Критерий № 2 «Логичность изложения» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерий № 2 «Логичность изложения»



Проверяется умение участника логично, последовательно излагать содержание исходного текста, избегать неоправданных повторов и нарушений последовательности внутри смысловых частей изложения.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла изложенного. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Использование элементов стиля исходного текста»

Проверяется умение участника сохранить в изложении отдельные элементы стиля исходного текста.

«Незачет» ставится при условии, если в изложении полностью отсутствуют элементы стиля исходного текста. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

Проверяется умение участника выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные речевые конструкции.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе грубые речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла изложения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 5 «Грамотность» [9] [10]

Проверяется грамотность участника. «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более десяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

 

Приложение 3. Рекомендации по квалификации ошибок при проверке итоговых изложений

При проверке изложения учитываются ошибки следующих видов:

1) логические ошибки, связанные с нарушением законов логики как в пределах одного предложения, суждения, так и в пределах целого текста, например: сопоставление (противопоставление) различных по объему и содержанию понятий, использование взаимоисключающих понятий, подмена одного суждения другим, необоснованное противопоставление, установление неверных причинно-следственных связей, несоответствие аргументации заявленному тезису, неправильное формирование контраргументов, отсутствие связи между сформулированной проблемой и высказанным мнением в связи с обозначенной проблемой, неиспользование или неправильное использование средств логической связи, неправильное деление текста на абзацы; 

2) речевые (в том числе стилистические) ошибки, нарушение стилевого единства

текста;

3) грамматические ошибки;

4) орфографические и пунктуационные ошибки;

5) несоблюдение требуемого объема. 

Предлагаемый ниже материал не имеет исчерпывающего характера, но может помочь учителю квалифицировать наиболее типичные ошибки, допускаемые выпускниками в изложениях[11].

       Ошибки, связанные с содержанием и логикой работы выпускника. Фактические ошибки.

Нарушение требования достоверности в передаче фактического материала влечет фактические ошибки, представляющие собой искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей. 

Выделяется две категории фактических ошибок. 

Ошибки в фоновом материале – различного рода искажения фактов, не связанных с литературным материалом.

Логические ошибки.

Логическая ошибка – нарушение правил или законов логики, признак формальной несостоятельности определений, рассуждений, доказательств и выводов. Логические ошибки включают в себя широкий спектр нарушений в построении развернутого монологического высказывания на заданную тему, начиная с отступлений от темы, пропуска необходимых частей работы, отсутствия связи между частями и заканчивая отдельными логическими несообразностями в толковании фактов и явлений. К характерным логическим ошибкам экзаменуемых относятся: 

– нарушение последовательности высказывания;

– отсутствие связи между частями высказывания;

– неоправданное повторение изложенной выше мысли;

– включение в микротему другой микротемы;

– несоразмерность частей высказывания;

– отсутствие необходимых частей высказывания и т.п.;

– нарушение причинно-следственных связей;

– нарушение логико-композиционной структуры текста. 

Текст представляет собой группу тесно взаимосвязанных по смыслу и грамматически предложений, раскрывающих одну микротему. Текст имеет, как правило, следующую логико-композиционную структуру: зачин (начало мысли, формулировка темы), средняя часть (развитие мысли, темы) и концовка (подведение итога). Следует отметить, что данная композиция является характерной, типовой, но не обязательной. В зависимости от структуры произведения или его фрагментов возможны тексты без какого-либо из этих компонентов. Текст, в отличие от единичного предложения, имеет гибкую структуру, поэтому при его построении есть некоторая свобода выбора форм. Однако она небеспредельна. При написании изложения необходимо логично и аргументированно строить монологическое высказывание, делать обобщения.

Ошибки, связанные с нарушением речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных норм

При проверке и оценке итогового изложения учитывается грамотность выпускника. Приведенный ниже материал поможет при квалификации разных типов ошибок.

