Социометрический статус капитанов женских баскетбольных команд класса «а», количество выборов в процентах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социометрический статус капитанов женских баскетбольных команд класса «а», количество выборов в процентах



Капитан команды‑аутсайдера уступает капитану команды‑призера по многим позициям: по деловым и личным отношениям, по общению и взаимопониманию в процессе игры, по надежности. Неудивительно, что по шкале авторитетов он занимает в команде лишь третье место.

Необходимым условием выдвижения в лидеры является авторитет спортсмена. Авторитет имеет двоякое значение. С одной стороны, авторитету стараются подражать, с другой – с авторитетом легче соглашаются, ему верят.

 

Один борец, чемпион Монреальской Олимпиады, стал охотно бегать кроссы лишь после того, как об их пользе ему сказал чемпион другой Олимпиады, Токийской, Александр Иваницкий. Азбучная истина, озвученная уважаемым человеком, неожиданно оказалась открытием.

 

Авторитет можно рассматривать по двум параметрам: деловые качества (человек как специалист) и эмоциональные качества (человек как личность). Как будет видно из дальнейшего, в большинстве случаев авторитеты по спортивным и личностным качествам сочетаются, однако бывают и расхождения. Поэтому лидерами‑капитанами могут быть и не самые сильные игроки в команде.

 

Я наблюдал одну женскую команду мастеров по волейболу, капитаном которой была великовозрастная спортсменка, уже два года не участвовавшая ни в одной официальной игре команды. На мой вопрос, зачем тренер ее держит в составе команды, тот сказал, что она выполняет в команде роль матери и что без нее команда, состоящая из молодых волейболисток, развалится.

 

Конечно, идеальными являются случаи, когда спортсмен имеет авторитет и как специалист, и как человек. Здесь многое зависит от того, как себя ведет со своими партнерами по команде игровой лидер. Практика показывает, что совмещение всех функций лидера в одном человеке бывает редко.

Наличие авторитета – важное условие выдвижения в лидеры. Но надо отметить одно важное обстоятельство. Сам по себе авторитет как широкое понятие может и не быть связан с лидерством. Авторитет – это не только инструмент для психологического давления на субъекта, но и образец для подражания. Авторитетное лицо может и не принадлежать к данной группе, то есть не быть социометрическим лидером в ней. Поэтому, когда авторитет выдвигается в качестве фактора, влияющего на появление лидера, небходимо помнить, что он должен принадлежать группе, где происходит выдвижение лидера. Иначе говоря, авторитет должен реализоваться в высокий социально‑психологический статус человека в пределах данной группы.

Факторы, влияющие на выдвижение лидера:

1) ситуация, требующая лидера, способного управлять группой в данных условиях;

2) наличие человека, отвечающего по своим характеристикам сложившейся ситуации;

3) желание группы подчиняться этому человеку.

В спорте необходимыми для лидера характеристиками являются:

1) наличие авторитета по деловым и личностным качествам;

2) наличие устойчивости к экстремальным ситуациям, инициативность и настроенность на победу;

3) выполнение в команде роли «ключевого» игрока.

Выдвижение в лидеры спортсменов без учета этих факторов (а неформальный лидер должен обязательно соответствовать первым двум условиям) может приводить к обратному результату. Мало того что команда остается без лидера, и сам выдвинутый в лидеры спортсмен попадает в тяжелые условия. Его субъективное «я» (представление о своей внутренней сущности, стремлениях, возможностях) может вступить в конфликт с социальной ролью личности (в данном случае – с ролью лидера). У него возникает состояние психического напряжения. Спортсмен переживает, что он не оправдывает ожиданий тренеров и товарищей по команде, и в результате не только не помогает товарищам, но и сам начинает выступать хуже. Другая, не менее сложная ситуация складывается в том случае, когда спортсмен сам стремится занять место лидера, не имея на это объективных оснований.

