Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диалектика взаимосвязи фундаментального и прикладного знанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Научное познание не завершается развитием теории: важнейшей его закономерностью является восхождение от теории к практике. В организационно-структурном плане это выражается в том, что в науке постепенно формируются прикладные разделы, обеспечивающие ее соединение с практикой. Наряду с теоретической функцией науки, связанной с открытием новых объективных законов, формируются практическая (открытие совершенно новых принципов практического использования объективных законов) и прикладная (разработка конкретных способов использования объективных — природных и социальных — законов при разработке и создании новой техники, технологии, организации производства, методик социального и экономического планирования и управления и т.п.) функции науки. Научные знания расчленяются на фундаментальные и прикладные с соответствующими им методами исследования и разработки. Отличая фундаментальные исследования от прикладных, следует в то же время учитывать их единство и взаимосвязь. Предметная деятельность, практика может непосредственно определять направление научных исследований в прикладных науках, влиять на внутренний строй (методы, структуру) соответствующих теорий, тогда как на область фундаментальных теорий такое воздействие практики может быть опосредовано исторически складывающимся строем, стилем мышления, воздействием других форм общественного сознания, системой ценностей общества. В нашей стране Великий Октябрь коренным образом изменил роль и место науки в обществе. «...Ни при одном общественном строе до сих пор наука не занимала такого, я бы сказал, определяющего положения в экономическом и общественном развитии, как при социализме и тем более при строящемся коммунизме. Животворный источник технико-экономического и социального прогресса, роста духовной культуры народа и его благосостояния — вот что такое для нас наука сегодня»33. В связи с этим одна из важных задач науки заключается в том, чтобы конкретно раскрыть, какими путями социально-экономические факторы воздействуют на внутренний строй науки, каким образом Социальное включается в логическое и преобразует его34. К.Маркс, раскрывая диалектический характер процесса практического применения теории, отмечал: «...только опыт комбинированного рабочего открывает и показывает, где и как надо экономить, как проще всего воспользоваться уже сделанными открытиями, какие практические затруднения приходится преодолевать, следуя требованиям теории, — применяя ее к производственному процессу, и т.д.»35. Именно «опыт комбинированного рабочего» чаще всего лежит в основе получения новых теоретических знаний в области прикладной науки, позволяющих указать, каким образом нужно преодолевать «практические затруднения», «следуя требованиям теории». Исходя из взаимосвязи и взаимообусловленности прикладных и фундаментальных исследований, целостности науки как формы общественного сознания, можно сказать, что в конечном счете именно изменения практических задач, встающих перед прикладными науками, определяют и общую направленность фундаментального научного поиска. При этом нужно иметь в виду, что такое воздействие практики на общее направление развития науки может быть как непосредственным, так и опосредованным. Так, развитие тепло- и электротехники, освоение Мирового океана и околоземного пространства и ряд других проблем, выдвинутых практикой, воздействовали одновременно и непосредственно на все — прикладные и фундаментальные — научные исследования. Нередко практика стимулирует развитие неожиданных направлений прежде всего в фундаментальных исследованиях. Например, из решения задач баллистики выросла математическая теория кривых, исследование заболеваний винограда привело к открытию вирусов, расчет объема бочек явился толчком к созданию математической теории конических сечений и т.п. Еще более отдаленную, многократно опосредованную связь с практикой мы обнаруживаем при создании таких теорий, как, скажем, теория относительности. Развитие электротехнического производства остро поставило проблему технических стандартов, решение которой стимулировало развитие теории и методов приборостроения. Появление приборов высокой точности позволило осуществить постановку экспериментов такой сложности, как опыт Майкельсона — Морли, в результате которого удалось измерить величины, считавшиеся прежде неизмеримо малыми. Но независимо от того, опосредованна или непосредственна связь фундаментальных исследований с практикой, именно последняя в конечном счете толкает вперед развитие науки, делает актуальными