Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пригодность к спортивной деятельности и типологические особенностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Эффективность спортивной деятельности зависит от трех факторов: способностей и одаренности спортсмена,[15] профессионализма его тренера и внешних условий тренировочной и соревновательной деятельности. Первый фактор заставляет говорить о пригодности того или иного человека к данному виду спорта. Одни люди более пригодны для занятий гимнастикой, другие – для бега на короткие дистанции, третьи – для метаний и т. д. Бытует мнение, что неспособных людей нет. Однако спортивная практика показывает, что это утверждение не бесспорно. Все дело в том, как понимать способность или неспособность. Если способность относить к возможности человека заниматься любым видом спорта, то тут спорить не о чем. Другое дело, когда речь заходит о высоких спортивных достижениях. Хотя трудом можно добиться многого, но не всего – надо иметь природную предрасположенность к тому или иному занятию. Именно это и подразумевается, когда идет речь о спортивной пригодности. Пригодность с психологических позиций рассматривается на трех уровнях: нейродинамическом (свойства нервной системы и темперамента, выступающие в качестве задатков способностей), психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, внимание) и личностной направленности. С учетом этих уровней разрабатываются критерии для отбора детей в те или иные виды спорта по их способностям и одаренности (таланту). Необходимо подчеркнуть, что для надежности прогноза об одаренности и пригодности своих учеников тренер должен опираться на научно обоснованные критерии и методики, а не доверяться только своему опыту. Как показывают многочисленные примеры, многие выдающиеся спортсмены не прошли первоначального отбора при приеме в спортивные школы. В их числе десятикратная чемпионка мира в парном катании Ирина Роднина, копьеметатель из Латвии рекордсмен мира Янис Лусис, чемпион мира по боксу Лемешев и многие другие. Поэтому для объективности отбора должны привлекаться разные специалисты, в том числе и психологи, владеющие инструментальными методами выявления способностей и обусловливающих их задатков. Нейродинамический уровень пригодности включает в себя две группы типологических особенностей. Первая группа – это свойства темперамента: экстраверсия/интроверсия, высокая или низкая тревожность, эмоциональная возбудимость/эмоциональная невозбудимость, импульсивность/неимпульсивность, ригидность/лабильность.[16]
По данным Б. А. Вяткина, тревожные и эмоционально возбудимые девушки, занимающиеся художественной гимнастикой по программе мастеров, на соревнованиях выполняли упражнения на один балл хуже, чем на тренировке, – соответственно 7,36 и 8,35 балла. Нетревожные и эмоционально невозбудимые гимнастки показали практически одинаковый результат на соревновании по сравнению с тренировкой – соответственно 8,46 и 8,55 балла (см.: Вяткин Б. А. Влияние темперамента на деятельность спортсменок в художественной гимнастике // Темперамент и спорт. Пермь, 1974. Вып. 2). От свойств темперамента зависит длительность сосредоточения перед выполнением упражнений (табл. 7.1). Из данных таблицы следует, что длительность сосредоточения меньше у спортсменов, имеющих высокую тревожность, импульсивность, ригидность и эмоциональную невозбудимость. При этом у спортсменов с этими типологическими особенностями (за исключением эмоционально невозбудимых) во время соревнований время сосредоточения уменьшается, в то время как у спортсменов с противоположными типологическими особенностями оно либо не изменяется, либо увеличивается. Экстраверсия/интроверсия влияют на выбор спортсменами способов борьбы с негативными эмоциональными состояниями, возникающими во время соревнований. Интровертированные чаще всего используют самоприказы, самоободрение, самоубеждение, отвлечение от неприятных ощущений, мыслей и эмоций, вспоминание прошлых успешных выступлений. Экстраверты в основном используют мотивы общественного долга, мотивы, связанные с тренером и товарищами (см.: Палайма Ю. Ю, А. К. Раскаушкас А. К. Преодоление отрицательных эмоций в спортивном соревновании // Тезисы докладов VIII Всесоюзной конференции «Психология физического воспитания и спорта». М., 1976). Таблица 7.1 Длительность сосредоточения у спортсменов с разными свойствами темперамента (по А. Н. Капустину)[17]
По данным А. Н. Капустина, тревожные, эмоционально возбудимые, неимпульсивные и ригидные ухудшают качество выполнения упражнений на соревнованиях по сравнению с тренировками, а нетревожные, эмоционально невозбудимые, импульсивные и неригидные, наоборот, на соревнованиях показывают лучшее исполнение упражнений, чем на тренировках.
