О гигиене в «книге манер» джона рассела 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О гигиене в «книге манер» джона рассела



“The Book Of Nurture By John Russell” – популярнейшее в XV веке руководство по этикету, манерам, воспитанию и домашнему хозяйству. «Эта книга интересна тем, что дает представление о домашней, семейной жизни английского аристократа, привычек в еде, правилах сервировки, поведении, нравах, – пишет Ирина Яхина, переводившая на русский язык отрывки из этой книги, касающиеся домоводства и гигиены. – Написана она в манере поучения. Автор в начале встречает отчаявшегося найти место службы юношу и обещает наставить его в премудростях ведения благополучного хозяйства, чтобы тот мог бы послужить хоть самому принцу: «Я научу, если ты будешь любить Бога и будешь верен своему господину».

Основная часть труда посвящена тому, как правильно подавать на стол, аккуратно разрезать пищу, положить, что с чем и почему, когда и как (и всё в стихах!): невероятное разнообразие блюд, соусов и десертов. А чего стоит перечисление званий и чинов в правильном порядке и то, как следует рассаживать за столом, никого не обидев, согласно рождению и положению, поместью и богатству, от короля до ремесленников!»

Так, Джон Рассел поясняет, что «рыцарь крови и владения выше бедного рыцаря» – то есть учитывается не только наличие рыцарского звания, но и происхождение. Для женщин это правило действует еще жестче, и леди королевской крови, даже если она бедна и замужем за простым рыцарем, все равно остается выше по положению, чем низкорожденная супруга знатного вельможи. Мэр Лондона выше мэра Квинборо, аббат Вестминстера стоит выше аббата Тинтерна, настоятель Кентерберийского выше приора Дадли. Но и это еще не все тонкости, потому что многое зависит от того, кем человек в данный момент служит – если король отправил посланника к лорду, то разместить его следует на степень выше его звания. Имел значение и, так сказать, стаж – доктор, получивший это звание 12 лет назад, стоял выше доктора, получившего свое звание, например, 9 лет назад.

Но самое интересное в книге Рассела – это советы, касающиеся гигиены и поведения (перевод Ирины Яхиной):

* «Подавай своему Господину для еды свежий хлеб; остальным – однодневный хлеб; для домашних – трехдневный хлеб (и будет профит, то есть выгодно); и для trencher (ломти хлеба, используемые в качестве тарелок) четырехдневный хлеб, это удобно».

 

* Далее следуют советы хранить соль белой и сухой в солонке из слоновой кости; скатерти и салфетки хранить всегда приятными и чистыми; ножи должны блестеть и ложки должны быть хорошо отмыты.

 

* Советы следить, чтобы вино не забродило и не текло, промывать краны холодной водой. Всегда носить с собой булавку, тряпку и льняные ткани.

 

* Советы как застелить стол, как накрыть приборы, приготовить вина, содержать все в чистоте, никогда не подавать никому несвежего напитка.

 

* Как правильно и ловко подать полотенце своему господину, когда он будет умываться перед едой.

 

* Как разрезать и положить хлеб.

 

* Любопытно наставление слуге всегда быть опрятно одетым, со свежими руками, очищенными ногтями, не кашлять, не плевать и не совать пальцы в чашки.

 

* Интересные мелочи: ложки должны подаваться завернутыми в полотенце; надо следить, чтобы у каждого гостя была салфетка, не пачкать стол грязным ножом и не прикасаться к хлебу после того, как разрезал.

 

* Весьма длинное и подробное наставление новоявленному слуге: не чесаться, не сморкаться, не ковырять в носу, не рыгать, не облизывать блюда, не расставлять ноги, не икать, не ковырять в зубах и не дышать на господина зловонным дыханием, и прочее, и прочее.

 

* Chamburlayñ, то есть камердинеру, слуге при комнате, советуется быть всегда чисто вымытым, аккуратно одетым, осторожным с огнем и свечами.