или неактуальными, престижными или непрестижными те или иные направления исследований. В то же время чем более фундаментальной является наука, тем в большей мере проявляется ее относительная самостоятельность, тем более неожиданными могут оказаться для практики ее открытия, связанные с организацией новых направлений в решении практических задач и удовлетворении потребностей общества. Таким образом, мы сталкиваемся здесь с еще одним проявлением противоречивости процесса научного познания. С одной стороны, практика через прикладные науки определяет общую направленность научных исследований, в том числе и фундаментальных, и поэтому нужды практики должны в первую очередь приниматься во внимание при планировании научно-технического прогресса. С другой стороны, в силу относительной самостоятельности науки именно ее наиболее удаленные от непосредственной связи с практикой разделы таят в себе возможность революционизировать в конечном счете саму практику. Это противоречие имеет и другую особенность. Через прикладные разделы наука в целом оказывает повседневное воздействие на практику, обогащает ее и ускоряет развитие общества, но в то же время она не всегда может предугадать, а тем более точно предсказать отдаленные последствия своего воздействия на практику. Фундаментальные разделы науки раздвигают горизонты предвидения, но непосредственно к практике почти неприменимы. Разрешение этого противоречия состоит в гармоническом развитии всех разделов фундаментальных и прикладных наук. «Страна, — отмечалось на XXVI съезде КПСС,- крайне нуждается в том, чтобы усилия «большой науки», наряду с разработкой теоретических проблем, в большей мере были сосредоточены на решении ключевых народнохозяйственных вопросов, на открытиях, способных внести подлинно революционные изменения в производство»36. В «Основных направлениях Экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года» записано: «...своевременно определять и изменять направленность исследований и разработок, организационную структуру научных учреждений в соответствии с требованиями научно-технической революции. Усилить взаимодействие общественных, естественных и технических наук»37. Указанные задачи определяют дальнейшее развитие не только нашей науки, но и марксистско-ленинской философии, материалистической диалектики на ближайшее десятилетие, поскольку от нее зависит разработка методологических основ науки. Таким образом, общий цикл научного познания не завершается теоретическим описанием объекта, а продолжается в основанных на теории разработках способов его использования и преобразования в общественной практике. Тем самым разрыв между наукой и практикой, исторически возникший в условиях классово антагонистического общества на базе разделения умственного и физического труда, все более сокращается, а в развитом социалистическом обществе постепенно ликвидируется; научная мысль все непосредственнее вплетается в живую ткань производственной и социальной практики человечества. Реализация данной исторической тенденции должна иметь под собой следующие объективные условия. Во-первых, развитие общественного производства должно подняться на такую ступень, когда дальнейшее повышение эффективности общественной производительной силы труда оказывается возможным только с помощью науки, использование которой становится насущной потребностью общественного производства. Во-вторых, сама наука должна достичь такой стадии зрелости, на которой она может оперативно и своевременно давать ответы на самые разнообразные запросы практики, В-третьих, общество должно подняться на такой уровень развития, когда научно определяемые цели производства не будут расходиться с его интересами и потребностями. Первые две предпосылки складываются в недрах капиталистической формации, третья реализуется только в условиях социализма. Тем самым вопрос о диалектике теории и практики приобретает новый смысл, поскольку он непосредственно связывается с диалектикой формирования потребностей общества в новых научных знаниях, а также с их удовлетворением. Решение этого вопроса возможно на основе диалектики научного познания не только природных, но и социальных процессов. Учитывая определяющее значение связи наука — общественное производство по отношению к остальным связям науки и практики, остановимся на ней несколько подробнее. Уже простое перечисление задач, отражающих запросы повседневной практически-преобразующей деятельности социалистического общества, убеждает в том, что они сложны, комплексны и динамичны. Преобразование природных условий, «творение» по научным «проектам» растительного, животного мира, создание материалов с заданными свойствами, раскрытие тайн Мирового океана, освоение космического пространства, сооружение огромных технических комплексов, создание материально-технической базы коммунизма — таковы задачи современной практики общества развитого социализма. Разумеется, сейчас, когда престиж науки необычайно высок, важно проанализировать объективные основания взаимосвязи научного познания и современной практики, заключенные прежде всего в области материального производства. В речи на торжественном заседании, посвященном 250-летнему юбилею Академии наук СССР, Л.