Общение тренера со спортсменами, имеющими разный социометрический статус 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общение тренера со спортсменами, имеющими разный социометрический статус



 

По данным А. Н. Максакова (см. ссылку выше), направленность и интенсивность обращений тренера к игрокам юношеских команд во многом зависят от статуса игрока в команде. На тренировочных занятиях и во время соревнований интенсивность обращений к лидеру была наиболее высокой, ниже – к игрокам со средним статусом и очень низкой – к аутсайдерам. Во время соревнований интенсивность обращений к лидерам повышается.

Воздействие на игроков повышенным тоном речи используется реже по отношению к лидерам, чаще – к аутсайдерам. При этом на тренировочных занятиях количество таких воздействий возрастает, причем опять‑таки в большей степени на лидеров.

В общении тренера с лидерами преобладает контролирующая форма общения, с игроками среднего статуса – стимулирующая, а с аутсайдерами – стимулирующая, контролирующая и организующая формы. С учетом всех категорий обращений их наименьшее количество достается аутсайдерам, а наибольшее – игрокам со средним статусом.

Таким образом, основное внимание тренеры уделяют лидерам и игрокам со средним статусом. Наименее благоприятное общение спортсменов с тренером – у социометрических аутсайдеров.

 

 

ГЛАВА 20

Психология конфликтов в спортивных коллективах

 

Конфликтные ситуации и конфликты

 

Следует различать конфликтные ситуации и конфликты. Конфликтная ситуация – это возникновение разногласий, то есть столкновение желаний, мнений, интересов. Конфликтная ситуация бывает при дискуссии, споре, отстаивании своих интересов. Спор – это такая дискуссия, когда ее участники не просто обсуждают проблему, а «кровно» заинтересованы в ее решении в свою пользу при несогласии другой стороны. Однако для спора, как и для дискуссии, характерными являются уважение сторон друг к другу, проявление ими такта.

В конфликтной ситуации нужно придерживаться нескольких правил:

• ограничивать предмета спора; неопределенность и переход от конкретного вопроса к общему затрудняют достижение согласия;

• учитывать уровень знаний, компетентности в данном вопросе противоположной стороны; при большой разнице в уровне компетентности (например, между тренером и неопытным учеником) спор или дискуссия будут малопродуктивными, а при упрямстве некомпетентного спорщика могут перерасти в конфликт;

• учитывать степень эмоциональной возбудимости, выдержанности противоположной стороны; если участники спора эмоционально легковозбудимы, обладают упрямством, спор неизбежно перерастет в конфликт;

• контролировать ситуацию, чтобы в пылу спора не перейти на оценку личностных качеств друг друга.

При несоблюдении этих правил спор перерастает в конфликт. Конфликт – это отрицательные взаимные отношения, возникающие при столкновении желаний, мнений; это отягощенные эмоциональным напряжением и «выяснением отношений» разногласия между людьми.

Таким образом, любой конфликт отражает столкновение интересов, мнений, но не всякое столкновение позиций и противоборство мнений, желаний является конфликтом. Несмотря на эмоциональный заряд дискуссии или спора, они могут не переходить в конфликт, если обе стороны, стремясь к поиску истины, рассматривают суть вопроса, а не выясняют, «кто есть кто». Конечно, в любом обсуждении скрыта искра конфликта, но чтобы «из искры возгорелось пламя», нужны определенные условия.

 

Фазы развития конфликта

 

Выделяют две фазы развития конфликта: конструктивную и деструктивную.

Для конструктивной фазы характерна неудовлетворенность собой, оппонентом, беседой, совместной деятельностью. Она проявляется, с одной стороны, в стиле ведения разговора: повышенный эмоциональный тон речи, упреки, оправдания, игнорирование реакции партнера; с другой – в неречевых характеристиках поведения: уход от разговора, прекращение совместной деятельности или ее нарушение, замешательство, внезапное увеличение дистанции с партнером по общению, принятие закрытой позы, отведение взгляда, неестественность мимики и жестикуляции.

При этом беседа остается в рамках делового обсуждения, разногласия не принимают необратимого характера, оппоненты контролируют себя.

Деструктивная фаза конфликта начинается, когда взаимная неудовлетворенность оппонентов друг другом, способами решения вопроса, результатами совместной деятельности превышает некий критический порог и совместная деятельность или общение становятся неконтролируемыми.

Эта фаза может иметь две стадии. Первая психологически характеризуется стремлением завысить свои возможности и занизить возможности оппонента, самоутвердиться за его счет. Она связана также с необоснованностью критических замечаний, с пренебрежительными репликами, взглядами, жестами в сторону оппонента. Эти реакции воспринимаются последним как личное оскорбление и вызывают противодействие, то есть ответное конфликтное поведение.

Конфликтное поведение учеников выражается в действиях и поступках, направленных на то, чтобы из чувства протеста прямо или косвенно препятствовать достижению тренером своей цели и намерений. Упорство тренера в осуществлении своих намерений вызывает еще большее сопротивление спортсмена в виде разных форм протеста и непослушания. Если тренер не меняет свою тактику взаимоотношений с учеником, то такие столкновения становятся систематическими, а негативизм ученика – все более упорным. Возникает уже не острый, а хронический конфликт, переходящий во вторую стадию деструктивной фазы.

Эта стадия, недопустимая во взаимоотношениях тренера с учениками, характеризуется повышением активности оппонентов при резком ослаблении самоконтроля, нарушением восприятия реакций партнера вплоть до полного искажения смысла его слов и жестов, уходом от предмета спора и переходом на личности и оскорбления. На этой стадии конфликтующие стороны уже не могут самостоятельно вернуться к конструктивному обсуждению проблемы. Процесс становится неуправляемым и необратимым. Остается только одно – расстаться.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.005 с.)