Водные ресурсы средневековых городов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Водные ресурсы средневековых городов



Возможно, покажется удивительным, что я, уделив столько времени туалетам, канализации, законам о чистоте и вывозу коммунальных отходов, водопроводу решила посвятить только несколько абзацев.

Но поскольку моя книга все-таки не научное исследование, а научно-популярный обзор вопросов, связанных со средневековой гигиеной, я подробно останавливаюсь прежде всего на темах, вокруг которых больше всего мифов. О туалетах и грязи на улицах что только не выдумывают, но вроде бы ни у кого не вызывает сомнения, что вода в Средние века была – ее пили, а иногда ею еще и мылись. По крайней мере даже те, кто считает, что средневековые люди мылись всего два раза в жизни, вряд ли отрицают, что делали они это именно водой.

Откуда эту воду добывали, думаю, тоже понятно. Из рек и из колодцев.

 

Колодец. «Рено де Монтобан», манускрипт, Брюгге 1467–1469 гг.

 

Как это ни удивительно, но из той же Темзы воду пили еще даже в конце XIX века. Не в Лондоне, конечно, а в верхнем течении реки, прежде чем она проходила через густонаселенные районы. Да что там Темза и XIX век, рыбаки до сих пор умудряются пить воду из Волги – разумеется, после пропускания ее через фильтр, но ведь фильтрацию воды тоже не сейчас придумали – еще на рубеже X–XI веков персидский инженер Аль-Караджи написал книгу «Добыча скрытых вод», в которой дано описание процесса фильтрации. Никто не стремился пить мутную речную воду, но если другой не было, ее очищали, пусть и примитивными методами.

Но в основном речную воду использовали для технических целей – мытья и стирки, а главными источниками питьевой воды для людей с древнейших времен были, разумеется, колодцы. Маргарет Джин Уилби в своей магистерской диссертации в Экстерском университете разбирала управление городскими водными ресурсами в Англии, Уэльсе, Шотландии и Ирландии в период с 1066 по 1540 год. Уделила она внимание и колодцам: «Они были важной частью городской жизни и использовались для обеспечения жителей водой в домашних, промышленных и религиозных целях. К сожалению, как археологические, так и документальные свидетельства часто ограничиваются краткими ссылками, точная датировка затруднительна, и вполне вероятно, что сохранившиеся примеры представляют собой крошечную долю от общего числа позднесредневековых городских колодцев, которые когда-то существовали. Методология, использованная в исследовании, позволила получить более полное представление о различных типах скважин, их технологии, распределении и месте в социальном устройстве общества, хотя выводы, которые можно сделать, носят предварительный характер».

 

Фонтан. Кристина Пизанская «Путь долгого учения». Франция, 1400–1410 гг.

 

Простейший тип средневекового колодца, как пишет Маргарет Джин Уилби, дошел до нас почти без изменений. Это была круглая или квадратная яма, выкопанная там, где высокий уровень грунтовых вод, и облицованная деревом или камнем. Вода в таких колодцах не всегда отличалась чистотой, особенно в городах, где к ней примешивались пусть прошедшие через почву, но все же опасные стоки из выгребных ям.

Богатые люди могли себе позволить колодцы, напоминающие современные поверхностные скважины – уходящие в землю на много метров, до чистых водоносных слоев. Они строились в основном при замках, монастырях и дворцах, поскольку это был технически сложный и дорогой процесс. Такие колодцы были облицованы камнем, над ними возводилась крыша или вообще целое здание, где устанавливались специальные приспособления для подъема воды с большой глубины. Впрочем, в XIX веке в Бристоле обнаружили такие колодцы даже в черте города, и судя по всему, они принадлежали не кому-то лично, а были общественными, городскими.

 

Фонтан в саду. «Рено де Монтобан», манускрипт. Брюгге, 1467–1469 гг.

 

И наконец, в некоторых крупных городах существовал пусть примитивный, но самый настоящий водопровод. «Хотя основные типы, дизайн и использование городского водоснабжения были одинаковыми во всех четырех странах, – пишет Маргарет Джин Уилби, – только некоторые английские города и Дублин (который находился под англо-нормандским политическим и церковным влиянием) имели системы водоснабжения, которые включали закрытые трубопроводы. Причины этого сложны, так как каждая страна имела свой политический и культурный контекст. Кроме того, в каждой стране, в каждом городе существует уникальное взаимодействие между типами водоснабжения, которые требуются различным слоям общества, и способностью советов и других органов удовлетворять эти потребности. Необходимо также отличать водопроводные системы городских замков, соборов, монастырей и частных домов (которые предназначались исключительно для их жителей) от тех, к которым имели доступ обычные граждане… Совокупность рассмотренных свидетельств указывает на то, что те города и поселки, которые построили общественный закрытый трубопровод, должны были обладать несколькими (но не всеми) из ряда критических факторов, которые перечислены ниже, в произвольном порядке:

