Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типологические особенности и эффективность тренировочного процессаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Уровень притязаний. У спортсменов с сильной нервной системой уровень притязаний выше, чем у спортсменов со слабой нервной системой. Предположительно это различие можно объяснить тем, что спортсмены с сильной нервной системой склонны к риску, поэтому завышают уровень притязаний по отношению к своим возможностям. Спортсмены со слабой нервной системой не склонны к риску, у них сильно выражено стремление к избеганию неудачи, поэтому они перестраховываются, выбирают цели ниже своих возможностей. Это может повлиять на выбор трудности решаемых задач в тренировочном процессе, на отношение спортсменов к даваемым упражнениям различной сложности. Работоспособность на тренировках. Отношение к тренировочным занятиям у спортсменов разное; выделено три типа поведения художественных гимнасток по их отношению к своему делу на тренировочных занятиях (см.: Амилахвари М. Г. Проявление воли в художественной гимнастике // Проблемы психологии спорта. М., 1962. Вып. 2). Первый тип поведения – волевой, целеустремленный. Он характеризуется следующими особенностями: спортсменка всегда приходит на занятия вовремя, охотно выполняет все упражнения, внимательна к указаниям тренера, старается осмыслить их до конца, повторяет упражнение до тех пор, пока не получит одобрения. Не затягивает отдыха: когда тренер работает с другими, самостоятельно отрабатывает отдельные элементы. Второй тип поведения – инертный, пассивный: спортсменка достаточно исполнительна, работает с холодком, инициативы не проявляет, в перерывах сидит спокойно, отдыхает. Указания тренера выполняет, но не особенно вдумывается в них. Третий тип поведения – вариабельный, эмотивный. Для него характерны следующие особенности: спортсменка работает по настроению, охотно выполняет те упражнения, которые нравятся и удаются. Старается обойти трудности. Не всегда выполняет указания тренера – возражает, капризничает. Первый тип наверняка относится к спортсменкам, обладающим высокой потребностью в двигательной активности (а она имеется у лиц с преобладанием возбуждения над торможением по внутреннему балансу). Второй тип, наоборот, скорее относится к спортсменкам с низкой потребностью двигательной активности (и преобладанием торможения над возбуждением по внутреннему балансу). Кроме того, у них, вероятно, имеется инертность возбужения. Третий тип присущ эмоциональным спортсменкам, имеющим к тому же высокий нейротизм, при котором людям присуща неустойчивость настроения.
Особенности формирования навыков. У спортсменов с разными психологическими особенностями имеются существенные различия в процессе формирования навыков. Например, при более развитой зрительной памяти тренеру лучше делать акцент на наглядном методе обучения, при лучшем развитии слуховой памяти и словесно‑логического мышления – сопровождать показ подробным объяснением, при преобладании двигательной памяти – ориентироваться больше на метод непосредственного исполнения. Быстрота научения, и прежде всего формирование двигательных умений, зависит от ряда психических процессов, которые тесно связаны с типологическими особенностями. На этапе формирования представления о двигательном действии важную роль играют слабая нервная система, уравновешенность нервных процессов и средняя степень подвижности возбуждения и торможения. Это обусловлено тем, что быстрота формирования представления об упражнении зависит от объема зрительного восприятия, который больше у лиц с указанной типологией. Объем зрительного восприятия определяет полноту «схватывания» схемы движения, особенно при лимитированном времени восприятия, что и имеет место в естественных условиях показа упражнения тренером. На этапе закрепления разучиваемого упражнения большую роль играют мнемические способности и обусловливающие их типологические особенности проявления свойств нервной системы. Первоначальное запоминание лучше осуществляется спортсменами с инертностью нервных процессов. Однако не только память на движения определяет формирование двигательных умений. Переработка информации, использование ее в процессе выполнения движений тоже играют существенную роль, а они связаны с подвижностью и лабильностью нервной системы. Поэтому темпы обучения на начальном этапе выше у лиц с подвижностью нервных процессов (и это часто принимается тренерами за наличие у них больших способностей, чем у инертных). Однако затем инертные догоняют подвижных и качество навыка становится у тех и других одинаковым (см.: Гончаров В. И. Роль типологических особенностей нервной системы в запоминании и сохранении образа физических упражнений // Психофизиологические особенности учебной и спортивной деятельности. Л., 1984; Юсим Е. Д. Индивидуальные различия в моторной памяти и свойства нервной системы: Автореф. дис. … канд. наук. М., 1975).
