Педагогические техника и технология, Педагогическое мастерство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические техника и технология, Педагогическое мастерство



Педагогические техника и технология, Педагогическое мастерство

 

Педагогические техники. Технология и мастерство

Все термины появляются в 19 веке благодаря тому, что их вводил Макаренко.

Педагогическое мастерство - само слово мастер (переводится как учитель) - это учитель в двойном масштабе, это учитель учителей, высокий уровень профессионализма.

Педагогическая техника - (техника переводится как – искусство), т.е искусство быть педагогом. Это совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять процессом воспитания.

Педагогическая технология - (технология - это учение) - это некое учение о искусстве.

 

Педагогическая техника рассматривается как комплекс!

Включает: умение управлять собой и взаимодействовать с решением педагогических задач.

То как вы двигаетесь, то как вы говорите, как вы смеетесь...

Поведение и речь преподавателя должна быть такими чтобы располагал себя уважать, выслушивать. Заработать путем особого поведения (это и называется техникой).

Техника:

▪ Умение управлять своим поведением, эмоциями и настроением (не должно отражаться на детях).

▪ Владение пантомимикой (движение тела), мимикой (движение лица), походка (следить за своей походкой), изобилие жестикуляции.

Надо понимать как вы выглядите. Видеть себя со стороны. Что является вашими сильными и слабыми сторонами.

▪ Концепшн - это способность понимать другого (в каком он настроении, состоянии), учет.

 

Техника речи - воспринимается легко, если выразительно и понятно говорить, обязательно эмоционально, чтобы можно было заслушаться.

Умение воздействовать на личность и коллектив. (Слышали, слушали и выполняли то, что вы делаете).

 

 

Мастерство - это высший уровень профессионализма, комплекс качеств личности, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности.

Компоненты професс.мастерства:

Знания (предмета, психологии методики, педагогика)

Профессиональная педагогическая техника (умения, навыки, приемы)

Знания основы педагогической технологии.

 

Психологические особенности девочек и мальчиков

 

 

Гендорные отличия детей (гендор - это пол)

 

Культура общества на протяжении десятилетий определял мужчина положение женщины в одном или ином месте в обществе.

В США появляется феминизм (движение ЗА равные права муж. и жен).

Это было в 19 веке. По сей день это движение существует.

В 60-ых годах создалось новое движение. Которое должно было уравнивать мальчиков и девочек.

Стирание грани между полами - УНИСЕКС.

 

Особенности:

 

Мальчики:

1) склонны к естественным наукам. Больше привлекает логика: жесткость, логика.

2) любят работу в которой могут быстро, четко продемонстрировать результат; не любят кропотливость.

3) мальчику безразлично куда идти, неважно с кем, главное пойти.

4) чувствительны к прямым замечанием.

5) можно перевоспитать.

6) выбирают в лидеры образец мужчины. Лидер для них это тот, кто физически развит, не глупый, то есть каким и сам он хочет быть.

7) для успешного развития нужны большие пространства. Чтобы он мог побегать, попрыгать. Его не надо возить в другой город, страну, стоит только на дачу отвести и оставить.

 

Девочки:

1) склонны к гуманитарным наукам; духовная, нравственная, эстетическая сторона жизни.

2) склонны к кропотливой, долгой работе, требует терпения, усилия.

3) очень важно каков эмоциональный климат в месте

4) чувствительны к косвенным замечаниям.

5) психика пластична; раз изменившись, не вернется в прежнее. Это означает, что в перевоспитании абсолютно не чувствительны. Чтобы быть за нее спокойны, то нужно это делать раньше.

6) не признают лидерство связанное с идеалом. Лидерство плавающее. (Где-то спортсменка, где-то красавица). Принимают лидерство мальчика.

7) уютные уголки, уютные комнаты, не нужны раздолья.

 

 

Самовоспитание личности

 

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

Воспитание обычно строится "на трёх китах":

1. наказание (кнут),

2. поощрение (пряник)

3. личный пример воспитателя.

 

Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: “Родился человек”, т.е. говорим о биологическом его рождении. Однако дальнейший процесс биологического развития теснейшим образом сочетается с приобретением таких качеств и свойств, которые по своему происхождению не связаны с биологической природой человека (например: усвоение навыков, привычки, поведение и др.). Названные свойства и качества могут сформироваться лишь прижизненно и характеризуют социальное развитие человека. Таким образом, общее понятие “человек” включает в себя более узкое и специфическое понятие - “личность”.

