Влияние общественного внимания на развитие личности спортсмена 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние общественного внимания на развитие личности спортсмена



 

По степени привлечения общественного внимания спортивная деятельность занимает одно из первых мест. Постоянное освещение итогов спортивных соревнований в прессе, по радио и телевидению, присутствие на соревнованиях десятков тысяч зрителей, широкая система поощрения особо отличившихся спортсменов (присвоение званий, награждение правительственными наградами) оказывают влияние не только на состояние спортсменов, но и на формирование у них многих черт личности, влияющих на поведение и работоспособность.

Изменение самооценки. Вместе с ростом спортивного мастерства и достижений изменяется социальное положение спортсмена. Ему создаются более благоприятные условия для тренировок, к нему повышается внимание руководителей спортивных организаций, прессы и болельщиков. Спортсмен начинает понимать, что не только он зависит от других, но и другие зависят от него, в частности, от успешности его деятельности. Изменяется восприятие собственного «я», повышается уровень самооценки, происходит своеобразная деформация личности.

 

Изучение уровня самооценки показало, что чем выше спортивный разряд, тем выше у спортсменов самооценка (оценка себя как личности вообще, вне связи со спортом). Так, например, у баскетболисток высокая самооценка встретилась: у новичков – в 23 % случаев, у разрядниц – в 36, у мастеров – в 59, у членов сборной страны – в 84 % случаев. Еще более наглядно эта закономерность выявилась при двукратном обследовании одних и тех же волейболистов, один раз – в составе клубных команд, другой – в составе сборной страны. В первом случае высокая самооценка была выявлена только у 18 % волейболистов, во втором случае – у 86 %. Подобная закономерность прослежена нами и у представителей других видов спорта.

 

Существует связь самооценки с социометрическим статусом спортсменов в команде (табл. 11.4).

Таблица 11.4

Самооценка и статус спортсменов (по М. А. Запаско) [25]  

Самооценка влияет на позицию спортсмена и его взаимоотношения с товарищами. Спортсмены с завышенной самооценкой чаше занимают позицию конфликтующих, предпочитают индивидуальную игру коллективной, а команда относится к ним в большинстве случаев скептически.

Спортсмены, которые недооценивают себя, занимают позицию пассивного приспособления; они проявляют безинициативность, конформность, боятся трудностей и неудач. Все это неблагоприятно отражается на росте их мастерства.

Роль высокой самооценки может рассматриваться в двух аспектах. С одной стороны, повышение у спортсменов уровня самооценки может отражать их уверенность в своих силах(что отмеченои в ряде зарубежных исследований – Джонсон, Оглви). С другой стороны, у некоторых спортсменов при резком и легком изменении их социального статуса увеличение уровня самооценки может, очевидно, привести к самоуверенности, к появлению «звездной болезни». У спортсменов может укрепиться мнение, что они незаменимы в команде, что они и так все могут. Отсюда снижение требовательности к себе, ухудшение дисциплины и как следствие этого снижение спортивных результатов.

Статус и самооценка спортсмена не должны вступать в противоречие с чувством коллективизма и со своими возможностями. Поэтому самооценка должна находиться под постоянным контролем тренера. Иногда необходимо снижать ее уровень, так как при расхождении уровня самооценки спортсмена с оценкой его со стороны окружающих (например, товарищей по команде) у него может возникнуть эффект неадекватности, который сопровождается невротическими реакциями, направленными либо на себя, либо на окружающих (спортсмен ищет в них причину своих неудач). Спортсмен становится мнительным, недоверчивым, замыкается в себе, что отрицательно сказывается на психологическом климате всего коллектива.

Неблагоприятное влияние на спортсмена оказывают ситуации, когда общественное мнение оценивает возможности спортсмена выше, чем оценивает их он сам и чем они есть в действительности, и когда спортсмен в результате этого берет повышенные обязательства. В этом случае возникает классическая ситуация психического стресса: спортсмен воспринимает внешние требования и ожидания, соотносит их со своими возможностями и, поскольку требования, по его мнению, завышены, оценивает ситуацию как угрожающую его престижу. В результате спортсмен, ссылаясь на физическое заболевание, начинает избегать тех соревнований, в которых победа кажется ему проблематичной. У спортсмена появляется боязнь проигрыша.

Критика спортсменов и отсутствие к ним внимания. На состояние и деятельность спортсменов, а также на формирование их характера может оказывать влияние и отсутствие общественного внимания (игнорирование достижения спортсмена или команды), а также негативная оценка деятельности и поведения спортсменов. Не все спортсмены одинаково устойчивы к этим негативным явлениям, особенно когда критика со стороны прессы бывает субъективной и поверхностной, без выяснения объективных факторов неудачного выступления спортсмена. Такая критика выступает резким диссонансом для спортсмена, который, переживая свою неудачу и испытывая чувство стыда, стремится к одиночеству, к изоляции от общества.