Методы, используемые на тренировочных занятиях. В практике используются распределенный и концентрированный методы обучения. Их эффективность неодинакова для лиц с различными типологическими особенностями. Так, распределенный метод лучше применять в работе со спортсменами, имеющими слабую нервную систему, а концентрированный метод – со спортсменами, имеющими сильную нервную систему.
Наибольшее изменение психического состояния в сторону увеличения уровня напряжения у лиц со слабой нервной системой вызывают интервальный и темповый методы, наименьшее – переменный (длительная однообразная работа. – Е. И.). Улиц с сильной нервной системой наибольшему психическому напряжению способствует большая по объему нагрузка, а наименьшему – интервальная и темповая. Русинов П. Г. В сб.: Темперамент и спорт. Пермь, 1976. Вып. 3. С. 83
Спортсмены с инертностью нервных процессов лучше усваивают небольшой объем движений в стандартных условиях с малой вариативностью. Переход к освоению ими нового в работе целесообразно осуществлять только после прочного усвоения предыдущего материала. Спортсмены с подвижностью нервных процессов лучше усваивают разнообразные действия с последующим их совершенствованием. Использование соревновательного метода на тренировках также должно проходить с учетом типологических особенностей спортсменов. Эффективность деятельности спортсменов со слабой нервной системой во время контрольных соревнований и прикидок может повышаться, однако злоупотреблять этим методом не стоит, так как это может истощить их нервную систему перед ответственными соревнованиями. В то же время соревновательный метод хорошо стимулирует спортсменов с сильной нервной системой. Спортсмены с высокой тревожностью чаще пользуются самоконтролем вследствие своей неуверенности в правильности выполнения действия. Они чаще требуют от тренера обратной связи для подтверждения своей успешности. Сложные упражнения тревожные осваивают хуже, поэтому для них, как и для лиц со слабой нервной системой, более оптимальным является распределенный метод обучения. Для спортсменов с низкой тревожностью и сильной нервной системой более оптимальным является концентрированный метод обучения. Ученики с подвижностью нервных процессов на первых этапах формирования навыка опережают в успешности учеников с инертностью нервных процессов. Однако затем инертные догоняют подвижных и качество навыка становится у тех и других одинаковым (см.: Мерлинкин В. П., Бубнов М. Е. К вопросу о влиянии инертности‑подвижности нервной системы на сохранение навыков // Актуальные вопросы теории и методики физического воспитания школьников. Казань, 1977. Вып. 1). При перерывах в тренировочных занятиях лучше сохраняется навык у инертных вследствие того, что у них лучше долговременная память. Ранее уже говорилось, что идеомоторная тренировка ускоряет формирование навыков. Однако у спортсменов с инертностью нервных процессов эффект ее использования может быть обратным.
Быстрота прироста психомоторных качеств (силы и скоростно‑силовых качеств) зависит от типологических особенностей спортсмена, но эта зависимость опосредована интенсивностью и объемом нагрузки. Больший прирост скоростно‑силовых качеств у спортсменов с сильной нервной системой наблюдается при использовании интенсивной (околопредельной) нагрузки, а у спортсменов со слабой нервной системой – при использовании объемной (средней и большой интенсивности) нагрузки (см.: Сальников В. А. Влияние величины интенсивности нагрузки на рост результатов у тяжелоатлетов‑разрядников, различающихся типологическими проявлениями свойств нервной системы: Автореф. дис. канд. наук. Л., 1975). Поэтому тренеры должны давать нагрузки с учетом силы нервной системы спортсмена. Использование знаний о типологии спортсменов полезно и при планировании всего тренировочного цикла, то есть не только величины нагрузки, но и частоты, длительности пауз отдыха. Лицам с сильной нервной системой можно давать не только большую по интенсивности нагрузку, но и с меньшими интервалами, так как восстановление у них происходит быстрее, чем у лиц со слабой нервной системой. Спортсмены с инертностью нервных процессов могут выполнять большую нагрузку в одном занятии, но время восстановления у них больше, поэтому перерывы между занятиями для них должны планироваться более длительные. Темпы роста результатов. Выше уже говорилось, что формирование «своего» стиля спортивной деятельности, то есть соответствующего типологическим особенностям, приводит к более высоким темпам освоения технико‑тактических действий, что сказывается и на более быстром выполнении нормативов спортивных разрядов. Это было показано А. Р. Шириновым (см.: Формирование стиля ведения схватки у борцов‑самбистов: Автореф. дис. … канд. наук. Л., 1988) в отношении борцов (табл. 7.5). Таблица 7.5
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.136 (0.012 с.) |