 

* Камердинер должен быть внимательным к хозяину, знать, какие вещи ему приятны. Готовить чистую рубашку и дублет, верхнюю и нижнюю котту, чулки, носки и тапочки «коричневые, как речная пиявка». И поутру вновь должно быть готово чистое белье, согретое у огня без дыма.

 

* Подробно, по пунктам, рассказано, в каком порядке лорда одевать, шнуровать, причесывать, подавать ему теплую воду для умывания и дневное платье. «Затем встань на колени и спроси своего господина: Сир, какое платье или гоун желаете вы надеть сегодня?», и, прежде, чем господин уйдет, аккуратно его почистить».

 

* Еще совет: в гардеробе господина следить, чтобы одежда выглядела светло, чистить мягкой щеткой хотя раз в неделю, следить за меховыми и шерстяными вещами, ибо моль близка и готова пожрать нечищеное.

 

* После ухода господина постель поправить, подушки взбить, следить за чистотой простыней и ночной вазы. И в «тайной комнате» застилать сукном, чтобы не было голого дерева в отверстии, положить там подушку, чистую ткань, приготовить тазик, воду и полотенце, чтобы господин мог умыться после посещения.

 

* Отдельный раздел в книге посвящен тому, как устроить ванну для лорда. Развесить простыни шатром над ванной и наполнить цветами и сладкими травами, приготовить пять или шесть губок, чтобы опираться на них и одну большую губку, чтобы сидеть на ней. Закрыть все простынями. Следить, чтобы дверь была закрыта. И взять таз, наполненный травами горячими и свежими, и мыть тело мягкой губкой, а после сполоснуть розовой водой теплой и приятной, и сопроводить господина до кровати. Приготовить носки и тапочки, подать белое и свежее белье и вытереть насухо.

 

* Здесь надо заметить, что имеется в виду обычная ванна, для мытья – это уточнение имеет смысл сделать, потому что есть распространенное мнение, что в Средние века в ваннах не мылись, а использовали их только для разврата или при лечении. Но медицинская ванна у Джона Рассела упоминается отдельно, и для нее он советует заварить:

“Holy hokke / & yardehok / peritory / and þe brown fenelle, centaury, walle wort / herbe Iohñ / Sentory / rybbewort / & camamelle, herb-benet, hey hove/ heyriff / herbe benet / bresewort / & smallache, scabious, broke lempk / Scabiose / Bilgres / wildflax / is good for ache; wethy leves / grene otes / boyled in fere fulle soft” – «мальву, постенницу, и коричневый фенхель, бузину, зверобой, золототысячник, подорожник и ромашку, плющ (будра плющевидная), подмаренник, гравилат, мыльнянку, сельдерей, веронику (Veronica beccabunga), скабиозу, Bilgres (возможно – белена чёрная), льнянку – это хорошо от болей; листья ивы, grene otes (зерно овса?)».

 

И посадить своего господина над судном, так горячо, как только он сможет вынести, и укутать его хорошо, закрыть со всех сторон. И какой бы болезнь ни была, она пройдет, так говорят мужчины. (Фитобочка практически.)

Трудно посчитать, сколько раз в этом лирическом наставлении упоминаются слова fayre – ясный, яркий, приятный глазу, и clene; feyre & clene; fayre y-wasche.

Мытая Европа

Напишу несколько слов и о других странах. В XIV веке в Вене имелось 29 общественных бань, в Нюрнберге – 9, в Эрфурте – 10. Во Франкфурте конца XIV века цех банщиков включал 25 специалистов, не считая подмастерьев и наемных работников.

В банях мылись даже монахи – несмотря на проповедь аскетизма, между физической чистотой и душевной слишком часто проводились параллели, чтобы их игнорировать. Устав клюнийцев предполагал посещение бань дважды в год, а устав бенедиктинцев – четырежды.

Фернан Бродель в книге «Структуры повседневности» пишет: «Бани были правилом во всей средневековой Европе – как частные, так и весьма многочисленные общественные. Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных. А что касается зажиточных домов, то все они располагали банями в подвалах; тут находились парильня и кадки: обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами».