i) необходимость изыскания новых источников водоснабжения для удовлетворения растущего спроса

ii) скорее светское, чем церковное управление

iii) нахождение в Англии или в пределах процветающего англо-нормандского анклава

iv) процветающая экономика и городской совет, имеющий определенную степень автономии от сюзеренитета

v) общественные деятели и поддерживающие их граждане, которые хотели бы иметь доступную (и, желательно, качественную) водопроводную воду и были готовы нести деловые и финансовые риски

vi) доступ по меньшей мере к одному источнику родниковой воды, расположенному достаточно высоко для того, чтобы трубопровод мог управляться гравитацией, но не слишком далеко от предполагаемой конечной точки

(vii) общественные деятели, которые смогли обеспечить юридические и финансовые права на доступ к источнику

viii) хорошие отношения с местным приходом, готовым сотрудничать в деле постройки водопровода

ix) богатый и процветающий купеческий класс, который способен и готов оказать финансовую помощь, возможно, частично мотивированный религиозными/ филантропическими мотивами

x) сильное чувство гражданской ответственности у горожан и желание содействовать экономическим интересам и статусу города, обеспечивая его удобствами.

Данные археологических раскопок и документов показали, что установка и обслуживание трубопровода требовали огромных технических знаний и строительных навыков. Однако отсутствие резервуаров, паровых насосов и больших литейных цехов неизбежно ограничивало возможности позднесредневековых гидрологов».

Вода в Лондоне XIII–XVI вв.

(Милла Коскинен)

Вода в Лондоне тоже была, да еще в разных видах. Кто-то мог набирать свою воду сам, из фонтанов – обычно всего в нескольких минутах ходьбы. Были «кондуиты» – трубы, по которым вода стекала в фонтан. У части лондонцев были собственные кондуиты, по ним вода поступала из фонтана прямо во двор. Под фонтаном здесь понимается просто скромная поставка воды, а не бьющие в воздух струи. В Лондоне были свои натуральные источники воды, но к XIII столетию они уже не могли обеспечить нужды всего населения. В 1237 году пикардийский купец дал 100 фунтов на проводку воды в Лондон из источников Тибурна. За это он получил торговые привилегии.

Вообще обеспечение столицы водой из отдаленных источников было почетной обязанностью каждого зажиточного лондонца. Тот же Ричард Виттингтон построил целых два кондуита, один на Биллингсгейт и другой на Крипплгейт. Он также дал денег на проводку воды в тюрьмы Ньюгейт и Лудгейт. Это было в 1432 году. Уильям Ламб перестроил Холбор кондуит в 1564 году, потратив на проект 1500 фунтов. В 1583 году Барнард Рандульф, сержант, дал 900 фунтов «на водяной кондуит».

Трубы делались либо из свинца, либо из цельного ствола дерева, в котором выжигалась сердцевина. Первый кондуит построил на Чипсайд Кросс вообще еще Эдуард I в 1290-м году, в память о своей королеве. Увы, он встроил его в статую Девы Марии, держащей Христа-младенца на руках, и статую вандализировали дважды, в знак протеста против католицизма: в 1554 году, и в 1581 году, и снова в 1596 году. Тогда реставратор заменил Деву Марию на языческую Диану, но, увы, изобразил ее с обнаженной грудью, и вандалы снова принялись за свое.

Второй значительный кондуит был известен, как Грейт Кондуит и располагался в середине Чипсайда, используя воду из Тибурна и Паддингтона. Кондуит на Флит Стрит питался водой из Паллингтона через Тибурн и Мэрилибон. Этот был еще и произведением искусства – там были расположены статуи ангелов с колокольчиками, которые начинали вызванивать определенные мелодии каждый раз, как включалась машина.

Разумеется, была масса носильщиков воды, и речной, и из кондуита, и из источников для тех, кому было некогда или лень заниматься этим самому. Неплохо носильщики зарабатывали в школьных общежитиях, где сонные подростки умывались перед началом учебного дня.

Машины, подающие воду, были огромными гидравлическими колесами, построенными датским инженером. Был у него и конкурент, некий английский джентльмен Бевис Балмер. Благодаря им, лондонцы получили воду в собственные трубопроводы где-то в отрезок времени между 1574 и 1592 гг. Это была система, где главная труба образовывала как бы ущелье, по которому тек главный поток, а от этой трубы делались отводы узкими трубками прямо в дома или во дворы. Эта вода предназначалась именно для кухонных и гигиенических потребностей. Для стирки, уборки и для животных воду надо было доставлять из кондуитов или реки. Одна из таких систем была построена в 1431 году монахами-картезианцами из Чартерхауса, от Барнсбери в Ислингтон, с многочисленными ответвлениями, и прослужила более 300 лет. В зоне снабжения были два госпиталя, св. Бартоломея и Христа.