И.Брежнев, обращая внимание на необходимость выработки на длительный срок стратегии научно-технического прогресса, отмечал: «Строя коммунизм, мы должны возможно яснее представлять себе, каким будет производственный аппарат будущего общества»38. Но «производственный аппарат будущего» обусловлен материально-технической базой, создаваемой в наши дни, современным социалистическим общественным производством. В то же время практика решения задач, связанных с возрастанием активного воздействия общества на природу, преобразующего ее, радикально изменяющего условия естественного саморазвития природы, обнаруживает объективно-диалектические основания динамичного и комплексного характера этих задач. Природа, подвергаясь все нарастающему воздействию со стороны общества, требует сбалансированного с ее возможностями производства, выработки единых надежных средств управления природными и социальными процессами. При всей сложности этой задачи ее решение является одним из важнейших условий дальнейшего социально-экономического прогресса общества и требует соответственно развития в этом направлений всего теоретического знания. Именно совершенствование системы средств, позволяющих более эффективно организовать практику, и в частности упорядочить взаимосвязь природы и общества, способствовало в последние десятилетия развитию таких новых научных методов, как системно-функциональный и кибернетический методы, вероятностный анализ, математическое моделирование и др. Таким образом, практическое использование теоретического знания выдвигает методологические проблемы, решение которых требует осознанного использования материалистической диалектики в качестве всеобщего метода познания и преобразования действительности. Это касается прежде всего проблемы комплексного подхода в познании и освоении объекта познания и практики. Другой важной проблемой диалектики научного познания и практики является диалектическая природа комплексного подхода к решению практических задач. Комплексный подход к решению технических, экономических, социальных проблем общественной жизни возможен только на основе марксистской диалектики. Дело в том, что в решении социальных проблем нельзя допускать односторонности, при которой может «выпасть» из поля зрения какой-либо существенный аспект. Известно, что при решении сложных вопросов В.И.Ленин ставил на первое место именно требование всесторонности, которое предполагает разработку методологических принципов создания органической системы теорий и методов, способной охватить все стороны, связи и опосредования решаемых практических задач. Насколько сложна проблема системного объединения теорий и методов для решения комплексных задач практики, можно видеть на примере создания теоретической системы «наука — техника». Современные большие технические системы, выступая средством удовлетворения разнообразных потребностей общества, опосредуют многие стороны жизнедеятельности людей. Эти связи и опосредования столь значительны, сложны и специфичны, что не могут быть исследованы и описаны только в рамках одной какой-либо теории и потому составляют предмет ряда наук: прикладных разделов теоретического естествознания, технических наук, инженерной технологии, эргономики, технической эстетики, экологии, экономики технического прогресса, психологии труда и др. При этом любая из используемых теорий не растворяется в комплексе, не утрачивает своей специфической роли, будучи методологически основана на принципах диалектики, логики и теории познания, каждая из них имеет собственный предмет, аспект, вычленяя ту или другую сторону объекта исследования, обладающую лишь относительной самостоятельностью. Причем одна из этих теорий, входящих в комплекс, призвана синтезировать знания о всех других сторонах исследуемого объекта, выполнять интегрирующую функцию на «нижней» ступеньке иерархического ряда наук данного комплекса. По мере того как процесс производства превращается в «экспериментальную науку, материально творческую и предметно воплощающуюся науку»39, данная тенденция все более углубляется. Такую роль, например, в системе «наука — техника» выполняют технические науки. В исследованиях