Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специалисты службы семейного устройства – ваши помощники

Поиск

К сожалению, далеко не всегда процесс устройства ребенка в семью со­провождают специальные профессиональные службы. Часто все происхо­дит по принципу «как получится». Но если вы знаете, что форма устройства ребенка – патронатное воспитание, значит, такая служба существует, и в ней работают специалисты, которые очень хорошо знают ребенка.

Дайте им понять, что вы не будете жаловаться ни на них ни на ребенка, а просто хотите найти больше возможностей для сотрудниче­ства. И в самом деле, не жалуйтесь – приемные родители и так всегда нер­вничают, находясь «под колпаком» общественного и государственного надзора, не усугубляйте их тревогу.

С другой стороны, если у вас есть серьезные основания подозревать, что ре­бенка в семье обижают, о нем не заботятся (к сожалению, такое порой встре­чается), в первую очередь надо сообщить об этом именно в службу семейного устройства и сопровождения. Возможно, все не так плохо и жизнь семьи удастся наладить, и с этой задачей скорее справятся сотрудники помогающей службы, чем контро­лирующие инстанции вроде комиссии по делам несовершеннолетних или органов опеки.

Если у вас возникли напряженные отношения с родительским комитетом, с коллегами, с администрацией из–за приемного ребенка, то стоит обра­титься за помощью к социальному педагогу или психологу, который может выступить на родительском соб­рании, на педсовете, поговорить с завучем или особо недовольными родителями. В ряде случаев ему как человеку со стороны, при этом предста­вляющему интересы ребенка, бывает комфортнее вести разговор, чем вам.

Если семья, растящая ребенка, не получает постоянной помощи от служб по семейному устройству и сопровождению замещающих семей (например, ребенок усыновлен), постарайтесь вы­яснить – возможно, родители по своей инициативе обращались к психологу или к психоневрологу. Тогда вам имеет смысл пообщаться с этим специали­стом по телефону, поделиться своими наблюдениями и получить совет.

10. Несколько основных принципов, помнить о которых важно в любой ситуации.

• Взрослые любят общаться с детьми с помощью косвенных речевых актов. То есть вместо того, чтобы сказать: «Перестань стучать ручкой по парте», мы говорим: «И долго еще ты будешь испытывать мое терпение?». Лучше сказать ясно: «Пожалуйста, перестань стучать, мне это мешает». Кроме того, именно косвен­ные речевые акты порой звучат с оттенком «наезда». Поэтому вместо фразы: «Сколько можно ждать, пока ты, наконец, обратишь на меня внимание?» всегда лучше сказать: «Посмотри на меня, я хочу, чтобы ты меня услышал».

• Предъявляйте претензии ребенку всегда конкретно. Обвинения вроде «Ты никогда не работаешь на уроке» или «У тебя вечно находятся причины ничего не делать» никого не побудят лучше стараться, поскольку они  заведомо несправедливы. Невозможно представить себе ученика, который действительно ни­когда не работает на уроке. Говорите о том, что происходило на самом деле: «Сегодня на уроке ты болтал с Мишей и успел сделать только два задания из четырех».

• Очень важно, чтобы одобрение было больше, чем замечаний. Согласно подсчетам, на одну похвалу каждый ребенок слышит от 5 до 15 замечаний. Между тем если сегодня он не опоздал или не подрался (как обычно), за этим тоже стоит большой труд, немалое усилие са­моконтроля. Заметьте и похвалите. Тоже конкретно и точно – чтобы ребенок имел представление, что именно вам понравилось, и мог повторить это «на бис».

•  Важно всегда, осуждая один тип поведения, тут же предлагать другой. Иногда это можно сделать без слов – например, удержать руку драчуна или обнять плачущего в уголке ребенка. Тогда смысл получен­ных им инструкций будет такой: в первом случае – «сдержись, возьми себя в руки так как я сейчас беру тебя», во втором – «если тебе плохо, обратись к другим людям за утешением, они поддержат тебя так, как сейчас это делаю я». Бывает, вам сразу не приходит в голову, какой «хороший» способ поведения предложить ребенку. Тогда скажите: «Лена, давай уже что–нибудь с тобой предпримем, чтобы избавиться от этих «двоек». Задержись после урока, подумаем, что можно сделать».

• Помните, что учеба – важное, но не единственное содержание жизни ре­бенка. Чтобы он мог выйти в жизнь, ему нужно не только освоить школьную программу, но и научиться общаться. Убедитесь, что вы не поощряете ненароком ябедниче­ство, нездоровую конкуренцию, высокомерие, агрессию, отвержение слабых и непохожих. К сожалению, в наших школах до сих пор практикуются такие методы «педагогического воздействия», как зачитывание в классе чьей–то неудачной работы, издевательские комментарии к ответу, саркастические прогнозы на будущее («будешь дворником»), публичное обсуждение недо­статков учеников и сравнение их между собой. Польза от всего этого для учебного процесса весьма сомнительна, а вред для развития личности детей – несомненен.

• Жизнь не кончается сегодня. Если сегодня ребенок не знает, не хочет, не может, это вовсе не означает, что так будет всегда. Если сегодня ему не­обходима ваша помощь, ваше особое внимание, это не значит, что вам придется вечно его опекать. Если следовать этой логике, не нужно переводить трехлет­него ребенка за руку через дорогу – а то привыкнет и никогда не научится переходить сам. Дети растут и меняются, порой до неузнаваемости. «Неисправимый» шалопай может классе в десятом вдруг взяться за ум и начать грызть гранит науки, и таких примеров множество. Главное, чтобы к тому моменту, когда ребенок будет готов измениться к лучшему, отношения между вами не были бы безнадежно испорчены, а на ребенка не был повешен ярлык «безнадежного».

• Дети очень чутко воспринимают внутреннее эмоциональное состояние взрослого. Если вы их боитесь, они будут садиться на шею. Если вы их не лю­бите, они будут обижаться и мстить. Если вы на них злитесь, они будут меряться с вами силами. Никогда не говорите, даже себе: «Он неуправляемый» или «Я не могу с ним справиться». Лучше: «Я пока не нашел способ, как по­мочь ему изменить поведение». Чаще напоминайте себе, что хозяин в классе – это вы, взрослый и опытный человек, а они – дети, которые будут вести себя так, как вы их научите!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.108 (0.006 с.)