Пить или не пить?

Перед тем как закрыть тему водоснабжения, думаю, есть смысл остановиться еще на нескольких моментах. Прежде всего на том, что с водопроводами была во многом такая же ситуация, как и с канализацией, – сначала скважины и сложная система трубопроводов строились в замках королей и вельмож, но с развитием городского самоуправления и самосознания они стали появляться и в городах. Во времена Позднего Средневековья магнаты и олдермены, а за ними и горожане средней руки начали стремиться к комфорту и жизненным благам, прежде доступным только аристократии.

Другой важный момент – опять же, как и в случае с канализацией, на систему водоснабжения сильно повлияли сначала бурный рост населения в XIV веке, когда людей в городах стало слишком много и чистой воды стало на всех не хватать, а потом – Черная смерть, которую, по мнению тогдашних медиков, вызывали миазмы, в том числе и от грязной воды. Оба этих фактора способствовали тому, что речная вода переставала считаться питьевой, да и примитивные мелкие колодцы по возможности заменялись глубокими.

И наконец, о чем еще не стоит забывать – в Средние века люди вообще воде не доверяли и пили ее по большей части в крайнем случае, когда ничего другого не было. Нормальными напитками средневекового человека были вино, пиво и эль (а для детей – молоко). Все эти напитки были очень слабоалкогольными, а кроме того эль являлся не только питьем, но в некотором роде и едой – из-за своей высокой калорийности. Современные исследователи подсчитали, что средневековый человек получал 60–70 % ежедневных калорий именно из эля. А пили его до 5 литров в день.

 

Сбор винограда из «Псалтыри» королевы Марии, Англия, 1310–1320 гг.

 

Не стоит ужасаться этим цифрам. «Когда мы читаем о солдатах или крестьянах, которым выдавали по восемь пинт (около 4 литров) эля в день, – пишет Рут Гудман, – не нужно представлять себе современные стандарты. Точное содержание алкоголя в исторических напитках установить крайне сложно, но современники давали очень четко понять, что существовало два основных вида напитков: сильно разбавленная «обычная» версия, которую ежедневно пили и мужчины, и женщины, и дети, и намного более крепкая – для празднеств и общественных мероприятий. Когда я пыталась готовить пиво и эль по рецептам XVI века, результаты выходили весьма разнообразными, но в общем и целом можно сказать, что мои домашние настойки («малые эли») были примерно втрое-вчетверо слабее, чем современное бочковое пиво, а «крепкие» эли по крепости были примерно между бочковым и бутылочным. Если выпить восемь пинт малого эля в течение дня, когда вы занимаетесь тяжелой физической работой, вы даже особо не порадуетесь, не говоря уж об опьянении – особенно учитывая то, насколько стойким становился организм, который с детства получал регулярные дозы этого напитка».

И да, эль действительно был гораздо безопаснее воды, но не из-за алкоголя (вряд ли он бывал крепче 2–3 градусов), а из-за того, что в процессе приготовления он проходил серьезную термообработку. О том, что воду можно обеззараживать кипячением, еще не знали, но что эль и пиво реже, чем простая вода, вызывали кишечные расстройства, видимо, заметили, хоть и не понимали причину. Кстати, и вино в северных странах редко пили просто так – хорошее было доступно только богачам, а дешевое было таким кислым, что его чаще использовали для приготовления глинтвейна и других напитков, которые тоже надо было варить.

Впрочем, средневековые еда и напитки, а также связанные с ними суеверия, традиции и заблуждения – это вообще очень интересная большая тема, требующая отдельного рассмотрения. А мой рассказ о средневековой гигиене на этом подходит к концу.

Заключение

Средневековье – бесконечная тема. Пока я писала эту книгу, мне, как обычно, приходилось работать с большим количеством источников и научной литературы, чтобы не быть голословной, а подтверждать свои слова фактами. И за это время я сверх необходимого мне материала нашла столько новых статей, вышедших в последние годы, прочла про такие интересные исследования и археологические находки, что то и дело жалела о не слишком большом объеме книги, нехватке времени и о том, что тема слишком узкая, поэтому я не могу рассказать о многих совершенно потрясающих вещах.

Археологи раскапывают средневековые туалеты, и из их отчетов можно узнать не только о том, как люди отправляли свои естественные надобности, но и что они ели, чем болели и что носили (по обрывкам ткани, используемой вместо туалетной бумаги).

Медицинские трактаты Тротулы и ее последовательниц поднимают темы гинекологии, медицины, положения и образования женщин, планирования беременности и воспитания детей.

Труды по домоводству и косметологии заставляют задуматься о тесных связях средневековой химии и суеверий, культурном и научном обмене христиан с сарацинами, торговых путях, по которым в Европу доставлялись кокосовое масло и экзотические специи.