 

11.5. Эффект соперничества как социально‑психологическое явление

 

Важным социально‑психологическим феноменом является эффект соперничества. Установлено, что нахождение личности в контакте с другими людьми может стимулировать ее деятельность. Даже воображаемая связь (заочный контакт) может стимулировать человека. Так, по данным Дэшиелла, рабочая активность людей была больше при осведомленности, что в соседних помещениях другие люди выполняют ту же работу. Правда, при этом увеличивается лишь быстрота работы, а качество может снижаться, так как человек становится более активным, но менее аккуратным.

Дети стимулируются при нахождении друг с другом, как правило, в большей степени, чем взрослые.

 

Люди, склонные к соперничеству, обычно предполагают эту особенность и у других независимо оттого, существует она реально или нет. Они, кроме того, отрицательно оценивают людей, которые не стремятся к соперничеству или соревнованию.

По данным двух немецких исследователей, было установлено, что соревнование между испытуемыми возникало, если субъективно воспринимаемые различия в их возможностях не превышали 25–30 %. Если эти различия были больше, то соревнования между ними, как правило, не было. Вместо этого испытуемый, показывающий лучшие результаты, начинал учить другого участника, результаты которого были хуже, а тот, в свою очередь, охотно принимал его указания.

Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. М.: ФиС, 1978. С. 206

 

Эффект соперничества при заочном контакте часто используется тренерами. Например, в спортивных плавательных клубах Австралии для стимуляции усердия спортсменов на тренировках вывешиваются плакаты типа: «Наши соседи из такого‑то клуба проплыли за неделю на тренировках столько‑то километров. Давайте догоним их!» или «Сегодня по выполненному объему работы лидирует такой‑то…»

Однако стимулирование деятельности через знание результатов соперников и даже партнеров – дело психологически тонкое, не терпящее шаблона.

 

Это показано в исследовании В. Д. Шадрикова (Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982). В процессе обучения одному и тому же навыку одна группа (экспериментальная) получала информацию только об индивидуальном результате, то есть каждый член группы знал свой результат, но не знал результатов своих товарищей по группе и среднегрупповой результат. Другая группа (контрольная) получала всю информацию о достигаемых результатах (и среднегрупповую, и индивидуальную, и о каждом члене группы). Было выявлено, что лучших результатов в процессе обучения достигла первая группа, имевшая ограниченную информацию.

Знание результатов товарищей по группе оказывало разное влияние. С одной стороны, оно вносило дух соревнования, делало работу более интересной. Некоторые из обучающихся ориентировались на среднегрупповые результаты и старались, чтобы их результат был не ниже. Другие ориентиром своих достижений выбирали ближайшего к ним по результату товарища. Однако если в ходе обучения расхождение между лицами с ближайшими результатами достигало большой величины, то отстающий выбывал из «погони» и в дальнейшем ориентировался только на свой результат. Если от опыта к опыту его результат не улучшался, то у него возникало чувство неудовлетворенности.

Испытуемые с высокими результатами вели себя различно в зависимости от уровня их притязаний и положения в группе. У лиц с высокой самооценкой появлялось желание «оторваться от группы» путем еще большего улучшения результата. У лиц, которые в учебной деятельности и в других сферах жизни занимали среднее положение, знание того, что они лучшие, успокаивало и приводило к снижению усилий.

 

Эффект соперничества, возникающий между людьми при их непосредственном контакте, также часто используется в спортивной практике. Тренеры, чтобы повысить отдачу спортсменов, на занятиях объединяют спортсменов в спарринге (стараясь при этом, чтобы силы соперников были примерно равны). Однако это не всегда приводит к положительным результатам, прежде всего в социальном и психологическом плане. Известный тренер по плаванию К. Инясевский писал, что не все выдерживают напряжение тренировки в спарринге со своими главными соперниками.

Особенно тщательного продумывания требует вопрос объединения в качестве спарринг‑партнеров спортсменов, находящихся в явном или скрытом конфликте. Они остро реагируют друг на друга. При одновременном старте у них укорачивается время реакции, что свидетельствует о повышении возбуждения в центральной нервной системе, приводит к нервозности, фальстартам.

Успешность деятельности человека в присутствии других людей зависит от личностных особенностей, в частности от экстравертированности (общительности). Так, П. Бекан выделил две группы – экстравертов (общительных) и интравертов (замкнутых) – и предложил им задание на внимание. И экстраверты, и интраверты были поделены на две подгруппы, одна из которых работала коллективно, а другая – в условиях индивидуального эксперимента (каждый испытуемый был изолирован от других). Результаты эксперимента показали, что экстраверты лучше работали коллективно, а интроверты – изолированно.

 

Спортивная этика

 

Во время соревнований соперники используют различные приемы, чтобы вывести друг друга из душевного равновесия, вызвать растерянность. Весь вопрос в том, какими средствами это достигается. Именно поэтому в спортивном соперничестве наиболее ярко проявляется идейная направленность спорта. Всякое спортивное соревнование помимо состязаний в силе, ловкости, быстроте, выносливости, смекалке является и состязанием в проявлении нравственных и морально‑волевых качеств спортсменов. Соперничество должно проходить в бескомпромиссной, но честной борьбе. Поэтому нравственное воспитание спортсменов является обязательной частью педагогической работы тренеров.

