка было Майсор. Заслуженное наказание за поэтичное название, правда?

Метровый забор, о который я якобы ударился, оказался десятисантиметровым бордюром, который ограничивал «островок безопасности» на Т‑образном перекрестке. Я благополучно объезжал его более 30 лет. И вот меня настигла расплата за то, что я нарушил свой обет не отвлекаться от дороги.

Концентрация важна в разных областях. Даже если вы не увлекаетесь велосипедом, она поможет вам не попасть в беду. И речь не только о вождении автомобиля, катании на коньках и роликах, управлении самолетом, беге, ходьбе и других видах физической активности. Это относится ко всем сторонам нашей жизни. Вы должны придавать значение каждому ее проявлению. Не только спорт, но и ваша интеллектуальная и эмоциональная жизнь требует внимания. Если вы не будете сосредоточены на том, что делаете сейчас, то тоже можете удариться о «метровый забор», даже если на самом деле это только десятисантиметровый бордюр, который вы успешно объезжали много раз. Я не могу называть такие ошибки «досадными инцидентами».

 

Вы тут ни при чем

 

Часто мы переоцениваем свою роль в жизни и действиях других людей, и это становится еще одной причиной неудач в решении проблем и других аспектах жизни. Нам нужно четко осознавать, что других не волнует наша прическа или одежда. Они слишком озабочены своим проблемами, чтобы обращать внимание на нас. Люди заняты в основном своими карьерами и проблемами, а не вашими. Однако многие из нас искренне верят, что становятся главным побудительным мотивом действий других людей.

Гораздо более реалистичный подход – «Я тут ни при чем». Каждый раз, когда я полагал, что стал причиной настроения или поведения других людей, позже выяснялось, что я не имею к этому никакого отношения. Совсем недавно я получил дополнительное подтверждение, когда в очередной раз отправился в заграничную поездку.

Я согласился на предложение прочесть несколько лекций в Сантьяго, а затем поучаствовать в руководстве пятидневным семинаром на круизном лайнере возле южного побережья Чили. Моей жене Рут идея остаться в одиночестве на две недели не понравилась. Мне тоже было жалко расставаться с ней, и наше прощание даже вышло немного натянутым, но я не придал этому слишком большого значения.

Как только я добрался до Чили, я послал ей несколько электронных сообщений. Не получив ответа в течение трех дней, я предположил, что она, видимо, действительно рассердилась на меня. Поэтому я набрал номер ее телефона в расчете на то, что разговор поможет нам сгладить все проблемы. Рут не отвечала. Я оставил голосовое сообщение, попросив ее перезвонить. Мне пришлось сделать это четыре раза. Ответа по‑прежнему не было. Я сделал вывод, что она очень зла на меня. Я позвонил нашему сыну Эллиоту и попросил его перезвонить матери. На его звонки она всегда отвечает. Когда он сообщил, что не может дозвониться до матери, я серьезно встревожился.

Я попросил сына связаться с друзьями Рут. Те из них, до кого он дозвонился, ничего о ней не знали. У соседа он выяснил, что ее машина, как обычно, стоит под навесом. Сосед даже побывал у нас на участке, где все выглядело нормально. Однако следов пребывания Рут нигде не было.

У меня оставалось несколько часов до самолета, который должен был доставить меня в порт отправления круизного лайнера. Я должен был принять решение: может, стоит отменить все и вернуться домой? Наконец в последнюю минуту позвонил Эллиот и сказал, что нашел Рут. Она заболела, и ее отвезла в больницу ее подруга.

Все это время жена посылала нам электронные сообщения и удивлялась, почему мы не отвечаем. Позже выяснилось, что электронная почта на ее новом смартфоне не работала, потому что она неправильно подключилась к интернету через Wi‑Fi больницы.

Ко времени моего возвращения Рут поправилась и была уже дома. Она не обиделась на меня из‑за командировки. Если бы я вспомнил мантру «Я тут ни при чем», это помогло бы мне избежать такого количества проблем.

 

 

Ваша очередь

В следующий раз, когда что‑нибудь произойдет и вы будете думать, что люди что‑то сделали или не сделали из‑за вас, скажите себе: «Я здесь ни при чем». Проанализируйте свои ощущения и, если возможно, то, что испытывают другие.

 

 

Мотивация

 

Мотивация – главная побудительная сила в решении любой проблемы. Помню, я вернулся однажды в Стэнфорд после месяца чтения лекций в Китае. Я стоял в аудитории перед докторантами в первый день нового семестра и наблюдал за тем, как они выбирают курсы. Я должен был мотивировать их к выбору моего десятинедельного курса. Мне вспомнилось, что в анкете по окончании курса они будут заполнять пункт 5, который звучит так: «По шкале от 1 до 5 оцените, насколько ваш преподаватель мотивировал вас к активной работе по данному курсу».

В американской системе высшего образования, считающей себя лучшей в мире, мотивировать студентов к учебе должен преподаватель. Иначе он плохо делает свою работу. В первый раз мне показалось абсурдом, что я должен побуждать к учебе докторантов. Побывав в Китае, я увидел много людей, которые сами мотивировали себя к активным занятиям в университете. Между этим моим опытом и тем, что я видел в своей аудитории, наблюдался резкий контраст.

Моя поездка в Китай состоялась вскоре после восстановления дипломатических отношений между КНР и США. В Китае был бум на изучение английского языка. В каком бы городе я тогда ни побывал, каждый раз, выходя из гостиницы, я видел перед собой большую толпу людей, желавших попрактиковаться в английском. Я был поражен их стремлением к учебе. Иногда я часами сидел с ними на улице, исправляя произношение десяткам людей, которые громко читали мне английские тексты.

Несколькими годами позже, когда я начал участвовать в фестивале Burning Man (см. начало книги), я снова был поражен силой самомотивации. Я увидел тысячи людей, которые вложили много часов труда (а порой и немало денег) в создание вещей, которые зачастую не имели никакой товарной стоимости. Люди делали это для самоудовлетворения и на радость друзьям. Они были уверены, что создают что‑то крутое, и гордились тем, что могут показать это другим. И снова я ощутил контраст с моим преподавательским опытом.

В американской системе образования для мотивации студентов преимущественно используются награды. Первая из них – оценка. Набрав положенное количество оценок, студенты получают финальную награду: диплом выпускника. Проблема в том, что, по сути, эти награды направлены не внутрь человека, а вовне его. Получение диплома для многих студентов имеет сугубо практическое значение. Для них это то же самое, что и трудиться неделю на ненавистной работе только для того, чтобы получить деньги и в выходные развлечься. Система не дает учащимся инструментов для того, чтобы они мотивировали сами себя. Она может рождать героические примеры людей, которые становятся всеобщими образцами для подражания, но, к сожалению, большинству стиль их жизни недоступен. Как бы высоки ни были оценки студентов, система образования может выпустить их с недостаточной способностью к концентрации и к ориентации в ценностях, а также недостаточной самооценкой. Многие выпускники американских университетов не уверены в том, что они способны на что‑то. Система не «заточена» на то, чтобы обеспечивать их личностный рост до такого уровня, когда мотивация становится неотъемлемым внутренним качеством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.184.149 (0.097 с.)