и разработках искусственных объектов, в том числе новой техники, ныне принимает участие целый ряд представителей различных технических наук. Важной формой объединения усилий ученых, получившей высокую оценку на XXVI съезде КПСС, являются целевые комплексные программы, предусматривающие решение крупных социально-технических проблем. Известно, что на одиннадцатую пятилетку уже «сформировано около 40 целевых комплексных научно-технических программ». Их осуществление составит крупный вклад в создание материально-технической базы коммунизма. «Наряду с ними выполняется более 120 программ по решению наиболее важных научно-технических проблем»40. В связи с этим перед диалектикой стоит задача разработки общих методологических принципов системной организации теоретических знаний. Превращение теоретического знания в важнейший фактор повышения эффективности общественной производительной силы социалистического общества остро ставит проблему возрастания роли субъективного фактора в познании и освоении окружающего мира. Развертывание НТР выдвинуло задачу сознательного управления этим процессом, с тем чтобы повысить уровень организации научного познания и практического использования науки. Известно, что «чем более люди отдаляются от животных, тем более их воздействие на природу принимает характер преднамеренных, планомерных действий, направленных на достижение определенных, заранее известных целей»41. Соответственно возникла необходимость дальнейшего исследования процесса перехода от теории к практике и в этом смысле опредмечивания теоретических знаний. Диалектико-материалистическое понимание данного процесса основано на известном положении К.Маркса о превращении науки в непосредственную производительную силу. Этот тезис означает прежде всего становление науки в ее прикладной функции, а «онаучивание» производства выступает критерием степени превращения науки в непосредственную производительную силу, не являясь самим процессом такого превращения42, поскольку в процессе опредмечивания научные знания утрачивают свою идеальную форму, они как бы «угасают» в объекте, приобретают материальную форму свойств объекта. Важным следствием становления науки в качестве непосредственной производительной силы является изменение характера производственно-трудовой деятельности людей, стремящихся заменить устаревающий опыт сознательным применением научного знания. При анализе механизма практического использования теоретических знаний необходимо исходить из диалектико-материалистического принципа отражения, в соответствии с которым наука неотделима от человека, от субъекта познания и практики, носителя теоретических знаний, в роли которого выступают ныне не только ученые, но и инженеры, рабочие. Это тем более важно учитывать, что диалектика превращения идеального в материальное, использование теоретических знаний в решении сложных практических задач не только показывают огромные возможности науки, но и обнаруживают определенную ее ограниченность. Сами по себе теории, внутренняя логика их развития не дают необходимого для опредмечивания знаний полного, адекватного конкретным условиям понимания объекта. Именно практика задает общее генеральное направление науке. Практическое использование теории всегда ставит проблему ее «доводки», конкретизации в каких-то отношениях. Хотя теории и создаются в целях получения практически полезных знаний, они нуждаются в практических «поправочных» коэффициентах, обусловленных конкретностью решаемых проблем. Тезис о конкретности истины выступает важным требованием, призванным обеспечивать практическое использование теорий. Следует заметить, что «доводка» может быть сложной, трудоемкой, иногда даже требующей создания новых, специальных теорий. Так, задачи освоения космоса привели к возникновению космической биологии и медицины, новых разделов металловедения и т.д. Недостаточно полный учет диалектики абстрактного и конкретного, требования конкретности истины могут в ряде случаев исказить реальный познавательный процесс и механизм опредмечивания теоретических знаний, в частности привести к смешению задач естествознания и технических наук. Гносеологические корни такого смешения функций различных видов научного знания в ходе решения практических задач состоят в том, что при определении предмета наук и постановке конкретных задач огрубляется, упрощается процессуальный динамический характер получения знания и его опредмечивания в практике. При этом необходимо учесть следующее: разграничение предмета и функций фундаментальных и прикладных, общественных, естественных и технических наук как специфических видов знания обусловлено тем, что приспособление, преобразование природных