Средневековье прекрасно и многообразно, и изучать его можно бесконечно. Быт, наука, секс, гигиена, культура, кулинария, вера, традиции, нравы, суеверия, торговля, война и многое-многое другое – все это сплетается в единый клубок, и стоит только потянуть какую-нибудь ниточку, к ней сразу же присоединяется множество других.

Что ж… я постаралась немного распутать хоть одну ниточку и не слишком отвлекаться на те, что тянутся вслед за ней. Надеюсь, на все обещанные вопросы я ответила, а также успела задать другие, не менее интересные, и тоже на них ответить. А на какие-то и нет – ведь изучать Средневековье можно бесконечно, и поиск многих ответов еще впереди.

Избранная библиография

• Aбpaмcoн M. Л. Cемья в реальной жизни и системе ценностных ориентаций в южно – итальянском обществе X–XIII вв. // Женщина, брак, семья до начала Нового времени.

• Акройд П. Лондон – биография.

• Акройд П. Подземный Лондон.

• Антонетти П. Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте.

• Арнаутова Ю. Тревоги повседневной жизни: болезни, представления о их причинах и лечении // Средневековая Европа глазами современников и историков. Книга для чтения. Часть III. Средневековый человек и его мир.

• Бартон Э. Повседневная жизнь англичан в эпоху Шекспира.

• Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса.

• Баччи Л. М.: Демографическая история Европы.

• Бессмертный Ю. Л. Брак, семья и любовь // Средневековая Европа глазами современников и историков. Книга для чтения. Часть III. Средневековый человек и его мир.

• Бессмертный Ю. Л. Брак, семья и любовь в средневековой Франции // «Пятнадцать радостей брака» и другие сочинения французских авторов XIV–XV вв.

• Бессметный Ю. Л. Жизнь и смерть в средние века.

• Бессмертный Ю. Л. Рыцарство и знать X–XIII вв. в представлениях современников (обзор литературы конца 60 – 70-х гг.).

• Бессмертный Ю. Л. Человек в кругу семьи.

• Блок М. Феодальное общество.

• Бойцов М. А. Города Германии до конца XV в.

• Браччолини П. Фацетии.

• Брюнель-Лобришон Ж., Дюамель-Амадо К. Повседневная жизнь во времена трубадуров XII–XIII веков.

• Буассонад П. От нашествия варваров до эпохи Возрождения. Жизнь и труд в средневековой Европе.

• Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих.

• Веккьо С. Хорошая жена // История женщин на Западе.

• Винокурова М. В. Мир английского манора.

• Виолле-ле-Дюк Э. Жизнь и развлечения в Средние века.

• Гис Ф., Гис Дж. Брак и семья в Средние века.

• Гольдони К. Хозяйка гостиницы.

• Св. Григорий Турский. История франков.

• Гордиенко А. Туалетная тема.

• Горелов Н. Закуска для короля, румяна для королевы.

• Гудман Р. Искусство провокации.

• Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры.

• Гутнова Е. В. Город, бюргерство и феодальная монархия.

• Давидовская Ю. Уход за одеждой в Средние века.

• Даларен Ж. Глазами церкви // История женщин на Западе.

• Даркевич В. П. Светская праздничная жизнь Средневековья IX–XVI вв.

• Десимон Р. Дворянство, «порода» или социальная категория? Поиски новых путей объяснения феномена дворянства во Франции Нового времени.

• Дефурно М. Повседневная жизнь времен Жанны д’Арк.

• Дюби Ж. Женщины при дворе.

• Ибн Сина. Избранное.

• Казагранде К. Женщина под покровительством // История женщин на Западе.

• Каменская Т. «Роман Розы». Рукопись с миниатюрами из собрания Эрмитажа.

• Квеннел Ч., Квеннел М. История повседневной жизни Англии 1066–1499.

• Кенигсбергер Г. Средневековая Европа. 400-1500 годы.

• Кин М. Рыцарство

• Кириллова А. А. Завещания как источник по истории средневекового английского города XIV–XV вв. // Из истории западноевропейского средневековья.

• Клулас И. Повседневная жизнь в замках Луары в эпоху Возрождения.

• Коскинен М. О прекрасных дамах и благородных рыцарях.

• Краснова И. Л. Брак и семья в городе: Флоренция XIV–XV вв.

• Крылова Ю. Греховная повседневность бургундского двора: peccata linguae.

• Крылова Ю. Жоффруа де Ла Тур Ландри: автор и общество в позднесредневековой Франции.

• Крылова Ю. «Эта книга моя…»: владельцы и читатели «Книги поучений дочерям» Жоффруа де Ла Тур Ландри.

• Куркин А. В. Д’Артаньян средневековой Бургундии или Как начал свою карьеру капитан гвардии Оливье де Ла Марш. // Бургундские войны https://vk.com/club21105920

• Ле Гофф Ж., Трюон Н. История тела в Средние века.