Немецкие историки и археологи Хауке Кенцлер и Ингольф Эриксон в статье об общественных городских банях в Средневековье тоже пишут, что их наличие было нормой по всей Европе и что в городах было принято ходить в баню даже не раз в неделю, как в деревне, а два или три. Также они сообщают некоторые подробности, характерные прежде всего для бань в германских государствах – так, например, женщины в бане носили длинную сорочку без рукавов (это одеяние можно увидеть на сохранившихся миниатюрах XIV–XV вв.), а мужчины либо брэ (средневековый аналог трусов), либо рубашку. Одежда же сдавалась на хранение под ответственность сторожа. На головы купающиеся надевали соломенные шляпы, которые можно было получить прямо на месте.

 

Библия Венцеслава, Прага, 1380–1400 гг.

 

Банщица, прорисовка XIX века с миниатюры XV века

 

Перед приходом очередных посетителей банщики мыли все банные принадлежности и обливали пол водой. Для разогрева тела и заодно в качестве скраба использовали веники из березы или дуба. После парной и обработки веником мылись с мылом, ополаскивались и отправлялись к цирюльнику, который обычно работал там же при бане, чтобы постричься и побриться, а если нужно, то еще и сделать кровопускание, которым лечились от многих болезней. При желании можно было отдохнуть в ванне – большой кадке с водой.

 

Рождество богородицы. Фрагмент. Мастер Шоттенского алтаря. 1480 г. Вена.

 

Кенцлер и Эриксон, будучи археологами, отдельно останавливаются на археологических находках на месте средневековых бань – ножах, ножницах, расческах, чашах для крови, бритвах, масляных лампах и глиняных «тазах» для стирки одежды. Кроме того, найдено много посуды и игральных костей, и это подтверждает, что в банях не только мылись, но и развлекались не хуже древних римлян. Как именно – можно тоже увидеть на многочисленных изображениях. Впрочем, надо сделать одно уточнение – хоть на этих рисунках мужчины и нарисованы в ваннах вместе с женщинами, это не означает, что банщицы были еще и проститутками. Конечно, некоторые из них так подрабатывали, но нелегально. Женщину для плотских утех нужно было приводить с собой – разумеется, документы никто не спрашивал, все просто делали вид, что благородный господин пришел вместе с женой. На миниатюрах, в том числе и других стран, тоже можно заметить, что в банях мужчинам составляют компанию два вида женщин: одни, раздетые и в накрученных на головах покрывалах, купаются или пируют, а другие, полностью одетые, прислуживают гостям.

Вирджиния Смит цитирует описание курорта в городе Баден в 1416 году с его двумя центральными общественными банями и двадцатью восемью частными банями: «В некоторых частных банях мужчины свободно общаются со своими родственницами и подругами. Они заходят в воду три или четыре раза в день и большую часть времени проводят в банях, где развлекаются пением, питьем и танцами. В мелких бассейнах они также играют на арфе. Приятно видеть, как юные девушки настраивают свои лиры, словно нимфы, и их легкие одежды плавают на поверхности воды. Они действительно похожи на множество Венер, выходящих из океана… Мужчины носят только пару штанов. Женщины одеты в льняные сорочки без рукавов, которые… не закрывают ни шею, ни грудь, ни руки… Каждый имеет свободный доступ во все бани, чтобы увидеть всех гостей, поговорить и пошутить с ними. Когда дамы входят в воду и выходят из нее, они выставляют на обозрение значительную часть своей фигуры…»

Термальный курорт в Бате ведет свое начало примерно от 800 года, он был основан решением местных властей. В Будапеште термальные ванны также начали строиться по воле первого короля Венгрии, Стефана, в 1015–1027 годах. В Висбадене вокруг горячих источников была настоящая борьба, которая закончилась победой австрийских герцогов. В Бад-кройте в Швейцарии или в Баньи-де-Виньоли в Италии термальные источники находились во владении церковных властей. Да и обычные бани чаще всего принадлежали королю, архиепископу, как в Лондоне, или кому-то из местных магнатов. Все это была, конечно, прежде всего борьба не за чистоту, а за деньги – бани приносили очень большой доход.