объектов с целью удовлетворения общественных потребностей требует предварительного познания их в природном, естественном бытии. Это делает возможным последующее выдвижение практической задачи, а затем создание соответствующей системы знаний, на базе которой можно разрабатывать проекты технических средств с определенными функциями, методы и средства их внедрения в производственную практику. Такой специфической системой знаний являются прежде всего технические науки. Естественные науки служат главным источником глубоких технических идей, а разработка последних с учетом конкретных общественных потребностей, доведение их до практического использования — дело технических наук. К сожалению, до сих пор не проводилось необходимых широких логико-методологических, гносеологических исследований технического знания, хотя еще в 1959 г. академик И.И.Артоболевский, оценивая положение в технических науках, отмечал, что «слабая разработка методологических вопросов и недооценка важности овладения основами диалектического метода в науке о машинах являются одними из основных причин отставания многих вопросов теории машин от запросов практики»43. Ныне самим ходом развития общественно-исторической практики такая задача поставлена в разряд важнейших и актуальнейших направлений философского исследования. Любая теория должна строиться на основе методологических принципов материалистической диалектики. Это общее положение имеет исключительную важность, особенно там, где наука исследует чрезвычайно сложные динамические системы, в которых компоненты различной природы взаимодействуют в искусственно создаваемых условиях, сильно отличающихся от естественных. Именно в применении к таким объектам возникли и получили широкое развитие вероятностные методы анализа, статистические теории, исследующие процессы самоорганизации, управления и т.п. Диалектическое понимание объекта и путей его познания позволяет любой науке реализовать важнейшее положение диалектики о том, что «условие познания всех процессов мира в их „самодвижении", в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства противоположностей»44. Именно теоретическое воспроизведение объективных противоречий в их сложной системной связи способствует появлению в науке так называемых многокритериальных задач, оптимальный вариант решения которых; можно найти лишь на пути дополнения теоретических выводов рядом практических соображений. Нужно сказать, что уровень современного теоретического знания оказался в известной мере недостаточным, чтобы с его помощью решать столь сложные задачи без упрощающих допущений. Это, естественно, ограничивает возможность выработки конкретных рекомендаций для практического использования многих научных достижений. Данное обстоятельство связано, в частности, с тем, что для выявления существенных свойств сложного объекта, для определения их практической ценности приходится восходить от уровня рассмотрения этого объекта к системе более широкой и таким путем искать общее решение. Например, при выборе оптимальных параметров теплоэнергетической установки (большой системы) необходим учет не только внутренних взаимосвязей, находящихся в сложных противоречивых отношениях, но и широкого круга иных физико-технических и экономических факторов. Эта ситуация типична для познания и разработки любого объекта комплексного исследования. Рассматривая такие объекты, специалисты приходят к выводу, что теоретически вообще ни для одной сложной системы нельзя точно и строго определить критерий эффективности, не поднимаясь при этом до самого высокого уровня рассмотрения — до учета социальных факторов. Между тем анализ понятия «оптимальное» показывает, что оно своеобразно отражает совокупность целого ряда внутренних и внешних противоречий исследуемой системы. Трудности в том и состоят, чтобы в результате анализа такого комплекса противоречий найти наилучший вариант их разрешения. Задачи теоретического проектирования и практического создания оптимально функционирующих больших систем усложняются проблемой выбора и учёта необходимых социальных характеристик таких систем и установления соответствующих им технических параметров. Итак, проблема разработки диалектико-материалистических методологических принципов оптимизации практического решения комплексных задач выдвигается ныне в разряд важнейших. В связи с этим в нашей литературе даже ставился вопрос о создании специальной науки — оптимологии как теоретической дисциплины, имеющей целью раскрыть диалектическое содержание оптимальности, ее относительность, обусловленность «борьбой» противоположностей, разработать общие научно-теоретические предпосылки принятия решений.