• Левин Г. Р. Очерки истории Англии. Средние века и новое время.

• Лондонские олдермены XIV–XVI веков: завещания, договоры, описи имущества. Пер. Черновой А. Н.

• Лоррис Г., Мен Ж. Роман о Розе.

• Лучицкая С. И. Рыцарство.

• Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа.

• Маргарита Наваррская. Гептамерон.

• Малинин Ю. П. Франция в эпоху Позднего Средневековья.

• Мартьянов А. Прогулки по Средневековью.

• Миронов Б. Н. Социальная история России периода Империи (XIX – начало XX в.). Т.1.

• Монтанари М. Голод и изобилие. История питания в Европе.

• Мортимер Й. Средневековая Англия. Гид путешественника во времени.

• Мосолкина Т. В. Повседневная жизнь английского средневекового города. Бристоль XIV–XV вв.

• Мосолкина Т. В. Социальная история Англии XIV–XVII вв.

• Мулен Л. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X–XV вв.).

• Наседкина Е. С легким паром, Ваше Величество, или А мылся ли король-Солнце?

• Николас Д. Домашняя жизнь средневекового города: женщины, дети и семья в Генте XIV в.

• Никулина Т. С. Бюргерские завещания как источник по социально-культурной истории средневекового города (на материалах Любека).

• Носов К. Рыцарские турниры.

• Опитц К. Как жили в Позднем Средневековье // История женщин на Западе.

• Памятники права средневековой Испании. Фуэро Куэнки (1189-XIII в), Валенсийский кодекс. Фуэро Сепульведы.

• Пауэр Э. Люди Средневековья.

• Пастуро М. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола.

• Песнь о Роланде.

• Пипонье Ф. Мир женщин // История женщин на Западе.

• Пиренн А. Средневековые города и возрождение торговли.

• Поньон Э. Повседневная жизнь Европы в 1000 году.

• Праздников А. Г. Английский город XIV–XV вв. Социальная структура и менталитет.

• Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV–XV веков / Составитель и ответственный редактор Ю. Л. Бессмертный.

• Рассел Д. Книга манер.

• Регистры ремесел и торговли города Парижа / Пер. Л. И. Киселевой, под ред. и с предисл. А. Д. Люблинской.

• Ренье-Болер Д. Литература и мистика // История женщин на Западе.

• Репина Л. П. Английский средневековый город.

• Репина Л. П. Гендерная ассиметрия в браке и семье // Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого.

• Ру С. Повседневная жизнь Парижа в Средние века.

• Рябова Т. Женщина в истории европейского Средневековья.

• Саккетти Ф. Новеллы.

• Салернский кодекс здоровья.

• Сванидзе А. А. Средневековые города Западной Европы: некоторые общие проблемы // Город в средневековой цивилизации Западной Европы.

• Скржинская Е. Об одном средневековом «курорте» // Средневековый быт.

• Смирнова Е. Д. Нобилитет как феномен западноевропейского Средневековья (историко-историографический аспект).

• Стефанович А. Петух на готическом соборе // Средневековый быт.

• Стоклицкая-Терешкович В. В. Основные проблемы истории средневекового города X–XV вв.

• Стриженый луг. Фаблио XIII в.

• Тассо Т. Освобожденный Иерусалим.

• Тогоева О. Истинная правда.

• Тогоева О. Можно ли говорить о запретном.

• Тогоева О. Продажная любовь.

• Томасе К. Природа женщины // История женщин на Западе.

• Третьякова М. В. Испанский женский справочник XVI века // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия История. Международные отношения. 2015. Т. 15, вып. 1

• Тушина Г. Городская власть и горожане в зеркале статутов XII-XIII веков // Город в средневековой цивилизации Западной Европы.

• Уваров П. Ю. Социальное единство и социальный контроль внутри городских стен.

• Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в Средние века.

• Фоссье Р. Люди Средневековья.

• Фругони К. Женщина изображенная // История женщин на Западе.

• Фюрон Р. Проблема воды на земном шаре.

• Хартнелл Д. Голое Средневековье.

• Хачатурян Н. А. Политическая организация средневекового города.

• Хейзинга Й. Осень Средневековья.

• Чернова Л. Н. Под сенью Святого Павла: деловой мир Лондона XIV–XVI вв.

• Чернова Л. Н. Правящая элита Лондона XIV–XVI вв.: олдермены в контексте экономической, социальной и политической практики.

• Чосер Дж. Кентерберийские рассказы.

• Шекспир У. Комедии.

• Энциклопедический словарь Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. А. – Т. IV.

• Ялом М. История груди.

• Ялом М. История жены.

• Ястребицкая А. Женщина и общество // Средневековая Европа глазами современников и историков. Книга для чтения. Часть III. Средневековый человек и его мир.