 

О личности мы судим по следующим признакам:

 

1. Определенные сформированные соц. качества. (# ответственность, достоинство, индивидуальность, общественная активность, твердость взглядов и убеждений)

2. Личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей управлять собственным поведением и деятельностью. (# способность обдумывать свои поступки и отвечать за них - существенный и главный признак личности).

 

А.И.Кочетов в своей книге “Организация самовоспитания школьников” говорит, что как всякое развивающееся явление, личность противоречива, в ее внутреннем мире неизбежны столкновения, конфликты, периоды спада и усиления развития. Понятия личность невозможно вне вычленения ее движущих сил. Ученые единодушны в том, что движущими силами в самовоспитании личности являются определенные противоречия.

 

Механизм самовоспитания имеет следующие особенности:

1) воспитанник выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с общественными критериями,

2) готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению окружающего мира.

 

Между указанными факторами самовоспитания существуют сложные взаимосвязи и противоречия: цель жизни может быть одной, а увлеченность - в другой сфере, в результате чего между желанием совершенствовать себя и реальным самовоспитанием возникает несоответствие и т.д. и не всегда противоречия могут быть разрешены усилиями самого воспитанника.

 

Параметры самовоспитания А.И. Кочетова:

а) направленность, т.е. мотивы работы над собой.

б) содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное).

в) устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное).

г) эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и вспомогательные).

Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитания заключается в том, что надо сформировать те положительные качества, от которых зависит разрешение указанных противоречий, и привести в действие такие факторы как: самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т.д.

 

 

24. Конвенция о правах ребенка(лекция + рассылка)

 

Только в результате демократических движений за реформы в XIX в. государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей, экономической эксплуатации работодателей. Еще до образования ООН права детей рассматривались в основном в качестве мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. В связи с этим Лига Наций в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка.

 

Декларация призывала родителей, отдельных лиц, неправительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и стремиться к их соблюдению. В Декларации также говорилось, что детям должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и условия, позволяющие им развиваться здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. Она оказала значительное влияние на политику и дела правительств и отдельных лиц во всех частях мира.

 

Однако после принятия Декларации прав ребенка возникла необходимость принятия нового документа – Конвенции.

 

Международные документы, в том числе о правах человека, условно можно разделить на две большие группы: декларации и конвенции.

 

Декларация (от лат. declaratia – провозглашение) не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения.

 

Конвенция (от лат. conventio – договор, соглашение) – соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

 

         

По сравнению с Декларацией о правах ребенка 1959 года, где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (они именовались принципами), Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе.

 

Конвенция имеет равное значение для всех народов во всех регионах мира. Несмотря на то, что Конвенция устанавливает общие нормы, в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств, что позволяет каждому государству, на основе общих для всех прав выбрать свои собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание утверждать, что Конвенция имеет универсальный характер.

 

Конвенция – документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению, взглядам. Они должны быть основой педагогики, воспитания и решительного устранения авторитарного стиля общения взрослый – ребенок, учитель – ученик. Одновременно Конвенция утверждает необходимость формирования у подрастающего поколения осознанного понимания законов и прав других людей, уважительного к ним отношения.

 

Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей:

выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

 

Конвенция утверждает ряд важных социальных правовых принципов. Главный из них – признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не в качестве придатка своих родителей и других опекунов.

 

Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.

 

Кратко содержание всех 54 статей Конвенции можно изложить следующим образом:

• Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, а государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

• Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство с момента рождения.

• Во всех действиях судов, учреждений социального обеспечения, административных органов, занимающихся проблемами детей, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Надлежащим образом должно учитываться мнение ребенка.

• Государства обеспечивают осуществление каждым ребенком всех прав без какой-либо дискриминации или различий.

• Дети не должны разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда это осуществляется компетентными органами в интересах их благополучия.

• Государства должны содействовать воссоединению семей, разрешая въезд на свою территорию или выезд из нее.

