Находясь среди одноклассников с высоким средним баллом, ребенок испытывает положительное влияние. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Находясь среди одноклассников с высоким средним баллом, ребенок испытывает положительное влияние.



 

Давайте рассмотрим разные категории этого эффекта и разберемся, в чем его суть.

• Влияние «средней успеваемости» класса, в котором учится ребенок.

• Влияние самых сильных одноклассников.

• Влияние проблемных детей.

• Влияние групп детей со схожей успеваемостью (независимо от класса).

• Влияние «средней успеваемости» класса, в котором учится ребенок.

Наиболее показательно в этой области исследование профессора Кэролайн Хоксби из Стэнфордского университета(25) по школьникам 3–6‑х классов штата Техас.

Между мальчиками и девочками из одного класса расхождение по успеваемости было значительным. В среднем девочки учились лучше. А в тех параллелях, где было много девочек, средние показатели становились выше у всех, независимо от пола.[3]

Поскольку классы не формировались заранее по определенным параметрам, этот тип исследования можно отнести к категории «естественных экспериментов». Ученые использовали в качестве экспериментальной группы классы, где успеваемость улучшалась, и сравнивали их с теми классами (контрольными группами), в которых улучшений не было.

Согласно расчетам профессора Хоксби, при увеличении средней оценки в классе по родному языку оценка конкретного ребенка вырастает на 0,3–0,5 балла. При увеличении средней оценки по математике оценка ребенка вырастает гораздо больше – на 1,7–6,8 балла.

Находясь среди одноклассников с высоким средним баллом, ребенок испытывает положительное влияние.

Часто из‑за ухода из класса одного ученика меняются результаты у всех остальных. Здесь подтверждается та же причинно‑следственная связь – чем больше в классе девочек с высокой успеваемостью, тем выше средний балл у их одноклассников. Подобные исследования проводились не только в США, но и в шести странах Европы, Чили и Китае, и ученые пришли к аналогичным выводам(26).

 

Влияние самых сильных одноклассников

 

Один из способов повышения успеваемости – общение с отличниками.

Многие школы охотно принимают детей с высокими оценками, надеясь, что они будут подавать пример одноклассникам.

При этом важно знать:

– влияние отличников сказывается только на сильных учениках;

– неверно считать, что ребенку «достаточно иметь умных друзей».

Более того, ряд исследований подтверждает, что появление в классе способного ученика может оказать отрицательное воздействие на детей со слабой успеваемостью.

Почему же отличники отрицательно влияют на двоечников?

Исследование старшеклассников в Швеции показало, что присутствие в классе отличника лишает учеников с плохими оценками уверенности в себе и даже желания поступать в университет(27). Так что ошибочно считать, что для положительного влияния достаточно, чтобы рядом был успешный товарищ. Есть вероятность обратного эффекта, если ребенка помещают в группу с более высоким уровнем.

 

Влияние проблемных детей

 

Довольно сложно определить, каких детей можно считать проблемными, но такая попытка была предпринята профессором Дэвидом Фиглио из Северо‑Западного университета в США(28).

Профессор Фиглио обратил внимание, что «мальчиков с «девчачьими» именами часто дразнят и обижают одноклассники, поэтому они отличаются проблемным поведением». Он провел исследование и сделал вывод: наличие проблемного ученика в классе имеет причинно‑следственную связь с общей успеваемостью класса.

Другое исследование доказывает, что там, где есть дети, ставшие жертвами жестокого обращения в семье, становится сложно контролировать поведение всего класса, и в результате падает успеваемость остальных детей(29). Из‑за одного проблемного ученика вероятность нарушения дисциплины у других повышается на 17 %. Поэтому необходимо работать с проблемным ребенком. Это важно не только для него самого, но, учитывая эффект среды, и для всех, кто учится вместе с ним.

На примере студентов университетов изучался волновой эффект проблемного поведения товарищей. Как мы знаем, «похожие люди сходятся», поэтому трудно определить, влияют ли на поведение друзья, или люди со схожими проблемами становятся друзьями.

Профессор Грэг Дункан из Северо‑Западного университета США провел естественный эксперимент, в котором соседи по комнате в общежитии определялись в результате жеребьевки(30).Это сводило к нулю идею о «похожих людях, которые легче сходятся».

В итоге не было выявлено причинно‑следственной связи между влиянием соседей и результатами обучения, зато в поведении – например, в употреблении алкоголя – оно имело большой эффект. Те студенты, которые употребляли спиртное еще в школьные годы, оказавшись в одной комнате с таким же соседом, начинали пить еще больше.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.006 с.)