• Ястребицкая А. Л. Западная Европа XI–XIII вв.

• Ястребицкая А. Л. Семья в средневековом городе.

 

• A Renaissance Courtesy Book. Edited by Lewis Einstein.

• Adamson M. Food in Medieval Times.

• Ángeles Pérez Samper M. Los recetarios de mujeres y para mujeres. Sobre la conservación y transmission de los saberes domésticos en la época moderna.

• Ángeles Pérez Samper M. Recetarios manuscritos de la España moderna.

• Barron C. M. London in the Later Middle Ages. Government and People 1200–1500.

• Barron C. M. London 1300–1540 // The Cambridge Urban History of Britain.

• Bartlett R. The medieval world complete.

• Bennett M. and McSheffrey S. Early, Erotic and Alien: Women Dressed as Men in Late Medieval London.

• Block E. C., Bethmont-Gallerand S., Hardwick P., Jones M. Profane Imagery in Marginal Arts of the Middle Ages.

• Caballero-Navas C. The care of women’s health and beauty: an experience shared by medieval Jewish and Christian women.

• Cabre M. Beautiful Bodies // A Cultural History of the Human Body.

• Cabre M. From a Master to a Laywoman: A Feminine Manual of Self-Help.

• Calendar of Early Mayor’s Court Rolls: 1298–1307.

• Calendar of wills proved and enrolled in the court of Husting, London. A.D. 1258–1688 / Ed. by R. Sharpe.

• Classen A. Sexuality in the Middle Ages and Early Modern Times: New Approaches to a Fundamental Cultural-Historical and Literary-Anthropological Theme.

• Copley G. The Boke of the Lapedarye Stonys and Other Middle English Lapidary Manuscripts in England.

• Crowfoot E., Pritchard F., Staniland K. Textiles and Clothing: Medieval Finds from Excavations in London.

• Dennison T. Does the European Marriage Pattern Explain Economic Growth?

• Dawn M. H. Body and sacred place in medieval Europe, 1100–1389.

• Dyer C. Everyday Life in Medieval England.

• Dyer C. Standards of living in the later Middle Ages: social change in England c. 1200–1520.

• Egan G. The Medieval Household Daily Living c. 1150–1450.

• Flemish Manuscript Painting in Context. Edited by Elizabeth Morrison and Thomas Kren.

• Froissart J. The Chronicles of Froissart.

• Gibbs P. W. The history of the manufacture of soap.

• Getz F. M. Medicine in the English Middle Ages.

• Gies J., Gies F. Daily Life in Medieval Times.

• Gies J., Gies F. Life in a Medieval Castle.

• Gies J., Gies F. Life in a Medieval City.

• Goodman R. How to Behave Badly in Elizabethan England: A Guide for Knaves, Fools, Harlots, Cuckolds, Drunkards, Liars, Thieves, and Braggarts.

• Goodman R. How to Behave Badly in Renaissance Britain.

• Goodman R. How to be a Tudor: A Dawn-to-Dusk Guide to Everyday Life.

• Green M. Bodies, Gender, Health, Disease: Recent Work on Medieval Women’s Medicine.

• Green M. From «Diseases of Women» to «Secrets of Women»: The Transformation of Gynecological Literature in the Later Middle Ages.

• Green M. Making Motherhood in Medieval England: The Evidence from Medicine // Motherhood, Religion, and Society in Medieval Europe, 400-1400. Essays Presented to Henrietta Leyser.

• Green M. «Recent Work on Women’s Medicine in Medieval Europe».

• Green M. The Trotula: A Medieval Compendium of Women’s Medicine.

• Green M. Who/What is «Trotula»?

• Gravett C. English Medieval Knight 1400–1500.

• Hurwich, Judith J. Noble Strategies: Marriage and Sexuality in the Zimmern Chronicle.

• Kendall P. Yorkist Age.

• Kosso C., Scott A. The Nature and Function of Water, Baths, Bathing, and Hygiene from Antiquity through the Renaissance.

• Lacroix P. Manners, Custom and Dress During the Middle Ages and During the Renaissance Period.

• Lacroix P. Military and Religious Life in the Middle Ages and the Period of the Renaissance.

• Leed D. «Ye Shall Have It Cleane»: Textile Cleaning Techniques in Renaissance Europe.

• Lindquist Sh. С. M. The Meanings of Nudity in Medieval Art.

• Le Goff J., The Medieval World.

• Leyser H. Medieval Women.

• Litzler M. F. A Corpus of Middle English Medical Prologues in the Sloane Collection of the British Library: An Introduction to the Genre in Prose.

• Manners and Household Expenses of England in the thirteenth and fifteenth centuries, illustrated by original records.

• Mitchell L. Family life in the Middle Ages.

• Manual de mujeres en el qual se contienen muchas y diversas reсeutas muy buenas.