Речевые ошибки. Речевая (в том числе стилистическая) ошибка – это ошибка не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм. Например,в предложении «Он обратно прочитал название книги» произошло смешение слов, близких по значению «снова». К речевым (в том числе стилистическим) ошибкам следует относить:

– употребление слова в несвойственном ему значении;

– употребление иностилевых слов и выражений;

– неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных средств; 4) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;

– смешение лексики разных исторических эпох;

– нарушение лексической сочетаемости (слова в русском языке сочетаются друг с другом в зависимости от их смысла; от традиций употребления, вызванных языковой практикой (слова с ограниченной сочетаемостью));

– употребление лишнего слова (плеоназм);

– повторение или двойное употребление в тексте близких по смыслу синонимов без оправданной необходимости (тавтология);

– необоснованный пропуск слова;

– бедность и однообразие синтаксических конструкций;

– порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.

Разграничение видов речевых (в том числе стилистических) ошибок особенно важно при оценивании работ высокого и среднего уровней. В то же время следует помнить, что соблюдение единства стиля – самое высокое достижение пишущего. Поэтому отдельные стилистические погрешности, допущенные школьниками, предлагается считать стилистическими недочетами.

Речевые ошибки следует отличать от ошибок грамматических (об этом см. ниже).

Анализ изложений выявил следующие речевые ошибки: нарушения, связанные с неразвитостью речи, а именно: плеоназм, тавтология, речевые штампы, немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств; канцелярит; неразличение (смешение) паронимов; ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов; не устраненная контекстом многозначность. 

К наиболее частотным ошибкам относятся следующие.

Неразличение (смешение) паронимов: Мальчишкам очень нравился этот красивый, мускульный человек; все его тело дрожало от не терпимого напряжения; плыть было очень тягостно…

Ошибки в выборе синонима: Старый моряк вышел на прогулку в своем нарядном кителе (вместо слова парадный в предложении ошибочно употреблен его синоним нарядный); Нарушение лексической сочетаемости: Их сильная дружба бросалась в глаза. Он был для ребят образцом для подражания. Тот орел, который одержал первенство, составлял ей пару. Поступок Сергея Алексеевича приобрел уважение в глазах мальчишек. Грамматические ошибки. Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения; нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической. Для обнаружения грамматической ошибки не нужен контекст, и в этом ее отличие от речевой ошибки, которая выявляется в контексте. Не следует также путать ошибки грамматические и орфографические.

Грамматические ошибки состоят: в ошибочном словообразовании; ошибочном образовании форм частей речи; в нарушении согласования, управления, видо-временной соотнесенности глагольных форм; в нарушении связи между подлежащим и сказуемым; в ошибочном построении предложения с деепричастным или причастным оборотом, однородными членами, а также сложных предложений; в смешении прямой и косвенной речи; в нарушении границ предложения. Например:

Неподсильные вместо непосильные, надвисающие над глазами брови вместо нависающие, подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство (здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использованы не та приставка или не тот суффикс); заплатить за квартплату, мать очень беспокоилась за сына, Вася предположил о червяке, забравшемся под кору, удостоен наградой (нарушена структура словосочетания: не соблюдаются нормы управления);

Недалеко от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями; Добравшись до поляны, мне стало грустно; (неправильно построены предложения с однородными членами (1) и деепричастным оборотом (2), т.е. нарушены синтаксические нормы).

Наиболее типичными грамматическими ошибками являются ошибки, связанные с употреблением глагольных форм, наречий, частиц:

– ошибки в образовании личных форм глаголов: Прилетевший орел стерегет свое гнездо; Им двигает чувство сострадания (норма для употребленного в тексте значения глаголов стережет, движет);

– неправильное употребление временных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует ...даст… научит... или... дает... учит...); Или какой-нибудь ребенок решил поиграть со спичками и поджигает дерево (правильно – …решил поиграть со спичками и поджег дерево);

– ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует стекавшие); Мальчики обратили внимание на Сергея Алексеевича, сидящего на камне (правильно – сидевшего).

– ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма выйдя); Спя Фрам вздрагивал. Г лагол спать относится к тем глаголам несовершенного вида, которые не могут иметь формы деепричастия. Правильно - Фрам вздрагивал во сне. )...  

– неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма тут);

– ошибки, связанные с нарушением правил грамматики, вызванные просторечием и диалектом.

Кроме того, к типичным можно отнести и синтаксические ошибки, а именно:

– нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (правильно это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (вместо нужны смелость, знания, честность);

– ошибки, связанные с употреблением частиц: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается): В тексте всего раскрываются две проблемы (ограничительная частица всего должна стоять перед подлежащим:... всего две проблемы);

– неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;

– неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.

Орфографические ошибки. Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении; для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях, например: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина.

На оценку распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках (см. «Нормы оценки знаний, умений и навыков по русскому языку»).

Среди орфографических ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

– в исключениях из правил;

– в написании прописной буквы в составных собственных наименованиях;

– в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

– в написании и и ы после приставок;

– в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.).

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды; рот – ротик; грустный – грустить; резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущено две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

При оценке исправляются, но не учитываются следующие ошибки:

– в переносе слов;

– буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта);

– в названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог;

– при переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы);

– в собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент... (дон Педро и Дон Кихот);

– сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город, пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант); 

– на правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного/раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой/предлогом: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную)).

В отдельную категорию выделяются графические ошибки, т.е. различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания, например неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля). Эти ошибки связаны с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. 

К графическим средствам также относятся различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения. 

Одиночные графические ошибки не учитываются при проверке, но если таких ошибок больше пяти на 100 слов, то работу следует признать безграмотной.

 Пунктуационные ошибки

Пунктуационная ошибка – это неиспользование пишущим необходимого знака препинания или его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим.

В соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков по русскому языку» исправляются, но не учитываются следующие пунктуационные ошибки:

– тире в неполном предложении;

– запятые при несогласованных определениях, относящихся к нарицательным именам существительным;

– запятые при ограничительно-выделительных оборотах;

– невыделение или выделение запятыми различение омонимичных частиц и междометий;

– знаки препинания при передаче авторской пунктуации.

Среди пунктуационных ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

– замена одного знака препинания другим;

– пропуск одного из сочетающихся знаков препинания или нарушение их последовательности. 

Правила подсчета однотипных и повторяющихся ошибок на пунктуационные ошибки не распространяются.

 


[1] См.: Ивченков П.Ф. Обучающие изложения. 5–9 классы, М., 1994. С. 3.

[2] Ивченков П.Ф. Указ. соч. С. 3.

[3] Там же.

[4] Пленкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста. 3-е изд., М.: 1988. С. 6.

[5] Там же. С. 9.

[6] Жинкин Н.И. Речь как проводник информации М.: Наука, 1982 

Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С., Новоселова Л.Л. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. 5–9 классы М.: 1991. С. 7. 

[7] Пленкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста. 3-е изд., М., 1988. С. 11.

 

 

[8] При подсчёте слов в изложении учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

[9] На оценку сочинения по Критерию № 5 распространяются положения о негрубых и однотипных ошибках. При оценке грамотности следует учитывать специфику письменной речи глухих и слабослышащих обучающихся, проявляющуюся в «аграмматизмах», которые должны рассматриваться как однотипные и негрубые ошибки. Дополнительная информация об оценивании по Критерию № 5 представлена в Методических рекомендациях для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019/2020 учебном году.

[10] Итоговое изложение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме. Оценивание итогового изложения указанной категории участников итогового изложения проводится по двум установленным требованиям «Объем итогового изложения» и «Самостоятельность написания итогового изложения». Итоговое изложение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. Для получения «зачета» за итоговое изложение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно «зачет» по одному из критериев № 3 или № 4. Итоговое изложение в устной форме по Критерию № 5 не проверяется.

[11] Подробнее о квалификации ошибок см. в «Учебно-методических материалах для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ по русскому языку». Данный материал размещен на сайте ФИПИ 

(http://fipi.ru/ege-i-gve-11/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.04 с.)