Часто стремление к лидерству одного из членов группы не принимается ею. У личности возникает внутренний конфликт, обусловленный несоответствием притязаний на ведущую роль в группе и истинным положением в ней этого человека. В этом случае снять возникающее у человека психическое напряжение можно простым путем, делая такого спортсмена время от времени (в неэкстремальных ситуациях) формальным ситуативным лидером (поручая ему задания, связанные с руководством членами группы, и т. п.).

Таким образом, возможны три ситуации выдвижения спортсмена на роль лидера:

1) спортсмен хочет быть лидером в группе, но группа не принимает его лидерство;

2) группа выдвигает человека в лидеры, а он сам к лидерству не стремится (в этом случае спортсмен либо молчаливо соглашается с ролью лидера, либо стремится избавиться от нее);

3) спортсмен стремится быть лидером, и группа поддерживает его.

Очевидно, что последний случай самый оптимальный, свидетельствующий об имеющихся у спортсмена лидерских способностях (организационных, тактических и т. п.).

Выше уже говорилось о том, что ряд лидерских качеств можно развить. Для этого используют соревновательные ситуации, создаваемые искусственно. Однако среди подростков этот метод не дает желаемого результата. Стремление к самосовершенствованию у них является более важным мотивом, чем стремление к победе. Участие в соревнованиях поэтому не только не вызовет у подростка, не обладающего достаточным уровнем мастерства, желания добиться во что бы то ни стало успеха, но может привести к противоположным результатам. Стремление к самоутверждению, желание повысить свой социальный статус зависят прежде всего от личных качеств подростка (Б. Дж. Кретти).

Итак, при формировании команды тренер должен стремиться найти потенциального лидера. Формируя детскую или подростковую команду, тренер может поинтересоваться, кто главный на улице, во дворе, когда играют в футбол или другие игры, кто является «заводилой», сколько товарищей приходят к тому или иному юному спортсмену на день рождения и т. п. Однако лучше всего потенциальный лидер раскрывается в деятельности: он более решителен, инициативен, настойчив, активно взаимодействует с партнерами.

Статус лидера команды не пожизненный. Лидерство можно и потерять. Например, в одной команде лидер оказался в «социальной изоляции», когда большинство игроков не отдали ему предпочтения при выборе на игры перед очень важными соревнованиями. Причиной послужило вызывающее поведение этого сильного игрока по отношению к партнерам по команде, выражавшееся в грубых окриках, когда они ошибались, частом игнорировании игроков, отсутствии деловых замечаний и одобрения в их адрес. В результате в команде стали разрушаться наигранные связи, игроки стали терять уверенность в своих действиях.

 

Конкуренция между лидерами

 

Как правило, в командах имеется несколько неформальных лидеров. Если лидерство разных спортсменов проявляется в различных сферах (деловой и эмоциональной), то между ними может не возникнуть конкуренции за абсолютное лидерство в команде. При наличии же лидеров в одной сфере между ними возникает борьба за первенство, и тогда они сами не могут успешно выступать в одной команде, команду раскалывают на группки, конкурирующие между собой. Это приводит к спаду в достижениях команды.

 

Тренер амстердамского футбольного клуба «Аякс» так объяснил затянувшийся кризис в команде: «После перехода в „Барселону“ общепризнанного лидера Иоханна Круиффа несколько ведущих игроков вступили между собой в конкурентную борьбу, пытаясь занять его место. Кайзер продолжал удивлять всех своей виртуозной техникой, Хаан по‑прежнему демонстрировал высокое тактическое мастерство, а Неескенс, как и раньше, был неутомим на поле, но теперь каждый из них за себя, и „Аякс“ из сплоченного коллектива превратился в конгломерат соперничающих звезд».

 

В связи с этим разумным и необходимым бывает иногда обновление состава за счет конкурирующих игроков. Например, Альф Рамсей, приведший сборную Англии по футболу к титулу чемпиона мира в 1966 году, начал подготовку к чемпионату с того, что расстался с большинством «звезд», введя в состав команды способную молодежь с небольшими притязаниями на славу. Характерно, что после победы А. Рамсей заявил, что эта команда для повторного завоевания первенства мира не годится: во взаимоотношениях игроков уже действовал ролевой конфликт.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.009 с.)