• McTavish L. Reproduction. С 1500–1750.

• Moffat R. The Medieval Tournament. Chivalry heraldry and reality.

• Monter E. W. ed. European Witchcraft.

• Navas C. C. Secrets of women: naming female sexual difference in medieval herbrew medical literature.

• Park K. The Secrets of Women: Gender, Generation and the Origins of Human Dissection.

• Park K. Managing Childbirth and Fertility in Medieval Europe.

• Phillips K. A Cultural History of Women in the Middle Ages.

• Poly J.-P. Regime domanial et rapports de production «feodalistes» dans le Midi de la France (VIII–X siecles).

• Rawcliffe C., Weeda C. Policing the Urban Environment in Premodern Europe.

• Rawcliffe C., Wilson R. Medieval Norwich.

• Richmond C. The Paston Family in the Fifteenth Century.

• Rider C. Magic and Impotence in the Middle Ages.

• Robertson S. Age of Consent Laws // Children and Youth in History, 2018.

• Ruelle P. L’ornement des Dames.

• Sabine E. Latrines and Cesspools of Mediaeval London.

• Singman J. L. Daily Life in Medieval Europe.

• Smith V. Clean: A History of Personal Hygiene and Purity.

• Snodgrass M. E. Encyclopedia of Kitchen History.

• Sterner C. A Brief History of Miasmic Theory.

• Tavormina T. The Middle English Letter of Ipocras.

• Taylor C. The Disposal of Human Waste: A comparison between Ancient Rome and Medieval London.

• The Book Of Nurture By John Russell.

• The York mercers and merchant adventurers, 1356–1917.

• Thrupp S. The merchant class of the Medieval London (1300–1500).

• Verberg S. A most Copious and Exact Compendium of Sope – Medieval Soap Recipes.

• Verberg S. Clean clothes make the man. Period recipes and techniques to clean fabric of all manner of stains.

• Ward J. Women in England in the Middle Age.

• Weir A. Elizabeth of York: A Tudor Queen and Her World.

• Wilby M. J. Control, co-operation and conflict: an interdisciplinary study of later medieval urban water management in Britain AD 1066–1540.

• Yalom M. Birth of the Chess Queen.

• Young, Bruce W. 2008. Family Life in the Age of Shakespeare.


[1]Из фильма «Весна» – мнение женщины-ученой о кино, с тех пор многократно подтвержденное кинематографом, да и литературой тоже.

[2]Речь о героях исторического романа Генрика Сенкевича «Потоп».

[3]Джеффри Чосер (ок. 1340/1345 – 25 октября 1400) – английский поэт, дипломат, политик и чиновник, «отец английской поэзии». Считается одним из основоположников английской национальной литературы и литературного английского языка. Первый видный поэт, который стал писать свои сочинения не на латыни, а на английском. Сын виноторговца, оруженосец короля, посол в Италии, Франции и Фландрии, муж сестры герцогини Ланкастерской – он как никто знал все слои английского общества, от простолюдинов до королей.

[4]Удержусь от искушения вновь подробно рассказать, почему супружеский долг в Средние века понимался именно как долг и рыцарь обязан был доставить жене удовольствие. Все это есть в «Блудливом Средневековье».

[5]Вильгельм Апулийский – средневековый норманнский хронист. Между 1096 и 1099 годами написал «Деяния Роберта Гвискара», где прославлял герцога Апулии.

[6]Андрей Капеллан – средневековый автор. Около 1184–1186 гг. им был написан трактат «О любви в трех книгах» (De amore libri tres), также известный под названием «О науке куртуазной любви» (De arte honeste amandi). Это сочинение пользовалось широкой известностью и являлось единственным систематическим изложением концепции и этики куртуазной любви.

[7]Генрих Гентский (1217–1293) – средневековый бельгийский философ и теолог.

[8]Жорж Дюби (1919–1996) – французский историк-медиевист, член Французской академии, кавалер Ордена Почетного легиона.

[9]Жан Флори (1936–2018) – французский историк-медиевист, доктор филологических и гуманитарных наук, специалист по рыцарству и военным идеологиям.

[10]Мишель Пастуро (род. в 1947 г.) – французский историк-медиевист, специалист по геральдике, сфрагистике и нумизматике.

[11]На примере Монтайу, французского города XIII века. См. Le Roy Ladurie, Montaillou.

[12]Жоффруа IV де Ла Тур Ландри (между 1326 и 1330 – между 1402 и 1406) – средневековый французский дворянин и писатель из Анжу, участник Столетней войны, известный также как «Рыцарь Башни», автор «Книги рыцаря де Ла Тура Ландри, написанной в назидание его дочерям». Книга написана от первого лица на французском языке и представляет собой прозаический сборник назидательных новелл и анекдотов, а также наставлений, куртуазных правил и автобиографических сведений. Была очень популярна и многократно переписывалась и издавалась на протяжении XIV–XVI вв.