Немного документов

«Саксонское зерцало», старейший германский правовой сборник первой четверти XIII века, статья 89: «Если кто-либо возьмет из общественной бани чужой меч, или платье, или умывальный таз, или ножницы, которые по общему мнению похожи на его вещи, то эту вещь можно задержать и требовать ее возвращения».

Валенсийский кодекс XIII века, статья 26: «Всякий, кто у женщины, которая будет мыться в бане, украдет одежду или отнимет, платит триста солидов».

Bjarkoaratten, общегородской кодекс Швеции, 1345 год, статья 18: «Тот, кто убьет другого в бане, должен заплатит двойной штраф. Тот, кто совершил кражу в бане на сумму более половины марки, спасет свою жизнь, заплатив сорок марок, или будет повешен».

Westgötalag, еще один шведский кодекс XIII века, 6 параграф раздела «Преступления, не искупаемые штрафом»: «…убьет в бане, убьет, когда он справляет нужду, выколет мужчине оба глаза, отрубит мужчине обе ноги, если кто убьет женщину, все это злодеяние».

“El fuero de sepulveda” – свод законов испанского города Сепульведа, примерно 1300 года: «Пусть мужчины идут сообща в баню во вторник, четверг и субботу. Женщины идут в понедельник и в среду. И евреи идут в пятницу и в воскресенье. Ни мужчина, ни женщина не дают больше одного меаха при входе в баню. Слуги мужчин и женщин ничего не дают, а также дети [не дают]. Также, если мужчина войдет в баню или в одно из помещений бани в женский день, платит десять мараведи. Также, если какая-либо женщина в мужской день войдет в баню или будет встречена там ночью и оскорбит ее кто-либо или возьмет силой, то не платит никакого штрафа и не становится врагом. Также мужчину, который в другой день возьмет силой женщину в бане или опозорит ее, должны сбросить. Пусть женщины свидетельствуют в бане, или в пекарне, или у источника, или у реки, или там, где прядут или ткут… Также, если христианин войдет в баню в день евреев или еврей в дни христиан и евреи ранят христианина или христиане еврея или убьют его, не платят никакого штрафа. Также хозяин бани обеспечивает тех, кто будет мыться, тем, во что набирают воду, и другими вещами; и если не сделает так, то платит он пять солидов истцу и судье. Также тому, кто украдет какую-либо вещь из [его] вещей или из тех, которые необходимы в бане, надлежит отрезать уши. Также, если [кто-либо] украдет какую-либо вещь, которой моются, платит десять менкалей и лишается ушей, а [если стоимость украденного] свыше двадцати [мараведи], должен быть сброшен»

Там же: «Любая работа, которую всякий в своем земельном владении сделает, пусть будет прочна и постоянна, чтобы никто не мог ни помешать, ни запретить делать любую работу, ни [построить] печь для выпечки хлеба, ни дом, ни баню, ни мельницу…»

Популярность общественных бань пошла на спад вместе с концом Средневековья. Колумб привез из Америки сифилис, одновременно в Европе начались религиозные брожения, и церковь стала «закручивать гайки», а потом появились пуритане и вовсе запретили мыться голыми на глазах у других людей, да и перенаселенность привела к новым эпидемиям. Уже в 1526 году Эразм Роттердамский писал: «Двадцать пять лет тому назад ничто не было так популярно в Брабанте, как общественные бани: сегодня их уже нет – чума научила нас обходиться без них».

Праздники в ванне

Купание во все времена было кроме мытья еще и способом приятного времяпрепровождения, поэтому между римскими термами, средневековыми общественными банями для богачей и современными саунами разница не так уж велика. Везде можно было помыться, перекусить, выпить, получить массаж и косметические услуги, а при желании и хорошей доплате еще и развлечься с противоположным полом.

