Уверенность в себе – не причина, а результат 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уверенность в себе – не причина, а результат



 

Под влиянием этой идеи в Калифорнии с 1988‑го был запущен крупномасштабный проект. Однако исследователи так и не нашли весомых научных доказательств того, что рост самооценки у детей позволяет избежать антисоциального поведения.

 

Попытки повысить у детей самооценку не только не улучшают их успеваемость, но порой и ухудшают ее.

 

Кроме того, известный психолог, профессор Рой Баумайстер опроверг версию о том, что «высокая самооценка улучшает успеваемость»(14).

Профессор Баумайстер и его коллеги пришли к выводу: самооценка и успеваемость находятся в корреляционной связи, а причинно‑следственная связь между ними работает в обратном направлении: хорошая успеваемость – это причина, а высокая оценка своих способностей – следствие (15).

В другом масштабном исследовании психологии было также подтверждено, что высокая самооценка у детей – следствие их успехов в школе(16). Ученики, которые в 10‑м классе получали высокие баллы, к 12‑му классу стали выше оценивать свои способности. Но не было данных о том, что ученики 10‑го класса с высокой оценкой своих способностей улучшили свои успехи к 12‑му классу.

И наконец, оказалось, что попытки повысить у детей самооценку не только не улучшают их успеваемость, но порой и ухудшают ее.

Это подтвердил эксперимент, проведенный профессором Донельдсоном Форсайтом и его коллегами из университета Вирджиния(17).

Они разделили на две группы студентов, которые на первом экзамене показали плохие результаты, и раз в неделю отправляли им по электронной почте домашнее задание.

Для первой группы (экспериментальной) к заданию добавлялась фраза, которая предположительно должна была повышать самооценку: «Если постараетесь, у вас все получится». Другая группа (контрольная) не получала мотивационного послания, сообщение носило формальный характер и напоминало, что каждый должен сам контролировать свою успеваемость (схема 9).

Что же оказалось в итоге? Студенты, которые получали мотивационные сообщения, показали результаты хуже, чем студенты из контрольной группы. Попытки мотивировать их привели к обратному эффекту.

Итак, повышение самооценки у учащихся с плохой успеваемостью укрепляет в них уверенность в своих силах – без всяких оснований.

Если хвалить ребенка без причины и убеждать его, что «у него все получится», то можно вырастить человека с эгоистичными замашками и непомерным самомнением. Это особенно опасно, когда ребенок учится неважно.

Хочу оговориться: я вовсе не считаю, что детей не надо хвалить. Важно, как мы это делаем.

 

 

Как хвалить ребенка?

 

Профессор Клаудиа Мюллер из Колумбийского университета вместе с группой коллег провела эксперимент среди учеников начальной школы, чтобы понять, как хвалить детей(18).

Результаты доказали: «если хвалить детей за способности (то есть за то, что они умные), они теряют стимул к учебе и их оценки ухудшаются».

В ходе эксперимента детей разделили на две группы. Все они прошли тест на определение уровня IQ (первый), и учеников одной группы похвалили за способности: «какой ты умный». Во второй группе учеников хвалили за старания: «ты отлично поработал» (схема 10).

 

 

После этого профессор Мюллер дала детям второй, более сложный тест на определение уровня IQ, а потом – третий тест, того же уровня сложности, что и первый.

Дети, чьи способности хвалили, ухудшили свои результаты, а те, кого хвалили за приложенные старания, наоборот, улучшили их (схема 11).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.005 с.)