[13]Джорджо Вазари (30 июля 1511 – 27 июня 1574) – итальянский живописец, архитектор и писатель. Автор знаменитых «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.), основоположник современного искусствознания.

[14]Рут Гудман – британский историк, реконструктор, телеведущая и писательница. Участвовала в создании ряда документальных проектов, посвящённых британской социальной истории.

[15]Кретьен де Труа (ок. 1135 – между 1180 и 1190) – средневековый французский поэт, основоположник куртуазного романа, один из наиболее значимых писателей Средневековья. Первый писатель в истории французской литературы, к пяти сочинениям которого применим термин «роман», основатель цикла произведений о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Первым литературно обработал легенду о Святом Граале.

[16]Фома Аквинский (примерно 1225 – 9 марта 1274) – итальянский философ и теолог, один из самых авторитетных католических философов, канонизирован как святой. Фома Аквинский родился в семье графа Ландольфа Аквинского, учился в университетах Неаполя, Парижа и Кельна, против воли семьи вступил в доминиканский орден. Преподавал богословие в университетах Франции и Италии. Как теолог систематизировал ортодоксальную схоластику, связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля, сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум – в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, – в сверхъестественном откровении.

[17]Гален (129 или 131 год – около 200 или 217 года) – древнеримский медик, хирург и философ греческого происхождения. Его теории доминировали в европейской медицине в течение 1300 лет. В Средние века он был практически непререкаемым авторитетом. Его трудами по анатомии пользовались до 1543 года, его теория кровообращения просуществовала до 1628 года. Студенты-медики изучали Галена до XIX века включительно. Теория Галена о том, что мозг контролирует движения при помощи нервной системы, актуальна и сегодня.

[18]Абу Марван Ибн Зухр (от 1072 до 1094–1162) – арабский медик, третий представитель известной лекарской династии. Был придворным врачом в Севилье и считался одним из лучших медиков христианской и мусульманской Испании. Считается, что Ибн Зухр первым стал проверять новые лекарства на животных.

[19]Куста ибн Лука, он же Константин из Гелиополя (820–912) – уроженец Сирии, ученый-христианин, писавший на арабском языке. Философ, математик, астроном, врач, знаток греческой науки, одна из ключевых фигур в передаче знаний античности к арабо-мусульманскому миру. Константин собирал, переводил с греческого на арабский и комментировал тексты многих античных писателей. Написал множество трудов по медицине, а также по астрономии и математике.

[20]Встречается так же написание: “Manual de mujeres en el qual se contienen muchas y diversas reсeutas muy buenas”.

[21]Марина Владимировна Третьякова была моим научным руководителем в студенческие годы, именно под ее руководством я проводила исследование по французской средневековой городской культуре XIII–XV веков и с тех пор прониклась интересом к нерыцарской части средневекового общества. Поэтому было особенно приятно (и полезно) во время поисков материала встретить ее статью, посвященную одному из самых ценных источников по косметологии Позднего Средневековья, рецепты из которого я как раз начала переводить.

[22]Средневековая испанская мера, о которой мне не удалось найти точных данных.

[23]Собачьи дни – самая жаркая часть лета, ориентировочно начинающаяся с середины июля. Название связано с тем, что в древности они начинались одновременно с появлением на небосклоне Сириуса – «Собачьей звезды». Сейчас земная ось отклонилась, и Сириус с жарой никак не связан, но название осталось.

[24]Тутти – вещество на основе оксида цинка, очень популярное в Средние века, использовалось в косметологии и медицине.

[25]Тиберий Клавдий Квирина Менекрат (умер в I веке н. э.) – медик времён ранней Римской империи, основатель логической медицины.

[26]Плиний Старший (между 22 и 24 годами н. э. – 24 или 25 августа 79 года н. э.) – древнеримский писатель-эрудит, автор «Естественной истории» – крупнейшего энциклопедического сочинения античности.

[27]Аретей из Каппадокии (вторая половина I века – первая половина II века) – видный древнеримский медик и философ, труды которого сохранились до настоящего времени. Известен в первую очередь работами по психиатрии, эндокринологии и другим областям медицины, укоренил в клинике термин «диабет», первым описал с клинической точки зрения обморок и целиакию, провел ценные исследования паралича.

[28]Квинт Серен Саммоник (убит в декабре 211 или 212 г.) – древнеримский врач, писатель и ученый-антиквар. Обладатель величайшей частной библиотеки в античности. Предположительно автор поэмы “De medicina praecepta” («Наставление в медицине»), описывающей 64 болезни и методы их лечения, почерпнутые из Плиния и Диоскорида.

[29]F.W. Gibbs M.Sc. The history of the manufacture of soap, Annals of Science (1939).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.211 с.)