• Родители несут основную ответственность за воспитание ребенка, однако государства должны оказывать им надлежащую помощь и развивать сеть детских учреждений.

• Государства должны обеспечивать защиту детей от причинения им физического или психологического ущерба и от плохого обращения, включая сексуальное злоупотребление или эксплуатацию.

• Государства обеспечивают подходящую замену ухода за детьми, у которых нет родителей. Процесс усыновления тщательно регулируется, чтобы обеспечить гарантии и юридическую обоснованность в тех случаях, когда усыновители намереваются вывезти ребенка из страны, где он родился.

• Неполноценные дети имеют право на особое обращение, образование и заботу.

• Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения. Государство должно обеспечивать охрану здоровья всех детей, уделяя первоочередное внимание профилактическим мерам, медико-санитарному просвещению и сокращению детской смертности.

• Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным.

• Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно готовить ребенка к жизни в духе понимания мира и терпимости.

• Дети должны иметь время на отдых, игры и одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью.

• Государства должны обеспечивать защиту ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая может помешать получению образования или нанести ущерб его здоровью и благополучию.

• Государства должны защищать детей от незаконного употребления и от участия в производстве наркотиков или торговле ими.

• Принимаются все меры для прекращения похищения детей и торговли ими.

• Смертная казнь или пожизненное тюремное заключение не назначаются за преступления, совершенные лицами в возрасте до 18 лет.

• Дети должны содержаться под стражей отдельно от взрослых; они не должны подвергаться пыткам или жестокому и унижающему достоинство обращению.

 

Профессиограмма педагога

 

 

Профессиограмма - это описание профессий, которое требует к личности работника, условие в котором происходит работа, функции которые должен выполнять работник, запрет на профессию, методики которые определяются годен или нет.

Если учитель, то условие работы, какие нужны качества учителя и т.д

Это ни в коем случае не идеал учителя.

 

1) Общая характеристика труда.
а) действия (обучение, воспитание, формирование общей культуры, методы, приемы)

б) условия и характер труда (работа в коллективе, спец. оборудование)

 

2) Требования профессии к качеству подготовки.

а) знания (предмета, психологии, педагогики)

б) умения и навыки (убеждать, решать проблемы)

 

3) Требования профессии к личностным качествам.

а) интересы и склонности (любовь к детям, артистизм, самообладание, эрудиция, коммуникабельность)

б) профессионально важные качества (логическое мышление, высокий уровень развития, справедливость, ответственность, доброта, эмоциональная устойчивость)

 

4) Диагностические методики и противопоказания.

а) рекомендуемые методики (методики, оценка способов реагирования в конфликте)

б) медицинские противопоказания (нервные, психические, инфекционные заболевания, незрелость личности, внушаемость, заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивлению стресса).

 

 

Авторитарный

Тенденция на жесткое управление, контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания.

Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других.

 

Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. Строгий контроль свидетельствуют о неверии преподавателя в позитивные возможности учащихся.

 

Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением.

 

В глазах такого преподавателя учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения. При этом любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия.

 

Исследования показали, что такое поведение руководителя объясняется его опасениями потерять авторитет, обнаружив свою недостаточную компетентность: "Если кто-то предлагает нечто улучшить, построив работу по-другому, значит, он косвенно указывает на то, что я этого не предусмотрел".

 

Попустительский

Главная особенность - учитель стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.

Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты его апробации - наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество.

 

Важно отметить, что ученики не бывают, удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру.

 

Такой стиль характерен тем, что учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.

Демократический

 

В первую очередь оцениваются факты, а не личность. Главная особенность: группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В итоге развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление, увеличиваются инициативы, возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.

Учащиеся проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении.

 

В данном стиле, учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию "первого среди равных". Учитель вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.

 

Общение-дистанция

 

В качестве ограничителя выступает дистанция. Она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.

 

В чем популярность этого стиля общения? Дело в том, что начинающие учителя нередко считают, что общение-дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения в ученической, да и в педагогической среде. Но в большинстве случаев использование этого стиля общения в чистом виде ведет к педагогическим неудачам. Авторитет должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. И здесь чрезвычайно важно найти как общий стиль общения, так и ситуативный подход к человеку. Общение-дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.

Общение – устрашение

 

Связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении.