Были и домашние праздники, отмечаемые купанием. Так, Кристина Пизанская[32] писала о своем посещении богатого купеческого дома в Париже: «В этой постели лежала женщина, которая должна была скоро рожать, одетая в алый шелк и обложенная подушками из того же шелка с большими жемчужными пуговицами… Бог знает, сколько денег было потрачено на увеселения, купания и различные светские развлечения по парижским обычаям для родивших женщин…»

 

Личная ванна. Валерий Максим, «Достопамятные деяния и изречения», Франция, вторая половина XV в.

 

Вирджиния Смит пишет, что «вечеринки» в ваннах были обычным делом для богатых французских женщин. После родов врачи заставляли их долгое время проводить в постели для восстановления, и когда подруги приходили к ним в гости, они не могли вместе куда-то отправиться, зато могли принести еду и вино и совместно отдыхать в ваннах.

Традиция хорошо проводить время в ваннах и банях распространялась и на довольно официальные мероприятия. Еще Карл Великий собирал советников в термах своего дворца в Ахене, и они решали государственные дела, с удовольствием нежась в горячей воде. Но превратить купания в роскошный праздник, смешанный с политикой, сумели в первую очередь бургундские герцоги, являвшиеся большими мастерами делать роскошное шоу из чего угодно.

 

Ванна Венеры, Мартин ле Франс, «Турнир дам», Париж, 1440 г.

 

Например, рассказывали, что Филипп Добрый в декабре 1462 года дал несколько банкетов в банях своего дворца для большей части местной знати, в том числе один для послов герцога Баварского и графа Вюртембургского, где были «приготовлены пять мясных блюд, чтобы полакомиться ими в банях». А в 1466 году во дворце герцога Бургундского в Брюгге были перестроены и обновлены купальные помещения – в преддверии свадьбы Карла Смелого и английской принцессы Маргариты Йоркской. Для герцога и его гостей были предусмотрены парилки и цирюльни, но главной достопримечательностью была большая емкость для купания, привезенная в Брюгге из Валансьена. Эта ванна была так велика, что для того чтобы доставить ее во дворец, пришлось проделать дыру в стене.

Дамы тоже устраивали полуофициальные празднества в банях – к примеру королева Шарлотта Савойская и ее придворные дамы веселились в 1476 году в Париже на пиру, где кроме накрытых столов им были приготовлены «богато украшенные ванны».

Конец банной культуры

Чтобы закончить с вопросами гигиены, я решила, что поскольку, рассказывая о Средневековье, я то и дело забегаю в чуть более поздние времена, стоит добавить несколько слов и о том, как мылись в эпоху Ренессанса и Новое время.

Увы, Колумб из Америки привез не только золото, но и сифилис. Людям потребовалось не так много времени, чтобы понять, что новое страшное заболевание распространяется не только половым путем, но и через общие бани. Наступавшая Реформация усилила рост ханжеских настроений – и дело даже не только в том, что в банях часто оказывали и интимные услуги, просто к самой наготе стали относиться куда негативнее, и «выставлявшиеся на обозрение значительные части фигуры» начали вызывать негодование у протестантских моралистов. Многие исследователи вопросов гигиены напоминают, что рост населения привел к вырубке лесов – на строительство и дрова, потом на мыло и стекло, а потом на древесный уголь и выплавку металлов. А это, в свою очередь, привело к удорожанию древесины, и ванны стали попросту слишком дороги.

Так что многовековая культура общих бань, существовавшая в Европе с античных времен, за короткий срок пришла в упадок.

Свою лепту внесли и врачи. Я не специалист по медицине Нового времени, поэтому не рискну строить предположения, явилось распространившееся в XVI веке мнение о том, что вода открывает поры для миазмов переносящихся по воздуху болезней, следствием исчезновения банной культуры или медики так решили потому, что в банях часто заражались венерическими болезнями. Как бы то ни было, это мнение укрепилось в медицине и продержалось очень долго. Людям обеспеченным тоже не советовали лишний раз мокнуть в воде, и вскоре ванна даже в богатых домах стала… не то чтобы редкостью, нет, ванны остались, просто мыться в них стали гораздо реже.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.29 (0.03 с.)