В. И. Румянцева выявила, что гандболисты, баскетболисты и футболисты c высоким нейротизмом в сочетании с экстравертированностью чаще допускают во время игр ошибки и нарушения в игровом взаимодействии, у них наблюдаются срывы в виде аффективных реакций (пререкания с судьями, проявление грубости по отношению к соперникам), ситуативные отказы от деятельности (см.: Румянцева В. И. Общение в экстремальных условиях взаимосвязанной деятельности группы (на материалах исследования спортивно‑игровой деятельности гандбольных команд): Автореф. дис. … канд. наук. Л., 1975). Дополнительной иллюстрацией к различиям в поведении спортсменов с разными свойствами темперамента может служить характеристика гимнасток, данная Б. А. Вяткиным (см. приложения 6 и 7). Вторую группу составляют типологические особенности свойств нервной системы (сила/слабость, подвижность/инертность, уравновешенность/неуравновешенность нервных процессов как в сторону возбуждения, так и в сторону торможения). Следует заметить, что при осуществлении долгосрочного и текущего отбора спортсменов психологи часто руководствуются устаревшими взглядами на положительную или отрицательную роль свойств нервной системы для поведения и эффективности деятельности человека. До сих пор, например? в учебных пособиях для институтов физкультуры высказывается точка зрения, что для спортивных успехов выгодно иметь сильную, подвижную и уравновешенную нервную систему.
В свое время мне приходилось общаться с некоторыми тренерами сборных команд страны и спортсменами, в головы которых была заложена эта установка. Тренер женской сборной команды по баскетболу, узнав, что у интересовавших его молодых спортсменок имеется слабая нервная система, радостно воскликнул: «Вот теперь я их точно отчислю!» Тренер по боксу рассказал мне, что председатель Всесоюзного спорткомитета негласно распорядился отбирать на Олимпийские игры только спортсменов с сильной нервной системой. Этот тренер, посмеявшись, сказал: «Кого же я тогда повезу на игры, если у меня все боксеры со слабой нервной системой?» И наконец, одна баскетболистка из команды мастеров, узнав, что у нее слабая нервная система, впала в истерический плач, решив, что именно поэтому тренер надолго отправил ее в запас.
Эта точка зрения, некритически заимствованная у И. П. Павлова, не имеет серьезных доказательств и, более того, противоречит полученным в последние десятилетия данным. Эти данные подтвердили справедливость положения Б. М. Теплова, что нет хороших и плохих типологических особенностей: каждая из них в зависимости от ситуации может иметь положительные или отрицательные проявления. Так, инертность нервных процессов является задатком хорошей двигательной памяти, но препятствует быстроте реагирования. Слабость нервной системы тоже имеет положительные и отрицательные проявления.
Взаимоотношение между свойствами нервной системы человека и особенностями поведения и психического склада очень сложно. В понимании этого взаимоотношения особенно опасно руководствоваться легко напрашивающимся словесным параллелизмом. Ведь свойства нервной системы обозначаются словами, которые применяются и к характеристике психических особенностей. Легко напрашиваются такого рода параллели: сильная нервная система – значит сильный характер, сильная воля; подвижные нервные процессы – значит подвижный человек, быстрый в движениях, в решениях, в работе. На самом деле параллелизм такого рода между свойствами нервной системы и психическим складом человека нет… Сильный характер складывается по психологическим законам формирования характера, но у разных людей на различной почве при разных свойствах нервной системы.
Теплов Б. М. Новые данные по изучению свойств нервной системы человека // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М., 1963. С. 5
Далее роль типологических особенностей свойств нервной системы в эффективности деятельности спортсменов будет раскрыта подробно. Сейчас же нужно отметить, что в качестве критериев долгосрочного отбора важно учитывать не одну какую‑то типологическую особенность, а их комплекс. Причем эти положительные (то есть способствующие эффективной деятельности) типологические комплексы для разных видов спортивной деятельности различны. Это и объясняет тот факт, что «типологический портрет» представителей разных видов спорта разный. Например, различия в типологических особенностях свойств нервной системы у прыгунов в воду и волейболистов выявлены А. П. Кашиным. Для прыгунов в воду характерны слабая нервная система и подвижность нервных процессов, а для волейболистов – большая сила нервной системы и большее преобладание возбуждения над торможением (см.: Кашин А. П. О комплексном исследовании психофизиологических особенностей человека: Автореф. дис. канд. наук. М., 1971). В работах моих учеников типологические различия были показаны на представителях более тридцати видов спорта (табл. 7.2). Таблица 7.2
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.33 (0.013 с.) |