В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. Оно не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, а наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.

Заигрывание

Связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны - отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта

профессиональной коммуникативной деятельности.

 

Общение-заигрывание, как показывают наблюдения, возникает в результате:

 а) непонимания педагогом стоящих перед ним ответственных педагогических задач;

 б) отсутствия навыков общения;

 в) боязни общения с классом и одновременно желания наладить контакт с учениками.

 

 

Рекомендации к успешному общению

 

Правила общения

 

Правила, выполнение которых позволит склонить людей к вашей точке зрения

Правило 1. Верный способ одержать победу в споре — это уклониться от него.

Правило 2. Проявляйте уважение к мнению собеседника, никогда не говорите, что он не прав.

Правило 3. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.

Правило 4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.

Правило 5. Сумейте заставить собеседника сразу же ответить вам "да".

Правило 6. Давайте большую часть времени говорить собеседнику.

Правило 7. Пусть собеседник считает, что высказанная вами мысль принадлежит ему.

Правило 8. Всегда старайтесь искренне смотреть на вещи с точки зрения собеседника.

Правило 9. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.

Правило 10. Взывайте к более благородным мотивам.

Правило 11. Подавайте свои идеи эффектно.

Правило 12. Бросайте вызов, задевайте за живое

Эти правила уже использовались в повседневной жизни и довольно результативные, с их помощью действительно можно склонить людей к своей точке зрения

Правила, выполнение которых позволит воздействовать на людей, не оскорбляя и не обижая их

Правило 1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.

Правило 2. Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.

Правило 3. Сначала вспомните и поговорите о собственных ошибках, а затем критикуйте собеседника.

Правило 4. Вместо того чтобы что-то приказывать, задавайте собеседнику вопросы.

Правило 5. Предоставляйте людям возможность спасти свой престиж.

Правило 6. Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи, отмечайте каждый их успех, будьте "чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу".

Правило 7. Создавайте людям хорошую репутацию, которую они обязательно будут стараться оправдать.

Правило 8. Чаще прибегайте к поощрению, создавайте впечатление, что ошибка, которую вы заметили, легко исправима. Делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.

Правило 9. Добивайтесь, чтобы люди с радостью делали то, что вы предлагаете [6,206].

С помощью этих правил можно воздействовать на людей, не оскорбляя и не обижая их и при этом добиться желаемого результата.

 

 

Педагогические техника и технология, Педагогическое мастерство

 

Педагогические техники. Технология и мастерство

Все термины появляются в 19 веке благодаря тому, что их вводил Макаренко.

Педагогическое мастерство - само слово мастер (переводится как учитель) - это учитель в двойном масштабе, это учитель учителей, высокий уровень профессионализма.

Педагогическая техника - (техника переводится как – искусство), т.е искусство быть педагогом. Это совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять процессом воспитания.

Педагогическая технология - (технология - это учение) - это некое учение о искусстве.

 

Педагогическая техника рассматривается как комплекс!

Включает: умение управлять собой и взаимодействовать с решением педагогических задач.

То как вы двигаетесь, то как вы говорите, как вы смеетесь...

Поведение и речь преподавателя должна быть такими чтобы располагал себя уважать, выслушивать. Заработать путем особого поведения (это и называется техникой).

Техника:

▪ Умение управлять своим поведением, эмоциями и настроением (не должно отражаться на детях).

▪ Владение пантомимикой (движение тела), мимикой (движение лица), походка (следить за своей походкой), изобилие жестикуляции.

Надо понимать как вы выглядите. Видеть себя со стороны. Что является вашими сильными и слабыми сторонами.

▪ Концепшн - это способность понимать другого (в каком он настроении, состоянии), учет.

 

Техника речи - воспринимается легко, если выразительно и понятно говорить, обязательно эмоционально, чтобы можно было заслушаться.

Умение воздействовать на личность и коллектив. (Слышали, слушали и выполняли то, что вы делаете).

 

 

Мастерство - это высший уровень профессионализма, комплекс качеств личности, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности.

Компоненты професс.мастерства:

Знания (предмета, психологии методики, педагогика)

Профессиональная педагогическая техника (умения, навыки, приемы)

Знания основы педагогической технологии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 879; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.211.26.178 (0.14 с.)