Примечания 1 Менделеев Д.И. Основы химии, т. I. М.-Л., 1947, с. 9. 2 См. Воронович Б.А. Философский анализ структуры практики. М., 1972; Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974; Крымский С.Б. Научное знание и принципы его трансформации. Киев, 1974; Андр ee в И.Д. Научная теория и методы познания; Костюк В.Н. Методология научного исследования. Киев, 1976; Комаров В.К. О соотношении фундаментального и прикладного знания. Волгоград, 1976; Г apa н А.И. Общественные науки; особенности, генезис, структура. Киев, 1977; Микешина Л.А. Детерминация естественнонаучного познания; Рахитов А. И. Философские проблемы науки. М., 1977; Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М., 1978; Единство марксистско-ленинской теории и практики. Саратов, 1978; Понятие деятельности в философской науке. Томск, 1978; Научные теории: Структура и развитие. М., 1978; Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании; Штофф В.А. Проблема методологии научного познания; Общественное сознание и общественная практика. М, 1979. 3 См. Попович М., Садовский В. Теория. — Философская энциклопедия, т. 5. М., 1970, с. 205. 4 Рузавин Г. И. Научная теория. Логико-методологический анализ. М., 1978, с. 7. 5 Ламарк. Философия зоологии, т. 1. М. — Л., 1935, с. 51. 6 Герцен А. И. Избр.филос. произв., т. I, с. 97. 7 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 39, с. 174. 8 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 171. 9 Материалы XXVI съезда КПСС, с. 43. 10 Там же. 11 Подробнее об этом см.: Рузавин Г. И. Методы научного исследования. М., 1974; его же. Научная теория. 12 См. Рузавин Г. И. Научная теория, с. 18 — 27. 13 См. Мостепаненко М.В. Философия и физическая теория. Л., 1969; Бранский В.П. Философские основания проблемы синтеза релятивистских и квантовых принципов. Л., 1973; Иванов В.Г., Лезгина М.Л. детерминация научного поиска. Л., 1978; Рузавин Г.И. Научная теория). 14 См. Петленко В.П. Философские вопросы теории патологии, кн. 1-2. Л., 1968-1971. 15 См.,, напр.. Противоречия в развитии естествознания. М., 1965; Структурный анализ диалектического противоречия. Свердловск, 1975; Суханов В.И. Предметное противоречие, его структура и механизм действия. Саратов, 1976; Диалектическое противоречие. М., 1979. 16 См. Баженов Л. Б. Строение и функции естественнонаучной теории. — Синтез современного научного знания, с. 417. 17 Подробнее об этом см.: Жариков Е.С. Проблема предсказания в науке, — Логика и методология науки. М., 1967; Никитин Е.П. Объяснение — функция науки. М., 1970; Виноградов В.Г., Гончарук С.И. Законы общества и научное предвидение. М., 1973. 18 Новый факт или явление могут быть обнаружены и непредсказанным образом, быть неожиданными. 19 См. Попович М.В. Выявление пределов теории в ходе ее развития. — Логика научного исследования. 20 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 18, с, 139. 21 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13, с. 497. 22 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 138. 23 Кумпф Ф., Оруджев 3. Диалектическая логика, с. 221 — 222. 24 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 1, с. 141 — 142. 25 Дайсон Ф. Новаторство в физике. — Над чем думают физики, вып. 2. Элементарные частицы. М., 1963, с. 91. 26 Бурбаки Н. Очерки по истории математики, М., 1963, с. 41. 27 Макс Планк. М., 1958, с. 51. 28 Бутлеров А. М. Соч., т. 1. М., 1953, с. 380. 29 Оруджев 3.М. Проблема доказательства в диалектической лотке. — «Философские науки», 1976, № 3, с. 54. 30 Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике, т. I. М., 1965, с. 130. 31 Материалистическая диалектика и методы естественных наук. ^ М., 1968, с. 341. 32 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 539. 33 Брежнев Л. И. Ленинским курсом. Речи и статьи, т. 5. М., 1976, с. 361. 34 См. Микулинский С. Р. Методологические вопросы историко-научного исследования. М., 1974, с. 32. 35 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 25, ч. I, с. 115-116. 36 Материалы XXVI съезда КПСС, с. 42-43. 37 Там же, с. 144. 38 Брежнев Л. И. Ленинским курсом, т. 5, с. 366. 39 Маркс К„ Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. П, с. 221. 40 См. Гвишиани Д. Главный путь повышения эффективности производства. — «Правда», 27 марта 1981 г. 41 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 494; 42 Подробно об этой проблеме см.: Марахов В. Г. Структура и развитие производительных сил социалистического общества, с. 95-100. 43 Артоболевский И. И. Современное состояние теории машин и ее ближайшие задачи. М., 1959, с. 39. 44 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 317.
Глава V
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.119 (0.024 с.) |