В связи с обострением борьбы на международной арене все большее значение приобретает вопрос о спортивной этике, то есть о нравственных правилах, которые вытекают из идеи здорового, честного соперничества. Как писал знаменитый бегун Владимир Куц, «спорт тем и велик, что „противники“ на беговой дорожке, загнавшие себя до полуобморочного состояния, после финиша обнимают друг друга, а едва стоящие на ногах боксеры после боя никогда не забывают обменяться рукопожатиями» (Предисловие В. Куца к кн.: Гилмор Г., Снелл П. Без труб, без барабанов. М.: ФиС, 1972. С. 8).

Высокие моральные качества должны проявляться спортсменами даже в моменты острейшей спортивной борьбы, что и демонстрируют многие спортсмены.

 

Однажды во время международных соревнований мотогонщиков в ФРГ один из шведских спортсменов потерпел аварию, жизнь его находилась в опасности. Два наших спортсмена, увидев истекающего кровью гонщика, прервали состязание и поспешили к нему на помощь. Они возвратились на трассу только после того, как отвезли шведа к медикам. Судейская коллегия оценила благородство этих спортсменов и сняла с их результатов время, которое они затратили на оказание помощи потерпевшему аварию. Таких примеров можно было бы привести много.

 

Однако дух бизнеса, проникший в профессиональный спорт, отрицательно влияет на формирование нравственных и этических черт личности спортсменов.

 

Кистлер и Ричардсон выявили у американских студентов университетов, занимающихся спортом, менее благоприятное отношение к таким понятиям, как спортивная честь, благородство, чем у студентов, не занимающихся спортом. Этот факт авторы объясняют тем, что существующая практика отбора спортсменов в крупные университеты, снисходительность к ним тренеров и руководителей спортивных клубов приводят к формированию определенного отношения к спорту, противоречащего представлениям о его морально‑этических ценностях: уважении соперников, честном и открытом единоборстве и т. п.

 

В настоящее время нередки случаи проявления в спорте расизма. Нередки и провокации со стороны соперников в виде ударов исподтишка, оскорблений. Так, во время финального матча на первенстве мира по футболу 2006 года футболист итальянской команды оскорбил родственников одного французского футболиста, и тот, не стерпев обиды, боднул головой соперника, за что был удален судьей с поля. В результате команда Франции осталась в меньшинстве и проиграла итальянцам.

Особую этическую проблему в спорте в последние десятилетия создает использование спортсменами, в основном занимающимися циклическими видами спорта и метаниями, допинга. И дело не только в стремлении спортсменов любой ценой добиться славы и почета. Спорт в настоящее время пропитан духом коммерциализации. На спортсменах дельцы от спорта, называющие себя менеджерами, зарабатывают колоссальные деньги. Но для этого нужно устраивать для зрителей соревнования‑шоу, участниками которых становятся супермены‑спортсмены. Стать же такими без допинга практически невозможно. Вот и обманывают спортсмены друг друга, демонстрируя не столько возможности человеческого организма и своей воли, сколько возможности теневой медицины и фармакологии.

Предлагается для сохранения чистоты спорта превратить его целиком в любительский, со скромными призовыми, так как не без основания считается, что большие деньги в мире профессионального спорта – корень всех бед. Но допинги начали использовать еще в те годы, когда коммерциализации спорта не было, а слава после побед на чемпионатах мира и олимпиадах уже была. Слава, признание в своем кругу – вполне достаточная мотивация для тщеславных людей.

 

Как‑то о своих ощущениях во время бега мне рассказывал известный конькобежец, который при этом не скрывал, что его мировой рекорд – результат применения анаболиков. Ощущения, по его словам, были не из приятных. Я по наивности спросил: «Ну почему вы не можете договориться между собой о честной борьбе и отказаться от использования допингов?» – «А у вас есть уверенность, что какой‑нибудь подлец, согласившийся на словах, не будет втихаря использовать допинги?» – последовал его ответ.

 

Проблема действительно непростая. Как пишет один журналист, «в системе ценностей, где человек хорош ровно настолько, насколько велик его банковский счет; где вознесение над всеми и подавление всех – абсолютная цель; где тот, кто ради успеха гробит себя, – идиот, а тот, кто устлал свой путь к успеху безжизненными телами и сломанными судьбами (но при этом не был пойман или договорился с кем надо), – гений – при всем при этом ждать от спортсменов честной игры по правилам наивно до тошноты. А что же делать‑то? Кто знает ответ на этот вопрос – тот как минимум спаситель человечества» (Курдюков С. Советский спорт. 2007. 26 июля).

 

 

ГЛАВА 12

Общение в спорте как социально‑психологическое явление

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.173 (0.023 с.)